Сибирь - еврейская земля
р
рак
Не устает радовать легендарный еврейский сайт семь сорок. Приводимая ниже статья - образчик шовинистского мышления некоторых еврейских националистов, которые не замечают в этом мире ничего кроме евреев.
зы. Этак недолго дописаться до того, что Россия должна Израилю выплатить компенсацию за эксплуатацию исконно еврейсих земель Западной Сибири, НУ И ЕСТЕСТВЕННО ЗА ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ (как этого требуют Польша,Литва, ЛАТВИЯ И Эстония)
http://www.sem40.ru/ourpeople/world/russia/17220/
Еврейская душа Сибири
Сибирь – многонациональный район. На ее территории с XVII века проживают более двадцати народов, в том числе и евреи. Освоение Сибири шло насильственным путем (политические ссыльные, военнопленные) и с помощью мирного переселения, которое было вызвано экономическими, национальными и политическими мотивами.
Первое упоминание о еврейском населении в Сибири относится к началу второй четверти XVII века. Во время войны с Польшей в 1632–1634 годы евреи были среди угнанных в плен жителей городов и деревень – поляков, немцев, литовцев. В Москве их опасались оставлять, дабы не выведали они каких-либо секретов, и ссылали в Сибирь.
Имеются и документальные свидетельства, что в 1658–1659 годах в Сибирь были сосланы евреи, проживавшие в Новонемецкой слободе в Москве.
В течение многих тысячелетий евреи попадали за Урал исключительно в качестве каторжан и ссыльных. Ссылка в Сибирь сделалось традиционной с 1754 года, хотя правительство применяло ее как карательную меру гораздо раньше.
Город Ачинск был основан в 1682 году. С середины XIX века в Ачинске начали поселяться ссыльные евреи.
В дальнейшем динамика численности евреев была следующая: в 1861 году – 161, в 1888-м – 308, в 1897-м – 484, в 1904-м – 572, в 1905-м – 580, в 1910-м – 565 (6,2%), в 1913-м – 776, в 1917-м – 1091 (7,5%), в 1920-м – 1149, в 1926-м – 1192 (6,7%), в 1939-м – 675. Далее данных переписи еврейского населения в Ачинском еврейском архиве нет. Кроме ссыльных изредка, с разрешения властей, попадали в Сибирь и вольные "полезные для края" евреи и оставались там навсегда со своим потомством. Чаще всего это были винокуры.
С введением в 1827 году Николаем I Указа о воинской повинности в Сибири оказались еврейские солдаты – кантонисты. Кантонистами называли солдатских сыновей, которые числились за военным ведомством со дня рождения. Институт кантонистов существовал в России с 1721–1856 год. Евреи-кантонисты могли пользоваться гражданскими правами наряду с русским населением. Это позволяло им получить образование и пойти на государственную службу. Кроме того, кантонисты имели право выбирать место жительства за чертой оседлости, в том числе и в Сибири. (Согласно Указу царя о черте оседлости, евреям было разрешено жить в 15 губерниях, но Сибирь была исключена из этого списка.) Кроме того, кантонистам давалось право на приобретение земельных участков и другие льготы. Они обзаводились семьями и образовывали общины.
В 1836 году вышел царский Указ о заселении евреями пустующих земель Сибири. Они должны были создать там сельскохозяйственные колонии. Об этом Указе было сообщено всем еврейским общинам. Так как жизнь в черте оседлости была невыносимой, да к тому же переселенцы были освобождены от воинской повинности (а это 25 лет службы), в Сибирь ринулось множество еврейских семей. На новом месте они образовывали свои поселки, занимались хлебопашеством. Потомки этих колонистов рассеялись по всей Сибири. К концу XIX века в Сибири проживало около 35 000 евреев, а в 60-х годах XIX века благодаря проведению либеральных реформ у евреев появилась возможность проживать на законном порядке повсеместно вне черты оседлости. В Сибирь хлынул поток не только евреев-купцов, но и представителей других видов деятельности – врачей, ремесленников, пивоваров, винокуров. Образовывались еврейские общины, которые сохраняли и передавали национальные ценности своего народа из поколения в поколение.
Создание еврейской общины в г. Ачинска датируется 1876 годом. По переписи населения в 1897 году в Ачинске проживали 484 еврея. Реальное число, скорее всего, было в 1,5 раза больше. Дело в том, что селиться в городе разрешали только евреям-ремесленникам, а купцам и торговцам – нет. В конце XIX – начале XX века наблюдался быстрый рост численности еврейской общины. Община была центром, включавшим в себя синагогу, еврейскую школу, училище, просветительные и благотворительные организации. Община не только помогала каждому еврею организовать свой быт, но и стремилось передать богатое духовное наследие еврейского народа молодому поколению.
В начале ХХ века в Енисейской губернии появились хедеры. В них обучались только мальчики от шести до двенадцати лет. К началу 1907 года в Енисейской губернии было пять еврейских училищ: в Красноярске, Енисейске, Канске и два в Ачинске. В 1917 году Ачинское еврейское общество (около 1000 членов) обратилось в Ачинскую Городскую Думу с просьбой включить еврейскую школу в городскую школьную сеть.
