Поэт в России - больше или меньше?
Поэт в России - больше или меньше?
Сегодня Всемирный день поэзии
Поэзия пришла к нам из Польши. Стихи назывались виршами, а их писание требовало учености. Книжником, библиофилом и богословом был Симеон Полоцкий, первый российский поэт. Первый хотя бы потому, что он был признан царской властью. До Полоцкого, конечно, поэзия существовала, но не в качестве уважаемого государственного занятия. Впрочем, и впоследствии статус поэзии приходилось постоянно отстаивать. С этим столкнулся уже Василий Тредьяковский, терпевший унижения, насмешки и всяческое презрение от власть имущих. Василий Кириллович был настоящим поэтом, одним из немногих на весь XVIII век.
Ломоносов был больше ученым, чем поэтом, Державин — государственным деятелем. Поэтическое слово должно было оправдываться каким-нибудь делом. Батюшков впервые сказал: "Слова поэта суть уже дела его". Романтизм создал культ поэта как человека особенного, проникающего в тайны мира. Поэт обладает даром вдохновения, которое сродни откровению. Пушкин примирил эту особенность с прозой жизни. Когда поэт творит — он особенный, а в свободное от вдохновения время — вполне обыкновенный, то есть материально заинтересованный. А потому может требовать гонорар. Нельзя сказать, чтобы поэзия приносила существенные дивиденды. Это только Пушкину Смирдин платил по червонцу за стих.
Необыкновенно модный в 1840-х годах Бенедиктов был банковским служащим, Тютчев — дипломатом, Некрасов — игроком и журналистом, чистый лирик Афанасий Фет — крепким хозяйственником и успешным бизнесменом (он поставлял клубнику даже ко двору). Да и вообще XIX век после Пушкина больше был занят прозой. Поэзия явно упала в цене. Более того, она казалась занятием бесполезным и бессмысленным. Лев Толстой, например, сравнивал поэта с крестьянином, который идет за плугом и выделывает балетные па. Поэты впали в уныние, уныние переросло в декаданс.
А декаданс вновь заставил вспомнить о поэзии. Век символизма по своему богатству мало чем уступал пушкинскому времени. Все писали стихи. Все читали стихи. Поэты не стеснялись быть поэтами и могли существовать на гонорары. Воодушевленный этим лирическим всплеском футуризм даже собирался изменить слово и переустроить мир. Удалось и то и другое. Поэт, "революцией мобилизованный и призванный", радовался участию в общем большом деле и с удовольствием маршировал в колоннах, скандируя: "Левой!" Лирика перестала быть частным делом.
Постоянный конфликт между обществом и поэтом, поэтом и государством в очередной раз разрешился в пользу государства. Теперь Союз писателей стал решать, кто поэт, а кто нет. Поэт стал назначенцем, чиновником, частью номенклатуры. В результате получилась довольно забавная ситуация: поэзия отделилась от поэтов. Поэты получали государственные премии, печатались в журналах, а поэзия жила в подполье, подрабатывая переводами или просто сочиняя в стол. Суд над Бродским с этой точки зрения более чем показателен. Действительно, кто ему разрешил, кто уполномочил писать стихи? А если никто, в таком случае он не поэт, а тунеядец. Поэзия перекочевала в котельные и сторожки. 1960—1970-е — время расцвета неподцензурной поэзии в Петербурге и Москве, время СМОГа и самиздата. Впрочем, еще и время Вознесенского и Евтушенко, полуразрешенной поэзии. А потом номенклатурный период истории российской лирики закончился. Сегодня все разрешено, но интерес к разрешенному невелик. Называть себя поэтом в эпоху менеджеров, брокеров и дилеров как-то неловко. Зато можно быть менеджером и писать стихи. Для поэзии остается свободное время. Часы досуга.
На что живут поэты
Евгений Евтушенко живет в Оклахоме, преподает в колледже литературу и кино, пишет сценарии для Би-би-си.
Наум Коржавин живет в Бостоне на пенсию.
Дмитрий Александрович Пригов, кроме стихов, пишет прозу, устраивает перформансы, рисует и занимается скульптурой.
Лев Рубинштейн пишет колонки для журналов.
Тимур Кибиров — шеф-редактор литературных программ на радио "Культура".
Бахыт Кенжеев преподает русскую литературу в университете Монреаля.
