Искала тут к экзамену одному про историческое учение Гегеля. Взяла своё собственное сочинение на эту тему двухлетней давности. Читаю - и интересно! Решила выложить, может, кто-нибудь пожелает просветиться.
Всем, наверное, хотя бы раз в жизни случалось испытывать это противоречивое чувство: когда в какой-нибудь книге встречаешь свои собственные, добытые старательными мозговыми упражнениями, мысли. В начале – радость такого открытия, потом – разочарование: «получается, и это уже было придумано до меня...». И даже как-то не знаешь, что делать теперь. Получается, что я гегельянец? Ну, да, а что поделаешь... Ведь история есть разворачивание мирового духа, который является истинным её субъектом, действует через всемирно-исторические личности, стремится из бытия-в-себе к бытия-для-себя и реализует идею разума и свободы! Именно так оно и есть на самом деле...
Биография Гегеля, как и полагается философу, внешними событиями небогата. Рождение в 1770 г. в Штутгарте, гимназия, богословский факультет в Тюбингене, домашнее учительство, потом преподавание в Йенском университете, потом жизнь в Нюрнберге и работа в гимназии в годы французской оккупации, продолжение университетской карьеры – Гейдельберг, затем Берлин... И смерть от холеры в 1831 г., в самом зените славы. Больше рассказывать о жизни философа особенно нечего. Ибо протекала она скорее в духовных, нежели в физических сферах, то есть состояла не столько во внешних событиях, сколько в эволюции идей. И если мы начнём углубляться в эту биографию, то всё обстоятельства жизни начнут выводить на разговор о духовных открытиях, взаимовлияниях и противоречиях. И то будет уже не биография Гегеля, а его философия.
Обратимся же сразу к исторической её части.
«Слово история означает в нашем языке как объективную, так и субъективную сторону, как historiam rerum gestarum, так и самые res gestas, им обозначается как то, что совершалось, так и историческое повествование» – пишет Гегель. Сначала рассмотрим первую составляющую, то есть историю в качестве науки.
По, Гегелю, она разделяется на 3 разновидности:
1. первоначальная
2. рефлективная
3. философская
Не берусь сказать, является ли Гегель в этом плане новатором, но подобная схема по сей день остаётся актуальной и используется. Поменялись только названия видов: первоначальную историю принято именовать эмпирической историографией, рефлективную – историософией, а философскую – эпистемологией. Впрочем, не будем сразу отождествлять эту систему с тем, что имеем: наверняка сам философ нашёл бы здесь какие-нибудь тонкости и различия. Сам он даёт здесь некоторые комментарии. Так, образцом истории первоначальной являются сочинения Геродота и Фукидида.
Рефлективная история имеет у Гегеля следующие разновидности:
• Всеобщая. Здесь в сокращённом и абстрактном виде излагаются события больших временных периодов: «когда Ливий повествует о войнах с вольсками, он говорит очень кратко: в том году была война с вольсками» .
• Прагматическая. Это та история, которая написана с целью воздействовать на читателя, «на злобу дня».
• Критическая. Здесь предметом исследования служат и оцениваются сами исторические повествования.
• Последний подвид Гегель никак не называет, а лишь описывает: сюда относятся истории разных отраслей: история искусства, история права и т.д.
И, наконец, история философская. Здесь-то и начинается подлинный Гегель, то, что так увлекло многих, и что будет подлинным предметом нашего рассмотрения.
В основополагающих понятиях своей философии истории Гегель следует за XVIII в.: разделяет веру в прогресс, активно оперирует понятиями свободы и разума. Но качественно философия его является иной: она абсолютно идеалистична и практически полностью преодолевает схематизм и механицизм Просвещения.
Итак, история, по Гегелю, есть развитие, разворачивание Мирового Духа. Это «развитее является не просто спокойным процессом, совершающимся без борьбы, подобно развитию органической жизни, а тяжёлой недобровольной работой, направленной против самого себя; далее, оно является не чисто формальным процессом вообще, а осуществлением цели, имеющей определённое содержание. Мы с самого начала выяснили эту цель: ею является дух, а именно по своему существу, по понятию свободы. Он является основным предметом, а, следовательно, и руководящим принципом развития» . Дух, стало быть, в процессе разворачивания мировой истории переживает непрерывное становление, диалектически развиваясь: всякий раз при переходе из одной эпохи к другой ему приходится обновляться, переступать через собственные границы, являться препятствием для самого себя, уничтожать самого себя, чтобы возродиться снова.
