Граф Толстой и КЛиО (Очень похожи, но граф круче)
Граф Толстой и КЛиО (Очень похожи, но граф круче)
Сами посудите. Одни заголовки чего стоят.
Полное собрание сочинений графа Л.н. Толстого.
Печатавшихся до сих пор заграницею.
Том второй.
1907 год.
Оглавление второго тома.
О жизни
Божественное и человеческое
Жизнь и учение Иисуса
Гонения на христиан в России
Голод или не голод?
Краткое изложение Евангелия
О Шекспире
Мысли о воспитании и обучении
По поводу народных листовок
Несколько мыслей Л.Н. Толстого о болезни и смерти записанных им лет десять тому назад
Письмо Л.Н.Толстого к министрам Внутренних Дел и Юстиции
Обращение Льва Николаевича Толстого
По поводу книги Ершова
Внешнее и внутреннее единение
О значении русской революции
Великий грех
Петр Хельчитский
Это ты
Письмо крестьянину о земле
Самене
Помогите
Послание Льва Николаевича
Послесловие к рассказу Чехова "Душечка".
Община и мир
О любви и жизни
Чтоже делать?
Для чего люди одурманиваются?
Свечка
О любви к Богу и ближнему
Обращение к людям братьям
О верах
К молодым людям
О ручном труде
К картине Н.Н. Ге
О благотворительности
Рабство нашего времени
В чем счастье
Три старца
О хлебном труде
О религии
К рабочему народу
Письмо к немецкому журналисту
Проэкет японского общества
Прект Генри Джонса
О борьбе со злом
Царство Божие
Праздник просвящения
Чьи мы?
Три сына
Письмо к редактору немецкого журнала
Дорого стоит
Обращение к духовенству
О религиозном воспитании
Ответ на определение синода
Две войны
Асирийский царь Ассархадон
Единственное возможное решение земельного вопроса
Предисловие к русскому переводу книги Генри Джорджа
Общественные задачи
Открытое письмо земледельцам
Письмо к китайцу
Приближение конца
Письма Ольховника на родину
Из дела бригадного суда
Письмо Л.Н.Толстого к начальнику иркутскаго дисциплинарного батальона
Поповоду конгресса о мире
Карфаген должен быть разрушен
В деревне
Из дневника
К вопросу о свободной воле
Об общественном движении в России
Беседы досужих людей
Церковь и государство
Письма Л.Н.Толстого
Сами посудите. Одни заголовки чего стоят.
Полное собрание сочинений графа Л.н. Толстого.
Печатавшихся до сих пор заграницею.
Том второй.
1907 год.
Оглавление второго тома.
О жизни
Божественное и человеческое
Жизнь и учение Иисуса
Гонения на христиан в России
Голод или не голод?
Краткое изложение Евангелия
О Шекспире
Мысли о воспитании и обучении
По поводу народных листовок
Несколько мыслей Л.Н. Толстого о болезни и смерти записанных им лет десять тому назад
Письмо Л.Н.Толстого к министрам Внутренних Дел и Юстиции
Обращение Льва Николаевича Толстого
По поводу книги Ершова
Внешнее и внутреннее единение
О значении русской революции
Великий грех
Петр Хельчитский
Это ты
Письмо крестьянину о земле
Самене
Помогите
Послание Льва Николаевича
Послесловие к рассказу Чехова "Душечка".
Община и мир
О любви и жизни
Чтоже делать?
Для чего люди одурманиваются?
Свечка
О любви к Богу и ближнему
Обращение к людям братьям
О верах
К молодым людям
О ручном труде
К картине Н.Н. Ге
О благотворительности
Рабство нашего времени
В чем счастье
Три старца
О хлебном труде
О религии
К рабочему народу
Письмо к немецкому журналисту
Проэкет японского общества
Прект Генри Джонса
О борьбе со злом
Царство Божие
Праздник просвящения
Чьи мы?
Три сына
Письмо к редактору немецкого журнала
Дорого стоит
Обращение к духовенству
О религиозном воспитании
Ответ на определение синода
Две войны
Асирийский царь Ассархадон
Единственное возможное решение земельного вопроса
Предисловие к русскому переводу книги Генри Джорджа
Общественные задачи
Открытое письмо земледельцам
Письмо к китайцу
Приближение конца
Письма Ольховника на родину
Из дела бригадного суда
Письмо Л.Н.Толстого к начальнику иркутскаго дисциплинарного батальона
Поповоду конгресса о мире
Карфаген должен быть разрушен
В деревне
Из дневника
К вопросу о свободной воле
Об общественном движении в России
Беседы досужих людей
Церковь и государство
Письма Л.Н.Толстого
c
crataegus
Че-то про презервативы ничего нет! Упустил граф.
"Курение вызывается одною причиной- потребностью заглушения голоса совести, для того, чтобы не видать разлада жизни с требованием сознания.
В этом одном причина распостранения всех одурманивающих веществ и между другими табака, едва ли не самого распостраненного
и самог овредного.
"Тот повар , который зарезал свою барыню, разсказал, что когда он войдя в спальню, резанул её ножом по горлу и она упала, хрипя, и кровь хлынула потоком , то он заробел." Я не мог дорезать,- говорил он,-и вышел из спальни в гостинную, сел там
и выкурил папироску". Только одурманившись табаком, он почувствовал себя в силах вернуться в спальню,
дорезать старуху и разобраться в её вещах."