Также в Ачинске в течение нескольких лет существовало еврейское училище "Талмуд-Тора". С 1920 года за неимением средств училище временно не работало. В 1922 году община снова открыла в старом помещении синагоги школу, которая стала называться "5-я Ачинская единая трудовая еврейская школа I степени" и вошла в школьную сеть. В школе на 160 учащихся было три группы, педагогический состав состоял из пяти человек, из них два учителя еврейского языка. С разрешения Министерства народного просвещения в Ачинске кроме этого училища было открыто училище для бедных детей и сирот – "Талмуд-Тора", которое содержалось на пожертвования. В еврейском училище и "Талмуд-Торе" изучались русский язык, арифметика, чистописание, краткий курс истории и географии. Из еврейских предметов большое внимание уделяли истории и древнееврейскому языку. Школы выполняли не только образовательную, но и культурно-просветительную функцию, способствовали сохранению национального самосознания, языка, истории и являлись центром национальной культурной жизни.
Данная практика дореволюционной национальной школы, в том числе еврейской, актуальна и в настоящее время, так как создание национальных школ с целью воспитания молодого поколения в духе национальных традиций рассматривается в наше время как одна из основ национального возрождения.
Еврейское просветительское движение "Гаскала" (в переводе с иврита – “просвещение”) занималось приобщением евреев к национальной культуре. Наиболее остро стояла языковая проблема. В XX веке в Ачинске открылся Томский филиал общества распространения просвещения между евреями (ОПЕ). Просветительские организации были одним из важных элементов общения. Деятельность ОПЕ в основном была направлена на то, чтобы каждый еврей знал родной язык и национальную культуру.
В марте–апреле 1917 года в Ачинске было образовано Еврейское литературное общество, возникли сионистские группы и отделения Бунда. В 1918–1919 годах в Ачинске функционировала сионистская организация. В 1921 году был открыт филиал Иркутской еврейской библиотеки.
Ачинские евреи внесли немалый вклад в современную историю. В газете "Шалом" ? 4 за 2005 год я прочитала статью Рафаила Файнберга "Возрождение Фонда", где он пишет, что в начале прошлого века среди евреев Российской империи была широко известна организация Еврейский национальный фонд – Керен Кайемет Леисраэль, что в переводе с иврита означает "Основной фонд для Израиля". Сейчас это название мало о чем говорит современному читателю. Главной целью Фонда был сбор средств для покупки земли в тогдашней Палестине. Евреи увидели в Фонде реальную поддержку реализации их мечты о возрождении нации, и в 1912 и 1913 годах евреи Ачинска приняли активное участие в сборе денег.
Профессиональная занятость еврейского населения была различна. Известны имена евреев-купцов, которые внесли большой вклад в развитие уезда и города. Шлейман Соломонович Шиндерман содержал магазин готовой одежды, Яков Мордухович Розенштейн был председателем школьной комиссии еврейского общества. Афраим Зарохович Сейгель (в народе называли Африкан Зарохович) с 1914 года возглавлял кирпичный завод. Многие здания того времени в городе и уезде, в том числе и синагога, были построены из кирпича, изготовленного на этом заводе. Ему принадлежал роскошный дом, где сейчас располагается городская поликлиника N 1.
Купец Исай Патушинский имел богатый дом по нынешней улице Ленина, 14, который представляет историческую ценность и сейчас нуждается в реставрации. Его сын Леонтий Исаевич Патушинский был известным в Ачинске и районе врачом. О нем старожилы хранят добрую память. Таких называют "врачами от Б-га". Он мог простыми средствами поставить человека на ноги. Больные стремились попасть на прием только к нему. Иногда очередь доходила лишь на третьи сутки. В начале 20-х годов ХХ века Леонтий Исаевич возглавлял отдел здравоохранения города. Он сумел добиться осуществления своей мечты – открыть в городе Дом ребенка. Первых малышей новое медицинское учреждение приняло 13 марта 1921 года. Возле Драматического театра находится улица, которая с послевоенных лет носит имя врача Леонтия Патушинского. К сожалению, памятник ему на новом еврейском кладбище находится в полуразрушенном состоянии, родственников не осталось, а у общины нет средств на его восстановление.
Помогала ликвидировать безграмотность в Ачинске в 20– 30-х годах ХХ века Фаина Исааковна Гамарник. Она награждена орденом Ленина и медалью "За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны".
В послевоенные годы (1948) заведующим городским отделом образования был назначен С.И. Поплавский. Позднее он стал заместителем председателя исполкома. В 80-х годах заведующим отделом народного образования был Иосиф Ульянович Чехович, отличник народного просвещения.
Известны в городе врачебная династия хирургов Каминских, спасших много жизней, династия художников Дубинских.