«В Гегеле воплотился и «открылся» антихрист» , – написал в 40-х гг. XIX в. Бруно Бауэр в книжице с экстравагантным названием «Трубный глас страшного суда над Гегелем». Тем, для кого Гегель – это лишь занудный старик из учебника по философии, такие слова смешны и удивительны. А ведь история показала, что Бауэр не так уж и преувеличивал. «Мы слышим прямо-таки фанатичный победный вопль революции, хохот ада, когда Гегель признаётся: «Возникла новая мировая эпоха»» – продолжает он. Давайте попытаемся прислушаться к этому воплю: «Дух, уничтожая телесную оболочку своего существования, не только переходит в другую телесную оболочку и не только в обновлённом виде возникает из пепла, в который обратилась его прежняя телесная форма, но он возникает из этого пепла, возвышаясь и преображаясь при этом как более чистый дух. Конечно, он выступает против самого себя, уничтожает своё наличное бытие, но, уничтожая его, он перерабатывает его, и то, что является его воплощением, становится материалом, работа над которым возвышает его до нового воплощения» . Что же есть приведённая цитата, как не обоснование закономерности революционного пути развития? Революция для Гегеля – прежде всего, конечно, французская, которую он никогда не осуждал – является неотъемлемой частью разворачивания духа, то есть, эволюции отнюдь не противопоставлена.
Вернёмся к Мировому Духу. Хотелось бы выяснить, чем он является на самом деле и как действует. У памфлетиста на этот счёт есть отдельное мнение: он «должен быть самым хитрым адским демоном», и одиозный Гегель «в восторге, когда описывает подзёмное рытьё этого демона: «Он идёт всегда вперёд, ибо только дух означает прогресс!». «Да, – ворчит Бауэр вслед Мировому Духу, – валяй дальше к чёрту на рога!» . В общем же, через две страницы, успокоившись, он приходит к выводу, что Дух – это только образ, который выставляет на показ философ .
У Гегеля специального определения Духа нет, во всяком случае, в рассматриваемой нами книге «Лекции по философии истории». За то говорится, что воплощается он то в том, то в другом народе, который становится на определённое время двигателем мирового прогресса. В том же отношении, как Мировой Дух к народному, народный дух находится к всемирно-исторической личности. В таких личностях воплощены идеи и задачи ближайшего развития, через них мировой разум, собственно, действует. Но – это важно! – цели индивидуумов могут не совпадать с целями Духа, и человечество не осознаёт в полной мере того, к чему всемирно-исторические силы его ведут. Получается так, словно дух использует индивидов как несознательное оружие . В этом важнейшее отступление от ограниченного рационализма Просвещения.
Философия истории Гегеля в чём-то фаталистична (если история есть разворачивание мирового духа, то в свёрнутом виде, как в-себе-бытие или совокупность предпосылок она уже заранее существует). Маркузе называет мировой Дух сокровенным и ужасным Богом отчаявшегося человечества, Богом кальвинистов, в мире которого всё совершается вопреки человеку и в ущерб его счастью . И, подобно кальвинизму, как всякая фаталистичная идеология, гегельянство, с одной стороны, может логическим образом привести к пассивно-оптимистичному восприятию действительности, с другой же – к фанатичной вере в победу своего дела. Гегелевская философия истории могла бы дойти до уровня детерминизма, однако определяющим фактором в ней всё-таки остаётся свобода , – пишет Маркузе.
О роли свободы следует упомянуть особо, ей принадлежит центральное место. Разворачивание духа есть постижением им свободы. Гегель приводит примеры из истории: в первоначальную эпоху, когда дух воплощался в государствах Древнего Востока, свободен был один правитель. Затем, в античности, свободными были немногие, так как существовало рабовладение. Апогей освобождения человечества – это, конечно же, Прусская монархия. Да, вот к такому выводу приходит в конце концов наш «воплощённый антихрист»...
