О роли личности тов.Наполеона в истории

Гражданская оборона
От пользователя Акинфо-Потапий
А захватнические войны - есть продолжение внутренней, только другими средствами.
Да?

Я в этом не очень разбираюсь...
Но вот мой брат изучал эти явления. Недавно он сказал, что фашизм - это деспотия, направленная на резкое роста жизненного уровня большинства населения засчет репрессий против меньшинства или захватнических войн. Фашизм был в Испании и Италии. В Германии же был скорее нацизм под маской фашизма...
0
Гражданская оборона
Но вот что было во Франции... Не знаю, честное слово. Знаний не хватает.
0
>Но вот мой брат изучал эти явления. Недавно он сказал, что фашизм - это деспотия, направленная на резкое роста жизненного уровня большинства населения засчет репрессий против меньшинства или захватнических войн.

Фашистами были Александр Македонский, Френсис Дрейк, Ермак Тимофеевич. Ну и Буонапарте, знамо дело.
0
waserman.
первый прогрессивный общественный деятель,который на примере своего гос-ва и себя лично,показал весь порочно-утопический замкнутый круг либерализма
0
Гражданская оборона
От пользователя Акинфо-Потапий
Фашистами были Александр Македонский, Френсис Дрейк, Ермак Тимофеевич. Ну и Буонапарте, знамо дело.

Не думаю. Это были всё-таки деспоты иного плана. Обогащалась верхушка их власти и они сами. Народ от их завоеваний приобретал только косвенно. Не фашисты они.
0
URALUS
От пользователя Олег Медведев
Да, он великий полководец. Но и Гитлер как полководец не хилый был, покруче Наполеона-то...

Обратите внимание, что все "неслабые" полководцы были не из коренной национальности тех войск, которыми они командовали. Гитлер из Австрии, Наполеон из Корсики, Сталин, - из Грузии, Македонский опять же - не грек, и тд. Не жалко им людей было тратить, вот и неслабые.
0
Гражданская оборона
От пользователя URALUS
Не жалко им людей было тратить, вот и неслабые.

А Александр Невский и Дмитрий Донской? А Суворов и Кутузов? А Георгий Жуков? ааа, батенька... националист Вы наш...

[Сообщение изменено пользователем 12.12.2005 18:16]
0
Интересно, а кто-нибудь знает, что одна из строф польского гимна звучит так: "Бонапарт подал нам пример того, как побеждать"? И никто, заметьте, не покушался изменить этот архаичный с точки зрения современных реалий текст - впрочем, это так, рефлексия по поводу одной из соседних тем...
0
URALUS
От пользователя Олег Медведев
А Александр Невский и Дмитрий Донской? А Суворов и Кутузов? А Георгий Жуков? ааа, батенька... националист Вы наш...

Неееет, матушка, - те, кого вы привели, да еще кучу можно, - люди подневольные, в смысле, под приказом, даже Невский исполнял призыв Новгородского веча.
А у меня список монархов-полководцев. Неохвачен лишь Цезарь, но в лучшие свои времена он еще не был первым консулом, а во-вторых, он навроде родом из Галлии, а не из Рима.
Да еще Чингиз=хан. Но его племя тоже не было коренным для всего войска.
0
STK
Мужик крутой, только зашоренный.
0
Гражданская оборона
От пользователя URALUS
Неееет, матушка,

Ну ладно. Пока соглашусь. Но я подумаю ещё.
АААА! А японские императоры-захватчики???
0
От пользователя Олег Медведев
АААА! А японские императоры-захватчики???

Сегун и император - одно и то же?
0
Гражданская оборона
От пользователя И.Ф.Крузенштерн
Сегун и император - одно и то же?

Не уверен... Сегун - это единый военоначальник-деспот, тогда еще императоров не было...
0
garyh™
Исторический фон, на который наложился Наполеон и его деяния:

"Во времена Людовика XIV, правившего с 1643 по 1715 гг., абсолютная монархия во Франции достигла наивысшего могущества: было распущено Национальное собрание; дворяне в основном превратились в государственных служащих и королевских придворных, а государственное управление стало централизованным. Но царствование Людовика XIV завершилось политическим кризисом, который повлек за собой возникновение идеологических разногласий.