В 1910 году в Ачинске родился генерал-лейтенант, кандидат военных наук, профессор Михаил Абрамович Мильштейн (1910–1992), сотрудник спецслужб с 1966 года. В Ачинске он получил педагогическое образование, а затем окончил спецшколу Генштаба РККА и Военную академию Генштаба. С 1932 года он как сотрудник Генштаба РККА неоднократно выезжал в США, Югославию, Канаду со спецзаданиями. В 1948–1954 годах был начальником ряда управлений Главного разведывательного управления. В 1954–1972 годах – начальник кафедры разведки Военной академии Генштаба. С 1972 года в отставке, главный научный сотрудник Института США и Канады АН СССР.
О жизни сибирских замечательных евреев можно написать целую книгу, но это – уже совсем другая история.
В 1859 году в Ачинске была построена деревянная синагога. В 1895 года с разрешения министра внутренних сил была открыта еще одна синагога. В 1905 году ачинская еврейская община выступила перед Городской Думой с ходатайством об отводе участка земли под строительство каменного здания синагоги. В 1907 году строительство каменной синагоги было завершено, она была построена по проекту архитектора Владимира Александровича Соколовского. С этого времени вся жизнь общины была сосредоточена только в этом здании.
Имеет история ачинского еврейства и печальные страницы.
В 1920 году вышел Декрет об отделении церкви от государства и школы. На сновании его была произведена опись ценностей всех культовых учреждений города и арестованы их счета в казначействе. В апреле 1922 года наличный капитал ачинской синагоги составлял 28 тысяч 222 рубля. Эти средства и были арестованы. При изъятии культовых ценностей в первую очередь взялись за синагогу. С 22 апреля по 12 мая 1922 года было изъято ценностей на сумму 5 тысяч 110 рублей (серебряные культовые предметы). При сдаче ценностей в казначейство они взвешивались обычным безменом из-за отсутствия специальных весов. При этом определенная доля ценностей "прилипала" к рукам ликвидаторов.
Власть работала очень оперативно, и, согласно постановлению городского совета, все культовые учреждения были закрыты. В апреле 1930 года вышло Постановление Совнаркома "О необоснованном закрытии церквей и ущемлении свободы совести граждан". Все культовые учреждения города начали свою работу вновь – кроме синагоги. Здание синагоги передали под клуб артели "Восход", затем под Дом учителя, Дом пионеров, а с 1990 года и по настоящее время там располагается станция скорой медицинской помощи.
Здание синагоги двухэтажное, построено из красного кирпича, удивительной архитектуры, находится в хорошем состоянии. До сих пор на фасаде сохранились "Лухат Абрит" (Скрижали Завета) и со всех сторон горят огромные звезды Давида, которые не смогли уничтожить ни люди, ни время. Проходя мимо здания, замираешь под сиянием этих звезд и чувствуешь Б-жественную силу, заряжающую энергией жизни.
Старожилы вспоминают, как маленькими детьми они ходили сюда молиться и целовали "деревянную куклу, завернутую в ткань" – это был Свиток Торы.
Последний путь человека перед встречей с Всевышним не менее важен, чем его появление на свет. У каждой нации есть свои ритуалы, традиции провода человека в последний путь и свои кладбища. Кладбища можно сравнить с гигантскими книгами памяти. На надгробных памятниках и плитах высечены имена многих замечательных, но не редко забытых людей, которые внесли свой вклад в историю. В конце XIX – начале XX века еврейские кладбища были полностью уничтожены, разграблены. На месте одного из них (в современной части города) были построены ресторан, Дворец культуры, два детских сада и разбита парковая зона. На территории другого кладбища, которое находилось в старой части города, из кирпичей разрушенного христианского храма была построена городская баня. Это факты вандализма в истории еврейской общины Ачинска. Это наша печальная история, такая же, как и еврейские погромы 1907 года.
Но жизнь идет своим чередом. С 2005 года благодаря финансовой поддержке Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России, у местной общины появилась возможность проводить шаббаты, записывать новые фонограммы и приобретать костюмы для шоу-группы "Яхад", к каждому празднику выпускать информационный еврейский вестник "Кармель", оказывать благотворительную помощь.
Дети молодежного клуба "Яхад" к праздникам готовят театрализованные представления. На конкурсе "Лучший проект 2005 года", который проходил в Киеве, проект создания молодежного музыкального театра был отмечен как заслуживающий внимания.
Кроме того, у общины появилась возможность реализовать новый проект "Еврейские куклы". Сонька – Золотая ручка – это первая кукла, самая красивая и самая любимая, потому что по этапу Сонька в кандалах шла через Ачинск. По одной из версий, согласно решению суда, она получила суровый приговор: "Варшавскую мещанку Шейндлю-Суру Лейбову Розенбад, она же Рубинштейн, она же Школьник, Бреннер и Блювштейн, урожденную Соломониак, лишив всех прав состояния, сослать на поселение в отдаленнейшие места Сибири". Местом ссылки стала глухая деревня Лужки Иркутской губернии, откуда летом 1885 года Сонька совершила побег…
В Ачинске много талантливой молодежи, среди них гордость общины – трубач Артем Аунс, который на праздниках исполняет еврейские мелодии. Сергей Лейман, выпускник Ачинского кадетского корпуса, стал победителем краевого фестиваля "Салют – Победа" в 2005 году в номинации "вокал", имел честь выступать в Кремле на концерте, посвященному 60-летию Победы.