Как истинный диалектик, Гегель вложил в своё историческое учение достаточный запас противоречивости, чтобы оно могло жить и развиваться. Стройное и гладкое, с одной стороны, оно, с другой, при желании, может быть взято на вооружение любой партией (может быть, практически любой). Курьёзно, что в 1818 г. наш герой был приглашен в Берлинский университет по инициативе прусского министра по делам вероисповеданий, надеявшегося усмирить при помощи гегелевской философии дух мятежа, бродивший в студенческой среде. А, между тем, отлично известно, каким кумиром Гегель был несколькими десятилетиями позже для русских революционных демократов. И уж тем более, не стоит напоминать о том, откуда берёт истоки марксистская философия.
Допустим, что гегельянские штудии так и можно было бы оставить поклонникам Маркса, живущим в миропорядке позапрошлого века... Но здесь и там мы обнаруживаем свидетельства тому, что Гегель не думает устаревать. И более того, он ещё способен порождать резкие суждения и ожесточённые споры. Популярный сегодня культурфилософ XX в. Х. Ортега-и-Гассет высказался о Гегеле так: «его философия императорская, цезаристская, чингисхановская» . Ещё более неожиданны слова пережившего Первую мировую английского социолога Л.Т. Гобхауза в отношении «Феноменологии духа»: «В бомбардировке Лондона я просто усматривал зримый и осязаемый результат того ложного и порочного учения, основы которого, как я считаю, заключены книге лежащей передо мною» . Ему же, Гегелю, посвятил целых две книги, любимец новых левых и антиглобалистов Герберт Маркузе, найдя, между прочим, связь его философии с итальянским фашизмом .
При желании теорией Гегеля можно оправдать всё, что угодно: любую революцию, реакцию, войну или геноцид. На то воля объективных обстоятельств! Мировой дух, что называется, развернулся – ничего не поделаешь... Всё, что может произойти, уже существует в нём, в его свёрнутом бытии, и, следовательно, никогда не случится ничего такого, что как-то выходило бы за рамки разумности и общей программы. «Народ может умереть насильственной смертью лишь в том случае, если он естественно сам по себе стал мёртвым, как, например, немецкие имперские города, государственный строй Германской империи» – пишет Гегель, и в этих словах огромный заряд макиавеллизма в худшем смысле. «Всемирная история совершается в более высокой сфере, чем та, к который приурочена моральность» – то же самое, но ещё более недвусмысленно. Добавим, что догосударственного периода в истории для Гегеля не существует, ибо «государство – это шествие Бога в мире» . Какое раздолье для теоретиков и практиков разного рода!
Может, кто-то, как Бауэр, усмотрит в этой системе элемент цинизма и безбожия. Для иных это будет величайшая заслуга – Гегель впервые посмотрел на историю во всей её действительной полноте, а не относительно критики какой-то конкретной системы и проповеди новой, как было оно у просветителей. Но для того, чтобы взглянуть на эту полноту, Гегелю понадобилось занять настолько отстранённую позицию, что человечеству сделалось страшно от его равнодушия...
И всё же удивительно, как университетский профессор, пишущий скорее заумно, чем занимательно, не претендовавший на эпатаж, ни разу не заподозренный в нелояльности, и, хотя и увлекавшийся когда-то в молодости Французской революцией (ну, с кем не бывает?..), покорно пришедший к выводу о том, что Прусская монархия есть вершина в познании свободы – удивительно, как этот человек поднял на уши молодых радикалов и косвенно породил столько пересудов, восторгов, пророчеств, предостережений, теорий и утопий!
Диалектика – что тут скажешь!...
Всем, наверное, хотя бы раз в жизни случалось испытывать это противоречивое чувство: когда в какой-нибудь книге встречаешь свои собственные, добытые старательными мозговыми упражнениями, мысли. В начале – радость такого открытия, потом – разочарование: «получается, и это уже было придумано до меня...». И даже как-то не знаешь, что делать теперь. Получается, что я гегельянец? Ну, да, а что поделаешь... Ведь история есть разворачивание мирового духа, который является истинным её субъектом, действует через всемирно-исторические личности, стремится из бытия-в-себе к бытия-для-себя и реализует идею разума и свободы! Именно так оно и есть на самом деле...