Наивность похожая на Капитанскую:-Д
В этом одном причина распостранения всех одурманивающих веществ и между другими табака, едва ли не самого распостраненного
и самог овредного.
"Тот повар , который зарезал свою барыню, разсказал, что когда он войдя в спальню, резанул её ножом по горлу и она упала, хрипя, и кровь хлынула потоком , то он заробел." Я не мог дорезать,- говорил он,-и вышел из спальни в гостинную, сел там
и выкурил папироску". Только одурманившись табаком, он почувствовал себя в силах вернуться в спальню,
дорезать старуху и разобраться в её вещах."
Наивность похожая на Капитанскую:-Д
c
crataegus
Курение вызывается одною причиной- потребностью заглушения голоса совести, для того, чтобы не видать разлада жизни с требованием сознания.
Не, ну если не брать в расчот повара, курение и есть психологическая проблема. Отыгрывание комплекса. Залатывание прорехи.
О
Ольга.
заграницею
За границею:-)
Кстати ,издание дореволюционное и там не те правила русского языка, что сейчас. Где -то я писал (копировал) по современному, где-то оставлял ту, оригинальную орфографию. И там именно "заграницею". Ольга, не верите? Могу отсканить
Но согласитесь, интересные темы?
[Сообщение изменено пользователем 17.03.2006 20:35]
Но согласитесь, интересные темы?
[Сообщение изменено пользователем 17.03.2006 20:35]
A
Attalea princeps
О любви и жизни
...возможно, граф рассуждал круче нашенского...
О религии
Письмо к китайцу
...но если там ни слова о буддизьме и Будде...
...согласитесь, Фор, в буддомании-понимании КЛиО равных нет
...согласитесь, Фор, в буддомании-понимании КЛиО равных нет
Да уж....КЛиО живет под знаком буддизмопрений
А у Толстого про буддизм может и было.
Я ж хотел взять этот том себе домой на выходные. И помещать сюда всякие интресные цитаты. Но забыл
Буддомании мало, но зато есть:
О жизни
Божественное и человеческое ( я об этом много тут говорил. А по части разделенности этого - больше всех. И этот ракурс еще очень мало принят и понят)
Жизнь и учение Иисуса (Актуальнейше!)
О Шекспире (о Шекспире вообще мало было в КЛиО)
Внешнее и внутреннее единение (вот тут наверняка про буддизм!)
Это ты (про меня или про Вас, Атталея?)
Помогите (это Шарлю Латену)
О любви и жизни (это всему КЛиО)
Что же делать?
Для чего люди одурманиваются? (это всем теоретикам в вопросе легких наркотиков)
О любви к Богу и ближнему (это Ольге)
Обращение к людям братьям (модератору)
О верах (Капитану и всем ,всем)
К молодым людям (это к СС)
Рабство нашего времени (это про зависимость от инета и КЛиО)
В чем счастье (интерсно ,надо прочесть)
К рабочему народу (про меня что-то)
О борьбе со злом (опять модератору)
Письмо к редактору немецкого журнала (это Массе)
Обращение к духовенству (оч любопытно)
О религиозном воспитании (в КЛиО это постоянная тема)
Приближение конца (ну ..это совсем уже неприлично! Но созвучно с темой бани Толстого А.))
Беседы досужих людей ( это про форум КЛиО)
Церковь и государство (это про Храм на бюджете)
-------------------------------------
В общем, Толстой современен и полезен для изучения.
(пошел я искать ссылки...может в Машкове? Дайте адрс кто нибудь)
Вот например очень созвучно с современными проблемами. (Слободан Милошевич и европеские
-------------------------------------------
(фрагмент)
Журнал "Толстовский Листок - Запрещенный Толстой", Выпуск пятый
Ответ польской женщине
Милостивая государыня!
Получил письмо ваше, в которой вы упрекаете меня за то, что я, выразив свое мнение о присоединении Боснии и Герцеговины, ничего не высказываю о тех жестокостях и несправедливостях, которые были совершены и продолжают совершатся над Польшей, и между прочим осуждаете меня и за изобретенную будто бы мною мысль и философию непротивления злу, говоря, что это учение погубило и погубит Россию. Вы пишите, что Скарга, Кохановский, Костюшко, Словацкий, Мицкевич учили другому, учили борьбе,
**
-------------------------------------------
(фрагмент)
Журнал "Толстовский Листок - Запрещенный Толстой", Выпуск пятый
Ответ польской женщине
Милостивая государыня!
Получил письмо ваше, в которой вы упрекаете меня за то, что я, выразив свое мнение о присоединении Боснии и Герцеговины, ничего не высказываю о тех жестокостях и несправедливостях, которые были совершены и продолжают совершатся над Польшей, и между прочим осуждаете меня и за изобретенную будто бы мною мысль и философию непротивления злу, говоря, что это учение погубило и погубит Россию. Вы пишите, что Скарга, Кохановский, Костюшко, Словацкий, Мицкевич учили другому, учили борьбе,
**
A
Attalea princeps
Отнюдь.
...ну... есть так есть...
