Притягательность иных миров

К своему стыду только недавно открыл для себя этого философа, обладающего оригинальными идеями и изумительным литературным стилем. Ведь обычно если философ, так обязательно язык его произведений либо сух, либо косноязычен, либо чего похуже. Хосе Ортега-и-Гассет напротив читается на одном дыхании, как настоящий профессиональный литератор :-)

«Что мы чувствуем, закрывая великий роман? Словно очнувшись от иной жизни, мы вдруг покидаем мир, который никак не сообщается с нашим, реальным. Без всякого перехода, именно потому, что между ними нет никакой связи, мы попадаем из одного мироздания в другое. Мы только что были в Парме - с графом Моска, Сансеверипой, Клелией, Фабрицио: жили их жизнью, тревогами, в одном с ними времени и пространстве, и вот мы вновь в своей комнате, в кругу привычных дел и забот. Странное чувство! Внезапный шквал воспоминаний то и дело уносит нас вновь в бушующую стихию романа, и тогда, борясь с волнами, нам волей-неволей приходится плыть назад, к берегу повседневного. Посторонний, взглянув на нас в такую минуту, непременно поймает наш растерянный взгляд потерпевших крушение.»
«Но для достижения своей цели автор, во-первых, должен заманить нас в замкнутый мир романа, а во-вторых, отрезать пути к отступлению. Первое просто: достаточно легкого внушения - и мы уже у ворот вымысла, предусмотрительно распахнутых романистом. Второе труднее. Автору нужно создать замкнутое пространство - без окон и щелей, - так чтобы изнутри был неразличим горизонт реальности. А как же иначе! Когда перед глазами огромный подлинный мир, а нам предлагают малый вымышленный мирок, с его проблемами и заботами, тревогами и страстями, мы вряд ли сделаем выбор в пользу последнего. Разве можно любоваться пейзажем живописца в настоящем саду? Нарисованный сад цветет лишь в полумраке гостиной, пробивая в серой стене яркую брешь, сквозь которую сияет воображаемый полдень.
Настоящий романист не только умеет забывать о реальности, лежащей за гранью произведения, - он заставляет забыть о ней и читателя. Пусть писатель, называющий себя "реалистом", творит вселенную своего романа из самого что ни на есть реального материала, но едва мы переселились в
созданный им мир, подлинная действительность перестает занимать нас.»
«Задача романиста - притупить у читателя чувство действительности, под гипнозом заставив его вести мнимое существование.»
”Мысли о романе”

Теперь рассмотрим точку зрения читателя – зачем ему погружаться в подозрительно чужой мир, созданный незнакомым человеком? Ведь каждый итак постоянно развивает свой собственный проект, свой собственный мир, являющийся его жизнью. Почему так легко человек отказывается от себя и погружается в новый мир? Та ли это усталость от самого себя за которую клеймили экзистенциалистов? Или человек ищет в романе тот путь по которому он никогда не пройдёт? Что так затягивает в хороших книгах и фильмах что заставляет забыть о себе?

[Сообщение изменено пользователем 23.12.2004 00:40]
0
Алейда После-Вас
В прошлом году прочитала "Восстание масс" - сама для себя, оказалось ужасно интересно. И актуально, хотя написано в 30е годы.
0
Дон.
Меня хороший язык привлекает подчас больше, чем содержание книги. У Бунина половина произведений по сути дела ни о чём конкреном.
0
Kира
От пользователя Курт
Что так затягивает в хороших книгах и фильмах что заставляет забыть о себе?

Возможность прожить чужую жизнь,чужие приключения,чужие ощущения за относительно короткий срок и в комфортных условиях.
Авантюрная жилка есть в каждом,так же,как любовь к приключениям и интерес к непознанному,но не каждый в своей жизни стремится всё это реализовать.
А книги и фильмы дают возможность и" над вымыслом слезами облиться",и пережить увлекательное путешествие,и ужаснуться и посмеяться,держа под рукой рюмку "чая" и блюдо с бутербродами.При этом умостившись в уютное кресло и закутавшись в тёплый плед.:-)
0
aser
Книга есть возможность иного. Как-то давно прочёл эту мысль у Подороги (наш такой философ не очень раскрученый).

Чтение есть процесс вхождения в иное, в то, что не-ты. Сложностей, конечно, много, но процесс завораживает.
0
(%^/)E=
книга - это магический прибор, типа машины времени, но наоборот.
посмотришь на часы, возьмешь книгу... оторвешься, смотришь опять на часы - стрелки уже СОВСЕМ в другом положении!
если просто на часы смотреть - ФИГ дождешься такого же изменения положения стрелок. не пробовали?
0
Курт
Алейда, у него есть ещё "Бесхребетная Испания".
Там он проводит параллели между Испанией и Россией :-)
А в общем - анализ истории Испании, с заострением внимания на проблемах сепаратизма.
0
От пользователя Курт
зачем ему погружаться в подозрительно чужой мир

Чужого мира не бывает, читатель погружается в то что ему знакомо и близко ,к тому "далеку" его глубин, откуда автор достал себя читателю ,обладая талонтом вспомнить то, что принадлежит всем , но многими забыто или ...
0
...закрыто крышкой скупого ума...
0
Chaos717
иногда действительно интересно: читаеш, яркие такие образы и картинки, чуть ли не собственной шкурой ощущаешь, т.с. механику книжного мира. Но только стоит присмотреться - листки бумаги с букивками...


з.ы. давно так не читал, забывая о времени.
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.