Политическая мысль Франции выразила всенародное недовольство некомпетентностью королевской власти. В частности, люди критиковали абсолютизм за недостаточную эффективность и рациональность в деле организации торговли. Но критики не искали иной формы правления, а стремились лишь к более просвещенной и эффективной абсолютной монархии.

К этому периоду во Франции уже исчезли жизнеспособные представительские учреждения, существовавшие до установления абсолютной монархии и способные "поддерживать критику". Поэтому практически было невозможно сделать более умеренным и эффективным французский абсолютизм с помощью частично представительских институтов вроде английского парламента. Перемены приняли форму восстания против королевской власти, получившего название Французской революции 1789 г.

Но во Франции не только отсутствовали политические институты, но и была неразвита теоретическая политическая традиция. Поэтому в начале XVIII столетия французы в основном опирались на английские идеи. Идеалом выступали Локк и Ньютон как творцы нового либерализма и новой науки. Образованные французы эпохи Просвещения рассматривали английскую форму правления в качестве образца и были англофилами, друзьями Англии. Вольтер посетил Англию в 1720-х, а Монтескье - в 1730-х гг.

Итак, эпоха Просвещения XVIII столетия была связана с социальными изменениями и научным прогрессом. В частности, первые научные общества, подобные Королевскому обществу в Англии, возникли уже в середине XVII столетия. Одновременно с ними появились научные и общеобразовательные журналы, а также корпусы сведений по всем аспектам современного знания (ср. с французской энциклопедией).

В XVIII столетии происходила и соответствующая модернизация университетской жизни. К концу этого века на передовые позиции выдвинулись немецкие университеты. Так, Кант был одним из первых великих философов, ставших университетскими профессорами. Помимо прочего, возрождение и развитие университетов привели к более четкому выделению гуманитарных дисциплин [см. Гл. 19].

Концом этого столетия датируется возникновение новой интеллектуальной эпохи. На всем ее протяжении с нарастающей интенсивностью происходила сциентизация общества в сферах не только торговли и управления, но и идей и установок. Несмотря на многие отклонения и противодействия, программа Просвещения более или менее успешно воплощалась в жизнь.

Политические дебаты во Франции XVIII столетия проходили в литературных салонах городской буржуазии (the urban citizenry). В них легко взаимодействовали политика, философия и беллетристика, а также возник присущий французской культуре изящный и популярный стиль .

Возможно, что эти дебаты и не дали много нового и оригинального и свелись в основном к помещению старых идей в новый контекст. Однако при таком перенесении старые идеи часто приобретают отличное от старого содержание. Так случилось и здесь. При перенесении во Францию английская мысль, которая в это время была достаточно консервативна в отношении английских порядков, оказалась критически настроенной в отношении французского общества эпохи абсолютизма.

Так, например, в Англии идея естественного права, которое выше короля и которое дает индивиду определенные неотъемлемые права, была устоявшейся и социально консервативной. Но во Франции она играла критическую роль по отношении к абсолютистскому режиму.

Если в Англии имело смысл говорить о естественных правах человека, поскольку они там существовали, то во Франции идея естественного права носила отвлеченный, спекулятивный и не связанный с реальностью характер. Ведь французы заимствовали учение Локка о человеческих правах, не имея политической практики англичан.

Во Франции представление о человеческих правах было одновременно радикальным, направленным против абсолютной монархия, и спекулятивным, не имеющим конкретного политического содержания. Французская версия этого представления часто была более заостренной и критической и не характеризовалась присущим оригиналу сочетанием приземленного консерватизма и ориентации (в границах "здравого смысла") на реформы.

Заостренность идеи прав человека была обусловлена и большей остротой классовых различий во Франции. Духовенство владело пятой частью земельной собственности и обладало значительными привилегиями. Знать также находилась в особом положении, хотя и обладала значительно меньшей политической властью по сравнению с прошлым. При этом буржуазия во Франции была более искушенной, чем в Англии.

