Цирк ГНОМОВ пигмеев....дп ГОп.......ники........

Из множества представлений о коррупции ? от бытовых и журналистских до высоко научных ? для целей данной работы будет полезно рассмотреть четыре.

1.1. Первый подход трактует коррупцию как некоторые отклонения от норм права, служебной этики или общечеловеческих моральных принципов. Тем самым коррупция ? это совокупность ?нехороших дел? конкретных персон. Эти персоны могут работать в министерствах, быть депутатами, служить в коммерческой фирме или профсоюзе. Ниже речь будет идти только о ?государственной? коррупции, т.е. о той ее разновидности, для которой существенно участие в ?нехорошем деле? должностного лица, состоящего на государственной службе (в широком смысле слова ? от ?избранников народа? до обычных чиновников и ?бюджетников?, включая работников медицины, образования и т.п.).

Государственная коррупция существует постольку, поскольку чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства; государственная или муниципальная собственность; государственные заказы или льготы; медицинские, образовательные и иные социальные услуги, которые должно оказывать государство, и т.п.

Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурных и моральных норм. Коррупция начинается тогда, когда действия должностного лица, соответствующие этим целям, подменяются его же действиями, обусловленными корыстными интересами. Этого достаточно, чтобы характеризовать такое проявление коррупции как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Часто должностное лицо действует не только в своих интересах, но и в интересах другой стороны (гражданина, представителя бизнеса, другого должностного лица). Эта сторона нуждается в определенных услугах должностного лица, которые оно и предоставляет, но не в рамках обычного выполнения своих обязанностей, а за некоторое вознаграждение, которое не предусмотрено нормами и скрывается участниками сделки от общества. В этом случае говорят о таком проявлении коррупции, как взяточничество. Часто наиболее распространенные проявления коррупции, заключающиеся в получение взяток за ?оказание услуг? или ?снятие преград? называют административной коррупцией.

В рамках такого подхода к коррупции разные ее проявления классифицируются по месту и характеру коррупционных действий. Полезно, в первую очередь, различать верхушечную и низовую коррупцию.

Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, приговоры судов высоких инстанций, изменение форм собственности и т.п.). Важно отметить, что очень часто верхушечная коррупция порождается взаимодействием власти и бизнеса.

Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан. (штрафы, регистрации, услуги в сфере здравоохранения, жилья, социального обеспечения и т.п.)[1].

Кроме того, коррупция при описываемом нами подходе часто классифицируется по ?профессиональному? признаку: коррупция на таможне, коррупция при заключении контрактов, коррупция в образовании и т.п.

1.2. Второй подход трактует коррупцию как определенный вид социально-экономических отношений. Это касается, как правило, той разновидности коррупции, которая сопряжена со взяточничеством, поскольку взятка ? это некоторый вид отношений, в который вступают стороны. С этой точки зрения можно выделить две крупных разновидности коррупции.

Первая из них ? ?западная коррупция?. В этом случае коррупция выступает в роли своеобразного рынка коррупционных услуг, на котором стороны вступают во временные разовые отношения ?купли-продажи?. Обычно это характерно для низовой коррупции. Когда это касается верхушечной коррупции, то ее стабильный уровень нередко поддерживается институтом посредников, сводящих на время ?покупателей? и ?продавцов? коррупционных услуг.

Вторая разновидность системы коррупционных отношений ? ?восточная коррупция?. В этом случае коррупция в стране образует давно укорененную систему социальных отношений. Причем эта система теснейшим образом переплетена с другими социальными отношениями ? родственными, клановыми, корпоративными, земляческими, профессиональными и т.п. Это делает коррупцию в стране системным фактором.

Естественно, выше описаны ?идеальные? типы. В реальности в конкретных странах или разных районах одной и той же страны, в разных сферах и на разных уровнях коррупции тот или иной тип ? ?восточный? или ?западный? ? может быть представлен в разной пропорции.

1.3. Третий подход рассматривает коррупцию как набор универсальных стратегий поведения больших социальных групп. Например, ?покупка? посредством взяток государственных услуг есть универсальная стратегия компенсации дефицита услуг или низкого качества услуг, которые должны предоставляться государством.

В рамках такой трактовки коррупции, в первую очередь ? верхушечной коррупции, порождаемой взаимодействием власти и бизнеса, ? полезно рассматривать две стратегии. Первая из них обычно называется ?захват государства? (state capture). Этим термином обозначают корпоративные и индивидуальные стратегии поведения бизнеса, направленные на установления теневого контроля за принятием решений на высших уровнях власти, имея в виду и разные ветви власти, и разные уровни власти (центральный, региональный и т.п.)[2].

Вторая стратегия может быть названа ?захват бизнеса? (business capture). Под этим можно понимать совокупность стратегий и тактик власти, с помощью которых власть в лице своих представителей или, даже, организаций, стремится обеспечить теневой контроль над бизнесом с целью коллективного и (или) индивидуального извлечения административной ренты[3].

Это действительно две универсальные стратегии, поскольку в тех или иных размерах и формах они наличествуют всегда. Обе они являются проявлением общей стратегии борьбы за обладание ресурсом, которого нет (или не хватает) у одной стороны, но есть (имеется в избытке) у другой. Вместе с тем, захват власти и захват бизнеса рассматриваются как разновидности коррупции, если эти стратегии реализуются посредством противозаконных или теневых средств.

1.4. Четвертый подход основан на принципиальном разделении коррупции как некоего системного общественного явления и частных видов коррупции (низовой и верхушечной, западной и восточной, захвата власти и захвата бизнеса и т.п.). В этом случае коррупция ?вообще? трактуется как некий общий дефект системы (государства, общества, правовой системы, экономики и т.п.). Тогда коррупцию можно рассматривать как ?силу трения?, которую приходится преодолевать обществу при решении поставленных им задач, как ?энтропию? общественной системы (меру внутренней неупорядоченности, меру неопределенности, если следовать традиционным определениям), или, более узко, ? как энтропию системы управления. Неудивительно, что многие межстрановые исследования показывают: уровень коррупции (в общем смысле) в разных странах очень высоко коррелирует с показателями эффективности функционирования экономики, социальной сферы и политической системы в этих странах. Т.е. коррупцию в общем смысле можно рассматривать как меру социальной неэффективности. Более того, частные проявления коррупции являются индикаторами такой неэффективности в конкретных сферах регулирования или, иначе говоря, в конкретных зонах взаимоотношений, точках соприкосновения между властью и обществом[4].

Именно поэтому справедлив тезис о том, что коррупцию не возможно ограничить одними репрессивными методами, что для решения такой задачи необходимы комплексные меры институционального характера в диапазоне от принципов и процедур политического представительства до процедур оказания государством каждодневных услуг гражданам. Ниже будет рассматриваться один из самых важных институциональных аспектов, связанных с коррупцией ? система государственной службы (административная система государства или, другими словами ? бюрократия).

Это необходимо по ряду причин. Во-первых, главное действующее лицо государственной коррупции ? бюрократия. Во-вторых, если мы говорим, что коррупция ? синоним неэффективности, то, прежде всего, речь идет о неэффективности бюрократии. И, в-третьих, опыт антикоррупционных программ демонстрирует, что они всегда включают в качестве основной компоненты реформу административной системы.



:sled:
0
garyh™
:beach: :popcorn:
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.