Н.Энгель, МЕГ (Р)
[Сообщение изменено пользователем 03.06.2006 12:58]
зы. Этак недолго дописаться до того, что Россия должна Израилю выплатить компенсацию за эксплуатацию исконно еврейсих земель Западной Сибири, НУ И ЕСТЕСТВЕННО ЗА ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ (как этого требуют Польша,Литва, ЛАТВИЯ И Эстония)
http://www.sem40.ru/ourpeople/world/russia/17220/
Еврейская душа Сибири
Сибирь – многонациональный район. На ее территории с XVII века проживают более двадцати народов, в том числе и евреи. Освоение Сибири шло насильственным путем (политические ссыльные, военнопленные) и с помощью мирного переселения, которое было вызвано экономическими, национальными и политическими мотивами.
Первое упоминание о еврейском населении в Сибири относится к началу второй четверти XVII века. Во время войны с Польшей в 1632–1634 годы евреи были среди угнанных в плен жителей городов и деревень – поляков, немцев, литовцев. В Москве их опасались оставлять, дабы не выведали они каких-либо секретов, и ссылали в Сибирь.
Имеются и документальные свидетельства, что в 1658–1659 годах в Сибирь были сосланы евреи, проживавшие в Новонемецкой слободе в Москве.
В течение многих тысячелетий евреи попадали за Урал исключительно в качестве каторжан и ссыльных. Ссылка в Сибирь сделалось традиционной с 1754 года, хотя правительство применяло ее как карательную меру гораздо раньше.
Город Ачинск был основан в 1682 году. С середины XIX века в Ачинске начали поселяться ссыльные евреи.
В дальнейшем динамика численности евреев была следующая: в 1861 году – 161, в 1888-м – 308, в 1897-м – 484, в 1904-м – 572, в 1905-м – 580, в 1910-м – 565 (6,2%), в 1913-м – 776, в 1917-м – 1091 (7,5%), в 1920-м – 1149, в 1926-м – 1192 (6,7%), в 1939-м – 675. Далее данных переписи еврейского населения в Ачинском еврейском архиве нет. Кроме ссыльных изредка, с разрешения властей, попадали в Сибирь и вольные "полезные для края" евреи и оставались там навсегда со своим потомством. Чаще всего это были винокуры.
С введением в 1827 году Николаем I Указа о воинской повинности в Сибири оказались еврейские солдаты – кантонисты. Кантонистами называли солдатских сыновей, которые числились за военным ведомством со дня рождения. Институт кантонистов существовал в России с 1721–1856 год. Евреи-кантонисты могли пользоваться гражданскими правами наряду с русским населением. Это позволяло им получить образование и пойти на государственную службу. Кроме того, кантонисты имели право выбирать место жительства за чертой оседлости, в том числе и в Сибири. (Согласно Указу царя о черте оседлости, евреям было разрешено жить в 15 губерниях, но Сибирь была исключена из этого списка.) Кроме того, кантонистам давалось право на приобретение земельных участков и другие льготы. Они обзаводились семьями и образовывали общины.
В 1836 году вышел царский Указ о заселении евреями пустующих земель Сибири. Они должны были создать там сельскохозяйственные колонии. Об этом Указе было сообщено всем еврейским общинам. Так как жизнь в черте оседлости была невыносимой, да к тому же переселенцы были освобождены от воинской повинности (а это 25 лет службы), в Сибирь ринулось множество еврейских семей. На новом месте они образовывали свои поселки, занимались хлебопашеством. Потомки этих колонистов рассеялись по всей Сибири. К концу XIX века в Сибири проживало около 35 000 евреев, а в 60-х годах XIX века благодаря проведению либеральных реформ у евреев появилась возможность проживать на законном порядке повсеместно вне черты оседлости. В Сибирь хлынул поток не только евреев-купцов, но и представителей других видов деятельности – врачей, ремесленников, пивоваров, винокуров. Образовывались еврейские общины, которые сохраняли и передавали национальные ценности своего народа из поколения в поколение.
Создание еврейской общины в г. Ачинска датируется 1876 годом. По переписи населения в 1897 году в Ачинске проживали 484 еврея. Реальное число, скорее всего, было в 1,5 раза больше. Дело в том, что селиться в городе разрешали только евреям-ремесленникам, а купцам и торговцам – нет. В конце XIX – начале XX века наблюдался быстрый рост численности еврейской общины. Община была центром, включавшим в себя синагогу, еврейскую школу, училище, просветительные и благотворительные организации. Община не только помогала каждому еврею организовать свой быт, но и стремилось передать богатое духовное наследие еврейского народа молодому поколению.
