РУССКИЙ ПУТЬ

Вот уже более шестисот лет ежегодно к этому месту идет крестный ход. Идет при Рюриковичах, при Романовых, при коммунистах и демократах. Идут старухи и дети, парни и молодухи, едут пастыри и архипастыри под охраной и в одиночку со всех концов Вятской губернии и из многих городов нашей необъятной Родины. Куда же идет Русь? Если ответить коротко - к своим истокам, в прямом и переносном смысле.
Вятская земля, как часть Новгородской республики, была присоединена к Московскому государству в самом конце 15 века. Сотни лет до этого события молодые новгородцы и псковичи, прозываемые ушкуйниками, шли от своей родины на север и восток в поисках новых земель, неся в дикие края манси, коми и удмуртов свою культуру и государственность. Река Великая, что в 60 км. от г. Вятки ( Хлынова), названа в честь главной Псковской реки. На ней и было воздвигнуто главное капище поселенцев.
Современные русско-немецко-датские археологические экспедиции на остров Рюген (Руян), в Стариград (Ольденбург), в Велиград (Мекленбург) и в другие Балтийские поселения ободритов и лютичей, предшественников Новегорода, позволяют реконструировать наши дохристианские капища. В безлюдном месте выбиралось одинокостоящее огромное, древнее дерево. Его разукрашивали золотой и серебряной краской в виде лица со свисающими серебряными усами. Звался этот идол Перуном(без "д"), олицетворявшим собой все самое опасное для мореплавателей в природе, - бурю, гром, молнию.
Если караван потрепал шторм, люди погибли, товары пропали, оставшиеся моряки шли на Руген к Богу Перуну и избивали его палками в наказание за злодейства, осыпая его изощренной руганью. Это называлось "срамословие богов". Во время удачных возвращений вся община задаривала идола подарками, которые складывались в специально возводимых вокруг Перуна часовнях, устраивался праздник, девушки водили хороводы по ходу Солнца, юноши устраивали состязания на силу, ловкость и находчивость, старики пели баллады о старине. С темнотой же наступали "вечерки" - "свальный грех", по церковному определению, прыжки через костры, в которых сжигались жертвоприношения Диву (Солнцу), совместные купания, усиливающие деторождение на пользу общине, и другие игры- мистерии.
Все это происходило и на Великой, впадающей в Вятку недалеко до Хлынова, в конце Великого речного пути из Новгорода на восток. Дальше был Урал, куда ушкуйники доходили по Чусовой до встречи ее с Исетью, утекающей уже в Сибирские враждебные земли.
Христианство, пришедшее в Новгород из пограничного города Киева (а настоящие столицы могут располагаться лишь на водоразделах энергопотоков - Новгород, Москва, в дальнейшем - Екатеринбург), огнем, мечом и хитростью уничтожило древние капища, идолов, волхвов, гусельников, хороводы и костры, игры и совместные купания, обозвав их "бесовством", и лишь с самым отдаленным, - Великорецким, - справиться не смогло до сих пор.
За сто лет до присоединения Вятки к Москве, возле источника на реке Великой, куда стекались богомольцы ежегодно в день летнего солнцестояния, на огромной сосне, по преданию объявилась чудотворная икона Николы Великорецкого. Трижды крестьянин, ее нашедший, приносил икону в свой дом, и трижды она возвращалась на сосну. И решили там ее и оставить, в построенной специально часовне. Получив благословение от митрополита, строители приступили к закладке церкви, но к утру каждый раз не обнаруживали и следа проделанной работы, "...бревна же ночью обреташася на ином месте, на горе, на болоте",- сообщает очевидец. Трижды вернув бревна на место и найдя их поутру в версте от знаменитой сосны, строители приступили к делу на "указанном" месте.
За 600 лет на "горе, на болоте" вырос каменный храмовый комплекс, построенный столичными архитекторами в классическом стиле, а вот часовня на месте сосны возможна лишь временная, но именно к ней, игнорируя храмины, или используя их в качестве ночлега, идут и идут русские люди.
Моя матушка родилась в десяти верстах от Великорецкого, и в пятилетнем возрасте, в начале 60-х, я впервые побывал на этом месте. Помню яркий, праздничный день, сочную зелень склонов, белые пятна женских платков вокруг часовенки из свежесрубленного леса, в которой бился целебный, как мне сказали, источник. На высоком речном обрыве стоял дремучий бор с узловатыми от ветра стволами сосен, а за ним, как молчаливые стражи, высились белые головы храмов и колоколен. Странное ощущение, навеянное этим местом, не покидало меня во всю последующую жизнь, - тихая, светлая радость возле источника, и - неестественная пустота брошенного людьми посреди леса каменного города.
По отдельности эти ощущения повторялись потом в жизни, например, Покров-на-Нерли, "свеча горела на столе, свеча горела...", и - брошенная Припять, пустынная "улица Горького" посреди мазанок аула Гори, но вместе они не встречались. Разве что в фильмах Тарковского. Помните, редкая капель в "комнате желаний", а вокруг нагромождения странной нелепости. Так то в фильмах...
