Раскачался... Впечатления от моего прекрасного сна. Израиль

Начинаю сливать впечатления от Израиля.
Оставим иерусалимских мальчишек в предыдущей теме. Здесь начну с Цфата - самого яркого впечатления (допускаю - возможно, оттого, что последний прогулочный день... но сюда тянет до сих пор)

Весь мой цфатский "альбом" я успешно позабыл на компьютере дяди, лишь эти две фотографии попросил его отправить мне по почте:

Самое интересное в Израиле - люди. Одни из самых интересных людей встретились мне в старом Цфате. Там я потерял то чувство сдерживающей деликатности, что помешало мне пополнить свою коллекцию увиденными за три недели жемчужинами творения... э-эх.. и какими жемчужинами: еврейскими, мароканскими, арабскими, друзскими...

Ну, ладно. Вот два персонажа из Цфата. Фотографировать там было особенно забавно, ибо реакция моделей была самая неожиданная и разнообразная.

1. Вот этот милый дядька, что появился неожиданно, прямо как из сказки, на лестнице в проулочке, где я снимал галерею Лики Белоцерковской, очень мило разулыбался в ответ на мои действия с фотоаппаратом:


2. А вот этот колоритный старикан разразился целой речью на иврите мне вослед, да так эмоционально, что дядя, бывший метрах в десяти впереди меня, обернулся и спросил меня что случилось, да что я такого сделал... А то был вечер накануне последнего дня Кущей - Суккота...


Эх-ха... дождусь всего альбома - там будет чего показать. Вспоминаю Машу - автора купленной мною картины, Лику - владельца галереи Nicka Art, и до сих пор горестно удивляюсь как это у меня замкнуло не снять портрет того безумного еврея-антиквара, что устроил с нами такую сцену на всю улицу...
0
аiск
КЦ,ты забыл указать, что Цфат -город мистики и каббалы.
Люди со всего мира добираются туда,подышать его звенящим воздухом.
Кстати,зимой там снег.
Сугробы вполне приличные.
0
KЦ
Да я много чего не сказал. Не потому что забыл, а потому что не все сразу...

Вот, к примеру, еще одно впечатление от Цфата. Ночью с 4 на 5 октября бродили мы там по старым улочкам, ниже Иерусалимской улицы, где-то под "давидкой". Слушали пение, наблюдали в открытые двери, светящиеся окна за священодействами аборигенов. И вот на одной улочке вышла нам навстречу компания "датишных". Взрослые тут же поджали губки и нахмурились, а один мальчонка подкатил к нам на велосипеде с улыбками... Я не решился обидеть его детские чувства объективом фотоаппарата, а дядя сделал кадр (спасибо доктору Алексу)

(с) dr. Alex

А для меня, все же, Цфат останется в памяти как светлый город художников с его галереями, арт-кафе, и пестрыми лавками, где можно встретить все - от кича до антиквариата...
0
KЦ
В соседнем с Цфатом местечке - Рош-Пинне тоже популярно искусство. Настолько, что в одном из баров, где мы были (в живописной древней части этого городка, Беер, если не ошибаюсь) на стенах - самая настоящая картинная галерея с постоянно меняющейся экспозицией. Картины там очень интересные. Я запечатлел лишь две из многих, да и то - скорее как часть обстановки...

Снимал без вспышки, сохраняя атмосферу места:


Да и сами улицы там - просто музей под открытым небом. Горбатая брусчатка, старинные дома, диковинные дворики... Говорят, дома там очень дорогие и престижные. В основном, насколько мне думается - из-за атмосферы места, из-за духа старины и оттого, что сама Рош-Пинна - своеобразная "база отдыха"
0
KЦ
Отдельно - о торговле и торговцах.

Как уверяли меня знатоки, торговаться с арабами - особое искусство, обладают которым далеко не все. Арабы, дескать, жутко липучи и приставучи и при желании и умении могут дать скидку от начальной цены едва ли не втрое...