В начале ХХ века в Енисейской губернии появились хедеры. В них обучались только мальчики от шести до двенадцати лет. К началу 1907 года в Енисейской губернии было пять еврейских училищ: в Красноярске, Енисейске, Канске и два в Ачинске. В 1917 году Ачинское еврейское общество (около 1000 членов) обратилось в Ачинскую Городскую Думу с просьбой включить еврейскую школу в городскую школьную сеть.
Также в Ачинске в течение нескольких лет существовало еврейское училище "Талмуд-Тора". С 1920 года за неимением средств училище временно не работало. В 1922 году община снова открыла в старом помещении синагоги школу, которая стала называться "5-я Ачинская единая трудовая еврейская школа I степени" и вошла в школьную сеть. В школе на 160 учащихся было три группы, педагогический состав состоял из пяти человек, из них два учителя еврейского языка. С разрешения Министерства народного просвещения в Ачинске кроме этого училища было открыто училище для бедных детей и сирот – "Талмуд-Тора", которое содержалось на пожертвования. В еврейском училище и "Талмуд-Торе" изучались русский язык, арифметика, чистописание, краткий курс истории и географии. Из еврейских предметов большое внимание уделяли истории и древнееврейскому языку. Школы выполняли не только образовательную, но и культурно-просветительную функцию, способствовали сохранению национального самосознания, языка, истории и являлись центром национальной культурной жизни.
Данная практика дореволюционной национальной школы, в том числе еврейской, актуальна и в настоящее время, так как создание национальных школ с целью воспитания молодого поколения в духе национальных традиций рассматривается в наше время как одна из основ национального возрождения.
Еврейское просветительское движение "Гаскала" (в переводе с иврита – “просвещение”) занималось приобщением евреев к национальной культуре. Наиболее остро стояла языковая проблема. В XX веке в Ачинске открылся Томский филиал общества распространения просвещения между евреями (ОПЕ). Просветительские организации были одним из важных элементов общения. Деятельность ОПЕ в основном была направлена на то, чтобы каждый еврей знал родной язык и национальную культуру.
В марте–апреле 1917 года в Ачинске было образовано Еврейское литературное общество, возникли сионистские группы и отделения Бунда. В 1918–1919 годах в Ачинске функционировала сионистская организация. В 1921 году был открыт филиал Иркутской еврейской библиотеки.
Ачинские евреи внесли немалый вклад в современную историю. В газете "Шалом" ? 4 за 2005 год я прочитала статью Рафаила Файнберга "Возрождение Фонда", где он пишет, что в начале прошлого века среди евреев Российской империи была широко известна организация Еврейский национальный фонд – Керен Кайемет Леисраэль, что в переводе с иврита означает "Основной фонд для Израиля". Сейчас это название мало о чем говорит современному читателю. Главной целью Фонда был сбор средств для покупки земли в тогдашней Палестине. Евреи увидели в Фонде реальную поддержку реализации их мечты о возрождении нации, и в 1912 и 1913 годах евреи Ачинска приняли активное участие в сборе денег.
Профессиональная занятость еврейского населения была различна. Известны имена евреев-купцов, которые внесли большой вклад в развитие уезда и города. Шлейман Соломонович Шиндерман содержал магазин готовой одежды, Яков Мордухович Розенштейн был председателем школьной комиссии еврейского общества. Афраим Зарохович Сейгель (в народе называли Африкан Зарохович) с 1914 года возглавлял кирпичный завод. Многие здания того времени в городе и уезде, в том числе и синагога, были построены из кирпича, изготовленного на этом заводе. Ему принадлежал роскошный дом, где сейчас располагается городская поликлиника N 1.
Купец Исай Патушинский имел богатый дом по нынешней улице Ленина, 14, который представляет историческую ценность и сейчас нуждается в реставрации. Его сын Леонтий Исаевич Патушинский был известным в Ачинске и районе врачом. О нем старожилы хранят добрую память. Таких называют "врачами от Б-га". Он мог простыми средствами поставить человека на ноги. Больные стремились попасть на прием только к нему. Иногда очередь доходила лишь на третьи сутки. В начале 20-х годов ХХ века Леонтий Исаевич возглавлял отдел здравоохранения города. Он сумел добиться осуществления своей мечты – открыть в городе Дом ребенка. Первых малышей новое медицинское учреждение приняло 13 марта 1921 года. Возле Драматического театра находится улица, которая с послевоенных лет носит имя врача Леонтия Патушинского. К сожалению, памятник ему на новом еврейском кладбище находится в полуразрушенном состоянии, родственников не осталось, а у общины нет средств на его восстановление.
Помогала ликвидировать безграмотность в Ачинске в 20– 30-х годах ХХ века Фаина Исааковна Гамарник. Она награждена орденом Ленина и медалью "За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны".
В послевоенные годы (1948) заведующим городским отделом образования был назначен С.И. Поплавский. Позднее он стал заместителем председателя исполкома. В 80-х годах заведующим отделом народного образования был Иосиф Ульянович Чехович, отличник народного просвещения.
Известны в городе врачебная династия хирургов Каминских, спасших много жизней, династия художников Дубинских.