И я решил съездить в детство, проверить свои то ли полусон, то ли полуявь. Тем более, матушка приболела ногами и попросила отвезти узелок с какими-то вещами на Великую и пустить его по воде. Зачем это было нужно, я не знал, догадывался лишь, что в каких-то мистических лечебных целях, но ей, уроженке тех мест виднее, что приносит пользу, и я поехал.
Кировская родня, предупрежденная о моем приезде заранее, соорудила мощное застолье, на котором было и проигранное мной перетягивание на пальцах со стариками, и позорно отставленная бессчетная рюмка водки, и пляски чуть не до утра, и раннее появление машины с трезвой родней за рулем для поездки на Великую. Своей гудящей от переезда, недосыпа и похмелья головой я логично рассудил, что на месте, где ежегодно в этот день устраиваются многокилометровые торги, я приобрету все мне необходимое, потому поехал, не позавтракав.
На протяжении дороги от Кирова до Великорецкого шли люди с иконками Николы на шее, со спальными ковриками на рюкзаках, с малыми детьми за руку. Священников видно не было, а туристические автобусы, сгрудившиеся на подъезде к селу, показали, откуда мог начаться непосредственно крестный ход, начало которого мы уже пропустили. Не торопясь, мы двинули пешком в гудящий впереди праздник.
По обочинам пути вытянулись нескончаемые ряды прилавков с сувенирами, с едой, с самоварами, с уличными кафушками, но - без курева, и, главное, - без спиртного! Знаете, граждане, за десять лет власти демокрадов я как-то уже отвык от такой торговли, - не бахает бессмысленный "техно-поп", не лежат по пригоркам группы сопляков с пивными банками и идиотским сленгом и матом, не видать ОМОНа, рекламы, всякого мусора.
А для моих спутников это в порядке вещей. Они спокойно ориентируются в потоке молодых и старых, ветхозаветно и стильно одетых людей, указывают на окружающие нас городского вида постройки с колоннадами и ротондами. Мы приближаемся к берегу реки, возле которой волнуется многотысячное людское море. По левую руку видна самая настоящая летняя эстрада с аппаратурой, проводами и настройщиками, - там будет в полдень служить архиепископ Кировский, направо, - белеют свежесрубленные часовенки для купания в освященной воде. Мы разбиваемся на группы, - кто занимает очередь за водой, кто выбирает место для глазения, а мы с сестрой обходим луговину, чтобы получше все разглядеть.
В какой-то момент движение толпы выносит нас на берег, где я, проваливаясь обувью в тину, пускаю мамин узелок по воде, среди множества ему подобных. На том берегу несколько милиционеров при оружии готовят лодки к чему-то им известному. Мы возвращаемся к часовням под береговым откосом, садимся на какие-то бревна, чтобы все было видно. Но вот заиграла церковная музыка, к эстраде по коридору, образованному милицейскими шеренгами, движется колонна золототканых риз во главе с архиепископом, начинается литургия. Народ истово крестится, когда нужно, но и потихоньку рассасывается в нашу сторону. Неожиданно я замечаю за своей спиной какое-то шуршание, это десятки и сотни людей лезут в почти вертикальный двадцатиметровый береговой откос. Откуда-то появившиеся гражданские с рациями регулируют этот поток, вызывают скорую помощь скатывающимся вниз старухам. Но те, позабыв про обувь, настойчиво карабкаются по вылизанному множеством восхождений откосу.
-«Это пнепоклонники, язычники,- говорит мне сестра,- христианин не должен туда лезть».
Но это разжигает мое любопытство еще больше, и я зигзагом, как на лыжах, устремляюсь вверх. На самой кромке склона стоит огромный обломок старой сосны с корнями, образующими арку в полметра - метр высотой. В эту арку и лезут люди - молодые, старые, дети. А за корнем, расставив для устойчивости ноги, громыхает проклятия молодой священник: - вы что, язычники, в пень лезете, когда внизу целый архиепископ литургию читает...!, и т.д.- без единого повторения все то время, что мы его слышали. Такой ярой веры я не то что в церквях, но и на всенощных в "царские дни" возле креста на Вознесенской горке не видел. Вернее, столкновения вер.
Но люди весело, как после аттракциона, шли дальше по круговой кромке склона, где между сосен горели костры с сидящими возле них семьями, к "Колесу". "Живет в лесу, молится колесу", - это о них сказано. Колесо это двухметрового диаметра, со стаканчиками для свечек, горизонтально укреплено на врытой в землю оси не выше полуроста. Купив тут же свечку, каждый вставляет ее в стаканчик и пускает колесо медленно по солнцу. Если по обороту свеча не погаснет, значит, жертва твоя принята солнечным божеством.
Закончив с колесом, люди скатываются обратно к реке и начинают немедленно раздеваться догола и кидаться в воду для омовения. При свете дня, при честном народе! Старухи и дети, парни и девушки, - сотни! сотни! И ведь не негры, не китайцы, - простые, улыбающиеся славянские лица. С реки подплывают кричащие что-то милиционеры в лодках, стараются загнать людей обратно, а в это время милиция на берегу уже выстраивает среди людей проход к часовням для архиепископа и его свиты.
