О пассионариях рационально



Лев Гумилёв совсем не производит впечатление чистоплотного учёного, но даже и он не может писать одни лишь анекдоты. Не разделяя его теорий, я, несколько рискуя, всё же пользуюсь некоторыми из его понятий. Для Гумилёва единица исторического развития ? этнос (правда значение которого у него варьируется довольно широко). По его мнению, всемирная история ? это история народов. Действительно, человек одновременно является и гражданином своего государства, и частью того или иного народа, а значит история представляет собой нечто более сложное, чем историю только лишь государств. Можно сколько угодно смеяться над попыткой Гумилёва осмыслить этнические процессы, бесспорно то, что эти процессы существуют.

Мой взгляд заключается в том, что эти процессы, прежде всего, связаны с отношением членов этноса к своей этнической культуре и вследствие этого друг к другу. От этого-то, наряду с другими причинами, и зависит та или иная фаза развития этноса. Разрушаться этнический организм начинает, когда национальная культура как бы устаревает и перестаёт отвечать времени, разочаровывает и меркнет в сравнении с другими культурами, когда падает престиж принадлежности к своему этносу. Духовные скрепы рвутся, бывшие свои становятся чужими, начинается гоббсовская война всех против всех ? этнос, как единое сообщество, деградирует и становится неспособным конкурировать с сообществами, имеющими этническое единство.

Я согласен с Львом Гумилёвым, что новый цикл развития может быть вызван появлением новой пассионарной популяции ? для меня это просто носители новой традиции, культуры, национальной идеи. Можно даже сказать, что это фанатики, искренне верящие в эти новые ценности, они дружественны друг другу, заражают и скрепляют окружающих своими идеями и, что важно, образом жизни. Пассионарии отнюдь не реконструируют старый этнос, а создают новый, давая начало очередному витку в этническом процессе. Пассионарный толчок имеет, конечно, не космическую причину. Пассионарный толчок ? это сонаправленное действие людей, верящих в свою правоту, верящих в себя и даже свою исключительность, сознающих своё духовное единство и свою силу.

Большевики, пламенные революционеры ? типичные пассионарии, фактически перезагрузившие русский народ в советский. Советский народ, как "этнический" организм, как реальная культурная общность, существовал ровно столько, сколько верил в свои идеалы. Со временем пришло разочарование и закономерный итог ? продолжающаяся до сих пор война всех против всех.

P.S. Советский народ и дальше бы верил в свои идеалы, если бы не видел реального отставания от "загнивающего капитализма". Духовное напряжение было, а земных результатов нет. Поэтому той собакой, которая виляет "этническим хвостом", является способ производства ? детерминанта исторического материализма.

http://vk.com/subethnos
0
primatus
как бы особо нечего оригинально обсуждать: способ производства это производственные отношения, это отношения между людьми, ну а тут пассионариям самое раздолье

а вот зажечь про гумилевский тезис о несовместимости культур, ну там про антисемитизм или этническую несовместимость с народами кавказы (не могу придумать здесь аналог как антисиметизм), это да
3 / 0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.