Биография Гегеля, как и полагается философу, внешними событиями небогата. Рождение в 1770 г. в Штутгарте, гимназия, богословский факультет в Тюбингене, домашнее учительство, потом преподавание в Йенском университете, потом жизнь в Нюрнберге и работа в гимназии в годы французской оккупации, продолжение университетской карьеры – Гейдельберг, затем Берлин... И смерть от холеры в 1831 г., в самом зените славы. Больше рассказывать о жизни философа особенно нечего. Ибо протекала она скорее в духовных, нежели в физических сферах, то есть состояла не столько во внешних событиях, сколько в эволюции идей. И если мы начнём углубляться в эту биографию, то всё обстоятельства жизни начнут выводить на разговор о духовных открытиях, взаимовлияниях и противоречиях. И то будет уже не биография Гегеля, а его философия.
Обратимся же сразу к исторической её части.
«Слово история означает в нашем языке как объективную, так и субъективную сторону, как historiam rerum gestarum, так и самые res gestas, им обозначается как то, что совершалось, так и историческое повествование» – пишет Гегель. Сначала рассмотрим первую составляющую, то есть историю в качестве науки.
По, Гегелю, она разделяется на 3 разновидности:
1. первоначальная
2. рефлективная
3. философская
Не берусь сказать, является ли Гегель в этом плане новатором, но подобная схема по сей день остаётся актуальной и используется. Поменялись только названия видов: первоначальную историю принято именовать эмпирической историографией, рефлективную – историософией, а философскую – эпистемологией. Впрочем, не будем сразу отождествлять эту систему с тем, что имеем: наверняка сам философ нашёл бы здесь какие-нибудь тонкости и различия. Сам он даёт здесь некоторые комментарии. Так, образцом истории первоначальной являются сочинения Геродота и Фукидида.
Рефлективная история имеет у Гегеля следующие разновидности:
• Всеобщая. Здесь в сокращённом и абстрактном виде излагаются события больших временных периодов: «когда Ливий повествует о войнах с вольсками, он говорит очень кратко: в том году была война с вольсками» .
• Прагматическая. Это та история, которая написана с целью воздействовать на читателя, «на злобу дня».
• Критическая. Здесь предметом исследования служат и оцениваются сами исторические повествования.
• Последний подвид Гегель никак не называет, а лишь описывает: сюда относятся истории разных отраслей: история искусства, история права и т.д.
И, наконец, история философская. Здесь-то и начинается подлинный Гегель, то, что так увлекло многих, и что будет подлинным предметом нашего рассмотрения.
В основополагающих понятиях своей философии истории Гегель следует за XVIII в.: разделяет веру в прогресс, активно оперирует понятиями свободы и разума. Но качественно философия его является иной: она абсолютно идеалистична и практически полностью преодолевает схематизм и механицизм Просвещения.
Итак, история, по Гегелю, есть развитие, разворачивание Мирового Духа. Это «развитее является не просто спокойным процессом, совершающимся без борьбы, подобно развитию органической жизни, а тяжёлой недобровольной работой, направленной против самого себя; далее, оно является не чисто формальным процессом вообще, а осуществлением цели, имеющей определённое содержание. Мы с самого начала выяснили эту цель: ею является дух, а именно по своему существу, по понятию свободы. Он является основным предметом, а, следовательно, и руководящим принципом развития» . Дух, стало быть, в процессе разворачивания мировой истории переживает непрерывное становление, диалектически развиваясь: всякий раз при переходе из одной эпохи к другой ему приходится обновляться, переступать через собственные границы, являться препятствием для самого себя, уничтожать самого себя, чтобы возродиться снова.
«В Гегеле воплотился и «открылся» антихрист» , – написал в 40-х гг. XIX в. Бруно Бауэр в книжице с экстравагантным названием «Трубный глас страшного суда над Гегелем». Тем, для кого Гегель – это лишь занудный старик из учебника по философии, такие слова смешны и удивительны. А ведь история показала, что Бауэр не так уж и преувеличивал. «Мы слышим прямо-таки фанатичный победный вопль революции, хохот ада, когда Гегель признаётся: «Возникла новая мировая эпоха»» – продолжает он. Давайте попытаемся прислушаться к этому воплю: «Дух, уничтожая телесную оболочку своего существования, не только переходит в другую телесную оболочку и не только в обновлённом виде возникает из пепла, в который обратилась его прежняя телесная форма, но он возникает из этого пепла, возвышаясь и преображаясь при этом как более чистый дух. Конечно, он выступает против самого себя, уничтожает своё наличное бытие, но, уничтожая его, он перерабатывает его, и то, что является его воплощением, становится материалом, работа над которым возвышает его до нового воплощения» . Что же есть приведённая цитата, как не обоснование закономерности революционного пути развития? Революция для Гегеля – прежде всего, конечно, французская, которую он никогда не осуждал – является неотъемлемой частью разворачивания духа, то есть, эволюции отнюдь не противопоставлена.