Теперь от домыслов - к фактам. Иерусалим, старый город. Восточный базарчик, сердцем которого является знаменитая Вилла Долороза (орфография оригинала)
Торговцы и вправду очень живы, приставучи и корыстолюбивы.
Первый типаж тип в самом начале разговора предусмотрительно осведомился откуда я прибыл, и услышав ответ, тут же возрадовался и полез обниматься с криками I love Russia! Потащил в свою лавку, стал расспрашивать о семье, о моих пристрастиях...
... А потом поняв, что мой интерес пока не дошел до отметки покупки, обратил внимание на моего дядьку, фотографировавшего меня в его лавке,

... перенес внимание на д-ра Алекса и с наглым видом потребовал за сие действие 5 долларов. Получив соответсвовавший ситуации ответ на чистом иврите, тут же вернулся ко мне, с видимым намерением не выпускать из лавки. Столкнулся при этом с явно неожиданной встречной наглостью и, утомившись в тяжелой борьбе за деньги, сел на свое обычное место с видом обиженного сироты...


Другой представитель местной фауны в итоге добился определенных успехов, продав мне бедуинскую сумку явно ручной работы за немалые по тем местам деньги - 25 долларов. Но это было именно то, что я искал, да к тому же за все время, что я был в Израиле, ни в одном из других мест я такой работы больше ни разу не встречал. Что утешает меня мыслью, что скинув с 40 долларов до 25 я не сильно переплатил... Далее я проявил чисто теоретический интерес к мраморным шахматам (хотя искал я нарды арабской работы). От сих в течение следующего получаса этот тип бегал за мной по всему кварталу с этими маленькими шахматами предлагая из сначала за 50, а в конце концов за 20 долларов...

Хороший дядька. Очень неплохо меня развлек, ведь больше, чем просто купить, я желал именно поучаствовать в этом спектакле, называемом восточным базаром. В довесок продал мне еще каких-то симпатичных, но явно уже фабричных сумочек с гобеленовым Иерусалимом по бортам, три штуки на 5 долларов. Ими же он осчастливил половину нашей экскурсионной группы...
Как потом мне сказали, эти друзья вовсе не обязательно были арабами. Скорее армянами... :-)

А вот настоящие арабы в старом Акко оказались совсем скучными типами. Цены называли твердые, от торга отказывались, в ответ на "пойду посмотрю у других" лениво называли места, где я еще мог найти подобный товар, и поворачивались жопом... Бардак, зажрались, блин. Говорят, что во времена, когда были проблемы с туризмом, они отдавали все чуть не даром. Но те времена явно прошли, рынок оброс жирком, все под контролем и все "схвачено"... Правда, и цены там, мягко говоря, реальные...
И выглядят эти торговые улочки поприличнее, чем в Старом Иерусалиме. Правда, и попустыннее... И торгуют не только бутафорией и мануфактурой, но и съестным и даже живыми морепродуктами...


Время от времени слышался изрядный звон, и приходя на него мы видели примерно одну и ту же картину - в кустарной лавке у входа сидел мужик и яростно лупил чеканом по самой звонкой посудине. При этом по результату своей "работы" он далеко не всегда производил впечатление Данилы-мастера, зато по производимому эффекту затмевал все известные PR-агентства.






[Сообщение изменено пользователем 30.10.2005 01:44]
0
аiск
Вот ведь,я уже дааавно не смотрю на лавки и базары.
На галлереи и вообще ,на всё.
Примелькалось.
Дом-работа-кабак.
Надо опять заняться путешествиями.
0
Дон..
Простите за вмешательство, КЦ, но не удержался - музыкой навеяло:

В ночном кафе мы молча пили кьянти,
Когда вошел, спросивши шерри-бренди,
Высокий и седеющий эффенди,
Враг злейший христиан на всем Леванте.

И я ему заметил: "Перестаньте,
Мой друг, презрительного корчить дэнди
В тот час, когда, быть может, по легенде
В зеленый сумрак входит Дамаянти".

Но он, ногою топнув, крикнул: "Бабы!
Вы знаете ль, что черный камень Кабы
Поддельным признан был на той неделе?"

Потом вздохнул, задумавшись глубоко,
И прошептал с печалью: "Мыши съели
Три волоска из бороды Пророка".

(с) 18 апреля 1913
0
KЦ
Спасибо, Дон, за красочное дополнение к рассказу. Я никогда такого не против.

Теперь - горы.
Жил я в основном на Севере, между Цфатом и Рош-Пинной. Соответственно, начну с Голанов.