Сергей Гандлевский работает редактором отдела критики и публицистики журнала "Иностранная литература".
Евгений Бунимович занимает пост председателя комиссии по науке и образованию Московской городской думы и продолжает преподавать математику в школе.
Максим Амелин — коммерческий директор издательства "Симпозиум".
Мария Степанова — креативный директор службы развития телеканала РТР.
Шиш Брянский (Кирилл Решетников) — литературный обозреватель газеты "Газета".
(цитируется по сайту Известия.ру)
Сегодня Всемирный день поэзии
Поэзия пришла к нам из Польши. Стихи назывались виршами, а их писание требовало учености. Книжником, библиофилом и богословом был Симеон Полоцкий, первый российский поэт. Первый хотя бы потому, что он был признан царской властью. До Полоцкого, конечно, поэзия существовала, но не в качестве уважаемого государственного занятия. Впрочем, и впоследствии статус поэзии приходилось постоянно отстаивать. С этим столкнулся уже Василий Тредьяковский, терпевший унижения, насмешки и всяческое презрение от власть имущих. Василий Кириллович был настоящим поэтом, одним из немногих на весь XVIII век.
Ломоносов был больше ученым, чем поэтом, Державин — государственным деятелем. Поэтическое слово должно было оправдываться каким-нибудь делом. Батюшков впервые сказал: "Слова поэта суть уже дела его". Романтизм создал культ поэта как человека особенного, проникающего в тайны мира. Поэт обладает даром вдохновения, которое сродни откровению. Пушкин примирил эту особенность с прозой жизни. Когда поэт творит — он особенный, а в свободное от вдохновения время — вполне обыкновенный, то есть материально заинтересованный. А потому может требовать гонорар. Нельзя сказать, чтобы поэзия приносила существенные дивиденды. Это только Пушкину Смирдин платил по червонцу за стих.
Необыкновенно модный в 1840-х годах Бенедиктов был банковским служащим, Тютчев — дипломатом, Некрасов — игроком и журналистом, чистый лирик Афанасий Фет — крепким хозяйственником и успешным бизнесменом (он поставлял клубнику даже ко двору). Да и вообще XIX век после Пушкина больше был занят прозой. Поэзия явно упала в цене. Более того, она казалась занятием бесполезным и бессмысленным. Лев Толстой, например, сравнивал поэта с крестьянином, который идет за плугом и выделывает балетные па. Поэты впали в уныние, уныние переросло в декаданс.
А декаданс вновь заставил вспомнить о поэзии. Век символизма по своему богатству мало чем уступал пушкинскому времени. Все писали стихи. Все читали стихи. Поэты не стеснялись быть поэтами и могли существовать на гонорары. Воодушевленный этим лирическим всплеском футуризм даже собирался изменить слово и переустроить мир. Удалось и то и другое. Поэт, "революцией мобилизованный и призванный", радовался участию в общем большом деле и с удовольствием маршировал в колоннах, скандируя: "Левой!" Лирика перестала быть частным делом.
Постоянный конфликт между обществом и поэтом, поэтом и государством в очередной раз разрешился в пользу государства. Теперь Союз писателей стал решать, кто поэт, а кто нет. Поэт стал назначенцем, чиновником, частью номенклатуры. В результате получилась довольно забавная ситуация: поэзия отделилась от поэтов. Поэты получали государственные премии, печатались в журналах, а поэзия жила в подполье, подрабатывая переводами или просто сочиняя в стол. Суд над Бродским с этой точки зрения более чем показателен. Действительно, кто ему разрешил, кто уполномочил писать стихи? А если никто, в таком случае он не поэт, а тунеядец. Поэзия перекочевала в котельные и сторожки. 1960—1970-е — время расцвета неподцензурной поэзии в Петербурге и Москве, время СМОГа и самиздата. Впрочем, еще и время Вознесенского и Евтушенко, полуразрешенной поэзии. А потом номенклатурный период истории российской лирики закончился. Сегодня все разрешено, но интерес к разрешенному невелик. Называть себя поэтом в эпоху менеджеров, брокеров и дилеров как-то неловко. Зато можно быть менеджером и писать стихи. Для поэзии остается свободное время. Часы досуга.
На что живут поэты
Евгений Евтушенко живет в Оклахоме, преподает в колледже литературу и кино, пишет сценарии для Би-би-си.