Тот наскоро святит источник, а его служка прямо из ведра какой-то мочалой на палке широкими жестами окатывает всех собравшихся святой водой. В толпе по обе стороны прохода смех и взвизги. После этого пять- шесть пар монахов с 40-калитровыми канистрами бегут в часовню набирать святой воды впрок, за ними с той же успешью, с такими же канистрами, и с той же целью набегают в часовню рядовые менты, после чего туда допускается остальной народ.
Часовен две, в одной воду набирают с собой, в другой купаются в небольшом бассейне. Здесь цивилизация, сначала раздеваются в предбаннике 15 мужчин, купаются, выходят, потом пятнадцать женщин, суета, давка, вскрики к охраняющим порядок ментам на входе.
Приличия вроде соблюдены, но замечаю, что из-под крыши часовни торчат десятки детских ног. Крыша спускается ниже сруба, но если под нее подлезть, то открывается щель бревна в два между кровлей и стеной так, что видно все происходящее в бассейне. Это взрослому видно, а для детей заботливые строители понаставили десяток чурбанчиков для удобства обзора голых тел их сородичей. Пока наши томились в очереди за святой водой, я сидел поодаль и размышлял над увиденным. Я наверно был единственным курящим в этом месте, и мне приходилось курить в кулак и зарывать окурки глубоко в песок, потому что толпа на удивление не только не курила и не пила, но и не мусорила, но и не материлась! Хотя поводов при такой организации для этого хоть отбавляй. Глядя на всю картину чуть сверху, я пожалел, что не взял в спешке ни видеокамеры, ни фотоаппарата, хотя вроде никто и вокруг не снимает, видно, боятся за свою аппаратуру при таком фанатизме…
Вот и произнесено слово. Идут, значит, люди сотни лет, из года в год, десятки километров к обыкновенному источнику (кстати, маясь с похмелья, я сбегал в храмовый город к колодцу за водой, ею и пробавлялся), лезут в пень, крутят колесо, жгут костры, и все для чего? Чтобы почтить икону, найденную здесь кем-то, когда-то? Я понимаю, идут люди двенадцать километров от Ипатьевского дома до Ганиной Ямы крестным путем царской семьи помолиться над скорбными местами. Это объяснимо, но здесь?
Иконы той самой, чудотворной, давно нет, а если и есть, то она всяко не на Великой, а в Кирове или в Москве. Сосны той самой тоже нет по давности времени или по злому умыслу. Так что же ведет людей? Священники? Но они скорее мешают, чем помогают, даже не мешают, а пытаются древние верования охристианить, нельзя же, чтобы такой искренний порыв к вере пропадал бесполезно для церкви. Даже коммунисты не смогли его запретить, церкви разрушить смогли, а порыв - нет.
Я вспомнил универских еще времен споры о Русском пути, так сказать, куда есть-движется народ Русский. Спор был о том, могут ли однокоренные слова выражать противоположный смысл? Одни говорили - могут, например, "враг" и "врач", может ли врач быть врагом, хотя корень действия "вр" у них общий. Другие - нет, не могут, ведь язык наших предков, зафиксировавший незапамятные времена в своих корнях, - "велик и могуч", это единственная наша и Библия и Конституция в одном лице. Обратились к Далю и выяснилось - да, однокоренных слов со словом, допустим,"правда", полторы сотни и все они выражают позитивный смысл, - от истины до правил правления.
Получается, что мы движемся от наших ПРАотцов куда? К ДОБРУ. К этому слову не меньше однокоренных слов и все позитивные. Выясняется, что если мы пойдем от правды праотцов, то куда бы мы ни пришли, это и будет - добро в материальном и духовном смысле слова. А с корнем "вр" все слова будут негативные, потому что означает он "ворваться", например, в дом, "навредить" и слова "враг, вор и врун" - самый негатив для русского человека. ("Врач", в данном случае, лишь меньшее зло по отношению к болезни).
Так куда же ведет Русский путь, если мы не знаем, куда идем?
Во время пурги, говорят бывалые люди, чтобы идти прямо, нужно идти задом наперед, или хотя бы чаще оглядываться, чтобы цепочка следов, хотя бы в пределах видимости, была прямая. Тогда не закружат тебя внешние силы, не увлекут. В исторической жизни народ должен идти, оглядываясь на истинные дела своих предков. И какая бы идеологическая пурга не сбивала его с ног, он придет к своей цели, которая пока от него скрыта, но не подлежит сомнению, что цель эта будет для него добром…
0
дача "нового руссого" гр-на Кацмана... знойный летний день... на опушке леса в шезлонге скучает роскошная длинноногая блондинка с бокалом мартини... из леса выходит странного вида мужик в шапке-ушанке, тулупе, валенках...
- простите, а почему Вы так странно одеты?
- дык... учусь бороться с трудностями...
блондинка опытным оценивающим взглядом осматривает мужика
- может немного отдохнете?... примете душ, перекусите... займемся сексом... пока папик в командировке....
мужик (снимая шапку-ушанку и вытирая пот)
- можна... тока трахаться будем в гамаке и раком....
0
test_drv