Очень мне понравились там вот такие складки - как лапы тигра:


Ущелье Эль-Аль, Белый водопад.
Я в ём купался, что вкупе с ночевкой в палатке при 7 градусах и ветре слегка пошатнуло мое богатырское здоровье. Я почти простыл... :-)


Теперь - Юг. На самой границе с Египтом, за Эйлатом находятся вот такие горы. Сложены они в основном мягкими породами - песчаниками и известняками, но местами встречаются и гранитные массивы, правда, порядком выветренные.
Мы находимся на дороге, сооруженной британскими ВС


База Британских ВС. Позади - Египет


Центр страны. Район Мертвого моря.
Легендарная Мацада (Массад)


Мацада, сооруженная как резиденция древнееврейского царя, усовершенствованная потом Иродом Великим (вот уж поистине - Великим!) стала последним оплотом сил антиримского восстания. 967 евреев, укрывшихся в ней, держали осаду этого совершенно дикого по расположению места в течение 7 месяцев. Против десятитысячного войска. А в день, когда титаническими усилиями римских легионов, соорудивших целую насыпь к стенам крепости, защита была прорвана, оставшиеся в живых приняли последнее решение. Как говорилось в речи их вождя: "Мы избрали свой жизненный путь - служить Богу. И никому другому служить не будем. Сейчас, когда мы сделали все возможное для своей свободы, за нами остается последний выбор - стать рабами или умереть." Они не стали рабами.
Жребием были отобраны 10 человек, которые должны были умертвить остальных, а затем убить себя...
Когда римляне ворвались в крепость, им было некого брать в плен...

Про Мацаду можно много и долго рассказывать. Скажу только, что это было одним из самых ярких и сильных моих впечатлений за все время в Израиле...
0
Дон..
КЦ, на Массаду пешком поднимались?
0
KЦ
Хотел. Дядька не дал - времени не было. Проездом в Эйлат через Мертвое море мы туда завернули. Я настоял.
Проезжаем это мы, значит, то место. А д-р Алекс мне и повествует:
- Это, - дескать, - Мацада (хотя он сказал Мицуда)
Я спрашиваю, - как так? Тот самый Массад? а можно ли туда подняться?" - А хочешь что ли? - Конечно!!! Ну, давай. Три часа у нас есть в запасе.

Ну, пока подъехали, запарковались, пока прошли, узнали что и как, купили билет на подъемник уже... блин
Я заявил о желании подняться пешком. А в ответ резонно так:
- Целый час подыматься будешь.
Я, типа, - ну, дак, добегу же -
- Ага. Добежишь... Х-ха. Это только снизу кажется недалеко. Ну, ладно - даже если сил на подъем хватит - там уже ходить нормально не сможешь. Давай не в этот раз.

И прав оказался мудрый дядя. А я ему верю - он в мои годы марафон уже бегал. Да и сейчас в отличной форме, так что...

Один раз я ему не поверил - взбежал, не слушая его предупреждений, на орлиную высотку где-то в Голанах по горной тропинке, с камушка на камушек, от какой-то старинной крепости. Ну, взбежал, взбежал... Только на середине тропы уже понял, что реальность в горах не соответствует видимости. Допёр из принципа - назвался груздем...
Обогнал их тогда минут на десять, но и вкус крови во рту потом полчаса чувствовал.

А на Мацаду пешком - не оставляю этой мысли. Когда-нибудь, когда-нибудь...
0
Барбацуца
Сумку-то засветИте, бедуинскую
0
KЦ
Вот Восточные пути на Мацаду.

Подвесной подъемник. Его площадка виднеется чуть пониже самого верха горы.
И зигзагами по склону - лестница-тропа. Как гласит путеводитель, тропа средней тяжести, 50-60 минут ходу.


Вид из окна. Видно Мертвое море и на горизонте - Иорданские горы.


А вот западный склон - вид на римский лагерь. На фото кажется - он совсем близко, но, как я уже отмечал, в горах высоты и расстояния очень обманчивы.
Видна дорога, проложенная римлянами от лагеря к месту осады
0
KЦ
Донна, сумку я уже подарил золовке. Как-нибудь сфотографирую, покажу.
Да она и не сильно казистая с виду. Те, что продаются в туристических местах с лэйбом "друзская работа" по 30-60 долларов - куда как краше.
Эту - надо подержать в руках. Она такая тяжелая, шершавая, грубая. Как коврик у входа... Но дюже я на такие вещи слаб. Золовка - тоже
0
аiск
Да,Мацада,это очень нобычное место.
Я в своё время и поднялся и спустился пешком.
0
Дон..
СУЭЦКИЙ КАНАЛ

Стаи дней и ночей
Надо мной колдовали,
Но не знаю светлей,
Чем в Суэцком канале,

Где идут корабли,
Не по морю, по лужам,
Посредине земли
Караваном верблюжьим.