Крупные французские купцы сознавали, что по своему весу они значительнее всех остальных сословий. Ведь знать и духовен-
394
ство вели паразитический образ жизни, основанный на привилегиях, а королевская власть была неэффективной.

Ведущие критики абсолютизма были выходцами из этой высшей прослойки буржуазии. При этом в качестве идеологического оружия в борьбе против абсолютной монархии и против традиционных привилегий знати они использовали представление о человеческих правах и либерализм (Локк). Кроме того, в борьбе против религии и духовенства они апеллировали и к естествознанию (Ньютон). Именно эти критики стали известны как философы-просветители, противопоставившие разум религии и стремившиеся с его помощью создать в борьбе против привилегий и невежества условия для всеобщего счастья и прогресса.

Эпоха Просвещения характеризовалась оптимистической верой в прогресс, носителем которой являлась растущая буржуазия. В ее среде вновь пробуждается доверие к разуму и человеку, а также зарождается секуляризированная "мессианская" традиция, в которой разум занимает место Евангелия. Согласно этой традиции, человек с помощью разума открывает наиболее глубокую сущность действительности и создает условия для материального прогресса. Люди шаг за шагом становятся самостоятельными. Они постепенно начинают заботиться о себе, не опираясь на ложные авторитеты и не прибегая к теологической опеке. Человеческая мысль становится свободной, так как она осознает, что является самоуправляемой и независимой от Библейского откровения и традиции. Становится модным атеизм.

Однако реализовать провозглашенный прогресс, о котором думали французские философы-просветители, оказалось не так-то легко и просто. Верно, что они в значительной мере были правы, утверждая, что разум (наука) может привести к значительному материальному прогрессу. Но их концепция разума была слишком многозначной. Она исходила из логических, эмпирических и философских знаний, имела как описательные, так и нормативные аспекты, и при этом не учитывала политические трудности реализации прогресса.

В первом приближении основные положения философии Просвещения заключаются в следующем.

По своей природе люди добры. Целью их жизни является благосостояние в этом мире, а не блаженство в загробном мире. Этой цели могут достигнуть сами люди с помощью науки ("знание - сила"). Наибольшими препятствиями здесь выступают невежество, суеверие и нетерпимость. Для их преодоления необходимо просвещение (а не революция). Становясь более просвещенным, человек автоматически становится более моральным. Следовательно, мир с помощью просвещения будет двигаться вперед.

Далее, мы можем выделить такие положения:

Разумом обладают все, а не только избранные, т.е. привилегированные. Естественное право защищает права индивида (от сословных привилегий и тирании).

Предметом моральной теории является просвещенный личный интерес: каждый ищет наилучшее для самого себя.

Социологический тезис о гармонии личных интересов заключается в том, что борьба каждого за его личный интерес должна способствовать всеобщему благосостоянию.

Идеальной и наиболее эффективной является форма государственного правления, которая одновременно обеспечивает право собственности и свободу личности. Внутри страны она защищает национальный частный капитал, а вне ее проводит политику протекционизма и колонизации."

Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье.История философии.
0
URALUS
От пользователя Олег Медведев
АААА! А японские императоры-захватчики???

Чего они назахватывали, - Шикотан? Или Хоккайдо? Понтов больше у этих сегунов.
0
garyh™
Биография. Бонапарт Наполеон. 15 августа 1769 года — 5 мая 1821 года.

Наполеон французский государственный деятель и полководец, первый консул Французской республики (1799—1804), император французов (1804—14 и март — июнь 1815). Родился в семье небогатого корсиканского дворянина адвоката Карло Буонапарте.

В десятилетнем возрасте был помещен в Отенский коллеж во Франции, а затем в том же 1779 переведён на казённую стипендию в Бриеннское военное училище. В 1784 успешно окончил училище и перешёл в Парижскую военную школу (1784—85). С октября 1785 в армии (в чине младшего лейтенанта артиллерии).

Воспитанный на передовых идеях французского Просвещения, последователь Ж. Ж. Руссо, Г. Рейналя, Бонапарт воспринял Великую французскую революцию с горячим одобрением; в 1792 вступил в Якобинский клуб. Его деятельность развёртывалась главным образом на Корсике. Это постепенно привело Бонапарта к конфликту с корсиканскими сепаратистами во главе с Паоли, и в 1793 он вынужден был бежать с Корсики.