Это ты (про меня или про Вас, Атталея?)
...может, это как раз про будду? почитАйти, Фор, потом расскАжити
К рабочему народу (про меня что-то)
..и про меня... сижу в выходной день на работе...
Что же делать?
...без комментариеф, да Фор? ...ни графья, ни ленины, ни буддисты, ну никто, никто не знает, что делать..
...а вообще, то что в скобках (и это... актуально особенно про Внешнее и внутреннее единение (вот тут наверняка про буддизм!)
A
Attalea princeps
Ответ польской женщине
...действительно, штот-то он к женщине крутовато
Вот чего-то все эти темы про Толстых, заведённые тут в последнюю неделю, среди меня только одну ассоцыацыю навевают.
А жил-был великий писатель
А граф Лев Николаич Толстой!
А ни хлеба ни мяса не кушал
Харахтер имел он простой.
Подайте-подайте, граждАне,
Я сын незаконный его...
А жил-был великий писатель
А граф Лев Николаич Толстой!
А ни хлеба ни мяса не кушал
Харахтер имел он простой.
Подайте-подайте, граждАне,
Я сын незаконный его...
Лев Толстой
Патриотизм или Мир?
(1896)
Европейские народи, забыв Христа во имя своего патриотизма, все больше и больше раздражали и научали патриотизму и войне эти мирные народы и теперь раздразнили их так, что действительно, если только Япония и Китай так же вполне забудут учение Будды и Конфуция, как мы забыли учение Христа, то скоро выучатся искусству убивать людей (этому скоро научаются, как и показала Япония) и, будучи бесстрашны, ловки, сильны и многочисленны, неизбежно очень скоро сделают из стран Европы, если только Европа не сумеет противопоставить чего-нибудь более сильного, чем оружие и выдумки Эдиссона, то, что страны Европы делают из Африки. "Ученик не бывает выше своего учителя, но и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его" (Лука, VI, 40).
На вопрос одного царька: сколько и как прибавить войска, чтобы победить один южный не покорявшийся ему народец, -- Конфуций отвечал: "уничтожь все твое войско, употреби то, что ты тратишь теперь на войско, на просвещение своего народа и на улучшение земледелия, и южный народец прогонит своего царька и без войны покорится твоей власти".
Так учил Конфуций, которого нам советуют бояться. Мы же, забыв учение Христа, отрекшись от него, хотим покорить народы силою и этим только приготовляем себе новых и более сильных врагов, чем наши соседи.
Один мой приятель, увидав картину Вильгельма, сказал: "Картина прекрасная. Только она означает совсем не то, что подписано. Она означает то, что архангел Михаил указывает всем правительствам Европы, изображенным в виде увешанных оружием разбойников, то, что погубит и уничтожит их, а именно: кротость Будды и разумность Конфуция". Он мог прибавить: "И смирение Лао-Тзе".
И действительно, мы, благодаря своему лицемерию, до такой степени забыли Христа, вытравили из своей жизни все христианское, что учение Будды и Конфуция без сравнения стоят выше того зверского патриотизма, которым руководятся наши мнимо-христианские народы.
И потому спасение Европы и вообще христианского мира не в том, чтобы, как разбойники, обвешавшись мечами, как их изобразил Вильгельм, бросаться убивать своих братьев за морем, а напротив, в том, чтобы отказаться от пережитка варварских времен -- патриотизма и, отказавшись от него, снять оружие и показать восточным народам не пример дикого патриотизма и зверства, а пример братской жизни, которой мы научены Христом.
Москва. 5 января 1896.
(выделено мною, ибо созвучно КЛиО)
Патриотизм или Мир?
(1896)
Европейские народи, забыв Христа во имя своего патриотизма, все больше и больше раздражали и научали патриотизму и войне эти мирные народы и теперь раздразнили их так, что действительно, если только Япония и Китай так же вполне забудут учение Будды и Конфуция, как мы забыли учение Христа, то скоро выучатся искусству убивать людей (этому скоро научаются, как и показала Япония) и, будучи бесстрашны, ловки, сильны и многочисленны, неизбежно очень скоро сделают из стран Европы, если только Европа не сумеет противопоставить чего-нибудь более сильного, чем оружие и выдумки Эдиссона, то, что страны Европы делают из Африки. "Ученик не бывает выше своего учителя, но и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его" (Лука, VI, 40).
На вопрос одного царька: сколько и как прибавить войска, чтобы победить один южный не покорявшийся ему народец, -- Конфуций отвечал: "уничтожь все твое войско, употреби то, что ты тратишь теперь на войско, на просвещение своего народа и на улучшение земледелия, и южный народец прогонит своего царька и без войны покорится твоей власти".
Так учил Конфуций, которого нам советуют бояться. Мы же, забыв учение Христа, отрекшись от него, хотим покорить народы силою и этим только приготовляем себе новых и более сильных врагов, чем наши соседи.
Один мой приятель, увидав картину Вильгельма, сказал: "Картина прекрасная. Только она означает совсем не то, что подписано. Она означает то, что архангел Михаил указывает всем правительствам Европы, изображенным в виде увешанных оружием разбойников, то, что погубит и уничтожит их, а именно: кротость Будды и разумность Конфуция". Он мог прибавить: "И смирение Лао-Тзе".