Вернёмся к Мировому Духу. Хотелось бы выяснить, чем он является на самом деле и как действует. У памфлетиста на этот счёт есть отдельное мнение: он «должен быть самым хитрым адским демоном», и одиозный Гегель «в восторге, когда описывает подзёмное рытьё этого демона: «Он идёт всегда вперёд, ибо только дух означает прогресс!». «Да, – ворчит Бауэр вслед Мировому Духу, – валяй дальше к чёрту на рога!» . В общем же, через две страницы, успокоившись, он приходит к выводу, что Дух – это только образ, который выставляет на показ философ .
У Гегеля специального определения Духа нет, во всяком случае, в рассматриваемой нами книге «Лекции по философии истории». За то говорится, что воплощается он то в том, то в другом народе, который становится на определённое время двигателем мирового прогресса. В том же отношении, как Мировой Дух к народному, народный дух находится к всемирно-исторической личности. В таких личностях воплощены идеи и задачи ближайшего развития, через них мировой разум, собственно, действует. Но – это важно! – цели индивидуумов могут не совпадать с целями Духа, и человечество не осознаёт в полной мере того, к чему всемирно-исторические силы его ведут. Получается так, словно дух использует индивидов как несознательное оружие . В этом важнейшее отступление от ограниченного рационализма Просвещения.
Философия истории Гегеля в чём-то фаталистична (если история есть разворачивание мирового духа, то в свёрнутом виде, как в-себе-бытие или совокупность предпосылок она уже заранее существует). Маркузе называет мировой Дух сокровенным и ужасным Богом отчаявшегося человечества, Богом кальвинистов, в мире которого всё совершается вопреки человеку и в ущерб его счастью . И, подобно кальвинизму, как всякая фаталистичная идеология, гегельянство, с одной стороны, может логическим образом привести к пассивно-оптимистичному восприятию действительности, с другой же – к фанатичной вере в победу своего дела. Гегелевская философия истории могла бы дойти до уровня детерминизма, однако определяющим фактором в ней всё-таки остаётся свобода , – пишет Маркузе.
О роли свободы следует упомянуть особо, ей принадлежит центральное место. Разворачивание духа есть постижением им свободы. Гегель приводит примеры из истории: в первоначальную эпоху, когда дух воплощался в государствах Древнего Востока, свободен был один правитель. Затем, в античности, свободными были немногие, так как существовало рабовладение. Апогей освобождения человечества – это, конечно же, Прусская монархия. Да, вот к такому выводу приходит в конце концов наш «воплощённый антихрист»...
Как истинный диалектик, Гегель вложил в своё историческое учение достаточный запас противоречивости, чтобы оно могло жить и развиваться. Стройное и гладкое, с одной стороны, оно, с другой, при желании, может быть взято на вооружение любой партией (может быть, практически любой). Курьёзно, что в 1818 г. наш герой был приглашен в Берлинский университет по инициативе прусского министра по делам вероисповеданий, надеявшегося усмирить при помощи гегелевской философии дух мятежа, бродивший в студенческой среде. А, между тем, отлично известно, каким кумиром Гегель был несколькими десятилетиями позже для русских революционных демократов. И уж тем более, не стоит напоминать о том, откуда берёт истоки марксистская философия.
