Почему Россия не Америка ( дороги)

— Сначала о том, почему дороги у нас хуже, чем в Европах, — говорит Вячеслав Быкадоров. — Дело в том, что Россия — страна уникально неудобная, с точки зрения дорожного строительства: 86% всех грунтов в России — так называемые связные грунты, то есть грунты с примесью глины или целиком состоящие из таковой. Есть, конечно, в России и нормальные песчаные грунты, наиболее подходящие для строительства, — их 14%. Но не будешь же для дорожной насыпи возить грунт за тыщу километров! Насыпь всегда делается из того, что есть под рукой, то есть из связных грунтов.
Как и почему связные грунты убивают асфальтовую дорогу? Дело в том, что глины и суглинки хорошо набирают и плохо отдают влагу. Вода подтягивается по рыхлостям и пустотам грунта из низлежащих слоев прямо под дорожное полотно и с первыми морозцами замерзает. Давление воды, замерзающей в замкнутой системе, достигает 2000 кг/см2. И происходит то, что специалисты называют «морозным пучением». Асфальт трескается, а весной верхний слой грунта непосредственно под асфальтом обводняется и теряет несущую способность. Колеса проезжающих грузовиков завершают картину, проламывая асфальт над пустотами и разрушая так называемые выпоры асфальтового полотна. Вот и весь механизм…
...
Как обходятся с грунтом дорожники? Известно, как — катком укатывают. А как формуют грунт для литейной формы металлурги? Вибрацией! Получается гораздо более плотная забивка. Поэтому неудивительно, что однажды Быкадоров, волею судеб работавший тогда средним начальником в стройуправлении, предложил своему другу, знатному дорожнику Феликсу Губерману, идею — трамбовать дорожную подушку не катком, а вибротендом.
Суть идеи была в том, чтобы «забить» глинистый грунт до плотности песчаных грунтов, тогда поры между частичками насыпи уменьшатся, а вместе с тем упадет и всасывающая сила грунта. Соответственно уменьшатся морозное пучение и разрушение дороги. Просто, как все гениальное!
Феликс Губерман с энтузиазмом принялся за дело. Было это все в восьмидесятых годах. И улетающая, как осенний журавль, советская власть напоследок сделала все, что могла, для проверки идеи — была построена работающая на дизеле виброплатформа, которая цеплялась к трактору «Кировец». Конструкция получилась удачная — с одного захода грунтотрамбовочная машина уплотняла грунт ровно настолько, насколько требовалось. По сравнению с обычным катком рост плотности казался не таким уж и большим — всего 5%. Ну что такое 5%? Тьфу! Ан нет. Дело в том, что зависимость прочности дорожного полотна от плотности дорожной основы растет по экспоненте. И пятипроцентное повышение плотности грунтовой подушки повышает прочность дороги в два раза!
...
Чтобы окончательно покончить с одной из двух русских бед — плохими дорогами, оставалась самая малость — изменить ГОСТ, повысив норматив плотности дорожной подушки всего на 5%. Это не сделано до сих пор. Хотя пытались все — Гайдар, Чубайс, Немцов… Они, конечно, не дорожники, но ухватить суть нашим премьерам помогали специалисты. Быкадоровско-губермановскую идею поддерживали: грунтовая лаборатория геофака МГУ; Инженерный центр геологии и экологии РАН; Российская академия наук; лаборатория грунтоведения Московского государственного университета; кафедра инженерной геологии Геологоразведочной академии; Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ-ТУ); Российское дорожное научно-производственное объединение ГП РосдорНИИ; Всероссийский научно-исследовательский институт строительного и дорожного машиностроения (АО «ВНИИСтройдормаш»). «За» идею выступали данные дорожных испытаний. «Против» не было никого.
Но ГОСТ пробить не удалось никому. Правительства сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой, ГОСТ держался.
— Мы с Губерманом тем не менее не оставляли своих атак на правительства, — продолжает Быкадоров. — Однако воз не двигался с места ни на йоту. Это вызывало у нас недоумение, пока нам, наконец, не объяснили, в чем тут дело, знакомые ребята из ФСБ. Они тоже ознакомились с нашими документами и сказали следующее: «Понимаете, в дорожном бизнесе крутятся миллиарды рублей. Эта бюджетная река разбивается на потоки, идущие по разным адресатам, в том числе и в дорожное строительство. А строительный бизнес, как известно, удобен для воровства — помнишь скандал с МКАД?.. Внедрение вашего предложения перенаправит часть бюджетного потока не на ремонт дорог, а на строительство новых, потому что старые дороги перестанут нуждаться в столь частом ремонте. Но каждый, кто пытается немного перераспределить финансовые потоки, невольно ущемляет чьи-то конкретные интересы. Так что, если вам жизнь дорога, лучше туда не суйтесь. Если, конечно, не хотите получить пулю в подъезде. К тому же Федеральная дорожная служба России, которая на словах выступает за вашу идею, пока что находится в крайне удобной ситуации — сама отвечает за строительство дорог и сама же себя контролирует. А если, как ты предлагаешь, ввести специальную вневедомственную инспекцию по контролю земляного основания дорог до укладки дорожного покрытия, это положит конец их хорошей жизни».
И слова «экономистов в штатском» оказались пророческими: однажды неутомимому Губерману в подъезде сунули ствол под нос. Губерман героем не был — он эмигрировал в Израиль. А Быкадоров остался. И до сих пор ходит по инстанциям, доказывая очевидное.
…Интересно, докажет ли?..
http://2003.novayagazeta.ru/nomer/2003/61n/n61n-s1...
Александр НИКОНОВ,
журнал «Огонек» — специально для «Новой газеты»
21.08.2003
0
аiск
однажды неутомимому Губерману в подъезде сунули ствол под нос. Губерман героем не был — он эмигрировал в Израиль.


то та я смотрю, тут везде виброкатки на дорогах работают
0
aser
Учебник по российской экономике, глава 1.
0
.
0
Курт
Почему PROUND хочет чтобы его забанили?
0
Курт
Уже. Только совсем не за это...
0
Хучъ
Я понял!!!
Все дело в грунтотрамбовочной машине!
Сразу появятся автобаны в каждой деревне и больше не будет дураков и продажных чиновников!!!
Скидываемся!
+1руб.
0
lyzlov
Насчёт грунта я конечно не специалист, но видел как в германии делают дороги они вообще весь грунт убирают и заливают бетон и уж ни какой щебёнки там и в помине не сыпет, может и нам пора не утаптывать грунт а делать может и дороже , но зато на долго
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.