Бажов. Советский сказочник или антисоветский писатель?
Б
Безрюмки-Встужева
13:52, 28.09.2017
Берггайст - это
горный дух в переводе
19:47, 28.09.2017
Так ведь нет. НФ мужиков мурижит и окручивает.
Танюшка говорит "Мамонька, ведь знаю я, что тут моей судьбы нет. То никого и
не привечаю и на игрища не хожу. Что зря людей в тоску вгонять? А что под окошком сижу, так работа моя того требует. За что на меня приходишь? Что я худого сделала?"
Танюшка говорит "Мамонька, ведь знаю я, что тут моей судьбы нет. То никого и
не привечаю и на игрища не хожу. Что зря людей в тоску вгонять? А что под окошком сижу, так работа моя того требует. За что на меня приходишь? Что я худого сделала?"
угумс. скромно глазки долу держала, держала, а потом вскинула - и сразу зайца охомутала :-)
читай меж строкхоть чуть-чуть.
22:28, 28.09.2017
то уже фатализм.
ей в детстве мультик про зайца показывали
ей в детстве мультик про зайца показывали
кобрий, тебе хоть сколь мультиков покажи, а двинуть бровью не смогешь. впрочем, я тоже не смогу. потому как нужна тоска НФ. почему собственно, персонаж то по психотипу идентичен. от чего ушли - к тому а5 пришли.
К
Коврижка Ме
15:06, 29.09.2017
Навки, Триша, от корня "нав" - плавать. Где же им плавать в горно-уральском..гхм...ландшафте? Не комильфо, - как говорят пейзане. За мавок не скажу. Но сдается мне, что всё это сироты, потому Айша и проводит параллель с НФ.
Про сирот Силуэт пыталась рассуждать где-то там... за пределами кло, но это отдельная тема...
Идите в кино, короче.
Про сирот Силуэт пыталась рассуждать где-то там... за пределами кло, но это отдельная тема...
Идите в кино, короче.
15:31, 29.09.2017
А не замахнуться ли нам на нашего великого детского писателя Корнея ибн Ивановича .
И не предать ли нам анафеме его развратные вирши " вдруг , из маминой , из спальни , кривоногий и хромой , ВЫБЕГАЕТ..."
Ну , это явно не папа ...
И не предать ли нам анафеме его развратные вирши " вдруг , из маминой , из спальни , кривоногий и хромой , ВЫБЕГАЕТ..."
Ну , это явно не папа ...
Навки, Триша, от корня "нав" - плавать.
Йо майо
Вы же отлично умеете гуглить - идите в гугул
Навки (мавки) это не обязательно русалки.
И вода тут вообще ни при чем.
Корень - навь. Еще есть явь и правь.
И расскажите уже о лекции хотя бы, она состоялась.
А не замахнуться ли нам на нашего великого детского писателя Корнея ибн Ивановича .
можно.
очеень даже
но отдельной темой
К
Коврижка Ме
19:13, 29.09.2017
Триша, наверно, программист. Только программисты способны к такому искусственному синкретизму.
Триша, речь идет не о русалках, а о морфологии. И зачем мне лазать по Инету, когда я и так знаю, о чем говорю. К тому же Инет переполнен гадкими словарями 90-ых, в которые только ленивый не писал (оба ударения верны), а вы этим питаетесь. Нехорошо-с.
На лекции быть не довелось.
Триша, речь идет не о русалках, а о морфологии. И зачем мне лазать по Инету, когда я и так знаю, о чем говорю. К тому же Инет переполнен гадкими словарями 90-ых, в которые только ленивый не писал (оба ударения верны), а вы этим питаетесь. Нехорошо-с.
На лекции быть не довелось.
19:13, 29.09.2017
лекция-то была
Была.
Любопытно, но ничего нового, всё это было от того же автора в Бажовской энциклопедии.
Интересно что это была только первая из целой серии лекций посвящённых Павлу Петровичу. Следующая 26 октября.
c
cencee
20:23, 29.09.2017
Бажова же в детстве читали, как вот о нем чего вспомнить?
