Что есть сострадание?

Натуся
От пользователя Барбацуца
Сострадание и сочувствие практически одно и то же.
Я думаю несколько иначе. Почему? Ну, вот простой пример: вы узнали, что кто-то в семье знакомого вам человека заболел... Вы искренне сочувствуете. Заболел кто-то очень близкий ВАМ - вы, находясь у постели родного человека, искренне сострадаете, а не просто "сочувствуете" ему.
Сострадать - именно разделять страдание, желание принять чью-то боль на себя для облегчения участи страдающего. Порой, когда дитё болеет- ты рад взять ВСЮ боль на себя... и назвать это сочувствием - значит, не выразить ничего. Это - как раз сострадание.
От пользователя LSA
Можно ли сострадать человеку, который сам нарушил принцип сострадания?
Если понять, почему он совершил, скажем, убийство, можно ему "посочувствовать" ( типа, ну, было у чела трудное детство или кто-то над ним поиздевался в свое время... оттого и выросло то, что выросло из него), но сострадать - вряд ли. Разве что сострадающий настолько проникнут любовью ко всем вокруг, что его святым можно назвать. Но в данном случае, опять же, такой "святой" лишен будет иных черт - чувства справедливости, например (основанное на котором и предусмотрено то или иное наказание за преступление). Для простого человека, не Христа, любовь ко всем - понятие невозможное (как бы религии к тому не призывали), во всяком случае - на данном этапе развития человечества.
0
"Со-" - это понятно, что это разделить чьё-то нечто с собой.

Вопрос - одно ли и то же:
- со-страдание
- со-чувствие
- со-переживание?

Думаю, нет. Поскольку переживание шире, чем страдание, а страдание шире, чем просто чувство. Или как?
0
LSA
Автор: Капитан
Вопрос - одно ли и то же:
- со-страдание
- со-чувствие
- со-переживание?
Думаю, нет. Поскольку переживание шире, чем страдание, а страдание шире, чем просто чувство. Или как?
-----------------------------------------------
Чувство, как ощущение (вкус, зрение, обоняние, осязание, слух) или способность души испытывать от ощущений, восприятий и представлений удовольствие или неудовольствие, также самое психическое состояние радости или страдание? Какое Вы имели ввиду?
0
> Чувство, как ощущение (вкус, зрение, обоняние, осязание, слух)

Это я называю ощущением. Хотя, конечно, нас тут несколько путает термин "органы чувств".

> или способность души испытывать от ощущений, восприятий и представлений удовольствие или неудовольствие, также самое психическое состояние радости или страдание? Какое Вы имели ввиду?

Вот это, только за исключением души. В интервью со Смерчем я это называл эмоцией, отличая от чувства как восприятия (т.е. ощущения), а в этом контексте можно и так, не проблема.

Словом, я имею в виду второе.
0
LSA
Ну, тогда чувство наверное шире, нежели страдание. Чувства мы испытываем и страдая, и радуясь. Существует выражение: ему присуще чувство сострадания. Или, например, он почувствовал радость. То есть, страдание входит составной частью в общее понятие чувств. Далее. Страдание - в любом случае, как мне кажется, является переживанием. Можно страдать, не переживая? Наверное, нет. И обратно. Можно ли переживать не страдая? Наверное, можно. Переживать за футбольную команду, например. Здесь я согласен, что переживание шире страдания. Последнее является частью первого. А как соотносятся переживание и чувство? Переживание... переживание... Так. Глоссарий.ру. любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние. А все чувства, суть эмоции? Если "да", то переживание и чувство идентичны, наверное. А страдание является частью каждого из этих понятий. Бесчувственный... бесчувственный... равнодушный, бесстрастный. Да, наверное чувство и переживание являются синонимами, а страдание является частью каждого из них. Или я чего-то не догоняю?
0
С другой стороны, страдание можно переживать (ощущать, воспринимать) разными способами - чувственным, интеллектуальным...
0
LSA
Ну... интеллектуальное, т.е.умственное (познавательное) восприятие страдания. Хм. Это оценка. Осмысление (познание)оставшегося в памяти чувственного образа. Сам термин "страдание" относится к чувственной сфере. Так же, как и термины "переживание", "чувство" (млин, масло масленное). Они тоже могут оцениваться разными способами. Но оценка (способ познания, восприятия, ощущения) выступает в качестве инструмента, а соответствующий термин выступает в качестве объекта.
0
А их на самом деле сложно оторвать друг от друга. Я уже вроде упоминал, что в основе всякой эмоции лежит осознавание.
0
LSA
Уважаемый Капитан! Я о другом. О рассмотрении "страдания", "чувства", "переживания" с позиции понятийного аппарата. Что означает тот или иной термин. И как они соотносятся. И тот, и другой, и третий, можно воспринимать (ощущать, познавать) разными способами (чувственными, интеллектуальными, бог знает ещё какими). Это уже будет воздействие на объект тем или иным инструментом, находящимся в распоряжении исследователя.
Что касается утверждения об осознавания, как основе всякой эмоции. Н-да (задумчиво потирая нос)... Я вот немного не в теме, а человеческий зародыш, находящийся в утробе матери, может выражать эмоции? Мне кажется да. Во-всяком случае, на обследование УЗИ (на экране видно). Но обладает ли он сознанием, т.е. может осознавать факт неприятного воздействия (нажатие этой фигульки, не знаю, как она называется)?
0
LSA, извините за задержку, мне потребовалось некоторое время - почитать, покумекать - чтобы ответить Вам.

