Полиция и толерантность - близнецы-братья?
P
Pink Friday
Нацистам Бог дает или еврея мужа, или чеченца зятя...
муж русский, разводиться даже в голову не приходит, а если переживу его, тьфу-тьфу-тьфу, второй раз замуж не захочу. потому что мой - единственный. (сорри, что пафосно) а зять мне не светит. 2 сыночка у меня.
С
Сухарик-сын огурика.
это называется историей, в простонародии,
Не надо думать, что ход Ваших мыслей понятен окружающим..Хотите диалога?? Попытайтесь связать Свои мысли и выложите простым, Русским языком...
в курсах по выживанию в городе...
выживание, основная наука в городе, скопление людей, это так раздражает, город умирает, умрет, как средство спасения незащищенных,
но незащищенные набивают карманы, под музыку вечную ...
С
Сухарик-сын огурика.
но незащищенные набивают карманы, под музыку вечную
Вам плохо???
P
Pink Friday
Вам плохо???
ты не понимаешь. ему щас хорошо
С
Сухарик-сын огурика.
ему щас хорошо
к
ключ
а то, что элканы открыто русским говорят - я тебя зарежу и мне ничего не будет, а ты меня тронешь и сядешь по 282
бить надо конкретных людей за конкретные дела... это понятно... (если уж бить...)
Но не за то, что от человека не зависит...
напомню: АРмения была провинцией Римской империи..."русские мальчики" (читай "славяне") ещё на хвостах по ёлкам висели, когда там уже были университеты, изучались науки и слагались стихи... это так... в качестве прививки от славянского шовинизма...
к нам сюда на заработки не академики едут... мы видим не самый образованный круг людей...
а врачи, педагоги, писатели, учёные - они все там остались... мы их не видим...
и сравнивать надо не водителя-таджика с русским с вышкой, а двух водителей...
и на мой взгляд, самые интеллигентные из водителей маршрутки - армяне (в массе своей, конечно), а не русские..
и на рынке торговки со славянской внешностью, как правило, эрудицией и тактом не потрясают - как и любые другие торговки, с любой другой внешностью....
и нож или травму первыми достают, как правило не русские мальчики.
"пьяное быдло со славянской внешностью" Вы хотели сказать?... да только так...
в автобусе увидит какого-нить забитенького восточного гостя, и давай из себя хозяина жизни корчить... хранители Руси...
до тех пор пока баба (!) какая-нить не встанет во всю могучую ширь 64 размера и не гаркнет... тогда уползают...
у меня к ним отличное отношение. хотя ни с одним не знакома
есть и у меня зачатки толерантности
толерантность начинается там, где "уже знаком"... всё-таки...
[Сообщение изменено пользователем 30.10.2011 02:30]
п
проверка слуха
вроде бы приезжих орлов с Востока призывают уважать обычаи страны пребывания... наверно и аборигенам стоит учитывать обычаи горных кишлачных орлов?.... ))))))
Т
Тристрам Шенди
если , основываясь на поведении российских туристов в популярных местах зарубежного отдыха, нарисовать "образ россиянина" - то картинка будет похлеще, чем ЛКН и Средняя Азия.
Например, что думает о "русских" абориген Паттайи или Хургады? Пьяное, крикливое, невоспитанное, агрессивное существо.
Но мы же не такие, а?
Например, что думает о "русских" абориген Паттайи или Хургады? Пьяное, крикливое, невоспитанное, агрессивное существо.
Но мы же не такие, а?
P
Pink Friday
наверно и аборигенам стоит учитывать обычаи горных кишлачных орлов?..
например, какие?
Но мы же не такие, а?
мы - не такие. но - паттайяхургада на русских туристах делает бизнес. туристы туда деньги везут - и тратят. да и маловато как-то фактов убийств русским туристом египтян или тайцев. да и про износы их девочек в местах массового скопления русских как-то фактов не было.
а теперь об элканах скажи мне тоже самое.
Т
Тристрам Шенди
1.То есть, если есть деньги - то можно вести себя как угодно там, где я их трачу?
2.А у нас на гастарбайтерах не делают бизнес?ну, не туристический, а другой - какая разница?
3. в Таиланде зачем насиловать? Там, если есть такое желание, тебе завсегда рады в заведениях. А в Египте женщины строгих правил, они дома сидят.
2.А у нас на гастарбайтерах не делают бизнес?ну, не туристический, а другой - какая разница?
3. в Таиланде зачем насиловать? Там, если есть такое желание, тебе завсегда рады в заведениях. А в Египте женщины строгих правил, они дома сидят.
P
Pink Friday
1.То есть, если есть деньги - то можно вести себя как угодно там, где я их трачу?