Тока осталось что сродни с обажать. В инете счас посмотрел, и правда) -
так, фамилия Бажов восходит к мирскому имени Бажа, которое, в свою очередь, образовано от диалектного глагола «бажать» в значении «сильно чего-то хотеть».
До сих пор сохранилось диалектное прилагательное «бажанный» - «милый, любимый, желанный».
Тока осталось что сродни с обажать. В инете счас посмотрел, и правда) -
так, фамилия Бажов восходит к мирскому имени Бажа, которое, в свою очередь, образовано от диалектного глагола «бажать» в значении «сильно чего-то хотеть».
До сих пор сохранилось диалектное прилагательное «бажанный» - «милый, любимый, желанный».
Т
Ты не знаешь, как херово живе
21:25, 29.09.2017
Интересно было почитать. Забыли только, что Сысерть - вотчина староверов и голубочников, чей фольклор не мог не оставить отпечатка в его творчестве.
И это дед Слышко на самом деле в основном с бабки списан, мужики тогда редко доживали до столь преклонного возраста.
К
Коврижка Ме
16:58, 30.09.2017
0/1 | + -
Для справедливости влепил "минус" господину. У всех есть по минусу - у него нет. Непорядок.
Значица так, девоньки и мужуки. Не знаю, как в совейских изданиях современных, но у Мошкова, откуда копировать буду - аж в последнем (!) томе сказок, аж последней (!) главой - приведено авторское предисловие, до которого очевидно не долетает ни первый, ни третий почитатель автора - у меня же в книжечке 1949 года Свердловского областного государственного издательства (СОГИ) - как и положено - первой главой и датировано 1939 годом с названьицем "У старого рудника".
Огромное богатство и минералогическое разнообразие, а также то обстоятельство, что рудник и при его открытии был старым, оставленным, вносили в рассказы о Гумешках элемент непонятного, чудесного. Гумешки расценивались как "самое дорогое место", но объяснить это неграмотный горняк прошлого мог только с помощью фантастики.
Чаще всего говорилось о "старых людях". По одним вариантам, эти "старые люди" "натаскали тут всякого богатства, а потом, как наши пришли в здешние края, эти старые люди навовсе в землю зарылись, только одну девку оставили смотреть за всем". По другим вариантам - "старые люди вовсе в золоте не понимали, толку не знали. Хотя золота тогда было много, его даже не подбирали. Потом одна девка ихняя наших к золоту подвела. Беспокойство пошло. Тогда старые люди запрятали золото в Азов-гору, медь в Гумешки вбухали и место утоптали, как гумно сделали. А девку ту в Азов-гору на цепь приковали. Пущай-де до веку казнится да людей пужает. Таковско ей дело!" По третьему варианту, "стары люди вовсе маленькие были". Они ходили под землей по одним им ведомым "ходкам" и "знали все нутро". Потом опять случилась какая-то "девичья ошибка", и "стары люди из здешних мест ушли, а девку с кошкой за хозяйку оставили". "В какое место девка пойдет, туда и кошка бежит. Когда оплошает, уши у ней из земли высунутся да синими огоньками горят".
Таких вариантов было много. Общее в них было только "стары люди" да "девка". Последняя называлась иногда Азовкой, иногда малахитницей.
Была и другая версия сказов, где фигурировали больше "старая дорога" и горы Азов и Думная. Эту версию Сказов надо отнести скорее к кладоискательским: говорилось о кладах, а не о "земельном богатстве".
Это еще не всё. Терпение, Триша, копипасты следуют.
К
Коврижка Ме
17:01, 30.09.2017
По этой версии выходило, что вблизи Поповского завода проходила большая дорога. По этой дороге шло много обозов со всякими товарами, а "вольные люди" подстерегали и грабили эти обозы. Захваченное складывали в пещеру Азов-горы. Эта гора, а также Думная служили вольным людям как сигнальные вышки.