Во время долгой и безуспешной осады республиканской армией Тулона, захваченного монархистскими мятежниками и английскими интервентами, Бонапарт предложил свой план овладения городом. 17 декабря 1793 Тулон был взят штурмом. За взятие Тулона 24-летний капитан был произведён в бригадные генералы. С этого времени начинается стремительное восхождение Бонапарта. После кратковременной опалы и даже ареста в дни термидорианской реакции за близость с О. Робеспьером, Наполеон вновь обратил на себя внимание — уже в Париже — энергией и решительностью при подавлении монархистского мятежа 13 вандемьера (5 октября) 1795. Вслед за тем он был назначен командующим парижским гарнизоном и в 1796 — главнокомандующим армией, созданной для операций в Италии.

В Итальянской кампании 1796—97 проявилось не только военное дарование Бонапарта, но и его понимание социального аспекта войны: стремление поднять против могуществ. Австрии антифеодальные силы и приобрести для Франции союзника в итальянском национально-освободительном движении.

Хотя уже первая итальянская кампания сопровождалась контрибуциями, ограблением страны, её прогрессивное содержание обеспечило французской армии поддержку итальянского населения. В последующих военных кампаниях Наполеона всё более усиливались завоевательные тенденции. Кампоформийский мир 1797 выявил дипломатические способности Наполеона. Вернувшись в Париж победителем, он без труда провёл в Директории решение об организации похода для завоевания Египта.

Однако Египетская экспедиция 1798—1801, несмотря на отдельные победы <Наполеона>, после разгрома англичанами французского флота при Абукире, отрезавшего французскую армию в Египте от метрополии, и неудачного похода в Сирию была обречена на поражение. Воспользовавшись как поводом дошедшими до него сведениями о поражении армий Директории и о победах А. В. Суворова, Наполеон самовольно покинул экспедиционную армию и вернулся в Париж в октябре 1799, когда кризис режима Директории достиг уже крайней степени. Слабость Директории, её постоянные колебания, побудившие буржуазию стремиться к «твёрдой власти», способствовали осуществлению личных честолюбивых замыслов Наполеона.

Опираясь на влиятельные круги буржуазии, он 9—10 ноября 1799 (18—19 брюмера VIII года) произвёл государственный переворот, установивший режим консульства и фактически предоставивший ему, хотя и не сразу, всю полноту власти.

Диктаторскую власть, прикрываемую до 1804 республиканской вывеской, Наполеон направил на защиту интересов буржуазии, крестьян-собственников и укрепление буржуазным государства в целом. Он ликвидировал национальное представительство даже в том урезанном виде, который сохранился при Директории, уничтожил выборное самоуправление, независимую от правительства печать и др. остатки демократических завоеваний революции; их заменила чиновничье-полицейская система префектов, мэров и их подчинённых, назначавшихся сверху.

Заключённый в 1801 конкордат с римским папой обеспечил Наполеону поддержку католической церкви. Выработанные при личном участии Наполеона гражданский, коммерческий и уголовный кодексы устанавливали правовые нормы буржуазного общества. Укрепляя и защищая основные завоевания буржуазной революции в экономической сфере и, в частности, произведённое перераспределение собственности, Наполеон решительно подавлял всякие попытки (как слева, так и справа) изменить этот порядок. Он наносил удары и по бывшим якобинцам, и по воинствующим роялистам.

Экономическая политика наполеоновского режима была направлена на развитие промышленности и торговли; в 1800 был основан Французский банк. Особым покровительством Наполеона пользовалась промышленность, в развитии которой он видел средство укрепления мощи государства. Наполеон опасался рабочих волнений и стремился их предотвратить как организацией общественных работ (с целью не допустить безработицы), так и сохранением запрещавшего рабочие объединения закона Ле Шапелье (1791) и введением в 1803 так называемых рабочих книжек.

