Навеяно фразой Akr'а в одной из тем. Недословно речь о том, что очень многие вещи делаются людьми с единственной глубинной причиной - сказать миру: "Я есть!". По мне, это то же самое, что уверять себя: "Я есть".

Вопрос - почему так происходит? Что за нужда в таком убеждении? Не потому ли, что где-то очень глубоко и совсем неосознанно люди понимают, что никакого такого "я есть" на самом деле нету. Но стереотип столь силён, что требует постоянного подкрепления такими заклинаниями и самовнушениями. А?
0
Потому что мы настолько незначительны, что необходимо уверять себя и всех других в том, что мы есть.
Эт не уходя далеко. Потому что, если озаботиться выяснением, кто Я? быстро уйдешьт впросак.
0
Звездочка с того самого неба1
От пользователя Капитан
что очень многие вещи делаются людьми с единственной глубинной причиной - сказать миру: "Я есть!". По мне, это то же самое, что уверять себя: "Я есть".


По-Вашему, Капитан, это одно и то же?
0
Да. То, что мы говорим другим, на самом деле мы говорим себе.
0
Звездочка с того самого неба1
От пользователя Капитан
никакого такого "я есть" на самом деле нету.


А что значит "Я есть!"?
"Я существую" - это одно, а "Посмотрите на меня - какой я крутой, умный, богатый, удачливый, красивый и т.д." - это совсем другое.
Я так понимаю, что Вы имеете в виду второе?
0
Второе следует из первого.
0
Диментич
Капитан, спешиал фо ю. Для Ваших целей и размышлений. Из топика «В каждой музыке - Бах, в каждом из нас – Бог» на Другом форуме. Там эти слова приведены в связи с реконструкцией трактовок "Хорошо темперированного клавира"

Так вот, в нескольких частях.

Яков Друскин
"Видение невидения"
"Недавно я выходил из какого-то помещения. Подходя к двери, я поднял голову, чтобы не натолкнуться на что-либо, и вдруг увидел перед собою худого старика, чем-то знакомого, но очень чужого. Он шел прямо на меня и смотрел как бы сквозь меня. Мне стало страшно, и почти сразу же я понял:
это я - рядом с дверью было зеркало. Мне стало еще страшнее, и, отвернувшись, я быстро вышел.
Почему мне стало страшно? На улице я встречаю много чужих людей, но они мне не страшны: они не очень чужие, а тот, кого я увидел в зеркале, показался мне очень чужим. Почему? Я думаю, потому, что одновременно он показался мне чем-то знакомым. Именно знакомство с ним было тем, на основе чего я и мог почувствовать свою противоположность ему - чужое. С другими людьми, которых я встречаю на улице, у меня нет непосредственной связи - общего, поэтому я не чувствую свою противоположность им, их отчужденность мне, противоположение здесь неопределенное. Но с тем, кого я увидел в зеркале, у меня было общее - родовое отличие: знакомое, и на основе его сильнее выступило видовое различие - отчужденность, это уже определенное противоположение. Поэтому он, то есть тот, кого я увидел в зеркале, показался мне очень чужим. Почему мне стало страшно? Потому что знакомое и близкое оказалось совсем чужим:
знакомое и близкое чужое, причем совсем чужое, - страшно. И еще: страшно было от того, что он смотрел прямо на меня и как бы не видя меня, сквозь меня.
Почти сразу же я понял, что это я, что это мое отображение в зеркале, и мне стало еще страшнее. Почему? Потому ли, что я увидел, как я стар? Но это меня абсолютно не волнует и не трогает. Потому ли, что я увидел свой грех, свою греховность? Но свою греховность я вижу каждый день и не в зеркальном отображении, а прямо, внутри себя. Может, сама зеркальность отображения испугала меня? Может, я увидел анти-себя, неожиданно, неподготовленно увидел свое ан-ти-я? Не знаю. Мне кажется, во внешнем отображении я увидел свое внутреннее, духовное анти-я. Мне стало страшно, потому что я понял, что знакомое и близкое чужое, уже совсем чужое - не тот старик, которого я увидел в зеркале, а я сам: я сам себе чужой.
"Положивший руку на плуг и оглядывающийся назад неблагонадежен для Царствия небесного" (Лк. 9, 62). Руку"на плуг я положил уже очень давно. И не я ее положил, она была положена не мною весной 1911 года. Но я часто, очень часто оглядывался назад. Но вот уже три года, как и оглядываться некуда, позади меня ничто, а что было - вошло уже в меня и есть сейчас, как мое жало в плоть. Позади уже ничего нет, а я все еще оглядываюсь: в малодушии и унынии, в легкомыслии, в мечтательности и бесовском парении мыслей оглядываюсь назад на ничто. Ничто - не то, что было, оно во мне, ничто - какая-то моя оболочка, когда-то живая, а сейчас мертвая, какая-то моя шелуха. Ничто - само оглядывание назад. Уже некуда оглядываться, а я все оглядываюсь назад, оглядываюсь на само оглядывание; потому что больше не на что оглядываться. Вот что я увидел, взглянув на старика, идущего на меня, смотревшего сквозь меня. Этот близкий и совсем чужой мне - я сам; я сам, самый близкий мне, самый чужой себе.
0
Капитан, думаю, Вы правы. Говорю: "я есть", значит - существую...
0
Диментич
Продолжаем в самый мэйнстрим темы