В общем, подытоживая, вот что попробую сформулировать. На самом деле нет особого резона разбираться в разницах семантических деталей терминов, тем более, что нюансы разные люди понимают по-разному. Есть разница важная, имеющая смысл, и она состоит вот в чём.

Можно сочувствовать человеку, принижая его или хотя бы просто делая сложную ситуацию, в которой человек находится, более твердой, как бы "приклеивать" его к ней. Сочувствуя так, мы будто бы говорим: да, я знаю, что у тебя всё плохо и ничего не выйдет. И поэтому тебя жалею. В этом подходе нет ничего от настоящего сочувствия или сострадания. Тут мы помогаем не ему, а себе, теша своё самомнение, гордость, самоуверенность или что-то в этом духе.

Именно это я имел в виду, говоря о скользком аспекте милосердия.

А можно сочувствовать человеку, помогая ему выйти из этой ситуации, понять, что он над ней хозяин, а не она над ним. Не разделяя с ним его страхи, а показывая их нереальную природу, действуя как зеркало, в котором он сможет увидеть собственную силу, собственный потенциал. Словом, делая то, что действительно помогает ЕМУ.

У одного ламы есть точные слова на сей счёт: "Пока мы заняты собой, у нас важные проблемы. Когда мы заняты другими, у нас интересные задачи".

Насчёт зародыша - конечно же, он проявляет эмоции ещё до рождения. Это знает почти любая мать и многие отцы. Словом, те, кто были к этому внимательны. И безусловно он обладает сознанием. Вопрос лишь в степени развития, а точнее сказать, осознанности. Когда ум обретает тело, у него начинается мощный поток восприятия, связанный с ощущениями тела и его органов чувств. В этот момент он чаще всего забывает о своей истинной природе.

Вообще-то, корректнее говорить, что не тело обладает сознанием, а сознание обладает телом. :-)

Вот, как сумел.

[Сообщение изменено пользователем 16.05.2004 15:24]
0
LSA
Капитан, спасибо. О скользком аспекте милосердия, полностью согласен. На собственном примере. Бывало, попадал в очень сложные ситуации. И злился на таких милосердных. Просто бесило, хотя со стороны, вроде бы должен был быть благодарным. Действительно, унижает.
А сострадание?

Автор: Натуся
Разве что сострадающий настолько проникнут любовью ко всем вокруг, что его святым можно назвать. Но в данном случае, опять же, такой "святой" лишен будет иных черт - чувства справедливости, например (основанное на котором и предусмотрено то или иное наказание за преступление). Для простого человека, не Христа, любовь ко всем - понятие невозможное (как бы религии к тому не призывали), во всяком случае - на данном этапе развития человечества.
---------------------------------------------------------
Да, наверное, я именно такой простой человек. Сострадания хватает только для близких. Остальных оцениваю по другому. Ветхий завет мне как-то ближе, нежели Новый. Я случаем не иудей? :-) Может это и неправильно. А с другой точки зрения... Я же не рассчитываю, что в случае беды (не дай бог) все бросятся мне сострадать. Да и глупо бы это было, на подобное рассчитывать.
В общем, есть над чем подумать. Благодарю всех, кто участвовал. :-)
0
Важна мотивация. Не себе помогать, а другому.
0
LSA
Как объяснить человеку, что помогая другому, он помогает в первую очередь себе? В теории эгоизм хуже... или ниже, нежели бескорыстие. А на практике? Или ещё пример. Знаешь, что человек поступил неправильно и пострадал эа это, но он не ждёт от тебя "разбора полётов", как нужно было поступить, как дальше действовать. Он жаждет услышать, какой он хороший, а тот другой - плохой. Извечные русские вопросы: что делать и кто виноват? :-)
0
> Как объяснить человеку, что помогая другому, он помогает в первую очередь себе?

