Человек, мир, религия
s
salt of the earth
О, вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Ф. Тютчев
Что представляет собой человеческая жизнь? Если бы можно было зафиксировать ее на киноленте и просмотреть в ускоренном режиме, то возникло бы довольно удручающее впечатление.
Каков обычный день человека? – Сон, еда, работа, разговоры, суета, смех, ссоры... – так сегодня, завтра, изо дня в день и из года в год. Какова жизнь в целом? Учился, работал, женился, дети, старость, болезни... смерть. У детей и их детей та же «история». На эту основную схему накладываются разные события, но ни одно из них не может остановить течение самой жизни в ее неудержимом движении к... смерти. И так у всех, всегда и повсюду. Как осенние листья уходит поколение за поколением.
Миллиарды жизней, наполненные радостями и страданиями, любовью и отчаянием, благородством и низостью, славой и неизвестностью, канули в вечность. Какую? Что это такое? Каков смысл жизни человека и человечества?
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Такими горькими словами в трудную минуту жизни выразил Пушкин эту парадоксальность человеческого существования, его трагическую для нас загадочность.
Московский митрополит Филарет (Дроздов), уже при жизни прозванный Мудрым, ответил тогда Пушкину следующим знаменитым стихотворением:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без правды Им же тайно
На печаль осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.
Неожиданный ответ митрополита, вскрывший самое существо мучительного вопроса, глубоко растрогал Пушкина. Он пишет ему целое стихотворное послание, в котором звучит неподдельное чувство благодарности и умиления:
Я лил потоки слез нежданных.
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
Действительно, для каждого человека основным вопросом всегда был и остается вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательное его решение, не все способны ответить сомневающимся. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное объяснение.
Перед каким же выбором стоит человек в решении этого основного вопроса жизни?
Прежде всего – это религия и атеизм. Стоящий между ними агностицизм, по существу, не может претендовать на мировоззренческий статус, поскольку в принципе отрицает за человеком возможность сколько-нибудь достоверного ответа на главнейшие мировоззренческие вопросы: о бытии Бога и бессмертии души, природе добра и зла, истине и смысле жизни и т.д.
Каково же ценностное соотношение между религией и атеизмом? Чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно рассмотреть эти мировоззрения как две теории бытия (небытия) Бога, поскольку именно данная проблема является для них главнейшей. Два основных научных требования, предъявляемые к любой теории на предмет ее признания, могут и в данном случае быть критерием в оценке религии и атеизма.
Первое: данная теория предлагает факты, ее подтверждающие.
Второе: она дает возможность опытной (экспериментальной) проверки ее основных положений и выводов. Только теория, удовлетворяющая этим требованиям, может быть признана в качестве научной, заслуживающей серьезного внимания.
Что же представляют собой религия и атеизм в свете этого критерия? Если говорить о Православии, то она, во-первых, предлагает неисчислимое количество фактов, прямо свидетельствующих о существовании Бога, души, сверхъестественных сил и т.д.
Во-вторых, Православие предоставляет каждому человеку и средства проверки истинности своих утверждений - указывает конкретный и реальный путь для личного познания духовного мира. В самой лаконичной форме это средство выражено словами Христа: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).
А что предлагает атеизм? Во-первых, он не имеет и в принципе не может иметь каких-либо фактов, свидетельствующих о небытии Бога и мира духовного. К тому же сама бесконечность познаваемого мира говорит о том, что их никогда и быть не может, хотя бы в силу того, что все познания человеческие в любой момент времени являются лишь ничтожным островком в океане непознанного. Поэтому, если бы даже Бога не было, это оставалось бы вечной тайной для человечества, в которую можно только верить, но нельзя знать.
Во-вторых (и это самое тяжелое для атеизма), он не в состоянии ответить на важнейший для него вопрос: «Что должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога?» А без ответа на него атеизм оказывается не более, как слепой верой. Хотя ответ очевиден: есть только один путь, позволяющий убедиться в бытии или небытии Бога – путь религиозной жизни. Иного способа просто не существует.
Таким образом, вера в Бога и атеизм вместе, в парадоксальном единстве призывают каждого человека, ищущего истины, к изучению и опытной проверке того, что называется религией.
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Ф. Тютчев
Что представляет собой человеческая жизнь? Если бы можно было зафиксировать ее на киноленте и просмотреть в ускоренном режиме, то возникло бы довольно удручающее впечатление.
Каков обычный день человека? – Сон, еда, работа, разговоры, суета, смех, ссоры... – так сегодня, завтра, изо дня в день и из года в год. Какова жизнь в целом? Учился, работал, женился, дети, старость, болезни... смерть. У детей и их детей та же «история». На эту основную схему накладываются разные события, но ни одно из них не может остановить течение самой жизни в ее неудержимом движении к... смерти. И так у всех, всегда и повсюду. Как осенние листья уходит поколение за поколением.
Миллиарды жизней, наполненные радостями и страданиями, любовью и отчаянием, благородством и низостью, славой и неизвестностью, канули в вечность. Какую? Что это такое? Каков смысл жизни человека и человечества?