В 1802 Наполеон добился своего назначения пожизненным консулом, а в 1804 был провозглашен императором. Чтобы укрепить новую, буржуазную монархию и придать ей внешний блеск, Н. I создал новое имперское дворянство, пышный императорский двор, расторг брак с первой женой Жозефиной и вступил в 1810 в брак с Марией Луизой — дочерью австрийского императора Франца I. Победоносные войны с коалициями держав, блистательные победы при Маренго (1800), Аустерлице (см. Аустерлицкое сражение 1805), Йене и Ауэрштедте (см. Йена-Ауэрштедтское сражение 1806), Ваграме (1809), огромное расширение территории империи и превращение Н. I в фактического повелителя всей Западной (кроме Великобритании) и Центральной Европы способствовали необычайной его славе.

Судьба Н. I, достигшего за 10 лет беспримерного могущества, заставлявшего считаться со своей волей монархов Европы, казалась многим его современникам необъяснимой и дала почву для разного рода «наполеоновских легенд». Человек огромной личной одарённости, исключительной работоспособности, сильного, трезвого ума и непреклонной воли, беспощадный в достижении цели, Н. I был выдающимся представителем буржуазии в пору, когда она была ещё молодым, восходящим классом; он наиболее полно воплотил все присущие ей тогда сильные черты, а также её пороки и недостатки — агрессивность, своекорыстие, авантюризм.

В области военного искусства Н. I развивал и совершенствовал то новое, что было ранее создано армиями революционной Франции. Заслуга Н. I заключалась в том, что он нашёл наиболее целесообразное в данных исторических условиях тактическое и стратегическое применение колоссальных вооруженных масс, появление которых стало возможным благодаря революции. Он показал себя замечательным мастером стратегии и манёвренной тактики. Сражаясь против численно превосходящего противника, Н. I стремился к разъединению его сил и к уничтожению их по частям. Его принципом было: «численную слабость возмещать быстротой движений». На марше Н. I вёл войска рассредоточено, но с таким расчётом, чтобы их можно было собрать в необходимый момент в любом пункте. Так складывался принцип «порознь идти, вместе сражаться». Н. I совершенствовал новую манёвренную тактику колонн в сочетании с рассыпным строем, основанную на чётком взаимодействии различных родов войск. Он широко применял быстрый маневр в целях создания превосходства на решающих направлениях, умел наносить внезапные удары, осуществлять обходы и охваты, наращивать усилия на решающих участках сражения. Считая своей главной стратегической задачей разгром сил противника, Н. I всегда стремился овладеть стратегической инициативой.

Основным способом разгрома противника для него являлось генеральное сражение. Достигнутый в генеральном сражении успех Н. I стремился развить, организуя настойчивое преследование неприятеля. Н. I предоставлял широкую возможность инициативы командирам частей и соединений. Он умел находить и выдвигать способных, талантливых людей. Но стремительное возвышение наполеоновской Франции и победы французского оружия объяснялись не столько личными качествами Н. I и его маршалов, сколько тем, что в столкновении с феодально-абсолютистской Европой наполеоновская Франция представляла исторически более прогрессивный, буржуазный общественный строй. Это сказывалось и в военной сфере, где полководческое искусство Н. I имело несомненный перевес над отсталой, рутинной стратегией и тактикой армий феодальной Европы, и в превосходстве системы буржуазных социальных отношений, смело вводимых в странах Западной Европы наполеоновским законодательством, над отсталыми патриархально-феодальными отношениями.

Однако с течением времени наполеоновские войны утратили свойственные им ранее (несмотря на их завоевательный характер) прогрессивные элементы и превратились в чисто захватнические. В этих условиях никакие личные качества и усилия Н. I не могли принести победы. Впервые это обнаружилось во время начавшейся в 1808 войны в Испании, где против французских завоевателей поднялся народ; это в полной мере и с катастрофическими для наполеоновской империи последствиями подтвердилось в походе 1812 в Россию. Война против России явилась, как позднее признал сам Н. I, его фатальной ошибкой.