Когда вольным людям пришлось уйти отсюда, они оставили при своих складах "девку Азовку".
Положение этой "девки" определялось по-разному. Одни называли ее "женой атамана", "его полюбовницей". Другие это оспаривали: коли такая была бы, так давным-давно состарилась бы и умерла, а эта и посейчас такая, какой была. Она вовсе из старых людей им досталась. То и сидит век-веченский, а сама не старится.
Отношение "девки" к охране клада тоже изображалось неодинаково. То она была добровольной хранительницей, которая "никого близко не допустит". То она была прикована цепями в Азов-горе и отпугивала людей своими стонами и криками.
Про дорогу дальше тоже интересно - сами читайте (источник: http://lib.ru/TALES/BAZHOV/skazki2.txt)
Но про девку еще....
Положение этой "девки" определялось по-разному. Одни называли ее "женой атамана", "его полюбовницей". Другие это оспаривали: коли такая была бы, так давным-давно состарилась бы и умерла, а эта и посейчас такая, какой была. Она вовсе из старых людей им досталась. То и сидит век-веченский, а сама не старится.
Отношение "девки" к охране клада тоже изображалось неодинаково. То она была добровольной хранительницей, которая "никого близко не допустит". То она была прикована цепями в Азов-горе и отпугивала людей своими стонами и криками.
Про дорогу дальше тоже интересно - сами читайте (источник: http://lib.ru/TALES/BAZHOV/skazki2.txt)
Но про девку еще....
К
Коврижка Ме
17:11, 30.09.2017
Пещера в горе Азов подходила для всех вариантов сказов. Одни говорили, что в этой пещере и жили "вольные люди". Другие населяли ее таинственными "старыми людьми". Но и те и другие одинаково утверждали, что попасть в эту пещеру очень трудно. Ход в нее так запрятан, что редкий найдет, а если и
найдет - тоже не попадет, так как пещера охраняется таинственными силами и разными страшилищами. Самым страшным хранителем кладов была "девка Азовка". Иногда эта "девка" изображалась такой ослепительной красавицей, что всякий, взглянувший на нее, "навсегда свет в глазах потеряет и вовсе без ума
станет". Чтобы получить доступ к оставленным в пещере богатствам, надо было знать "заклятое слово", "потаенный знак", "тайное имя", и тогда доступ в пещеру становился свободным, там встречала гостя девица, угощала его "крепким, стоялым пивом" и предоставляла брать из богатства, "что ему
полюбится".
Пароль, открывающий доступ к "захороненным богатствам", а также оставленная при богатствах женщина, по моим наблюдениям, обычны для всех сказов о "вольных людях". Подобное, например, приходилось слыхать по чусовским деревням. В одном сказе, помню, паролем служили условленные слова песни на точно определенном месте. Когда это совпадало полностью, то открывался ход в скале и оттуда выходила девица-красавица, которая начинала "звать-величать, гостей привечать, про здоровье спрашивать". Когда слова песни и место совпадали не полностью, скала тоже раскрывалась и девица появлялась, но сейчас же все исчезало. "Начнут тут люди спорить, было али не было. Спорят-спорят, и давай друг дружку в воду бросать да топить. Коли все утонут, девка опять выскочит, да и заревет по -лешачиному, а коли хоть один останется, тогда не покажется, - будто и не было вовсе".
В сказах этого типа вполне понятен, конечно, образ женщины, которая ждет и "привечает" своих, отводит, обманывает, отпугивает и даже губит чужих. Такие женщины на судебном языке старого времени назывались "пристанодержательные женки", "воровские женки", "береговые девки", а в сказах они фигурировали как красавицы, жены атаманов и эсаулов (есаулов.- пр.ск.).
......
В пещере Азов-горы, таким образом, сходились два направления сказов: кладоискательское, где говорилось о кладах, "захороненных в горе вольными людьми", жившими тут, вблизи "старой дороги", и горняцкое - с попыткой объяснить происхождение, вернее, скопление здесь "земельных богатств". Тут фигурировали "стара земля", "стары люди" и "тайна сила".