Вы ишшо про ласты забыли. :-)
0
Морозы, что ль? Как на КЛиО русскый вопрос обострился...
0
Юрий <i>
Вятский крестный ход, фото Сергея Колосова
http://www.voskres.ru/gallery/kolosov/part2.htm
0
URALUS
Да, примерно так. Даже если брать лишь одну сторону (христианскую) этого события, то и от него веет патриархальностью, величественностью события..
Но, конечно, ни слова о том, зачем там крестный ход? А он, для того, чтобы закрестить Русский ход к Великой. -поставить крест на неостановимом шествии Русских людей со всей страны к своим истокам. Как же так? Тысячелетний ежегодный религиозный фанатизм и вдруг не христианский? Не порядок. И застроили храмами дикий лес, и закрестили, а люди все равно идут с иконками или без них.
0
Total
Русский путь, как величественно и патриархально! А главное, истоки есть. Нацисты тоже искали истоки, экспедиции посылали в Тибет. Арийская нация должна иметь Великий Путь и Великие Истоки. Мы ведь тоже арийская, по-своему, нация? Тоже великие и склонны дружить с немцами. Всегда с ними дружили, с псами-рыцарями.
Православие нам не нужно, зачем? Придется признать руководящую роль РПЦ. И сдуться.
Чтобы чурок и жидов замочить, нам нужно все время сверять свои дела с Великим Русским Путем. Задом ходить, следы заметать. Или выпрямлять, как там в статье. По-любому, очень приятно чувствовать свою принадлежность к избранной нации. А прочие азеры-шмазеры сосут.
Поклоняться можно солнцу. Яриле могучему. От этого все корни крепчают и пути правильнеют.
Вот только на один вопрос исконно-посконный интеллигент Uralus никогда не дает ответа - как быть с татарами, башкирами, марийцами, удмуртами, коми, мордвой и другими "неславянами", лишенными божьей (ой!) ярилиной благодати быть избранной нацией? В полосу отчуждения их? Отделить от истинных русских? Мочить, как черных, вроде слишком. Но ислам, опять же. Нельзя оставлять без внимания. И размножаются, как кролики.
Что делать, великий гуру URALUS? Скажи нам, грешным!
0
Konstantin_I
Предварительная оценка - много.
0
букофф? :-)
0
От пользователя URALUS
13 Янв 2006 00:15