Я запутался в своих я, в своих я и в своих анти-я. Попробую по порядку перечислить их.
1. Я - чужой себе. Здесь два я: я и другой я, чужой мне. Но может быть и так: я - чужой себе, а тот, кто мне чужой, может, он и есть мое подлинное я - сокровенный сердца человек? А я в малодушии и легкомыслии бегу от него?
2. Я сам - чужой себе. Здесь уже три я, потому что "я сам" предполагает рефлектирование и объективирование себя самого: рефлектирующее и объективирующее я - я как субъект рефлексии, рефлектируемое и объективируемое я - я как объект рефлексии. Тогда можно задать три вопроса: кто рефлектирует - я, которому другой я - чужой, или чужой мне, или сокровенный сердца человек? Но последнее предположение сразу отпадает: сокровенный сердца человек не рефлектирует, рефлексия - в грехе и грех, а сокровенный сердца человек - или еще до греха, в невинности, или после греха, в святости, к которой я призван или, во всяком случае, зван. Скорее всего, рефлектирует первое я - я сам и в рефлексии и самообъективи-ровании все дальше уходит от себя самого.
3. Я - чужой себе самому. И здесь три я, потому что "себе самому" - такое же рефлектирование и самообъективирова-ние, как и "я сам". Сокровенный сердца человек - скорее, первое я, оно со страхом смотрит на себя самого, в самообъ-ективировании все дальше уходящего от себя самого. Это бегство от себя самого страшно: это какое-то самопоедание в самоопустошении.
4. Я сам - чужой себе самому. Здесь уже четыре я, так как оба объективируются. Здесь уже нет сокровенного сердца человека, рефлектирование и объективирование изгнало его: в грехе я ушел от себя самого, в грехе иду все дальше от себя самого, разделяюсь в себе, грех ест меня, я сам поедаю себя самого; как бес в земле Гадаринской, говорю: имя мне - легион, легион моих грехов, пожирающих меня. В этом внутреннем разделении, распадении, самопоедании я уже потерял и себя самого: "Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит" (Мф. 12, 25). Я разделился сам в себе, не устоял, опустел. Наступила мерзость запустения.
5. Я, близкий себе, - самый чужой себе. Здесь три я: я, которому я и близкий, и чужой; я, который близок мне; я, чужой мне. Здесь нет объективирования и все же три я. Кто из них мое подлинное я, мой сокровенный сердца человек - тот ли, который разрывается между близким и чужим мне и, разрываясь, в непонятном противоречивом единстве отожествляет* и близкое и чужое? Или близкий мне? Или чужой?
Или все три - непонятное мне единство, даже тожество, сокровенного сердца человека? Христос говорит: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Лк. 9, 23).
"Если кто приходит ко Мне и не возненавидит... жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лк. 14, 26).
"Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф. 16, 25).
"Любящий душу свою потеряет ее, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную" (Ин. 12, 25).
Тогда самый близкий мне - не самый ли далекий и чужой мне? Тот я, который мне ближе всего, - не самый ли далекий и чужой? А самый далекий - не самый ли близкий? В отвержении себя, в ненависти к себе, в потере себя я обретаю себя, сохраняю себя в жизнь вечную. Тогда все три я отожествились в моем сокровенном сердца человеке и уже не я отожествил их, а Христос во мне.
6. Я, близкий себе самому, - чужой себе. Здесь четыре я, так как второй я объективирует себя и сокровенный сердца человек или в первом я, или в последнем.
7. Я, близкий себе, - чужой себе самому. И здесь четыре я, но объективируется не близость себе, а чужое - отчужденность от себя.
8. Я, близкий себе самому, - чужой себе самому. Здесь уже пять я, так как объективируется и близость, и отчужденность. Сокровенный сердца человек загнан в первое я. Но что \ осталось от него после объективирования, и близости, и отчужденности? Почти ничего, и начинается мерзость запустения.
9. Я сам, близкий себе самому, - чужой себе самому. Здесь уже три объективирования, полное опустошение и мерзость запустения. Это уже геенна огненная.