Наум Коржавин живет в Бостоне на пенсию.
Дмитрий Александрович Пригов, кроме стихов, пишет прозу, устраивает перформансы, рисует и занимается скульптурой.
Лев Рубинштейн пишет колонки для журналов.
Тимур Кибиров — шеф-редактор литературных программ на радио "Культура".
Бахыт Кенжеев преподает русскую литературу в университете Монреаля.
Сергей Гандлевский работает редактором отдела критики и публицистики журнала "Иностранная литература".
Евгений Бунимович занимает пост председателя комиссии по науке и образованию Московской городской думы и продолжает преподавать математику в школе.
Максим Амелин — коммерческий директор издательства "Симпозиум".
Мария Степанова — креативный директор службы развития телеканала РТР.
Шиш Брянский (Кирилл Решетников) — литературный обозреватель газеты "Газета".
(цитируется по сайту Известия.ру)
Ну и...?
Про Маяковского мало. Колоннами и "Левой" не исчерпывается.
И бардов не забыть. Городницкий - последний остался из тех.
Про Маяковского мало. Колоннами и "Левой" не исчерпывается.
И бардов не забыть. Городницкий - последний остался из тех.
J
Jon(Жендос)
Чот я не понял смысла темы :-) ну это ничего.
от меня то что "в стол" :-) а еще я начал писать песни.
Чуть-чуть о красоте
Посмотр на ночь -
Какая тишина
Мигают в небе огоньки
И диадема у луны
Раскинули боги алмазы -
Дагоценности по небу
Ожерелья, кольца, броши
И рукою потяни, а не достать
Земля под небом вся залита серебром
Да, как темны леса, сияют в них поляны
Луга блестят и с ветром тайны говорят
О том что было, и сейчас, о том что будет - все для нас
И Ветер нам шепчет
О том чтож такое на свете красота
По прежнему течет в лугах река
Она живого серебра - сплетения из звезд и в ней Луна
А кузнечики в дали стрекочут кананаду
И пролетит в тиши комар
Как будто это все так надо -
Без этого бы мир весь пал
Я запахи вдохну ночные -
Цветы и травы что не пахнут днем
Замечу светлячков забавы озорные
Игра земных живущих звезд
Красавится Земля не только днем и даже ночью
Красуется под небом перед ним
На нем не Солнце - звезд там миллиард сияют ночью
Окрасив мир весь серебром своим
п.с. на критику не отвечаю (не нравится не ешь:-) )
от меня то что "в стол" :-) а еще я начал писать песни.
Чуть-чуть о красоте
Посмотр на ночь -
Какая тишина
Мигают в небе огоньки
И диадема у луны
Раскинули боги алмазы -
Дагоценности по небу
Ожерелья, кольца, броши
И рукою потяни, а не достать
Земля под небом вся залита серебром
Да, как темны леса, сияют в них поляны
Луга блестят и с ветром тайны говорят
О том что было, и сейчас, о том что будет - все для нас
И Ветер нам шепчет
О том чтож такое на свете красота
По прежнему течет в лугах река
Она живого серебра - сплетения из звезд и в ней Луна
А кузнечики в дали стрекочут кананаду
И пролетит в тиши комар
Как будто это все так надо -
Без этого бы мир весь пал
Я запахи вдохну ночные -
Цветы и травы что не пахнут днем
Замечу светлячков забавы озорные
Игра земных живущих звезд
Красавится Земля не только днем и даже ночью
Красуется под небом перед ним
На нем не Солнце - звезд там миллиард сияют ночью
Окрасив мир весь серебром своим
п.с. на критику не отвечаю (не нравится не ешь:-) )
а по-моему просто замечательно. Я люблю все блестящее, чтоб куда ни глянь, там - алмазы, эвот - на тебе злато, вон - серебро, кольца и браслеты... мда
а на какой мотив это поется? Я пробовал Мурку - не получилось...
а на какой мотив это поется? Я пробовал Мурку - не получилось...
J
Jon(Жендос)
Это стих ващета а не песня, и про "Мурку"...
Я вот как то ваще не чо блатного не думал сочиняя ее...
Какие там "злато" да и "на себе". я о природе, о душе русской, что с природой едина, а т......