И действительно, мы, благодаря своему лицемерию, до такой степени забыли Христа, вытравили из своей жизни все христианское, что учение Будды и Конфуция без сравнения стоят выше того зверского патриотизма, которым руководятся наши мнимо-христианские народы.
И потому спасение Европы и вообще христианского мира не в том, чтобы, как разбойники, обвешавшись мечами, как их изобразил Вильгельм, бросаться убивать своих братьев за морем, а напротив, в том, чтобы отказаться от пережитка варварских времен -- патриотизма и, отказавшись от него, снять оружие и показать восточным народам не пример дикого патриотизма и зверства, а пример братской жизни, которой мы научены Христом.
Москва. 5 января 1896.
(выделено мною, ибо созвучно КЛиО)
A
Attalea princeps
Я сын незаконный его...
...еслиб ни мясо... было бы законно...:-d
http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/
Малоизвестные произведения:
Правила для педагогических курсов и заметки на тему народного образования [1875] 19k Оценка:7.00*3 Публицистика
Первая ступень [1891] 65k Оценка:8.15*5 Публицистика
Два письма к М. Ганди [1909] 14k Публицистика
Ответ польской женщине [1909] 12k Публицистика
Благо любви [1908] 7k Оценка:6.88*13 Религия
Время пришло [1908] 15k Религия
К духовенству [1902] 43k Оценка:8.00*3 Религия
Собрание малоизвестных философских, религиозных и публицистических произведений из 17-го тома Псс [1875] 117k Философия Комментарии: 1 (06/12/2004)
По поводу заключения В.А.Молочникова [1908] 14k Оценка:8.00*3 Политика
Две войны [1898] 13k Публицистика
О душе и жизни ее вне известной и понятной нам жизни [1875] 32k Философия
Бессмысленные мечтания [1891] 28k Публицистика
О значении христианской религии [1875] 9k Оценка:7.18*7 Религия
Патриотизм или мир? [1896] 18k Оценка:8.00*3 Публицистика
Carthago Delenda Est [1896] 16k Публицистика
Доклад, приготовленный для конгресса о мире в Стокгольме [1909] 17k Публицистика
О безумии [1910] 43k Публицистика Комментарии: 3 (24/02/2006)
По поводу конгресса о мире (Письмо шведам) [1899] 13k Религия
Письмо студенту о праве [1909] 18k Публицистика
О социализме (последняя статья Л.Н.Толстого) [1910] 17k Оценка:9.00*4 Публицистика
Неделание [1893] 64k Публицистика
Богу или мамоне? [1895] 13k Оценка:9.00*3 Публицистика
Приближение конца [1896] 20k Публицистика
Письмо революционеру [1909] 11k Публицистика
Удивительные существа [1909] 7k Оценка:9.70*5 Публицистика Комментарии: 2 (22/11/2005)
Предисловье к статье Эдуарда Карпентера "Современная наука" [1896] 19k Публицистика
Студенческое движение 1899 года [1899] 3k Публицистика
Патриотизм и правительство [1900] 48k Публицистика
О религии:
Исповедь (планы и варианты) [1879] 63k Оценка:8.43*8 Публицистика
Моя жизнь и В чем моя вера ? (плановые заметки и варианты) [1884] 4k Оценка:9.00*3 Публицистика
Исследование догматического богословия [1880] 669k Религия Комментарии: 1 (07/09/2005)
В чем моя вера? [1884] 432k Оценка:9.70*10 Религия
Исповедь [1882] 194k Оценка:9.93*14 Публицистика Комментарии: 6 (24/02/2006)
Царство Божие внутри вас... [1893] 0k Оценка:9.77*6 Религия
Религия и нравственность [1893] 55k Оценка:7.00*4 Религия Комментарии: 2 (22/12/2004)
Христианское учение [1895] 178k Религия
Греческий учитель Сократ [1900] 94k Оценка:9.70*5 Философия
Определение Святейшего Синода [1901] 48k Оценка:10.00*3 Религия
Ответ Синоду [1901] 19k Оценка:8.59*5 Религия Комментарии: 2 (21/08/2005)
Соединение и перевод четырех Евангелий [1902] 940k Оценка:5.42*7 Религия
Учение Христа, изложенное для детей [1908] 108k Религия
Путь жизни [1910] 873k Оценка:8.70*14 Религия Комментарии: 1 (27/10/2005)
Не могу молчать (1-я редакция) [1908] 20k Оценка:9.63*7 Публицистика Комментарии: 2 (15/07/2005)
Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении [1907] 30k Оценка:9.03*11 Публицистика
Что такое религия и в чем сущность ее [1902] 93k Оценка:9.85*8 Религия
Христианство и патриотизм [1894] 121k Религия
Церковь и государство [1891] 22k Оценка:9.53*4 Религия Комментарии: 1 (11/03/2006)
О веротерпимости [1901] 17k Публицистика
Славянскому съезду [1910] 5k Публицистика
Китайскому народу от христианина [1906] 4k Религия
Воззвание [1889] 8k Религия
Послесловие к книге Е.И.Попова "Жизнь и смерть Евдокима Никитича Дрожжина. 1866-1894" [1895] 41k Публицистика