Вот я проанализировал себя самого, свои я и анти-я, все свои возможности и пришел к последней, самой страшной -геенне огненной, геенне огненной во мне самом, где не будет, а уже есть плач и скрежет зубовный. Не это ли и испугало меня, когда я увидел свое анти-я? Когда увидел близкое мне как самое далекое и чужое?
0
STK
Эх, Капитан... Люди - это как кошки в темной комнате. Одни пытаются найти друг друга, и, кстати, самих себя, другие говорят, что в черной комнате кошек нет, третьи молчат. Вы знаете, что лучше?
0
Диментич
На этом фрагменте заканчиваю цитирование:

Я не перечислил все свои я и анти-я. Я взглянул на себя как бы с одной стороны и нашел в себе нескольких я и анти-я, они реально существуют во мне - в моем взгляде на меня, потому что я и есть мой взгляд на меня. Но в одном взгляде на себя я не могу исчерпать себя: у меня множество взглядов на себя, я и есть множество взглядов на себя. Это множество несчетно: хотя в каждом взгляде на себя я нахожу конечное число я и анти-я, потому что я сотворен и конечен, но несчетно множество моих взглядов, потому что я сотворен по образу и подобию моего бесконечного Творца.
В первом взгляде на себя я предполагал, что самый близкий мне - я. Так ли это? И вот теперь, в рефлексии, в другом взгляде на себя, я уже не знаю, что сказать. В рефлексии я уже не вижу себя, в рефлексии я - я сам. Но я сам - уже не я, я сам - объект своей рефлексии, объективирован самим собою. Кто же я сам? И я снова объективирую себя самого: я сам - сам. Ведь я ищу не то, что мне принадлежит, не то, что я имею, а то, что я есть. Мои чувства, желания, прихоти - все это я имею. Кто имеет? Я, я сам. Но кто я сам? Я сам - сам. Другого ответа в рефлексии я не нахожу: все, что найду в рефлексии, кроме самой рефлексии, самого самообъективиро-вания, принадлежит мне, все это я имею, я сам имею. Я спрашиваю: кто я? И уже ответ "я - я сам" объективирует меня. В рефлексии и самообъективировании я не найду себя: я все дальше ухожу от себя, пока не теряю себя в мерзости запустения, в геенне огненной. В рефлексии я сам, рефлектирующий о себе самом, ближе всего себе. Но именно себя самого я и теряю в рефлексии о себе самом. Кто теряет себя самого? Я сам теряю себя самого. Я увидел это в пустом, невидящем взгляде на себя. Но кто же увидел, ведь я сам потерял себя самого, ведь сначала я даже не узнал себя? И как я увидел себя самого, уже потерявшего себя самого в мерзости запустения? Как я увидел, что эта мерзость запустения - моя, что это я?
Я нахожу в себе, по крайней мере, двух я. Одно я - я в невинности, до всякой рефлексии, даже до возможности рефлексии. Но я уже не невинный, насколько помню себя, я не невинный и свою утерянную невинность помню, как то, что забыл. Затем я нахожу в себе себя рефлектирующего: я сам, думающий о себе самом, думающем о себе самом... Это самообъективирование я могу продолжать как угодно далеко, но чем дальше, тем больше удаляюсь от себя самого и в ? конце концов теряю себя. Мое первое невинное я - я уже не помню, помню, как то, что забыл; мое второе я - себя самого - я теряю. Кто же увидел свою мерзость запустения? Кто же я, увидевший пустой, невидящий взгляд? Кто понял, что пустой, невидящий взгляд - мой взгляд?
0
Настаиванием на "Я есть" мы доказываем обрантое.
0
Мы доказываем обратное окружающим, а себе доказываем искомое. Или то, что за искомое полагаем...
0
Вот это круто… Капитан, противоположные выводы, исходящие из одной бесконечности. С Вами о ней толковали? Так вот сейчас я убеждаюсь все более в оправданности своего безысходного солипсизма… Вот он – антиаргумент, от которого я всегда бежала, и на который все равно напоролась, услышать от кого-то: Он – есть, на самом деле нету.
0
Диментич
Капитан, а если прямо на Ваш вопрос - "Яесть" - присутствует и появляется из-за внушенной необходимости себя определять, оценивать и располагать относительно других.