это проблемы тех, кому деньги платят. терпят же. лично я просто никогда не езжу по турпутевкам. поэтому, если честно, про быдло-поведение знаю только по наслышке.
А у нас на гастарбайтерах не делают бизнес?ну, не туристический, а другой - какая разница?
разница колоссальная. на них делаются серые деньги, которые экономику ни в коем разе не поднимают.
и по пункту третьему.
ну кагбэ и в эрэфии насловать ни к чему. зоведений подобного рода хватает.
Т
Тристрам Шенди
. на них делаются серые деньги, которые экономику ни в коем разе не поднимают.
почему это? Ну, разве что налогов с них не платится, вот и всё. Плюс они всё-таки что-то покупают в наших магазинах, стало быть - поднимают экономику.
Я не уверен, кстати, что пляжный торговец в Пхукете платит налоги.
Т
Тристрам Шенди
зоведений подобного рода хватает.
Так там дорого, блин!
п
проверка слуха
например, какие?
не знаю.... может нас топикстартёр просветит?.... ))))
В Петербурге тиражом в
1000 экземпляров издан учебник по толерантности для полицейских. Его автор - доктор культурологии, профессор Л.Никифорова. Учебник предназначен для того, чтобы стражи порядка лучше усвоили правила поведения и вежливости в мусульманской среде.
P
Pink Friday
Я не уверен, кстати, что пляжный торговец в Пхукете платит налоги.
тай хорошее гос-во с разумными налогами. их платят.
Так там дорого, блин!
становись постоянным клиентом. додуд скидку
к
ключ
вроде бы приезжих орлов с Востока призывают уважать обычаи страны пребывания...
а вот это - даже речи быть не должно... приехал? живи по законам нашего монастыря...
тут я двумя руками "за",..
если , основываясь на поведении российских туристов в популярных местах зарубежного отдыха, нарисовать "образ россиянина" - то картинка будет похлеще, чем ЛКН и Средняя Азия.
B
Bacилиса Пр
Это давно проверено
Нацист- широкое понятие.
Может не выносить ЛКН, но дружить с евреем.
Не любить поляков и хохлов, но уважать белорусов.
п
проверка слуха
а вот это - даже речи быть не должно... приехал? живи по законам нашего монастыря...
тут я двумя руками "за",..
а если они - граждане РФ (но сохранившие СВОИ, кишлачные традиции) ?.... ))))))
к
ключ
а это неважно... хоть "граждане", хоть "неграждане",.. закон един ...
(провожу аналогию с текущим состоянием КЛиО...)
(провожу аналогию с текущим состоянием КЛиО...)
п
проверка слуха
В общественном быте, традициях и обычаях народов Северного Кавказа есть много общего, хотя, безусловно, у каждого народа есть и свои различия.
Горские народы находились на разных уровнях исторической эволюции. Наиболее развитыми среди них представляются кабардинцы (те самые наши черкесы), тогда как чеченцы отстают в своем экономическом и общественном развитии впоследствии изоляции в глухом высокогорье и отстраненности Чечни от крупных путей с севера на юг ? Чечня даже географически как бы отодвинута на обочину истории.
Кратко остановимся на основных чертах общественного устройства, некоторых наиболее приметных традициях, общих для многих народностей.
СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА.
Территориальная община ? основа социальной структуры общества. Она регулировала хозяйственную и общественную жизнь горского села. Правление осуществлялось старейшинами, куда входили самые почтенные жители. выбирались они на сельском сходе, в котором участвовали все взрослые мужчины селения. Главный критерий выбора ? безупречная репутация.
Сельские сходы ? достаточно демократическая форма общественного самоуправления. Без согласия схода никто не мог начать строительства дома, полевые работы, размер штрафа за провинности, а за тяжкие преступления сход выносил смертельный приговор или изгонял из села, что фактически равнялось смерти. Если спорный вопрос касался соседних селений, создавались посреднические суды из представителей этих селений.
Но в процессе феодализации сельские собрания постепенно попадают под контроль феодальных влиятельных фамилий. Например, в адыгском обществе господствовали князья, а в Дагестане известны случаи назначения сельских старшин феодальными властителями, что, конечно, делало сход менее демократичным.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
До сих пор в том или ином виде языческие верования сохранились у народов Северного Кавказа. Даже утвердившийся ислам не мог полностью вытеснить язычество. Особое место в этих культурах занимало поклонение солнцу, горам, камням, деревьям. Испокон веков функционировали культы огня, солнца, железа, а так же развитый культ предков, которые, якобы, незримо сопровождали живых и могли влиять на них. Древние языческие обряды выражались так же в обрядах вызывания или прекращения дождя, обрядом с жертвоприношением животных для избавления посевов от засухи и градобития, с началом пахоты, сенокоса ,уборки урожая и других событиях хозяйственной и семейно-бытовой жизни. У адыгов были священные рощи и деревья, у которых совершались торжественные общественные акты, молебны и жертвоприношения. Были так же святилища родовые и семейные.