Как читать евангелие и в чем его сущность? [1896] 7k Оценка:8.42*4 Религия
Отрицает Иисуса как Искупителя [2000] 68k Публицистика
Против 7-ми таинств [2000] 75k Публицистика
Против обожествления Иисуса [2000] 54k Оценка:8.00*3 Публицистика
Против троицы [2000] 58k Публицистика
Критика православного богослужения [2000] 19k Публицистика
Не могу молчать [1908] 31k Публицистика
Закон насилия и закон любви [1908] 163k Религия
Малоизвестные произведения:
Правила для педагогических курсов и заметки на тему народного образования [1875] 19k Оценка:7.00*3 Публицистика
Первая ступень [1891] 65k Оценка:8.15*5 Публицистика
Два письма к М. Ганди [1909] 14k Публицистика
Ответ польской женщине [1909] 12k Публицистика
Благо любви [1908] 7k Оценка:6.88*13 Религия
Время пришло [1908] 15k Религия
К духовенству [1902] 43k Оценка:8.00*3 Религия
Собрание малоизвестных философских, религиозных и публицистических произведений из 17-го тома Псс [1875] 117k Философия Комментарии: 1 (06/12/2004)
По поводу заключения В.А.Молочникова [1908] 14k Оценка:8.00*3 Политика
Две войны [1898] 13k Публицистика
О душе и жизни ее вне известной и понятной нам жизни [1875] 32k Философия
Бессмысленные мечтания [1891] 28k Публицистика
О значении христианской религии [1875] 9k Оценка:7.18*7 Религия
Патриотизм или мир? [1896] 18k Оценка:8.00*3 Публицистика
Carthago Delenda Est [1896] 16k Публицистика
Доклад, приготовленный для конгресса о мире в Стокгольме [1909] 17k Публицистика
О безумии [1910] 43k Публицистика Комментарии: 3 (24/02/2006)
По поводу конгресса о мире (Письмо шведам) [1899] 13k Религия
Письмо студенту о праве [1909] 18k Публицистика
О социализме (последняя статья Л.Н.Толстого) [1910] 17k Оценка:9.00*4 Публицистика
Неделание [1893] 64k Публицистика
Богу или мамоне? [1895] 13k Оценка:9.00*3 Публицистика
Приближение конца [1896] 20k Публицистика
Письмо революционеру [1909] 11k Публицистика
Удивительные существа [1909] 7k Оценка:9.70*5 Публицистика Комментарии: 2 (22/11/2005)
Предисловье к статье Эдуарда Карпентера "Современная наука" [1896] 19k Публицистика
Студенческое движение 1899 года [1899] 3k Публицистика
Патриотизм и правительство [1900] 48k Публицистика
О религии:
Исповедь (планы и варианты) [1879] 63k Оценка:8.43*8 Публицистика
Моя жизнь и В чем моя вера ? (плановые заметки и варианты) [1884] 4k Оценка:9.00*3 Публицистика
Исследование догматического богословия [1880] 669k Религия Комментарии: 1 (07/09/2005)
В чем моя вера? [1884] 432k Оценка:9.70*10 Религия
Исповедь [1882] 194k Оценка:9.93*14 Публицистика Комментарии: 6 (24/02/2006)
Царство Божие внутри вас... [1893] 0k Оценка:9.77*6 Религия
Религия и нравственность [1893] 55k Оценка:7.00*4 Религия Комментарии: 2 (22/12/2004)
Христианское учение [1895] 178k Религия
Греческий учитель Сократ [1900] 94k Оценка:9.70*5 Философия
Определение Святейшего Синода [1901] 48k Оценка:10.00*3 Религия
Ответ Синоду [1901] 19k Оценка:8.59*5 Религия Комментарии: 2 (21/08/2005)
Соединение и перевод четырех Евангелий [1902] 940k Оценка:5.42*7 Религия
Учение Христа, изложенное для детей [1908] 108k Религия
Путь жизни [1910] 873k Оценка:8.70*14 Религия Комментарии: 1 (27/10/2005)
Не могу молчать (1-я редакция) [1908] 20k Оценка:9.63*7 Публицистика Комментарии: 2 (15/07/2005)
Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении [1907] 30k Оценка:9.03*11 Публицистика
Что такое религия и в чем сущность ее [1902] 93k Оценка:9.85*8 Религия
Христианство и патриотизм [1894] 121k Религия
Церковь и государство [1891] 22k Оценка:9.53*4 Религия Комментарии: 1 (11/03/2006)
О веротерпимости [1901] 17k Публицистика
Славянскому съезду [1910] 5k Публицистика
Китайскому народу от христианина [1906] 4k Религия
Воззвание [1889] 8k Религия
Послесловие к книге Е.И.Попова "Жизнь и смерть Евдокима Никитича Дрожжина. 1866-1894" [1895] 41k Публицистика
Как читать евангелие и в чем его сущность? [1896] 7k Оценка:8.42*4 Религия
Отрицает Иисуса как Искупителя [2000] 68k Публицистика
Против 7-ми таинств [2000] 75k Публицистика
Против обожествления Иисуса [2000] 54k Оценка:8.00*3 Публицистика
Против троицы [2000] 58k Публицистика
Критика православного богослужения [2000] 19k Публицистика
Не могу молчать [1908] 31k Публицистика
Закон насилия и закон любви [1908] 163k Религия
ЛЕВ ТОЛСТОЙ
КАК ЧИТАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ И В ЧЕМ ЕГО СУЩНОСТЬ?