Понятно, что при таких условиях сказы одного направления сближались, переплетались со сказами другого направления, и одни образы переходили в другие. "Стары люди" получили черты "вольных людей", и наоборот. Красавица - жена атамана или "береговая девка" судебных приказов - превращается в "каменную девку", в "малахитницу", в "Хозяйку горы". Хозяйка из безразличной хранительницы "земельных богатств" превращается в сознательную: одним помогает, сама показывает, облегчает доступ к богатствам, других "отводит", обманывает или губит.
Можно, конечно, было своими словами - но Триша так любит копипасты - не удержаться, потом же - это слова самого ППБажова, который 11-летним мальчиком приехал с родителями в Полевской из Сысерти, к тому же = дедушку Слышко слушал собственными ушами.
А дедушка энтот... эзопит кто или нет..... тоже скопи(пг)пастчу........
Пароль, открывающий доступ к "захороненным богатствам", а также оставленная при богатствах женщина, по моим наблюдениям, обычны для всех сказов о "вольных людях". Подобное, например, приходилось слыхать по чусовским деревням. В одном сказе, помню, паролем служили условленные слова песни на точно определенном месте. Когда это совпадало полностью, то открывался ход в скале и оттуда выходила девица-красавица, которая начинала "звать-величать, гостей привечать, про здоровье спрашивать". Когда слова песни и место совпадали не полностью, скала тоже раскрывалась и девица появлялась, но сейчас же все исчезало. "Начнут тут люди спорить, было али не было. Спорят-спорят, и давай друг дружку в воду бросать да топить. Коли все утонут, девка опять выскочит, да и заревет по -лешачиному, а коли хоть один останется, тогда не покажется, - будто и не было вовсе".
В сказах этого типа вполне понятен, конечно, образ женщины, которая ждет и "привечает" своих, отводит, обманывает, отпугивает и даже губит чужих. Такие женщины на судебном языке старого времени назывались "пристанодержательные женки", "воровские женки", "береговые девки", а в сказах они фигурировали как красавицы, жены атаманов и эсаулов (есаулов.- пр.ск.).
......
В пещере Азов-горы, таким образом, сходились два направления сказов: кладоискательское, где говорилось о кладах, "захороненных в горе вольными людьми", жившими тут, вблизи "старой дороги", и горняцкое - с попыткой объяснить происхождение, вернее, скопление здесь "земельных богатств". Тут фигурировали "стара земля", "стары люди" и "тайна сила".
Понятно, что при таких условиях сказы одного направления сближались, переплетались со сказами другого направления, и одни образы переходили в другие. "Стары люди" получили черты "вольных людей", и наоборот. Красавица - жена атамана или "береговая девка" судебных приказов - превращается в "каменную девку", в "малахитницу", в "Хозяйку горы". Хозяйка из безразличной хранительницы "земельных богатств" превращается в сознательную: одним помогает, сама показывает, облегчает доступ к богатствам, других "отводит", обманывает или губит.
Можно, конечно, было своими словами - но Триша так любит копипасты - не удержаться, потом же - это слова самого ППБажова, который 11-летним мальчиком приехал с родителями в Полевской из Сысерти, к тому же = дедушку Слышко слушал собственными ушами.
А дедушка энтот... эзопит кто или нет..... тоже скопи(пг)пастчу........
К
Коврижка Ме
17:14, 30.09.2017
Ящерицы и змеи обычного типа у старателей считались только слугами, пособниками. Среди ящериц одна была главной. Она иногда превращалась в красивую девицу. Это и была Хозяйка горы. Над змеями начальствовал огромный змей - Полоз. В его распоряжении и находилось все золото. Полоз, по желанию, мог
"отводить" и "приводить" золото. Иногда он действовал с помощью своих слуг-змей, иногда только своей силой. Иногда роль Полоза сводилась только к охране "земельного золота". Полоз всячески старался не допустить человека до разработки золотоносных мест: "пужал", показываясь "в своем полном виде",
"беспокойство всякое старателю производил", утягивая в землю инструмент, или, наконец, "отводил" золото. Реже Полозу давались черты сознательного, полновластного распорядителя золотом: он, как и Хозяйка горы, одним облегчал доступ к золоту, указывал места и даже "подводил золото", других отгонял,
пугал или даже убивал.