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Такими горькими словами в трудную минуту жизни выразил Пушкин эту парадоксальность человеческого существования, его трагическую для нас загадочность.
Московский митрополит Филарет (Дроздов), уже при жизни прозванный Мудрым, ответил тогда Пушкину следующим знаменитым стихотворением:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без правды Им же тайно
На печаль осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.
Неожиданный ответ митрополита, вскрывший самое существо мучительного вопроса, глубоко растрогал Пушкина. Он пишет ему целое стихотворное послание, в котором звучит неподдельное чувство благодарности и умиления:
Я лил потоки слез нежданных.
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
Действительно, для каждого человека основным вопросом всегда был и остается вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательное его решение, не все способны ответить сомневающимся. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное объяснение.
Перед каким же выбором стоит человек в решении этого основного вопроса жизни?
Прежде всего – это религия и атеизм. Стоящий между ними агностицизм, по существу, не может претендовать на мировоззренческий статус, поскольку в принципе отрицает за человеком возможность сколько-нибудь достоверного ответа на главнейшие мировоззренческие вопросы: о бытии Бога и бессмертии души, природе добра и зла, истине и смысле жизни и т.д.
Каково же ценностное соотношение между религией и атеизмом? Чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно рассмотреть эти мировоззрения как две теории бытия (небытия) Бога, поскольку именно данная проблема является для них главнейшей. Два основных научных требования, предъявляемые к любой теории на предмет ее признания, могут и в данном случае быть критерием в оценке религии и атеизма.
Первое: данная теория предлагает факты, ее подтверждающие.
Второе: она дает возможность опытной (экспериментальной) проверки ее основных положений и выводов. Только теория, удовлетворяющая этим требованиям, может быть признана в качестве научной, заслуживающей серьезного внимания.
Что же представляют собой религия и атеизм в свете этого критерия? Если говорить о Православии, то она, во-первых, предлагает неисчислимое количество фактов, прямо свидетельствующих о существовании Бога, души, сверхъестественных сил и т.д.
Во-вторых, Православие предоставляет каждому человеку и средства проверки истинности своих утверждений - указывает конкретный и реальный путь для личного познания духовного мира. В самой лаконичной форме это средство выражено словами Христа: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).
А что предлагает атеизм? Во-первых, он не имеет и в принципе не может иметь каких-либо фактов, свидетельствующих о небытии Бога и мира духовного. К тому же сама бесконечность познаваемого мира говорит о том, что их никогда и быть не может, хотя бы в силу того, что все познания человеческие в любой момент времени являются лишь ничтожным островком в океане непознанного. Поэтому, если бы даже Бога не было, это оставалось бы вечной тайной для человечества, в которую можно только верить, но нельзя знать.
Во-вторых (и это самое тяжелое для атеизма), он не в состоянии ответить на важнейший для него вопрос: «Что должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога?» А без ответа на него атеизм оказывается не более, как слепой верой. Хотя ответ очевиден: есть только один путь, позволяющий убедиться в бытии или небытии Бога – путь религиозной жизни. Иного способа просто не существует.
Таким образом, вера в Бога и атеизм вместе, в парадоксальном единстве призывают каждого человека, ищущего истины, к изучению и опытной проверке того, что называется религией.
к
кызылдур
Где вас этой чуши про атеизм учат, в семинариях, что ли?
Или это свое, доморощенное недообразование?
[Сообщение изменено пользователем 29.04.2014 22:34]
Или это свое, доморощенное недообразование?
[Сообщение изменено пользователем 29.04.2014 22:34]
A
-= Arbitr =-
Как тебя звать то?
g
garyh™
Что представляет собой человеческая жизнь? Если бы можно было зафиксировать ее на киноленте и просмотреть в ускоренном режиме, то возникло бы довольно удручающее впечатление.
:-) "Вся жизнь" человека за 4 минуты: примерно по 1-ой минуте на 17 лет....
http://vimeo.com/74033442
[Сообщение изменено пользователем 29.04.2014 22:39]
к
кызылдур
мирный герцог
За такое могут и забанить )))
A
-= Arbitr =-
Чтоб у женщины за всю жизнь причёска ни разу не изменилась?! Нонсенс!
примерно по 1-ой минуте на 17 лет....
g
garyh™
Б
Бочаров Сергей
и сюда напишу:
какими фактами обладает
православие?
второе фактов несуществования быть и не может.
доказываются только положительные утверждения.
атеизм не ставит задачей себе: опровержение религии или
существования богов. атеизм просто не принимает их
существования, но не опровергает его, короче: нам просто
насрать. И такие вопросы как есть бог? нет бога? нас вообще
не колышат
какими фактами обладает
православие?
второе фактов несуществования быть и не может.
доказываются только положительные утверждения.
атеизм не ставит задачей себе: опровержение религии или
существования богов. атеизм просто не принимает их
существования, но не опровергает его, короче: нам просто
насрать. И такие вопросы как есть бог? нет бога? нас вообще
не колышат
не колышат
Наконец-то в этом болоте появился человек, который умеет сказать то, о чем другие сказать боятся...
m
murlychische
[Сообщение удалено пользователем 30.08.2015 12:46]
П
ПоплавочникX
Есть Бог или нет ?
a
a_mur
Понеслась душа в рай.