РУССКИЙ ПУТЬ
Только сейчас прочитал. Очень интересно. Спасибо УРАЛУС. (а про то , что не взяли фотоаппарат, да....жаль:-)

От пользователя Total
15 Янв 2006 15:22
Тотал, зачем такие явные передерги? Поиск СВОЕГО для Вас всегда за счет другого? Может Вы мерите по себе? Совсем исключаете, что другие способны на иное?
0
Красиво. Много. Только опять - как не крути - к тому и придём - что вера внутри человека, и лишь отчасти проявляется внешней атрибутикой.
0
waserman.
главное- молоко не перекипятить
0
От пользователя Bear-Man
Только опять - как не крути - к тому и придём - что вера внутри человека, и лишь отчасти проявляется внешней атрибутикой.


Крутить говорите :-)

Вера внутри? А дела?
Дела наши из веры. Изнутри и - во вне.
Внешняя атрибутика? ВАЖНЕЙШАЯ ВЕЩЬ НА СВЕТЕ.
Внешняя атрибутика это всё, в нашем материальном мире. В мире, где мы живем.

По моему все стройно и логично.
0
URALUS
От пользователя Total
Что делать, великий гуру URALUS? Скажи нам, грешным!

Тут одно время была проблема с имперским мышлением Уралуса, от упреков не мог избавиться, от мелких уколов в неполлиткорректности. А потом подумал и решил, а ведь империя это ж высшая форма государственности! Еще не каждый народ способен на такое свершение ( о морали речи пока нет). И что там происходило с малыми народностями, история в боьшинстве своем умалчивает. В Римской империи, напр, в Германских, в Британской, в империях-однодневках Наполеона, Македонского и Гитлера. Одно лишь перечисление имен и названий не дают нам ответа, хорошая штука, - империя, или - гадость, извращение какое-то?
И тут пришли на помощь основания из учения "Реализм", где говорится, что самостоящей системой можно назвать лишь такую, которая может родить новые самостоятельные системы. В данном случае, государственные.
Римская империя родила множество европейских государств, Британская - также отметилась своим знаменитым содружеством, а вот Германские империи почти ничего не родили самостоятельного, более того, еще и погнобили многие народы, типа Пруссов. Из однодневок можно вспомнить рожденную империей Македонского Египетскую династию Птолемеев - и вообще, создание Ойкумены Эллинов - величайшее произведение имперского мышления греков, перенятое у них Римлянами.
Российская империя родила полтора десятка самостоятельных государств, многие из которых, напр, Казахстан, НИКОГДА не имели ни государственности, ни границ, ни столицы (Алмаата-г.Верный), - так, кочевали слегка некие тюркские племена промежду казачьих фортов.
А вот те народы, угро-финской языковой группы, в основном, - их ждет судьба Финляндии, которая отоспалась под крылышком России , отогрелась, и выпорхнула в нужный момент на самостоятельную жизнь по обоюдному согласию двух стран. Эт потом у них (у нас) пошли разногласия, когда у Финнов произошли загибы про "Великую Финляндию" от Балтики до Урала, но в 18 году мы спокойно отпустили ее на волю.
Как отпустили росчерком пера и 15 других республик, большинство из которых и не мечтали о независимости, и даже нынешние их кураторы не мечтали еще свои базы у них открывать против России.
Я предлагаю России не мелочиться, деля с Украиной копейки из-за газа, это все отразится на будущих отношених и с другими республиками, вышедшими из России. НО.
Я предлагаю заключить, пока еще возможно, Братские двусторонние договора с 12 республиками о невступлении их в военные блоки без России, чтобы не пришлось в будущем воевать на их территориях.
И этим договором о братстве, предложенным позже уже всяким Болгариям-Румыниям, - отодвинуть от себя агрессивные границы НАТО, чтобы процессы в России шли без иноземного вмешательства. Шли на пользу всех коренных народов России.
0
waserman.
у нас будут "братские" экономические договоры.
только так
0
Frezerovchik
От пользователя URALUS