Между подчиненными Полозу силами нередко упоминались его дочери - Змеевки. С их помощью Полоз "спускал золото до рекам" и "проводил через камень". Чаще всего олицетворением Змеевок считались небольшие бронзовые змейки-медяницы. Широко распространенным было поверье, что эти змейки проходят через камень и на их пути остаются блестки золота. Иногда о Змеевках говорилось без связи с Полозом; они считались одним из атрибутов колдовской ночи, когда расцветает "папора". В эту ночь Змеевки в числе прочей "колдовской живности" вились около чудесного цветка. Вспугнутые человеком, "знающим слово", они сейчас же уходили в землю, и если тут был камень, то оставляли в нем золотой след. Если кладоискатель "не знал слова", Змеевки устремлялись на него и тоже "сквозь пролетали". "Умрет человек, и узнать нельзя - отчего. Только пятнышко малое против сердца останется".
Взаимоотношения между Полозом и Хозяйкой горы были не вполне ясны. Помню, мы потом не раз спрашивали у лучшего полевского сказителя дедушки Слышко о Полозе.
- Он хоть кто ей-то? Муж? Отец?
Старик обычно отшучивался:
- К слову не пришлось, не спросил. Другой раз увижу, так непременно узнаю, -то ли в родстве они, то ли так, по суседству.
Между подчиненными Полозу силами нередко упоминались его дочери - Змеевки. С их помощью Полоз "спускал золото до рекам" и "проводил через камень". Чаще всего олицетворением Змеевок считались небольшие бронзовые змейки-медяницы. Широко распространенным было поверье, что эти змейки проходят через камень и на их пути остаются блестки золота. Иногда о Змеевках говорилось без связи с Полозом; они считались одним из атрибутов колдовской ночи, когда расцветает "папора". В эту ночь Змеевки в числе прочей "колдовской живности" вились около чудесного цветка. Вспугнутые человеком, "знающим слово", они сейчас же уходили в землю, и если тут был камень, то оставляли в нем золотой след. Если кладоискатель "не знал слова", Змеевки устремлялись на него и тоже "сквозь пролетали". "Умрет человек, и узнать нельзя - отчего. Только пятнышко малое против сердца останется".
Взаимоотношения между Полозом и Хозяйкой горы были не вполне ясны. Помню, мы потом не раз спрашивали у лучшего полевского сказителя дедушки Слышко о Полозе.
- Он хоть кто ей-то? Муж? Отец?
Старик обычно отшучивался:
- К слову не пришлось, не спросил. Другой раз увижу, так непременно узнаю, -то ли в родстве они, то ли так, по суседству.
К
Коврижка Ме
17:21, 30.09.2017
Про дедушку Слышко.
Звали его Хмелинин Василий Алексеевич, но это так только – по заводским и волостным спискам. Ребята обычно звали его дедушка Слышко. У взрослых было еще два прозвища, на которые старик откликался: Стаканчик и Протча.
Почему звали Стаканчиком, об том, конечно, легко догадаться, а двадругих прозвища шли от любимых присловий: слышь-ко и протча (прочее).
Старик, по-моему, был почти одинок. Знаю, что у него была "старуха", годов на десять моложе, но она больше "по людям ходила: бабничала, домовничала"... Были ли у них взрослые дети, - не знаю.
Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышком седой бороды, но все же чувствовалось, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах.
Не по росту широкие плечи и длинные руки напоминали, что сила в этом теле была раньше немалая.