Допустим, что гегельянские штудии так и можно было бы оставить поклонникам Маркса, живущим в миропорядке позапрошлого века... Но здесь и там мы обнаруживаем свидетельства тому, что Гегель не думает устаревать. И более того, он ещё способен порождать резкие суждения и ожесточённые споры. Популярный сегодня культурфилософ XX в. Х. Ортега-и-Гассет высказался о Гегеле так: «его философия императорская, цезаристская, чингисхановская» . Ещё более неожиданны слова пережившего Первую мировую английского социолога Л.Т. Гобхауза в отношении «Феноменологии духа»: «В бомбардировке Лондона я просто усматривал зримый и осязаемый результат того ложного и порочного учения, основы которого, как я считаю, заключены книге лежащей передо мною» . Ему же, Гегелю, посвятил целых две книги, любимец новых левых и антиглобалистов Герберт Маркузе, найдя, между прочим, связь его философии с итальянским фашизмом .
При желании теорией Гегеля можно оправдать всё, что угодно: любую революцию, реакцию, войну или геноцид. На то воля объективных обстоятельств! Мировой дух, что называется, развернулся – ничего не поделаешь... Всё, что может произойти, уже существует в нём, в его свёрнутом бытии, и, следовательно, никогда не случится ничего такого, что как-то выходило бы за рамки разумности и общей программы. «Народ может умереть насильственной смертью лишь в том случае, если он естественно сам по себе стал мёртвым, как, например, немецкие имперские города, государственный строй Германской империи» – пишет Гегель, и в этих словах огромный заряд макиавеллизма в худшем смысле. «Всемирная история совершается в более высокой сфере, чем та, к который приурочена моральность» – то же самое, но ещё более недвусмысленно. Добавим, что догосударственного периода в истории для Гегеля не существует, ибо «государство – это шествие Бога в мире» . Какое раздолье для теоретиков и практиков разного рода!
Может, кто-то, как Бауэр, усмотрит в этой системе элемент цинизма и безбожия. Для иных это будет величайшая заслуга – Гегель впервые посмотрел на историю во всей её действительной полноте, а не относительно критики какой-то конкретной системы и проповеди новой, как было оно у просветителей. Но для того, чтобы взглянуть на эту полноту, Гегелю понадобилось занять настолько отстранённую позицию, что человечеству сделалось страшно от его равнодушия...
И всё же удивительно, как университетский профессор, пишущий скорее заумно, чем занимательно, не претендовавший на эпатаж, ни разу не заподозренный в нелояльности, и, хотя и увлекавшийся когда-то в молодости Французской революцией (ну, с кем не бывает?..), покорно пришедший к выводу о том, что Прусская монархия есть вершина в познании свободы – удивительно, как этот человек поднял на уши молодых радикалов и косвенно породил столько пересудов, восторгов, пророчеств, предостережений, теорий и утопий!
Диалектика – что тут скажешь!...
B
Blackmax
Несправедливо замалчивают тему. Но и я могу только сказать: впечатляет.
Настоящий философ должен уметь отличать Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бебеля, Бебеля от Бабеля, Бабеля от кабеля, кабель от кобеля, кобеля от суки, суку от тещи, тещу от порядочной женщины...
U
URALUS
Не, есть отредактированный вариант насчет того, чем отличается совейский офицер от царского..
Д
Девочка припевочка
Нуууууу, на самом деле, мне кажется, что когда писалось это сочинение, то автор руководствовался книжками, которые были написаны еще лет 40 назад. Это знаете, типа такие учебники, где только и написано, что советский союз ведет войну с идеологией империалистических стран, а Гегель - это буржуазный
философ. По моему, херь полная. В чем суть учения Гегеля - совершенно непонятно.
Вопрос автору: сами то Гегеля читали?
Вопрос автору: сами то Гегеля читали?
Это я к тому, что разворачивание Духа, определение коего не дается - исключительно гибкая доктрина. И одновременно - удобнейшая цель для инсинуаций.
Вот это-то меня и восхищает!
Вопрос автору: сами то Гегеля читали?
Я читала его, к сожалению, только в хрестоматии. Это недостаток, да, но всё же. Работа-то учебная.
Вопрос критику: а Вы-то читали мой текст?
Ни там, ни где-либо Гегеля не называют - просто не могут назвать по сути марксизма - буржуазным. Удивительно, как можно было найти не только то, чего нет в моём сочинении, но и противоположное тому, что есть там.
Д
Девочка припевочка
А что есть в вашем сочинении? Давайте начнем с этого?
Можете кратко резюмировать его?