слов нет человеческих :-( всю красоту в задниицу одним словом затоптал эх ты, даже мужлан для тебя не подойдет (из др. оперы)
Я вот как то ваще не чо блатного не думал сочиняя ее...
Какие там "злато" да и "на себе". я о природе, о душе русской, что с природой едина, а т......
слов нет человеческих :-( всю красоту в задниицу одним словом затоптал эх ты, даже мужлан для тебя не подойдет (из др. оперы)
Тут вот что интересно. Автор "Братской ГЭС" живет в США. Как, кстати, и Жванецкий, который бывает в России только на гастролях...
Поэзия не кормит, а ведь кормила, да еще как... Поэзию не покупают, а я хорошо помню, как заплатил 25 советских полновесных рублей за "Витражи" Вознесенского.
Поэт в России уже не больше, чем поэт. И это логично. Сегодня никто не хочет "слушать революцию". Революции не в моде, "настоящих буйных мало"...
Поэзия не кормит, а ведь кормила, да еще как... Поэзию не покупают, а я хорошо помню, как заплатил 25 советских полновесных рублей за "Витражи" Вознесенского.
Поэт в России уже не больше, чем поэт. И это логично. Сегодня никто не хочет "слушать революцию". Революции не в моде, "настоящих буйных мало"...
Может, кормила не поэзия, а идеология? Не в упрек никому.
Революции действительно не в моде. Стабилизация. И антиоранжевый процесс.
Революции действительно не в моде. Стабилизация. И антиоранжевый процесс.
J
Jon(Жендос)
VеrNеr, не наравится не еш
белый стих слыхол такое, ты ваще знаешь чо такое вдохновение что бы так говорить.
этому стиху три года и кто читал приникались в этот мир ночи, а не обсирали
белый стих слыхол такое, ты ваще знаешь чо такое вдохновение что бы так говорить.
этому стиху три года и кто читал приникались в этот мир ночи, а не обсирали
Автор: Акинфо-Потапий (отправить письмо) (о пользователе)
Дата: 21 Мар 2006 22:55
Может, кормила не поэзия, а идеология?
----------------------------------------------------------------------------
Наверное. Впрочем, поэзия - всегда идеология, даже если "девочка пела в церковном хоре", даже если "о, прикрой свои бледные ноги". Бледные ноги - это даже больше, чем идеология - это доктрина, конституция, если хотите...
Дата: 21 Мар 2006 22:55
Может, кормила не поэзия, а идеология?
----------------------------------------------------------------------------
Наверное. Впрочем, поэзия - всегда идеология, даже если "девочка пела в церковном хоре", даже если "о, прикрой свои бледные ноги". Бледные ноги - это даже больше, чем идеология - это доктрина, конституция, если хотите...
Автор: Акинфо-Потапий (отправить письмо) (о пользователе)
Дата: 21 Мар 2006 23:04
Прозу можно без вдохновения писать? Вот оно что...
---------------------------------------------------------------------------------
Вы меня удивляете. Разумеется, можно. Проза это просто цепочка слов. Берешь словарь и пишешь...
Дата: 21 Мар 2006 23:04
Прозу можно без вдохновения писать? Вот оно что...
---------------------------------------------------------------------------------
Вы меня удивляете. Разумеется, можно. Проза это просто цепочка слов. Берешь словарь и пишешь...
O
OneTwoOne
Прозу можно без вдохновения писать? Вот оно что...
Да уж, тоже резануло откровение.
а я всю жизнь пишу прозу. И жив-здоров. Могу и без вдохновения докладную там.... или вот, тоже - объяснительную с ходу накарябать.
И недорого возьму. Если чо...
И недорого возьму. Если чо...
> или вот, тоже - объяснительную с ходу накарябать.
Я, такой-то, такого-то числа не вышел на работу, потому что...
-У тещи были именины, и я захотел справить. Справил, и ноги сплелись, и не хотели идти на работу. вот и фокус весь.
-Простудился и лечился народными средствами: пил водку с солью. Без соли я меру знал, а с солью не знал. Обещаю больше не пить ни с солью, ни так.
-По причине, до сих пор самому себе не вполне понятной.
И - топ.
Я, такой-то, такого-то числа не вышел на работу, потому что думал, что вышел.
("Крокодил")
СлабО лучше написать?
Я, такой-то, такого-то числа не вышел на работу, потому что...