Хмелинин с десятилетнего возраста до глубокой старости - "пока мога была" - работал исключительно по горному делу.
В 90-х годах (речь идет о 1890-ых) Хмелинину было за семьдесят, а на Гумешевский рудник он попал в десятилетнем возрасте, Приходится это на 30-е годы прошлого столетия. Тогда, вероятно, можно было встретить стариков из второго и даже из первого поколения "турчаниновских выведенцев", которыми был заселен Полевской завод. В силу этого некоторые подробности о колонизации, о первых годах работы "на новом месте" приобретают у Хмелинина характер исторического документа. Если до настоящего времени (речь идет о 1939 г.) не все подтверждено письменными документами, то, вероятно, лишь потому, что поиски были недостаточны.
Звали его Хмелинин Василий Алексеевич, но это так только – по заводским и волостным спискам. Ребята обычно звали его дедушка Слышко. У взрослых было еще два прозвища, на которые старик откликался: Стаканчик и Протча.
Почему звали Стаканчиком, об том, конечно, легко догадаться, а двадругих прозвища шли от любимых присловий: слышь-ко и протча (прочее).
Старик, по-моему, был почти одинок. Знаю, что у него была "старуха", годов на десять моложе, но она больше "по людям ходила: бабничала, домовничала"... Были ли у них взрослые дети, - не знаю.
Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышком седой бороды, но все же чувствовалось, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах.
Не по росту широкие плечи и длинные руки напоминали, что сила в этом теле была раньше немалая.
Хмелинин с десятилетнего возраста до глубокой старости - "пока мога была" - работал исключительно по горному делу.
В 90-х годах (речь идет о 1890-ых) Хмелинину было за семьдесят, а на Гумешевский рудник он попал в десятилетнем возрасте, Приходится это на 30-е годы прошлого столетия. Тогда, вероятно, можно было встретить стариков из второго и даже из первого поколения "турчаниновских выведенцев", которыми был заселен Полевской завод. В силу этого некоторые подробности о колонизации, о первых годах работы "на новом месте" приобретают у Хмелинина характер исторического документа. Если до настоящего времени (речь идет о 1939 г.) не все подтверждено письменными документами, то, вероятно, лишь потому, что поиски были недостаточны.
К
Коврижка Ме
17:23, 30.09.2017
Ну всё. Надоели мне ваши копипасты.
Как и характер человека? Твердый да лучезарный - редкий самородок)
что есть драгоценный камень и почему он драгоценен, а другой камень, положим нет?
Как и характер человека? Твердый да лучезарный - редкий самородок)
К
Коврижка Ме
17:31, 30.09.2017
Кстати, мне еще про бабушку Бажова понравились воспоминания (хорошо жили до отмены крепостного права!), которых раньше читать не пришлось или забылись:
"Бабушка была "коренных сысертских родов", но в молодости попала "в число обменных девок, коих отправили на старый завод для принятия закону с тамошними парнями".
Об этом "случае" своей жизни бабушка рассказывала не особенно охотно: - Не знаю, к чему и применить такую штуку. Видно, полевских девок нехватало. Их, видишь, с малолетства на Гумешки наряжали, а потом по дальним рудникам да приискам рассовывали. На Кунгурку тоже порядком прудили. Как раз в те годы эта деревня заводилась. Наших девок, значит, на их место и везли. Когда телег пять, когда больше. Не по один год это было. Как успенье пройдет, так и объявится этот девий набор на старый завод. Сирот, конечно, в перву голову хватали. Ну, и отецких задевало. Стражников еще пошлют с возами-то, чтобы которая не убежала. А кто убежит, коли все без ума ревут. Слезная в ту сторону дороженька! Слезная... Вся девичьими слезами полита.
- То, видно, и не просыхает никогда у Большой-то елани, - пошутил как-то отец.
И бабушка, обычно всегда спокойная и добродушная, даже разгорячилась:
- Постыдился бы при ребенке такое слово говорить! Не шуточно, поди-ка, дело хоть бы и девичья слеза!