Все верно, но не мне Вам объяснять, куда потом засовывают "дружественные" страны эти пакты и договора. Сила, только сила и военная мощь спасает империи. Но не договора.

От пользователя URALUS

чтобы не пришлось в будущем воевать на их территориях

Против них же самих.
Это было бы грустно.
0
Thom
От пользователя URALUS
И этим договором о братстве, предложенным позже уже всяким Болгариям-Румыниям, - отодвинуть от себя агрессивные границы НАТО, чтобы процессы в России шли без иноземного вмешательства. Шли на пользу всех коренных народов России.

Не пoлучaется уже пoсылaть брaтские тaнки в брaтские Венгрии, oт этoгo тaкaя брaтскaя печaль...
0
От пользователя Краб
Сила, только сила и военная мощь спасает империи.

Приведите пример хотябы одной имерии, которую спасла бы сила.
Наоборот, именно попытки управления с помощью силы есть главный фактор нестабильности, который и приводил к краху всех империй. Завоевать с помошью силы можно практически все, но удержать можно лишь весьма ограниченную территорию.

Была тут относительно недавно статейка про задний ум и там очень точно формулировалась мысль: лучший выход для России - оставить наконец то имперские замашки. Следует уже относиться к бывшим советким республикам не как к млашим братьями не пытаться примитивно манипулировать ими с помощью кнута и пряника и надеяться заманить их обратно в империю. Как только Россия поймет, что она не империя, усвоит где проходят ЕЕ границы, и, как следствие, начнет заниматься СВОИМИ проблемами и искать СВОЮ выгоду, так сразу вем нам резко получшает:-)
0
От пользователя Thom
oт этoгo тaкaя брaтскaя печaль...
Да...печаль есть. И стыд.
0
Frezerovchik
От пользователя st. Boojum
Приведите пример хотябы одной имерии, которую спасла бы сила.

Вспомните, сколько войн было выиграно Россией, и скажите мне, что спасала не сила, а демократический подход.

От пользователя st. Boojum

лучший выход для России - оставить наконец то имперские замашки

Для страны такого масштаба это невозможно. Более того, губительно.
0
мобимен
"Для страны такого масштаба это невозможно."

именно для нашей страны это только и возможно - поскоку Россия полностью самодостаточна.
0
Дон..
Во! Изоляционизм в ход пошёл. Тоже неплохо.
0
URALUS
Верно и обратное мнение: - пока Россия беременна другими государствами, - она империя. (А ведь никто в этом не сомневается). И от этого никуда не деться. Это надо принять. И соответственно мыслить. А все эти призывы бросить имперское мышление, и превратиться в заштатную моноструктурную страну, - всего лишь пропаганда.
0
От пользователя мобимен
именно для нашей страны это только и возможно - поскоку Россия полностью самодостаточна.

дык... а как жа компы?.... достать из чулана "Электронику-60"?.... :-)
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.