В том, что преподается как учение Христа, так много странного, неправдоподобного, непонятного, даже противоречивого, что не знаешь, как надо понимать его.
Кроме того, понимается это учение не одинаково: одни говорят, что всё дело в искуплении; другие, что всё дело в благодати, приобретаемой через таинства; третьи, что всё дело в повиновении церкви. Церкви же опять различные, понимают различно учение: католическая признает происхождение духа от отца и сына и непогрешимость папы и считает спасение возможным преимущественно через дела; лютеранская не признает этого и считает спасение возможным преимущественно верою; православная признает происхождение духа только от отца и для спасения считает необходимым и дела и веру.
Англиканская, епископальная, пресвитерьянская и методистская, не говоря о сотне разных других церквей, все понимают христианское учение каждая по-своему.
Ко мне часто обращались и обращаются молодые люди и люди из народа, усомнившиеся в истине учения церкви, в которой они воспитаны, спрашивая меня, в чем состоит мое учение, как я понимаю христианское учение? Такие вопросы всегда огорчают и даже оскорбляют меня.
Христос -- бог по учению церкви -- сошел на землю, чтобы открыть людям божескую истину для их руководства в жизни. Человек, -- простой, глупый человек, -- если он хочет передать людям важное для них указание, всегда умеет передать его так, что люди поймут его. И вдруг бог пришел на землю только за тем, чтобы спасти людей, и бог этот не сумел сказать то, что ему нужно было сказать так, чтобы люди не перетолковали его слова так, что все разошлись в их понимании.
Не может этого быть, если Христос был бог.
Не может этого быть и тогда, если Христос не был бог, а великий учитель. Великий учитель только потому и великий учитель, что он умеет высказать истину так, что она ясна, как солнце, и уже нельзя ни скрыть, ни затемнить ее.
И потому в обоих случаях в евангелиях, передающих нам учение Христа, должна быть истина. И действительно, истина находится в евангелиях для всех тех, кто с искренним желанием познать истину и без предвзятой мысли и, главное, без мысли о том, что в них находится какая-либо особая, недоступная человеческому уму мудрость, будут читать их.
Так я читал евангелия и нашел в них вполне доступную, как и сказано в евангелиях, младенцам истину, И потому, когда у меня спрашивают: в чем состоит мое учение и как я понимаю христианское учение, я отвечаю: у меня нет никакого учения, а понимаю я христианское учение так, как оно изложено в евангелиях. Если я писал книги о христианском учении, то только для того, чтобы доказать неверность тех объяснений, которые делаются толкователями евангелий.
Для того, чтобы, понять христианское учение, каково, оно в действительности, нужно, главное, не толковать евангелий, а понимать их так, как они написаны. И потому на вопрос о том, как надо понимать учение Христа, я отвечаю: если хотите понять учение Христа, читайте евангелия, читайте, отрешившись от всякого предвзятого понимания, с одним желанием понять то, что сказано в евангелиях. Но именно потому, что евангелие есть священная книга, ее надо читать обдуманно, с толком и разбором, а, не как попало, подряд, приписывая одинаковое значение всякому слову, которое в ней находится.
Для того, чтобы понять всякую книгу, необходимо выделить из нее все вполне понятное от непонятного и запутанного, из этого выделенного понятного составить себе понятие о смысле и духе всей: книги, и тогда на основании вполне понятного выяснить для себя места, не вполне понятные и запутанные. Так мы читаем всякого рода книги. Тем более так необходимо читать евангелие, книгу, прошедшую через многосложные соединения, переводы и переписки, составленную 18 веков тому назад людьми малообразованными и суеверными. (Как это известно всем, изучавшим происхождение этих книг, евангелие никак не есть непогрешимое выражение божеской истины, а произведение бесчисленных рук и умов человеческих, исполненное погрешностей, и потому ни в каком случае не может быть принимаемо, как произведение св. духа, как это говорят церковники. Если бы это было так, то его бы открыл сам бог, как передается, что он открыл заповеди на горе Синае, или каким-нибудь чудом передал бы эту готовую книгу людям, как это утверждают мормоны о своем священном писании. Теперь же мы знаем, как записывались, собирались эти книги, как исправлялись, переводились, и потому не только не можем принимать их как непогрешимое откровение, а обязаны, если мы уважаем истину, исправлять встречающиеся в них погрешности).
Так что для того, чтобы понять евангелия, надо в них прежде всего выделить то, что вполне просто и понятно, от того, что запутано и непонятно, и, выделив это простое и понятное из того, что запутано и непонятно, прочесть это ясное и понятное несколько раз сряду, стараясь усвоить смысл этого простого, ясного учения, и тогда уже на основании смысла всего учения постараться уяснить себе значение и тех мест, которые показались сложными и неясными. Так я поступил при чтении евангелий, и смысл учения Христа открылся мне с такою ясностью, при которой не могло быть никакого сомнения. И потому советую всякому человеку, желающему понять истинный смысл учения Христа, сделать то же.