Этот уровень объяснения подойдёт для тех, кто считает себя очень важным и значимым. Для них мотивация, связанная с собственным эго, важнее других. Хорошо, если они пребывают в этом заблуждении не очень долго.

> В теории эгоизм хуже... или ниже, нежели бескорыстие.

Строго говоря, эгоизм не вполне антоним бескорыстию.

> Знаешь, что человек поступил неправильно и пострадал эа это, но он не ждёт от тебя "разбора полётов", как нужно было поступить, как дальше действовать. Он жаждет услышать, какой он хороший, а тот другой - плохой.

Есть помощь, которая помогает, потому что развивает. Позволяет человеку вылезать из колеи привычных представлений о себе и других и не попадать таким образом в те же проблемные ситуации. А помогать, стараясь любой ценой соответствовать ожиданиям, не очень разумно. Я уже приводил пример с ночным кошмаром в виде тигра. Тешить обиженное эго - всё равно что разделять реальность этого тигра из сна. Есть много сочувствия, но мало мудрости.
0
LSA
Автор: Капитан
Этот уровень объяснения подойдёт для тех, кто считает себя очень важным и значимым. Для них мотивация, связанная с собственным эго, важнее других. Хорошо, если они пребывают в этом заблуждении не очень долго.
-----------------------------------------------
Для тех, кто считает себя важным и значимым данное объяснение также далеко не всегда подходит. Как правило, это зависит от: "а чего я с этого буду иметь" или "игры на публику". А как человек может дойти до мысли, что его собственное эго менее важно, чем других? Он осознаёт себя, свою личность, как единственную и неповторимую. Что строго говоря, наверное правильно, если брать сознание человека. Осознать же других людей, как личности, не менее единственные и неповторимые? Да ещё поставить их на одну доску с собой, а то и ступенькой выше? Сложнее. Ой, как сложнее. И зачем? ;-)

Строго говоря, эгоизм не вполне антоним бескорыстию.
------------------------------------------------
Согласен. Собственно я имел ввиду, что для человека стоит на первом месте...

Автор: Капитан
Важна мотивация. Не себе помогать, а другому.
------------------------------------------------
... это же не означает, что помогать себе не нужно? :-)

Есть помощь, которая помогает, потому что развивает. Позволяет человеку вылезать из колеи привычных представлений о себе и других и не попадать таким образом в те же проблемные ситуации. А помогать, стараясь любой ценой соответствовать ожиданиям, не очень разумно. Я уже приводил пример с ночным кошмаром в виде тигра. Тешить обиженное эго - всё равно что разделять реальность этого тигра из сна. Есть много сочувствия, но мало мудрости.
--------------------------------------------------
Есть такая шутка: Глупый учится на своих ошибках, умный - на чужих. Значит умный учится у дурака? :-) А если серьёзно, то в таких ситуациях, по моему мнению, очень сложно помогать. Если только через какое-то время. Когда человек успокоится. Пока эмоции "правят бал", к разуму не прислушиваешься. Но что делать именно в этот момент?
0
> А как человек может дойти до мысли, что его собственное эго менее важно, чем других?

Корректнее сказать - не более важно, чем у других. Я вовсе не ратую за самоуничижение.

> Он осознаёт себя, свою личность, как единственную и неповторимую. Что строго говоря, наверное правильно, если брать сознание человека.

Это и есть главная иллюзия, которая производит другие. Которые приводят к страданиям.

> Осознать же других людей, как личности, не менее единственные и неповторимые? Да ещё поставить их на одну доску с собой, а то и ступенькой выше? Сложнее. Ой, как сложнее.

Да, это непросто. Честно говоря, когда я только заинтересовался восточной философией, новость о том, что в буддизме не признаётся реальность существования "я", вызвала у меня сильное отторжение. Но через несколько лет я пришёл в своих выводах к тому, что это глубокая истина.

> И зачем?

А чтоб жизнь по морде кирпичной стеной не шоркала. :-)

> ... это же не означает, что помогать себе не нужно?

Да, не означает. Более того, не научившись помогать себе, сложно это делать для других. А то получится врач, который лечит себя за счёт пациента.

> Но что делать именно в этот момент?

Напомнить о том, что человек не есть его гнев, его ненависть или его злость. Он просто ПЕРЕЖИВАЕТ их. У них было начало и будет конец.