[Сообщение изменено пользователем 17.10.2003 21:50]
0
Внушенной кем? Обществом (морально-нравственными установками), самим собой (автоустановками?), идеологией?
0
a_mur
От пользователя Капитан
многие вещи делаются людьми с единственной глубинной причиной - сказать миру: "Я есть!"

Многие вещи делаются людьми с единственной глубинной причиной - сказать другим людям: "Я крутой!!!".
Говорить что-то миру - напрасная трата времени. Миру глубоко насрать кто и что есть. :-)
0
Есть одна штука для людей с заниженной самооценкой.
Представьте, что весь мир крутится вокруг вас и вы центр этого мироздания.
Плох этот мир или хорош- дело второе, но то что вы пуп вселенной - де факто.
В данном случае "Я есть" подразумевается изначально. :-)
0
Диментич
От пользователя Командор
Внушенной кем? Обществом (морально-нравственными установками), самим собой (автоустановками?), идеологией


Командор, если Вы внимательно почитаете приведенные цитаты Друскина, то поймете (думаю, что и так прекрасно себе представляете), что все достаточно сложно. Примитивно, цепочка такая - общество внушает, затем особь человеческая поддерживает и развивает в себе это внушение для выживания и преуспевания в обществе.
0
Вот уважаемые товарищи буддисты полагают, что никакого "Я" не существует. Мир если и есть, то только - целиком. А попытки вычленить "я" и противопоставить его всему остальному приводят только к путанице.
Любопытная точка зрения.. Хотя бы - для тренировки мозгов.
0
Эта тема - наипрекраснейший пример демагогии!
Ау, очнитесь! Посыл "Я есть" *должен* присутствовать и всегда присутствовал во всех начинаниях и деяниях человеческих.
Ни какой мистики и вселенского "Атмана". Даже самая мелкая тварь на этом свете знает, что не тявкни, ну или скажем не рыкни она вовремя, никакого "я есть" не будет, а захрустят ее нежные косточки на зубах более старшего и более смелого... А ув. Капитан из этой всем живым существам понятной темы создает какой-то прецендент. Человеку заявлять свое "я" просто необходимо, т.к. о животного его отличает лишь речь, прямоходячесть, да использование различных "костылей духа". Палок - копалок там различных (в том числе и интеллектуальных). Вот если бы вы, Капитан, были бы бесплотным духом, чистой энергией разума, то тогда бы ваш вопрос был бы уместен, т.к. вы бы уже отринули телесное и началась бы эволюция не тел, а душ. А так.. Кричите громче, что бы услышали, а то неровен час, сьедят-с...
0
"Я есть" человек говорит дважды.
В первый - удивленно и радостно раз самому себе, осознав себя как личность,(еще не всегда таковой уже являясь)
Второй раз окружающим. Чтобы эту личность имели в виду при своих действиях...
0
Aн
Капитан, так и тебя нет *-)
0
dr.acid
***************
Любить – значит увидеть другого человека и сказать: для меня он драгоценнее меня самого. Это означает: постольку, поскольку нужно, я готов не быть, чтобы он был. В конечном итоге полюбить значит умереть для себя самого совершенно, так, что и не вспомнишь о себе самом, – существует только другой, по отношению к которому мы живем. Тогда уже нет самоутверждения, нет желания заявить о своих правах, нет желания существовать рядом и помимо другого, а есть только устремленность к тому, чтобы он был, чтобы он был во всей полноте своего бытия. И в тот момент, когда человек отмечен чьей-то любовью, ему уже не нужно утверждать свое бытие, ему уже не нужно стать иным, чем другие, потому что он стал единственный; а единственный – вне сравнения, он просто неповторим, он без-подобен.
***************
Митрополит Сурожский Антоний
О ВСТРЕЧЕ
http://www.orc.ru/~alenam/sretenie/sret_vstrech.htm

Короче, все эти "яканья" - от отсутствия любви к ближнему, от закоренелого эго центризма. Будеть любовь - не нужно будет говорить "я есть". Это не будет важно.
0
Любовь (особенно нездоровой интенсивности и немотивированной направленности) - это путь к саморазрушению и тот опасный стереотип, который насаждается в юные головы год за годом, поколение за поколением. Это эгоистичная мечта о всепрощении... Как просто все обьяснить ничего не говоря одним словом - люблю... И все. Злодеи прощены, сварливые тетки климаксного возраста превращаются в принцесс... Только все это к сожалению ложь и потакание своим неврозам.... Ичто самое обидное, ложь всегда вскрывается...
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.