Пусть каждый, читая евангелие, подчеркнет всё то, что ему кажется вполне простым, ясным и понятным, -- синим карандашом, отметив, кроме того, красным карандашом из отмеченного синим слова самого Христа, в отличие от слов евангелистов, и пусть перечтет эти отмеченные красным места несколько раз. И только после того, как он хорошо поймет эти места, пусть снова перечтет и остальные, раньше не понятые им и потому не отмеченные им, места из речей Христа и пусть подчеркнет красным и те из них, которые стали ему понятны. Места же, содержащие слова Христа, оставшиеся совершенно непонятными, а также непонятные слова писателей евангелий, пусть оставит совсем не отмеченными. Отмеченные таким образом красным места дадут читателю сущность учения Христа, -- дадут читателю то, что нужно всем людям, и что поэтому Христос сказал так, чтобы все могли понять. Места, отмеченные только одним синим, дадут то, что писатели евангелий говорят понятного от себя.
Очень может быть, что при отметках вполне и не вполне понятного различные люди отметят различное, так что понятное для одного покажется темным для другого; но в самом главном все люди непременно сойдутся, и для всех одно и то же покажется вполне понятным. Вот это-то, вполне понятное всем, и составляет сущность учения Христа.
В моем евангелии отметки сделаны мною соответственно моему пониманию.
Лев Толстой
Ясная Поляна
22 июня 1896 г.
КАК ЧИТАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ И В ЧЕМ ЕГО СУЩНОСТЬ?
В том, что преподается как учение Христа, так много странного, неправдоподобного, непонятного, даже противоречивого, что не знаешь, как надо понимать его.
Кроме того, понимается это учение не одинаково: одни говорят, что всё дело в искуплении; другие, что всё дело в благодати, приобретаемой через таинства; третьи, что всё дело в повиновении церкви. Церкви же опять различные, понимают различно учение: католическая признает происхождение духа от отца и сына и непогрешимость папы и считает спасение возможным преимущественно через дела; лютеранская не признает этого и считает спасение возможным преимущественно верою; православная признает происхождение духа только от отца и для спасения считает необходимым и дела и веру.
Англиканская, епископальная, пресвитерьянская и методистская, не говоря о сотне разных других церквей, все понимают христианское учение каждая по-своему.
Ко мне часто обращались и обращаются молодые люди и люди из народа, усомнившиеся в истине учения церкви, в которой они воспитаны, спрашивая меня, в чем состоит мое учение, как я понимаю христианское учение? Такие вопросы всегда огорчают и даже оскорбляют меня.
Христос -- бог по учению церкви -- сошел на землю, чтобы открыть людям божескую истину для их руководства в жизни. Человек, -- простой, глупый человек, -- если он хочет передать людям важное для них указание, всегда умеет передать его так, что люди поймут его. И вдруг бог пришел на землю только за тем, чтобы спасти людей, и бог этот не сумел сказать то, что ему нужно было сказать так, чтобы люди не перетолковали его слова так, что все разошлись в их понимании.
Не может этого быть, если Христос был бог.
Не может этого быть и тогда, если Христос не был бог, а великий учитель. Великий учитель только потому и великий учитель, что он умеет высказать истину так, что она ясна, как солнце, и уже нельзя ни скрыть, ни затемнить ее.
И потому в обоих случаях в евангелиях, передающих нам учение Христа, должна быть истина. И действительно, истина находится в евангелиях для всех тех, кто с искренним желанием познать истину и без предвзятой мысли и, главное, без мысли о том, что в них находится какая-либо особая, недоступная человеческому уму мудрость, будут читать их.
Так я читал евангелия и нашел в них вполне доступную, как и сказано в евангелиях, младенцам истину, И потому, когда у меня спрашивают: в чем состоит мое учение и как я понимаю христианское учение, я отвечаю: у меня нет никакого учения, а понимаю я христианское учение так, как оно изложено в евангелиях. Если я писал книги о христианском учении, то только для того, чтобы доказать неверность тех объяснений, которые делаются толкователями евангелий.
Для того, чтобы, понять христианское учение, каково, оно в действительности, нужно, главное, не толковать евангелий, а понимать их так, как они написаны. И потому на вопрос о том, как надо понимать учение Христа, я отвечаю: если хотите понять учение Христа, читайте евангелия, читайте, отрешившись от всякого предвзятого понимания, с одним желанием понять то, что сказано в евангелиях. Но именно потому, что евангелие есть священная книга, ее надо читать обдуманно, с толком и разбором, а, не как попало, подряд, приписывая одинаковое значение всякому слову, которое в ней находится.
Для того, чтобы понять всякую книгу, необходимо выделить из нее все вполне понятное от непонятного и запутанного, из этого выделенного понятного составить себе понятие о смысле и духе всей: книги, и тогда на основании вполне понятного выяснить для себя места, не вполне понятные и запутанные. Так мы читаем всякого рода книги. Тем более так необходимо читать евангелие, книгу, прошедшую через многосложные соединения, переводы и переписки, составленную 18 веков тому назад людьми малообразованными и суеверными. (Как это известно всем, изучавшим происхождение этих книг, евангелие никак не есть непогрешимое выражение божеской истины, а произведение бесчисленных рук и умов человеческих, исполненное погрешностей, и потому ни в каком случае не может быть принимаемо, как произведение св. духа, как это говорят церковники. Если бы это было так, то его бы открыл сам бог, как передается, что он открыл заповеди на горе Синае, или каким-нибудь чудом передал бы эту готовую книгу людям, как это утверждают мормоны о своем священном писании. Теперь же мы знаем, как записывались, собирались эти книги, как исправлялись, переводились, и потому не только не можем принимать их как непогрешимое откровение, а обязаны, если мы уважаем истину, исправлять встречающиеся в них погрешности).