В 1910 году в Ачинске родился генерал-лейтенант, кандидат военных наук, профессор Михаил Абрамович Мильштейн (1910–1992), сотрудник спецслужб с 1966 года. В Ачинске он получил педагогическое образование, а затем окончил спецшколу Генштаба РККА и Военную академию Генштаба. С 1932 года он как сотрудник Генштаба РККА неоднократно выезжал в США, Югославию, Канаду со спецзаданиями. В 1948–1954 годах был начальником ряда управлений Главного разведывательного управления. В 1954–1972 годах – начальник кафедры разведки Военной академии Генштаба. С 1972 года в отставке, главный научный сотрудник Института США и Канады АН СССР.
О жизни сибирских замечательных евреев можно написать целую книгу, но это – уже совсем другая история.
В 1859 году в Ачинске была построена деревянная синагога. В 1895 года с разрешения министра внутренних сил была открыта еще одна синагога. В 1905 году ачинская еврейская община выступила перед Городской Думой с ходатайством об отводе участка земли под строительство каменного здания синагоги. В 1907 году строительство каменной синагоги было завершено, она была построена по проекту архитектора Владимира Александровича Соколовского. С этого времени вся жизнь общины была сосредоточена только в этом здании.
Имеет история ачинского еврейства и печальные страницы.
В 1920 году вышел Декрет об отделении церкви от государства и школы. На сновании его была произведена опись ценностей всех культовых учреждений города и арестованы их счета в казначействе. В апреле 1922 года наличный капитал ачинской синагоги составлял 28 тысяч 222 рубля. Эти средства и были арестованы. При изъятии культовых ценностей в первую очередь взялись за синагогу. С 22 апреля по 12 мая 1922 года было изъято ценностей на сумму 5 тысяч 110 рублей (серебряные культовые предметы). При сдаче ценностей в казначейство они взвешивались обычным безменом из-за отсутствия специальных весов. При этом определенная доля ценностей "прилипала" к рукам ликвидаторов.
Власть работала очень оперативно, и, согласно постановлению городского совета, все культовые учреждения были закрыты. В апреле 1930 года вышло Постановление Совнаркома "О необоснованном закрытии церквей и ущемлении свободы совести граждан". Все культовые учреждения города начали свою работу вновь – кроме синагоги. Здание синагоги передали под клуб артели "Восход", затем под Дом учителя, Дом пионеров, а с 1990 года и по настоящее время там располагается станция скорой медицинской помощи.
Здание синагоги двухэтажное, построено из красного кирпича, удивительной архитектуры, находится в хорошем состоянии. До сих пор на фасаде сохранились "Лухат Абрит" (Скрижали Завета) и со всех сторон горят огромные звезды Давида, которые не смогли уничтожить ни люди, ни время. Проходя мимо здания, замираешь под сиянием этих звезд и чувствуешь Б-жественную силу, заряжающую энергией жизни.
Старожилы вспоминают, как маленькими детьми они ходили сюда молиться и целовали "деревянную куклу, завернутую в ткань" – это был Свиток Торы.
Последний путь человека перед встречей с Всевышним не менее важен, чем его появление на свет. У каждой нации есть свои ритуалы, традиции провода человека в последний путь и свои кладбища. Кладбища можно сравнить с гигантскими книгами памяти. На надгробных памятниках и плитах высечены имена многих замечательных, но не редко забытых людей, которые внесли свой вклад в историю. В конце XIX – начале XX века еврейские кладбища были полностью уничтожены, разграблены. На месте одного из них (в современной части города) были построены ресторан, Дворец культуры, два детских сада и разбита парковая зона. На территории другого кладбища, которое находилось в старой части города, из кирпичей разрушенного христианского храма была построена городская баня. Это факты вандализма в истории еврейской общины Ачинска. Это наша печальная история, такая же, как и еврейские погромы 1907 года.
Но жизнь идет своим чередом. С 2005 года благодаря финансовой поддержке Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России, у местной общины появилась возможность проводить шаббаты, записывать новые фонограммы и приобретать костюмы для шоу-группы "Яхад", к каждому празднику выпускать информационный еврейский вестник "Кармель", оказывать благотворительную помощь.
Дети молодежного клуба "Яхад" к праздникам готовят театрализованные представления. На конкурсе "Лучший проект 2005 года", который проходил в Киеве, проект создания молодежного музыкального театра был отмечен как заслуживающий внимания.
Кроме того, у общины появилась возможность реализовать новый проект "Еврейские куклы". Сонька – Золотая ручка – это первая кукла, самая красивая и самая любимая, потому что по этапу Сонька в кандалах шла через Ачинск. По одной из версий, согласно решению суда, она получила суровый приговор: "Варшавскую мещанку Шейндлю-Суру Лейбову Розенбад, она же Рубинштейн, она же Школьник, Бреннер и Блювштейн, урожденную Соломониак, лишив всех прав состояния, сослать на поселение в отдаленнейшие места Сибири". Местом ссылки стала глухая деревня Лужки Иркутской губернии, откуда летом 1885 года Сонька совершила побег…
В Ачинске много талантливой молодежи, среди них гордость общины – трубач Артем Аунс, который на праздниках исполняет еврейские мелодии. Сергей Лейман, выпускник Ачинского кадетского корпуса, стал победителем краевого фестиваля "Салют – Победа" в 2005 году в номинации "вокал", имел честь выступать в Кремле на концерте, посвященному 60-летию Победы.
