Освальд Шпенглер и Нортроп Фрай
http://www.igrunov.ru/vin/vchk-vin-civil/tradition... - замечательное эссе Нортропа Фрая о книге "Закат Европы" Освальда Шпеглера. Фрай, кто не знает, это один из крупнейших литературных критиков прошлого века.
Комментировать эссе не буду. Хотелось бы сказать только одно: история человечества замечательно едина и фантастически сложна. Она бесформенна, но сложность ее такова, что в аморфной массе культур и лет можно увидеть практически что угодно, любые аналогии, любые цикличности, любые законы. Их видят, и так возникают модели истории. Но две вещи происходят тогда. Во-первых, модели, как правило, дают прогнозы неважной точности, и вдобавок, с течением времени история все усложняется, и предсказуемое время все сокращается. Во-вторых, история не является точной наукой. Энтропия съедает наше прошлое, и туман незнания покрывает пространство как впереди нас, так и позади. С этим приходится считаться. Потому книга Шпенглера, как пример занятной исторической теории, имеет (как и любая другая книга) право на существование. Именно занятной, потому что это скорее литература, а не наука. Говорящая нам, может быть, больше об авторе и его окружении, чем о своем собственном предмете.
Мне же, чем дальше, тем больше, представляется очевидным фантастическое единство, логичность и красота истории людей. В конце концов, если уж мы являемся частью материального мира, что бы это ни означало, почему бы нам не перенять его связность, порядок и красоту?
Комментировать эссе не буду. Хотелось бы сказать только одно: история человечества замечательно едина и фантастически сложна. Она бесформенна, но сложность ее такова, что в аморфной массе культур и лет можно увидеть практически что угодно, любые аналогии, любые цикличности, любые законы. Их видят, и так возникают модели истории. Но две вещи происходят тогда. Во-первых, модели, как правило, дают прогнозы неважной точности, и вдобавок, с течением времени история все усложняется, и предсказуемое время все сокращается. Во-вторых, история не является точной наукой. Энтропия съедает наше прошлое, и туман незнания покрывает пространство как впереди нас, так и позади. С этим приходится считаться. Потому книга Шпенглера, как пример занятной исторической теории, имеет (как и любая другая книга) право на существование. Именно занятной, потому что это скорее литература, а не наука. Говорящая нам, может быть, больше об авторе и его окружении, чем о своем собственном предмете.
Мне же, чем дальше, тем больше, представляется очевидным фантастическое единство, логичность и красота истории людей. В конце концов, если уж мы являемся частью материального мира, что бы это ни означало, почему бы нам не перенять его связность, порядок и красоту?
А что вы понимаете под материальным миром? Природу? Либо созданную человеком техническиую цивилизацию, что уже само по себе является переделкой природы.... И почему только материального мира, а как же мир духовный...? Ну и наконец... а в чем именно гармония материального мира - в круговороте воды в
природе?
К
Курт
Всегда завидовал людям, которые смотрят на мир, а видят только гармонию. :-p
Esperanza:
> А что вы понимаете под материальным миром? Природу? Либо созданную человеком техническиую цивилизацию, что уже само по себе является переделкой природы....
И то, и другое. И, в общем, без особого разделения.
> И почему только материального мира, а как же мир духовный...?
А он суть производная материального. То есть это я так пока думаю.
> Ну и наконец... а в чем именно гармония материального мира - в круговороте воды в природе?
Мнэ-э, не только. :-)
Курт, а ты чо сказать-то хотел? Или так просто, все завидуешь? :-p
> А что вы понимаете под материальным миром? Природу? Либо созданную человеком техническиую цивилизацию, что уже само по себе является переделкой природы....
И то, и другое. И, в общем, без особого разделения.
> И почему только материального мира, а как же мир духовный...?
А он суть производная материального. То есть это я так пока думаю.
> Ну и наконец... а в чем именно гармония материального мира - в круговороте воды в природе?
Мнэ-э, не только. :-)
Курт, а ты чо сказать-то хотел? Или так просто, все завидуешь? :-p
> И то, и другое. И, в общем, без особого разделения.
То есть, созданная человеком техника грамонична и красива? Но почему же она так часто ломается и ржавеет? И как же мы изуродовали природу, если техногенные катастрофы наступают одна за другой... неплохую вы предлагаете модель истории!
> А он суть производная материального. То есть это я так пока думаю.
Ух ты! Материализм почти по Марксу Дух как производная материи...
Ну что ж, с точкой зрения не поспоришь, хотя я придерживаюсь прямо противоположной...
То есть, созданная человеком техника грамонична и красива? Но почему же она так часто ломается и ржавеет? И как же мы изуродовали природу, если техногенные катастрофы наступают одна за другой... неплохую вы предлагаете модель истории!
> А он суть производная материального. То есть это я так пока думаю.
Ух ты! Материализм почти по Марксу Дух как производная материи...
Ну что ж, с точкой зрения не поспоришь, хотя я придерживаюсь прямо противоположной...
К
Курт
STK
Мне же, чем дальше, тем больше, представляется очевидным фантастическое единство, логичность и красота истории людей.
Мне же, чем дальше, тем больше, представляется очевидным фантастическое единство, логичность и красота истории людей.
STK, меня это заявление очень удивило, прямо установка какая-то :-)
Из приведённого эссе следует всё что угодно кроме гармонии в истории людей.
В конце концов, если уж мы являемся частью материального мира, что бы это ни означало, почему бы нам не перенять его связность, порядок и красоту?
Связность, порядок и красота - понятия введённые человеком, в материальном мире их нет, а если есть то присутствуют также понятия обратные этим.
Это именно и буквально установка, шаблон, модель. Накладываемые на, вероятно, непознаваемое окружающее. А слово "гармония" вообще не мое, а Эсперанцы. :-)
А разве связанность, порядок и красота - это не гармония?
Но, все же... человечество столько всего наизобретало, что уже и климат изменился и природа. Раньше не было разливов нефти и кислотных дождей, не так ли? Что до материалистов, до, естественно, до Маркса их было немало... просто Маркс
первый в голову пришел... кстати, а вы марксист?
STK
а может они таки есть? ;-) Утверждение о том что их нет так же беспочвенно как и то что их нет.
Марксист, материалист, идеалист, агностик... столко умных слов... гы:-)
Она бесформенна, но сложность ее такова, что в аморфной массе культур и лет можно увидеть практически что угодно, любые аналогии, любые цикличности, любые законы
а может они таки есть? ;-) Утверждение о том что их нет так же беспочвенно как и то что их нет.
Марксист, материалист, идеалист, агностик... столко умных слов... гы:-)
С хорошим агностиком спорить невозможно по определению - не втянуть его в спор. :-)
Постмодерн не идеалистичен. Это вообще не стиль, это пост-стиль. Он включает в себя и там, внутре, переваривает буквально все, что угодно. Это нечто финальное в теории литературных стилей и жанров.
Акр, ага, ты уже начинаешь рубить фишку агностицизма. :-d
Постмодерн не идеалистичен. Это вообще не стиль, это пост-стиль. Он включает в себя и там, внутре, переваривает буквально все, что угодно. Это нечто финальное в теории литературных стилей и жанров.
Акр, ага, ты уже начинаешь рубить фишку агностицизма. :-d
К
Курт
STK, а разве модерн, классика - когда они были на коне, разве они не считали себя финальными?
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.