После прихода к власти Н. I первым из французских государственных деятелей понял всё значение для Франции союза с Россией. Его усилия и были направлены на достижение этой цели: в переговорах с Павлом I он подошёл вплотную к заключению союза с Россией. Убийство Павла I в марте 1801 надолго отодвинуло эту возможность. Тильзитские переговоры с Александром I (1807) привели к созданию франко-русского союза, оценивавшегося Н. I весьма высоко. Во время Эрфуртского свидания Н. I с Александром I (1808) произошло обострение франко-русских противоречий в связи с Континентальной блокадой, польским вопросом и др. Решение начать войну против России свидетельствовало о том, что, ослепленный успехами и стремлением установить своё господство над Европой, Н. I начал терять чувство реального, присущее ему ранее.

Отечественная война 1812 не только уничтожила «великую армию» Н. I, но и дала мощный толчок национально-освободительной борьбе против наполеоновского гнёта в Европе. В кампании 1813 Н. I пришлось сражаться не только против армий антинаполеоновской коалиции, но и против неодолимой силы — восставших народов Европы. Неизбежное в этих условиях поражение Н. I, завершенное вступлением союзных войск в Париж (март 1814), заставило его отречься от престола (6 апреля 1814). Союзники-победители сохранили Н. I титул императора и отдали ему во владение о. Эльба. Высадка Н. I во Франции (1 марта 1815) и «Сто дней» (20 марта — 22 июня 1815) вторичного его царствования снова показали не только его талант, но в ещё большей мере значение стоявших за ним социальных сил. Беспримерное «завоевание» за 3 недели без единого выстрела Франции стало возможным лишь потому, что народ считал Н. I способным изгнать из Франции ненавистных народным массам Бурбонов и аристократов.

Трагедия Н. I заключалась в том, что он не решился полностью опереться на поддерживавший его народ. Это привело к его поражению при Ватерлоо и вторичному отречению (22 июня 1815). Сосланный на о. Св. Елены, он умер через 6 лет пленником англичан. В 1840 прах Н. I был перевезён в Париж, в Дом инвалидов.

Сайт www.rubicon.com
0
gyg_user
От пользователя Bigmama
одна из строф польского гимна звучит так: "Бонапарт подал нам пример того, как побеждать"?

в курсе... в Варшаве стоит памятник Понятовскому, генералу наполеоновской армии.
0
От пользователя Олег Медведев
Не уверен... Сегун - это единый военоначальник-деспот, тогда еще императоров не было...

Ага, как раз тогда, когда Гитлер установил в Римской империи коммунизм. 8(
Иногда, как говорится, лучше жевать....


От пользователя garyh™
Биография. Бонапарт Наполеон. 15 августа 1769 года — 5 мая 1821 года.

Ваше мнение Наполеоне весьма самобытно.
0
По теме.
Революция, считаю, сдохла задолго до 1799 года.
Наполеон послужил объединителем, примирителем нации. Не дал Франции пасть жертвой алчности и интриг всяких Тальенов, Баррасов и прочих.
Хотя.
Чисто для раздумий
За всё время Революции от террора (нескольно лет)погибло 35-40 тыс. человек.
В битве при Бородине (26 августа 1812) погбило 60 тыс французов и 40 тыс русских.
0
URALUS
От пользователя gyg_user
стоит памятник Понятовскому

человек без паспорта?..:-)
От пользователя Не Алейда
За всё время Революции от террора (нескольно лет)погибло 35-40 тыс. человек.
В битве при Бородине (26 августа 1812) погбило 60 тыс французов и 40 тыс русских.

Вот вы же сами видите несравнимость ваших цифр, а на самом деле за несколько лет революции во Франции погибло около МИЛЛИОНА человек.
http://www.hrono.ru/libris/kozh39_3_3.html
0
От пользователя URALUS
а на самом деле

Вы там были?
0
URALUS
От пользователя Не Алейда
Вы там были?

Там были мои эмиссары, 35-40 тыщ ...:-) одних курьеров.
0
Оно и видно.
В будущем советую Вам не спорить о том, в чём не разбираетесь.
0
URALUS
От пользователя Не Алейда
В будущем советую Вам не спорить о том, в чём не разбираетесь.

Эт чавойта? См. ссылку на источник.
0
Это не источник, а вопли очередного отмороженного.
Я Вам могу выложить десять ссылок на такие "источники" авторов с вывихами в разные стороны.
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.