-У тещи были именины, и я захотел справить. Справил, и ноги сплелись, и не хотели идти на работу. вот и фокус весь.
-Простудился и лечился народными средствами: пил водку с солью. Без соли я меру знал, а с солью не знал. Обещаю больше не пить ни с солью, ни так.
-По причине, до сих пор самому себе не вполне понятной.
И - топ.
Я, такой-то, такого-то числа не вышел на работу, потому что думал, что вышел.
("Крокодил")
СлабО лучше написать?
этому стиху три года и кто читал приникались в этот мир ночи, а не обсирали
Можете считать, что потеряли девственность.
Прозу можно без вдохновения писать? Вот оно что...
Сегодня я превзошел самого себя, лишив невинности двух человеков подряд.
Очень редко, когда с вдохновением кто-то чего-то пишет, Акинфо-Потапий. Рад, что это для Вас внове.
да можно и рифмовать без..
Можно.
причем тут стихи
Не при чем.
("Крокодил")
СлабО лучше написать?
Здесь совершенно точно имело место вдохновение.
Спокойной ночи. Устал, как дюжина чертей после 1 мая.
[Сообщение изменено пользователем 22.03.2006 00:43]
O
OneTwoOne
Сегодня я превзошел самого себя, лишив невинности двух человеков подряд
Думает ли этот чувак, что пишет вообще.
ацки устал Вернер сегодня.
Хоть не дрочил он практически вроде
Трудно без х*я, при помощи слов.
Вырвать невинность у двух мужиков.
Без всякого вдохновения, с отвращением к теме.
а я думаю еще (вот и думать уже почти не устаю) ну - думаю, вот если б написать словарик для стихотворцев, так скольким бы пушкиным это облегчило б страдания?
А про Крокодил там, это Акинфо-Потапий недооценил серьезность момента. То ж фуфайки красочные, а не объяснительные. С такими объяснительными про благодушие начальства можно забыть, а тогда - пропало дело.
Вот кабы так:
Я, эддя, даве не вышел на работу, потому что у тебя, начальник, давно руки чесались состроить эдде каку. Нынче даю повод выпустить пар, с чем и остаюсь всецело твой, надеящийся на сострадание и проч...
эддя
Надо давать людям шанс почувствовать себя хозяином положения - они это любят и сразу добреют...
Ну а не получится - так нафига эдде такой злодей-начальник?
А про Крокодил там, это Акинфо-Потапий недооценил серьезность момента. То ж фуфайки красочные, а не объяснительные. С такими объяснительными про благодушие начальства можно забыть, а тогда - пропало дело.
Вот кабы так:
Я, эддя, даве не вышел на работу, потому что у тебя, начальник, давно руки чесались состроить эдде каку. Нынче даю повод выпустить пар, с чем и остаюсь всецело твой, надеящийся на сострадание и проч...
эддя
Надо давать людям шанс почувствовать себя хозяином положения - они это любят и сразу добреют...
Ну а не получится - так нафига эдде такой злодей-начальник?
>а я думаю еще (вот и думать уже почти не устаю) ну - думаю, вот если б написать словарик для стихотворцев, так скольким бы пушкиным это облегчило б страдания?
См. "Золотой теленок", там Бендер такое пособие даже кому-то продал.
"Пусть клевещут, пусть скрежещут..."
[Сообщение изменено пользователем 22.03.2006 09:16]
См. "Золотой теленок", там Бендер такое пособие даже кому-то продал.
"Пусть клевещут, пусть скрежещут..."
[Сообщение изменено пользователем 22.03.2006 09:16]
Поэзия из элитного занятия превратилось в массовое...
"Суворов мне родня, а я стихи плету". Стихов стало так много, что появилась новая профессия - "пародисты"...
"Суворов мне родня, а я стихи плету". Стихов стало так много, что появилась новая профессия - "пародисты"...
я внимательно читал эту книжку. Ухудшанский - не поэт же, а журналист был, вот в чем дело. Там нету рифм, а есть только стишок готовый:
Дрожит Восток под грохот дней,
Горит зарей кишлак,
И средь арыков и аллей
Идет гулять ешак
- это не в счет.
Дрожит Восток под грохот дней,
Горит зарей кишлак,
И средь арыков и аллей
Идет гулять ешак
- это не в счет.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.