Я то его прочитала, и думаю, что совсем необязательно, чтобы высказать мнение о сочинении, надо пользоваться цитатами из него
Можете кратко резюмировать его?
Я то его прочитала, и думаю, что совсем необязательно, чтобы высказать мнение о сочинении, надо пользоваться цитатами из него
В моём сочинении есть краткое и, как мне думается, популярное, изложение исторических взгладов Гегеля, а так же некоторые оценки этих взглядов.
Какой смысл резюмировать резюме?
Какой смысл резюмировать резюме?
Т
Так
В моём сочинении есть краткое и, как мне думается, популярное, изложение исторических взгладов Гегеля
"...Слава Гегеля была сотворена людьми, предпочитавшими быстрое посвящение в глубокие секреты этого мира трудоемким процедурам науки, которые только разочаровывали их своей неспособностью сразу раскрыть все тайны.Эти люди, столкнувшись с гегелевской диалектикой - загадочным методом, заменившим "бесплодную формальную логику", - сразу же поняли, что нет другого такого же метода, который столь легко можно было бы применить к решению любой проблемы, создавая вместе с тем видимость преодоления колоссальных сложностей. Именно применение диалектики давало таой быстрый, гарантированный и к тому же шумный успех, который можно было использовать с малой затратой сил и весьма скудными научными знаниями.
...Успех Гегеля положил начало "веку нечестности" (как охарактеризовал период немецкого идеализма А.Шопенгауэр) или "эре безответственности" (как К.Хайден назвал век современного тоталитаризма) - сначала интеллектуальной, а потом, как следствие, и моральной безответственности, новой эре, подчиняющейся магии высокопарных слов и силе жаргона."
Карл Поппер, "Открытое общество и его враги", глава 12: "Гегель и новый племенной дух".
Оттуда же:
"А.Шопенгауэр, имевший удовольствие лично знать Гегеля и предложивший использовать шекспировские слова "язык сумасшедшего и отсутствие мозгов" в качестве эпиграфа к философии Гегеля, нарисовал следующую замечательную картину: "Гегель, назначенный властями сверху в качестве дипломированного Великого философа, был глупый, скучный, противный, беграмотный шарлатан, который достиг вершин наглости в наскребании и преподнесении безумнейшей мистифицирующей чепухи. Эта чепуха была шумно объявлена бессмертной мудростью корыстными последователями и с готовностью принята всеми дураками, которые, таким образом, соединились в столь совершенный хор восхищения, который вряд ли когда-либо звучал ранее.
Широчайшее поле духовного влияния, предоставленное Гегелю власть предержащими, позволило ему добиться успеха в деле интеллектуального разложения целого поколения".
Вот это кратко. А ежели кто желает поподробнее ознакомиться с внимательнейшим анализом историцистско-философских концепций Платона, Гегеля и Маркса (но не готов ради этого читать их многотомные полные собрания сочинений) - советую обратиться к упомянутой книжке. Польза будет! :-)
Д
Девочка припевочка
Милая девушка, не хотела бы вас обидеть, но по вашей работе не "просветишься". Лично мое мнение, что вы сами с трудом понимаете, что там написано. А если сам мало что понимаешь в философии, так зачем еще выкладывать на форуме и пытаться просветить других?
Вы можете меня просветить насчет терминов "бытие-в-себе" и "бытие-для-себя"? Столько ненужной воды написано, абсолютно бредовой. Такой гон пишут в старых учебниках по истории философии, по которым уже никто не учится. А вы этот гон добросовестно списали, да еще и выложили на форуме.
Вы можете меня просветить насчет терминов "бытие-в-себе" и "бытие-для-себя"? Столько ненужной воды написано, абсолютно бредовой. Такой гон пишут в старых учебниках по истории философии, по которым уже никто не учится. А вы этот гон добросовестно списали, да еще и выложили на форуме.
w
waserman.
адйелА
по рен-тв стоуновский фильм о Фиделе
по рен-тв стоуновский фильм о Фиделе
Гегель - европейский буддист.