[Сообщение изменено пользователем 17.05.2004 15:06]
0
LSA
Но если "я" - это иллюзия. Соответственно, "я" других - это тоже иллюзия. Их страдание - иллюзия. Моё сострадание к ним - по сути, тоже иллюзия. Мы все живём в мире иллюзий. Реальность отличается от того, что мы видим, т.е. мы не в состоянии адекватно её отобразить в своём сознании, которое само является иллюзией. Млин, Кастанеда с его Дон Хуаном отдыхает. А чего тогда не иллюзия? Тело человеческое - тоже иллюзия? Или оно является не материальным объектом, как мы себе его представляем, а чем то иным? И если представляем его иным, то не является ли это очередной иллюзией?
А самосозерцание, в данном контексте, не будет ли являться рассмотрением собственных иллюзий? И избавлением от одних, чтобы заменить их другими? Такими же. Где критерий отличия иллюзий от неиллюзий? А если есть такой критерий, то как обосновать, что он не иллюзия?
0
LSA, чтобы ответить полно, да ещё и так, чтобы Вы это восприняли, придётся написать достаточно объёмистый трактат о буддизме. Потому что именно он и занимается исследованием и разрешением тех вопросов, о которых Вы написали. У меня есть довольно много замечаний к Вашей логической цепочке, но и их тоже придётся пояснять. Что-то не чувствую я в себе сейчас такой готовности. Прямо как в той статье:

"Психолог Джек Корнфилд, рассказывая о своей первой встрече с покойным ныне учителем тибетского буддизма Калу Ринпоче, вспоминает, что между ними состоялся такой диалог: «Не могли бы вы мне изложить в нескольких фразах самую суть буддийских учений?» - «Я бы мог это сделать, но вы не поверите мне, и, чтоб понять, о чем я говорю, вам потребуется много лет». - «Все равно, объясните пожалуйста, так хочется знать…» Ответ Ринпоче был предельно краток: «Вас реально не существует»."

Ответ Калу Ринпоче я считаю истинным, но мне очень долго объяснять, как я к этому выводу пришёл. Даже не знаю, что делать.

Ну могу в качестве затравки для размышления сказать о том, что страдание и отделённость - это лишь выбранная ОЦЕНКА восприятия реальности.
0
А что , сострадание как -разделить страдание ,все еще не подходит?

Побыть в одном поле, ощущениях, вибрациях?
0
LSA
Автор: Капитан
Прямо как в той статье:
"Психолог Джек Корнфилд, рассказывая о своей первой встрече с покойным ныне учителем тибетского буддизма Калу Ринпоче, вспоминает, что между ними состоялся такой диалог: «Не могли бы вы мне изложить в нескольких фразах самую суть буддийских учений?» - «Я бы мог это сделать, но вы не поверите мне, и, чтоб понять, о чем я говорю, вам потребуется много лет». - «Все равно, объясните пожалуйста, так хочется знать…» Ответ Ринпоче был предельно краток: «Вас реально не существует»."
---------------------------------------
Я понял. :-) Может быть вернёмся к этому вопросу через несколько лет. Если доживём. И форум останется. И интерес к данному вопросу. :-)

Ну могу в качестве затравки для размышления сказать о том, что страдание и отделённость - это лишь выбранная ОЦЕНКА восприятия реальности.
---------------------------------------
Ушёл думать. Вернусь.
0
Ладно. :-)
0
1000-yx
Тема просто-таки создана для флуда
0
LSA
Автор: Капитан
Ну могу в качестве затравки для размышления сказать о том, что страдание и отделённость - это лишь выбранная ОЦЕНКА восприятия реальности.
---------------------------------
А можно ли отделённостью от страдания адекватно воспринимать реальность? Мы же люди, а не компьютеры. Не будет ли такая оценка ограниченной? В этом случае наблюдатель не прочувствует, а ограничится лишь мыслительным процессом. Людям даны чувства и они выполняют определённую функцию. Оценка как бы со стороны, без прочувствования, не даёт всей полноты картины. Или не так?
P.S. Извиняюсь, что долго думал.:-)

[Сообщение изменено пользователем 19.05.2004 14:25]
0
Говоря "мы люди", мы подразумеваем, что должны обязательно страдать? :-)

И почему между прямым (i.e. непосредственным и полным) восприятием и страданием ставится знак равенства?
0
LSA
А можно ли быть постоянно счастливым? Если да, то не приестся ли постоянное счастье (читайте - отсутствие страдания)? Мы более ценим еду, когда голодные, напиток - когда мучает жажда. Нам больше хочется близости, когда нас отвергли и дружбы, когда предали. Люди более полно оценивают то или иное явление лишь после столковения с обратным явлением. А постоянное счастье начинает рассматриваться как изначальная данность. Глаз "замыливается". Оценка исчезает. Остаются рефлексы.
Может для этого и дано страдание?
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.