Н.Энгель, МЕГ (Р)
[Сообщение изменено пользователем 03.06.2006 12:58]
Уважаемый рак, Вы бы пояснили смысл Ваших претензий к статье и к евреям.
Статья - образец политкорректной гордости за свой народ. Мне бы казалось, что это нормально.
Статья - образец политкорректной гордости за свой народ. Мне бы казалось, что это нормально.
а
аiск
рыбу...раком
Ой, ну что Вам Терми еще непонятно? У товарища спецзаказ. Поговорить в КЛиО про жидов. Ну и хрен с ним. Пардон:-)
р
рак
Ну что вы уважаемый терминадор, какие претензии? Просто констатирую факт, что жизнь евреев в западно-0сибирском городе Ачинске подана автором статьи мягко говоря одиозно. Начнем с того, что название статьи не соответствует её содержанию и нелепо до абсурдности.Во-вторых, сама жизнь евреев в Сибири
и Ачинске в частности изображена вне контекста культурной реальности, в которой они жили. Как будто речь идет не о российских евреях, живущих среди русских, а о неких абстрактных евреях, живущих своей обособленной жизнью в отгороженной от мира резервации. В - третьих, автор в карикатурном виде
изобразил сегоднящнюю жизнь еврейской общины Ачинска - в виде кукольного культа воровки Соньки - золотой ручки, культурно-благотворительных акций под эгидой Всемирного еврейского конгресса и как итог, выступление кадета Сергея Леймана в Кремле на концерте "Салют Победа! :-)
р
рак
Ой, ну что Вам Терми еще непонятно? У товарища спецзаказ. Поговорить в КЛиО про жидов. Ну и хрен с ним. Пардон
Позвольте, Зося, спросить - "Какой заказ?" От кого, для чего и за сколько? Уж не сайт ли семь сорок меня финансирует вести подрывную деятельность на КЛиО?
а
аiск
"раку" надо срочно посоветоваться со специалистом по психическим расстройствам,маниям и параное и срочно заняться повышением самооценки
р
рак
"раку" надо срочно посоветоваться со специалистом по психическим расстройствам,маниям и параное и срочно заняться повышением самооценки
Может быть, Аиша, вы мне порекомендуете своего психоаналитика, у которого лечитесь?
а
аiск
Обиделся чтоли?
Ничего привыкай.
Местный народ любит таких как ты ,канделябрами окучивать. :-d
[Сообщение изменено пользователем 03.06.2006 13:48]
Ничего привыкай.
Местный народ любит таких как ты ,канделябрами окучивать. :-d
[Сообщение изменено пользователем 03.06.2006 13:48]
р
рак
Ничего привыкай.
Местный народ любит таких как ты ,канделябрами окучивать.
Ах, какие вы все невоспитанные в своем Израиле (обиженно)! :-)
Написать ничего не можете толком, одни обзывалочки да ужимочки. Клоун-аишка потешает публику, чтобы не дать её задуматься о серьезных вещах....
а
аiск
Как мне нравится наблюдать за очередным воплощением некоего существа,выбирающего себе ники связаные с водоплавающими.
Он совершенно не изменяется.
Этакий несгибаемый борец с тем ,что сам выдумывает,а потом пытается привить свои фобии всем окружающим.
Срочно,бегом к психиатру!!!
[Сообщение изменено пользователем 03.06.2006 13:56]
Он совершенно не изменяется.
Этакий несгибаемый борец с тем ,что сам выдумывает,а потом пытается привить свои фобии всем окружающим.
Срочно,бегом к психиатру!!!
[Сообщение изменено пользователем 03.06.2006 13:56]
р
рак
Срочно,бегом к психиатру!!!
??? Сильно не торопитесь, а то упадете и лоб расшибете....:-)
Этакий несгибаемый борец с тем ,что сам выдумывает
Осмелюсь заметить, что текст сей выдуман не мной, а граждан Мегер и опубликован сайтом семь сорок известным также как центральный еврейский ресурс. Вы апределитесь уже аюшка с кем спорите и кого обвиняете. А то ваши писания больше похожи на нарциссическую переписку с самим собой, приобретающую иногда параноидальные оттенки (когда пишете о ваших прошлых воспоминаниях - личность ваша раздваивается...) :-)
а
аiск
кто ж виноват,что ваше психическое расстройство, позволяет на основе какой-то заметки,делать такие выводы:
лечитесь батенька,ваша болезнь прогрессирует
хотя,нет
если таких зверушек не станет на форуме....
скучновато будет
попинать некого
Приводимая ниже статья - образчик шовинистского мышления
что Россия
должна Израилю выплатить компенсацию за эксплуатацию исконно еврейсих земель Западной Сибири
лечитесь батенька,ваша болезнь прогрессирует
хотя,нет
если таких зверушек не станет на форуме....