Ага, значит, Вам он нравится :-)
А.Шопенгауэр, имевший удовольствие лично знать Гегеля и предложивший использовать шекспировские слова "язык
сумасшедшего и отсутствие мозгов" в качестве эпиграфа к философии Гегеля, нарисовал следующую замечательную картину: "Гегель, назначенный властями сверху в качестве дипломированного Великого философа, был глупый, скучный, противный, беграмотный шарлатан, который достиг вершин наглости в наскребании
и преподнесении безумнейшей мистифицирующей чепухи.
А Шопенгаур был печальный, неудачливый зануда :-) Он назло всем назначал свои лекции в одно время с Гегелем, и все студенты выбирали, понятно, не Шопенгауэра. Вот он и злился :-)
Вы можете меня просветить насчет терминов "бытие-в-себе" и "бытие-для-себя"? Столько ненужной воды написано, абсолютно бредовой. Такой гон пишут в старых учебниках по истории философии, по которым уже никто не учится. А вы этот гон добросовестно списали, да еще и выложили на форуме.
Мне видимо, надо считать за комплимент этот пассаж насчёт списывания :-) "Нет, товарищ, Вы эту книгу не могли написать, Вы, наверно, нашли неопубликованную рукопись Достоевского"
ЧуднО, какую жаркую полемику может родить простая ученическая работа по истории исторической мысли, выложенная в форум просто затем, чтобы не быть написанной даром, для одного только препода :-)
Сколько выдержки надо иметь, чтоб прочитать с экрана чужую списанную с учебника бессмыслислицу на 10 тыс знаков, а потом тратить время на обличение её автора, совершенно не знакомого (?) тебе человека...
Бытие в себе это как бы свёрнутое бытие, потенциально присутствуещее, но не могущее пока проявиться. Это будущий результат совокупности причин, то, что предрешено. Это задатки новорожденного ребенка.
Бытие для себя это, наоборот, то, что развернулось, реализовалось.
g
garyh™
Лучше подскажите, кто-какую самую умную книгу об истоках рок-музыки прочитал. Я в руках такую держал несколько минут и ни автора (западный), ни названия не запомнил. В сети уж наверное все прочесал - ни слуху, ни духу. Люди по Гегелю кучкуются обычно не самые поверхностные, может - кто-что
посоветует?
А по Гегелю скажу одно - два раза по младости лет приглашали девушки почитать вечером Гегеля в гостях, а я отказался.... и напрасно наверное..... Гегель, как Достоевский, нечитать его - преступление, а читать - нет.... не наказание.... такого наказания еще человечество не придумало по своей суровости.
А по Гегелю скажу одно - два раза по младости лет приглашали девушки почитать вечером Гегеля в гостях, а я отказался.... и напрасно наверное..... Гегель, как Достоевский, нечитать его - преступление, а читать - нет.... не наказание.... такого наказания еще человечество не придумало по своей суровости.
w
waserman.
харашо сказал,э-э Брат...
Д
Девочка припевочка
Нет, за комплимент не считайте. Не надо так себе льстить.
Тогда укажите мне учебник, с которого я списала, и укажите, где именно у меня вода, почему она вода и почему бредовая.
Д
Девочка припевочка
Цитата: "Всем, наверное, хотя бы раз в жизни случалось испытывать это противоречивое чувство: когда в какой-нибудь книге встречаешь свои собственные, добытые старательными мозговыми упражнениями, мысли. В начале – радость такого открытия, потом – разочарование: «получается, и это уже было придумано
до меня...». И даже как-то не знаешь, что делать теперь. Получается, что я гегельянец? Ну, да, а что поделаешь... "
Вы действительно испытывали эти противоречивые чувства? Т.е. вы читали Гегеля, и при этом встречали и узнавали мысли, которые до этого не раз посещали вашу юную головушку? Да вы наверное второй Гегель.
Книжку точно не назову, но твердо уверена, что списано.
Или вы перечитали всех упомянутых в вашей работе авторов в полном собрании сочинений с целью найти точку зрения на Гегеля и его учение?
Вы действительно испытывали эти противоречивые чувства? Т.е. вы читали Гегеля, и при этом встречали и узнавали мысли, которые до этого не раз посещали вашу юную головушку? Да вы наверное второй Гегель.
Книжку точно не назову, но твердо уверена, что списано.
Или вы перечитали всех упомянутых в вашей работе авторов в полном собрании сочинений с целью найти точку зрения на Гегеля и его учение?
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.