Так что для того, чтобы понять евангелия, надо в них прежде всего выделить то, что вполне просто и понятно, от того, что запутано и непонятно, и, выделив это простое и понятное из того, что запутано и непонятно, прочесть это ясное и понятное несколько раз сряду, стараясь усвоить смысл этого простого, ясного учения, и тогда уже на основании смысла всего учения постараться уяснить себе значение и тех мест, которые показались сложными и неясными. Так я поступил при чтении евангелий, и смысл учения Христа открылся мне с такою ясностью, при которой не могло быть никакого сомнения. И потому советую всякому человеку, желающему понять истинный смысл учения Христа, сделать то же.
Пусть каждый, читая евангелие, подчеркнет всё то, что ему кажется вполне простым, ясным и понятным, -- синим карандашом, отметив, кроме того, красным карандашом из отмеченного синим слова самого Христа, в отличие от слов евангелистов, и пусть перечтет эти отмеченные красным места несколько раз. И только после того, как он хорошо поймет эти места, пусть снова перечтет и остальные, раньше не понятые им и потому не отмеченные им, места из речей Христа и пусть подчеркнет красным и те из них, которые стали ему понятны. Места же, содержащие слова Христа, оставшиеся совершенно непонятными, а также непонятные слова писателей евангелий, пусть оставит совсем не отмеченными. Отмеченные таким образом красным места дадут читателю сущность учения Христа, -- дадут читателю то, что нужно всем людям, и что поэтому Христос сказал так, чтобы все могли понять. Места, отмеченные только одним синим, дадут то, что писатели евангелий говорят понятного от себя.
Очень может быть, что при отметках вполне и не вполне понятного различные люди отметят различное, так что понятное для одного покажется темным для другого; но в самом главном все люди непременно сойдутся, и для всех одно и то же покажется вполне понятным. Вот это-то, вполне понятное всем, и составляет сущность учения Христа.
В моем евангелии отметки сделаны мною соответственно моему пониманию.
Лев Толстой
Ясная Поляна
22 июня 1896 г.
A
Attalea princeps
Время пришло [1908] 15k Религия
...по-весеннему актуально и через сто лет...
ПАТРИОТИЗМ И ПРАВИТЕЛЬСТВО
Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, -- а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами.
(статья большая и я оставил только начало и конец)
Поймите, что спастись от всех ваших бедствий вы можете только тогда, когда освободитесь от отжившей идеи патриотизма и основанной на ней покорности правительствам и когда смело вступите в область той высшей. идеи братского единения народов, которая давно уже вступила в жизнь и со всех сторон призывает вас к себе.
Только бы люди поняли, что они не сыны каких-либо отечеств и правительств, а сыны бога, и потому не могут быть ни рабами, ни врагами других людей, и сами собой уничтожатся те безумные, ни на что уже не нужные, оставшиеся от древности губительные учреждения, называемые правительствами, и все те страдания, насилия, унижения и преступления, которые они несут с собой.
Лев Толстой.
Пирогово, 10 мая 1900 г.
( у нас тут тоже есть село Пирогово
Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, -- а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами.
(статья большая и я оставил только начало и конец)
Поймите, что спастись от всех ваших бедствий вы можете только тогда, когда освободитесь от отжившей идеи патриотизма и основанной на ней покорности правительствам и когда смело вступите в область той высшей. идеи братского единения народов, которая давно уже вступила в жизнь и со всех сторон призывает вас к себе.
Только бы люди поняли, что они не сыны каких-либо отечеств и правительств, а сыны бога, и потому не могут быть ни рабами, ни врагами других людей, и сами собой уничтожатся те безумные, ни на что уже не нужные, оставшиеся от древности губительные учреждения, называемые правительствами, и все те страдания, насилия, унижения и преступления, которые они несут с собой.
Лев Толстой.
Пирогово, 10 мая 1900 г.
( у нас тут тоже есть село Пирогово
A
Attalea princeps
у нас тут тоже есть село Пирогово
...и это ещё не известно, чьи пироги кручче... в деревнях должны сохраниться настоящие талантливые стряпухи, и пироги из русской печки!
...интересно, сохранилось ли то Пирогово...
в деревнях должны сохраниться настоящие талантливые стряпухи, и пироги из русской печки!
Ох......грустные вещи рассказывают нынче про наши деревни....разруха и упадок нравов...
...интересно, сохранилось ли то Пирогово...
Город соблазнил, растлил и обобрал деревню.
Пользуется ею и мало платит. Если платит вообще.
A
Attalea princeps
Пользуется ею и мало платит. Если платит вообще.
...тогда и понятно, что
разруха и упадок нравов...
...:-(
Лев Толстой.
...вот тут я графу не верю
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.