скучновато будет
попинать некого
р
рак
лечитесь батенька,ваша болезнь прогрессирует
Воспидя, ну не надоело ли еще постоянно талдычить об одном и том же?..
р
рак
Итак реконструируем вышеразмещенное, подведем промежуточный итог - группа проеврейски настроенных пользователей КЛиО (Терминадор, Зося, Бигмама...) во главе с израильским гражданином АИКом попыталась свести вышезаявленную тему к двум ответвлениям:
1)человек, открывший тему - психический больной, потому что только ненормальные могут рассуждать о еврейском вопросе
2)статья, в том числе и заголовок (Еврейская душа Сибири) совершенно нормальны. Всё так и должно быть. Ачинск- еврейский город, надо делать куклы в честь воровки Соньки золотой ручки на деньги Всемирного еврейского конгресса.... :-)
А вывод прост - не нравится евреям, когда кто пытается взглянуть на них со стороны. Хотя чего уж на зеркало то пенять ( на семь сорок В СМЫСЛЕ..).. Там пишут то, что есть ...
ЗЫ
Аиша, ау? Не пытайтесь уболтать тему! У вас очень коряво получается...
1)человек, открывший тему - психический больной, потому что только ненормальные могут рассуждать о еврейском вопросе
2)статья, в том числе и заголовок (Еврейская душа Сибири) совершенно нормальны. Всё так и должно быть. Ачинск- еврейский город, надо делать куклы в честь воровки Соньки золотой ручки на деньги Всемирного еврейского конгресса.... :-)
А вывод прост - не нравится евреям, когда кто пытается взглянуть на них со стороны. Хотя чего уж на зеркало то пенять ( на семь сорок В СМЫСЛЕ..).. Там пишут то, что есть ...
ЗЫ
Аиша, ау? Не пытайтесь уболтать тему! У вас очень коряво получается...
Г
Грешник
Меня, меня забыли...:-)
а
аiск
подведем промежуточный итог - группа проеврейски настроенных пользователей КЛиО (Терминадор, Зося, Бигмама...) во главе с израильским гражданином АИКом попыталась свести вышезаявленную тему к двум ответвлениям:
теория заговора?
вы просто пугаете
страсти то какие...
кстати,а не потребовать ли чего -нибудь,раз ракообразным форума так этого хочется?
А ну ,гад,ползучий,отдавай-ка Ачинск обратно,а то ,ишь.....!
Щ
Щитень (в состоянии сияния)
А мне одно удовольствие читать уважаемого рака во все его ипостасях. На редкость умный человек.
Тутошняя атмосфера заставляет заметить, что сказано без тени иронии и с искренним восхищением.
Тутошняя атмосфера заставляет заметить, что сказано без тени иронии и с искренним восхищением.
а
аiск
рака во все его ипостасях.
трусоват он,этот ползучий,
трусоват ,поэтому и пользуется множеством ников
р
рак
трусоват ,поэтому и пользуется множеством ников
А вы батенька, Аёк, хитрован. Знаете ведь прекрасно, что ники меняют после бана, а кривляетесь - "Мол трусоват, ползучий..."
проеврейски
Вообще-то Бигмама настроена исключительно прочеловечески. И к евреям имеет примерно такое же отношение как и Вы. Кроме того, то, что следует ниже в Вашем посте, есть голословное утверждение, а за заведомую ложь, пардоньте, фасад чистят. Так что не сетуйте, в случае чего... Можете радостно начать примерять терновый свой венец прямо сейчас, не отходя от кассы, в которой Вам платят гоноре... эээ... простите, гонорары.
"Осиявает шар земной" (с)... Одним и тем же монитором. Ну или несколькими - в одну сеть законтаченными.
:-d
а
аiск
не оправдывайся
все тут тебя понимают,сочуствуют твоему недугу
и не осуждают
ты уже стал одним из атрибутов форума,как и лого КЛиО.
без тебя ,ну никак уже нельзя
[Сообщение изменено пользователем 03.06.2006 14:52]
р
рак
все тут тебя понимают,сочуствуют твоему недугу
и не осуждают
Ню-ню. Мы аюшки, в смысле Николаи Вторые, выступая от имени всего форума и не только его, ставим вам заочный диагноз. ГыГЫГы...
Сколько можно один и тот же глупый приём втюхивать? Вы ведь прекрасно осознаете, что не проходит он. Я адекватен и вменяем не менее вашего как бы вы не оправдывались за свои оскорбления.
зы
Признайтесь АИК, положа руку на сердце, вам просто неприятна сама тема и вы неуклюже пытайтесь заболтать её, переводя на обсуждение (=оскорбление) моей личности. Дешевый недействееный метод.
Щ
Щитень (в состоянии сияния)
трусоват ,поэтому и пользуется множеством ников
да нет, я пятый год внимательнейшим образом клио мониторю :-)
я в курсе че почем :-)
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.