Уж сколько раз ребятам пытались втемяшить, что доказывать нужно СУЩЕСТВОВАНИЕ чего-то, а не отсутствие. Но с упорством, достойным лучшего применения, они продолжают даладонить свое: докажите да докажите, что бога нет.
Во-первых, согласно правилам русского языка православие все-таки оно, а не она. А, во-вторых, может быть хотя бы этот автор предъявит хотя бы парочку таких фактов. А то как-то у прежних здешних богофилов с этим была откровенная напряженка.
Я не знаю в чем смысл жизни, но уж точно не в том, чтобы искать этот самый смысл жизни.
А что предлагает атеизм? Во-первых, он не имеет и в принципе не может иметь каких-либо фактов, свидетельствующих о небытии Бога
Уж сколько раз ребятам пытались втемяшить, что доказывать нужно СУЩЕСТВОВАНИЕ чего-то, а не отсутствие. Но с упорством, достойным лучшего применения, они продолжают даладонить свое: докажите да докажите, что бога нет.
Если говорить о Православии, то она, во-первых, предлагает неисчислимое количество
фактов, прямо свидетельствующих о существовании Бога, души, сверхъестественных сил и т.д.
Во-первых, согласно правилам русского языка православие все-таки оно, а не она. А, во-вторых, может быть хотя бы этот автор предъявит хотя бы парочку таких фактов. А то как-то у прежних здешних богофилов с этим была откровенная напряженка.
единственный достойный смысл жизни
Я не знаю в чем смысл жизни, но уж точно не в том, чтобы искать этот самый смысл жизни.
G
GigaVolt
Наше положение на Земле поистине удивительно. Каждый появляется на ней на короткий миг, без понятной цели, хотя некоторым удается цель придумать. Но с точки зрения обыденной жизни очевидно одно: мы живем для других людей — и более всего для тех, от чьих улыбок и благополучия зависит наше
собственное счастье.
© Альберт Эйнштейн
© Альберт Эйнштейн
c
constant_n
То о чем говорит бочаров всего лишь леность ума и краткость мысли. А вообще сальтоофзеерса судя по всему путает атеизм и агностицизм.
G
GigaVolt
Если говорить о Православии, то она, во-первых, предлагает неисчислимое количество фактов, прямо свидетельствующих о существовании Бога, души, сверхъестественных сил и т.д.
А факты на суд читателей будут представлены?
Т
Тристрам Шенди
22:21
копипаста, без ссылки на источник, поэтому - однозначно в топку.
s
salt of the earth
копипаста, без ссылки на источник, поэтому - однозначно в топку.
Извиняюсь, что не указал источник. Источник: http://predanie.ru/lib/aut/67944/
Это книги профессора Осипова А.И.
Советую прочитать.
А факты на суд читателей будут представлены?
Я , как правило , никогда не поддерживаю разговор в темах , вопрошающих " Есть Бог или Бога нет ",
но не удержался прочитав эту реплику .
А разве факта вашего существования недостаточно .
Разве недостаточно той божественной искры , вдохнувшей в вас душу и сознание ,
что отличают вас от животных и позволяют задаться вопросом существования Всевышнего .
G
GigaVolt
Среди верующих ходят об атеистах самые странные мифы. Отличное изложение одного из них - в лекции А.И. Осипова, которую недавно привели мне в качестве аргумента.
Аргументация Осипова построена на основе классического передергивания: "Атеизм говорит, что Бога нет, потому что мы Его не видим". И с таким соломенным чучелом он и воюет. Но прав ли он?
http://as-merlin.livejournal.com/47291.html
Аргументация Осипова построена на основе классического передергивания: "Атеизм говорит, что Бога нет, потому что мы Его не видим". И с таким соломенным чучелом он и воюет. Но прав ли он?
http://as-merlin.livejournal.com/47291.html
G
GigaVolt
А разве факта вашего существования недостаточно .
Недостаточно для чего?
С
Светлaна2000
в данном ряде - религия - лишнее слово
С
Светлaна2000
основного вопроса жизни?
религия - основной вопрос жизни????? вы ничо не попутали???
С
Светлaна2000
Если говорить о Православии, то она, во-первых, предлагает неисчислимое количество фактов, прямо свидетельствующих о существовании Бога
жесть. нет ни единого факта и ваши постулаты как раз полностью доказывают несостоятельность религии
Православие предоставляет каждому человеку и средства проверки истинности своих утверждений - указывает конкретный и реальный путь для личного познания духовного
жестяная жесть
ответить на важнейший для него вопрос: «Что должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога?»
вопрос бредовый . атеисту нафиг не надо убеждаться в небытии.
С
Светлaна2000
второе фактов несуществования быть и не может.
совершенно верно
Наконец-то в этом болоте появился человек, который умеет сказать то, о чем другие сказать боятся.
да ну!? всегда говорю что думаю. помнится вы меня за это пытались преследовать и бить
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.