Сколько птиц, сколько птиц
Здесь на каменных скатах,
Голубых небылиц,
Голенастых, зобатых!

Виден ящериц рой
Золотисто-зеленых,
Словно влаги морской
Стынут брызги на склонах.

Мы кидаем плоды
На ходу арапчатам,
Что сидят у воды,
Подражая пиратам.

Арапчата орут
Так задорно и звонко,
И шипит марабут
Нам проклятья вдогонку.

А когда на пески
Ночь, как коршун, посядет,
Задрожат огоньки
Впереди нас и сзади;

Те красней, чем коралл,
Эти зелены, сини...
Водяной карнавал
В африканской пустыне.

С отдаленных холмов,
Легким ветром гонимы,
Бедуинских костров
К нам доносятся дымы.

С обвалившихся стен
И изгибов канала
Слышен хохот гиен,
Завыванья шакала.

И в ответ пароход,
Звезды ночи печаля,
Спящей Африке шлет
Переливы рояля.

<1921>
0
KЦ
А покажу-ка я лучше другое свое приобретение.

История самой покупки оставляет в памяти очень приятные, хоть и немного непривычные впечатления.

В принципе мне всегда была чужда идея покупки картин. Смотреть в оба глаза, запоминать, фотографировать, чтобы потом прийти на другую выставку и увидеть новыми глазами картину, прожившую свой отрезок жизни без меня...
Почему же на этот раз так вышло? Попробую восстановить...

Потому что зашел в лавочку к человеку, чьи картины видел у дяди дома. Не просто видел - любовался. Особенно портретом мароканки, выполненным в интересной технике "энкаустик". В той девочке было столько мечты...
Хороши были пейзажные зарисовки - как вспышки первых впечатлений

Потому что понравилась художница. Беседа с ней, ее голос, ее взгляд... В ней было что-то от той мароканки... (Ну, конечно же наоборот)

Потому что в ворохе маленьких картинок, выставленных на обзор и продажу, внимание сразу уцепилось за портрет этого старика. Много еще тянущего к себе взгляд обнаружил я там, но... это - было сверх всех ощущений.
Когда я сказал ей об этом, она тихо засмеялась.
- Ну еще бы... Это же Аксель. Хороший у тебя глаз...
- ?..
- Аксель. Аксельрод, мой учитель.
Тогда, признаюсь, это имя не произвело на меня никакого впечатления, скорее наоборот - благодаря этому портрету я поверил, что человек этот необыкновенен и безотчетно притягателен.

Это был портрет Бориса Аксельрода, выполненный в фирменной (как мне тогда сказали) технике художницы - Маши. Как я узнал позже, эта техника была "фирменным почерком" школы Бориса Аксельрода. Хотя, из всего, что я видел в этом исполнении, работы Маши отличались, как небо от земли...

Я и не думал покупать! В своих ощущениях я попал в галерею работ, где можно было коснуться, подержать, увидеть художника, ощутить его как человека...
С некоторой опаской задал вопрос: "За какую сумму Вы расстаетесь с такими работами?" - Скорее из ревности к другим, чем с прицелом на себя.
Но к этому времени она уже знала про меня слишком многое. И то, что я племянник ее соседа и ценителя-коллекционера ее работ, и то, что она мне нравится, и то, что я скоро уезжаю...
- Смотря для кого. Для тебя - ...
- Вы меня не поняли...
И тут вмешался подошедший дядя. Вдвоем они сломали во мне это чувство, будто я вырываю прекрасную вещь из естественной среды, что я - не собственник, что мне важнее сохранить ощущения увиденного, чем запереть все это от остальных...

Не знаю до сих пор, правильно или нет, но я сделал это. Впервые в жизни. До сих пор все, что я храню для души, я либо сделал сам, либо принял в подарок.

Когда мы уходили, дядя сказал мне "Я думаю ты сделал очень хорошее приобретение"...

А я смотрю Акселю в глаза и думаю о другом...
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.