Отец откровенно сознался:
- Так это у меня... не то слово вылетело.
- А ты их придерживай - слова-то свои. Дело, конечно, прошлое, а все шутить не годится. Хорошо вот я усчастливилась, согласно со стариком прожила. Так ведь это редкость. А сколько народу загинуло из-за этой штуки! Не слыхал?
- Да ладно, мать... Знаю... Говорю - пустое слово вылетело, - оправдывался сконфуженный отец.
Привезенная в Полевской завод таким диким способом, бабушка "приняла там закон, с кем указали", прожила свыше двадцати лет, вырастила детей, но все-таки, как видно, "не вжилась". Едва ли бабушка и не была главной виновницей того, что дед, как только пало крепостничество, перешел из медеплавильщиков в доменщики и переселился в Сысерть."
ЗЫ. Сегодня цитировался документальный рассказ Бажова "У старого рудника".
"Бабушка была "коренных сысертских родов", но в молодости попала "в число обменных девок, коих отправили на старый завод для принятия закону с тамошними парнями".
Об этом "случае" своей жизни бабушка рассказывала не особенно охотно: - Не знаю, к чему и применить такую штуку. Видно, полевских девок нехватало. Их, видишь, с малолетства на Гумешки наряжали, а потом по дальним рудникам да приискам рассовывали. На Кунгурку тоже порядком прудили. Как раз в те годы эта деревня заводилась. Наших девок, значит, на их место и везли. Когда телег пять, когда больше. Не по один год это было. Как успенье пройдет, так и объявится этот девий набор на старый завод. Сирот, конечно, в перву голову хватали. Ну, и отецких задевало. Стражников еще пошлют с возами-то, чтобы которая не убежала. А кто убежит, коли все без ума ревут. Слезная в ту сторону дороженька! Слезная... Вся девичьими слезами полита.
- То, видно, и не просыхает никогда у Большой-то елани, - пошутил как-то отец.
И бабушка, обычно всегда спокойная и добродушная, даже разгорячилась:
- Постыдился бы при ребенке такое слово говорить! Не шуточно, поди-ка, дело хоть бы и девичья слеза!
Отец откровенно сознался:
- Так это у меня... не то слово вылетело.
- А ты их придерживай - слова-то свои. Дело, конечно, прошлое, а все шутить не годится. Хорошо вот я усчастливилась, согласно со стариком прожила. Так ведь это редкость. А сколько народу загинуло из-за этой штуки! Не слыхал?
- Да ладно, мать... Знаю... Говорю - пустое слово вылетело, - оправдывался сконфуженный отец.
Привезенная в Полевской завод таким диким способом, бабушка "приняла там закон, с кем указали", прожила свыше двадцати лет, вырастила детей, но все-таки, как видно, "не вжилась". Едва ли бабушка и не была главной виновницей того, что дед, как только пало крепостничество, перешел из медеплавильщиков в доменщики и переселился в Сысерть."
ЗЫ. Сегодня цитировался документальный рассказ Бажова "У старого рудника".
К
Коврижка Ме
17:37, 30.09.2017
Не, не могу еще не процитировать. Бажов таки с юмором писал или серьезно?
"Предположения о происхождении образа Хозяйки горы уже высказывались. Здесь надо лишь повторить, что этот образ далеко перерос свой первоначальный. Хозяйка горы стала олицетворением мощи, богатства и красоты недр, которые раскрываются полностью только перед лучшими представителями трудящихся." (с) "У старого рудника"
"Предположения о происхождении образа Хозяйки горы уже высказывались. Здесь надо лишь повторить, что этот образ далеко перерос свой первоначальный. Хозяйка горы стала олицетворением мощи, богатства и красоты недр, которые раскрываются полностью только перед лучшими представителями трудящихся." (с) "У старого рудника"
К
Коврижка Ме
17:39, 30.09.2017
Про Хозяйку Медной горы читаем в главе VI вышеозначенного Рассказа.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.