При этом так исторически сложилось, что Северный Кавказ находился на стыке двух миров ? христианского и мусульманского. В Армении и Грузии христианство появляется в IV веке, а в VI ? у адыгских племен Северо-Западного Кавказа (хотя глубоко не проникает в сознание народа). В XIV вв началась деградация христианства у народов Кавказа, а вот языческие представления - выжили.
Однако с VI в вместе с арабским вторжением на Северный Кавказ проникает ислам. Отсюда мусульманская вера начинает распространяться на прилегающие районы.
Тем не менее, большинство горных обществ приняло мусульманство в XVII-XVIII вв.
Царское правительство и местные власти не вели целенаправленной антимусульманской политики (несмотря на то, что исламский фактор сыграл далеко не последнюю роль в Кавказской войне 1817-1864 гг), но предпринимали усилия по восстановлению христианства, в первую очередь среди осетин.
Тем не менее ни христианство, ни ислам в полной мере не подавили языческие верования горцев. Это характерная черта этнопсихологии народов Кавказа.
ОДЕЖДА СЕВЕРОКАВКАЗКИХ НАРОДОВ.
В одежде северокавказских народов много общего.
Особенно черты общности присущи мужской одежде, что, возможно, объясняется её хорошей приспособленностью к военным и всадническим функциям. Последнее обстоятельство повлияло и на одежду терских и кубанских казаков, многое перенявших у горцев (папахи, черкесски с газырями, бурки, оружие на поясе как непременный атрибут костюма).
К концу XVIII века сформировался общий для Сев. Кавказа мужской костюм ? бешмет, черкесска, бурка, башлык, папаха. Именно к концу XVIII ? началу XIX века относят широкое распространение черкесски с нагрудными патронашами (газырями) для зарядов. Парадные черкесски, украшенные золотыми или костяными газырями, распространились по Кавказу к середине XIX в.
женская одежда была большим национальным и местным своеобразием. По покрою женское платье было сходно с мужским костюмом: длинное платье с открытым на груди разрезом шилось по покрою черкесски, стеганная ватная куртка походила на бешмет. Подмечено сходство обуви, а так же и в других элементах мужской и женской одежды.
АДАТЫ.
Адат ? это так называемое обычное право, установленное обычаем, или совокупность традиционных норм, передаваемых из поколение в поколение. Адаты - неписанные законы, но исполнение их было абсолютно обязательным, а неисполнение сурово наказывалось общественном сельским сходом. По мере исламизации народов Северного Кавказа к адатам стали добавляться нормы мусульманского теологического права ? шариата.
Наиболее яркой нормой обычного права на Сев. Кавказе была повсеместно распространенная кровная месть. Поводом для кровной мести были убийство, ранение, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага и т. д.
Кровомщение допускалось между лицами одного сословия, а за убийство раба виновный платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежало ближайшему родственнику убитого. Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступления, и все это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения. Кровная месть была долгом и делом чести для всех членов рода пострадавшего, и бывали случаи, когда она прекращалась ? в случае не примирения ? лишь после уничтожения одного из родов.
Кровная месть и самовольные действия были обязательными среди семей; позор и презрение продолжались до тех пор, пока эта обязанность не была выполнена. Мщение, грабежи убийство считались добродетелью, вследствие чего погибать считалось славным.
Дна из процедур примирения коровников была следующей: обе враждующие стороны выстраивались друг против друга. Рукопожатиями обменивались сначала старшие из враждующих родов, затем ? остальные мужчины по старшинству. Если хотя бы один мальчик не подал руку ? примирение не могло состояться. Дальше получившие прощение кровники устраивают для всех угощение.
У многих народов была и другая форма примирения, когда с целью прекращения кровной мести из рода убитого в род убийцы похищал ребенка и воспитывал его. Тогда похититель становился приемным отцом похищенного и воспитывал его. С помощью этого средства примирялись самые мстительные семьи. Возвращение ребенка через несколько лет с подарками означало прекращение вражды, между семьями и родами устанавливались родственные отношения.
ОБЫЧАИ ГОСТЕПРИИМСТВА, КУНАЧЕСТВА И ПОБРАТИМСТВА
Обычай гостеприимства у всех народов Северного Кавказа, получил широкое распространение.
Путник ? гость, кроме того он был почти единственным глашатаем, информатором о всех происшествиях и новостях края и за его пределами. В дом, где останавливался гость, приходили мужчины всего аула не только отдать ему дань уважения, но и получить информацию о внешнем мире. Опасные тяжелые горные дороги, отсутствие общественных и частных учреждений и предприятий в виде гостиниц или хотя бы постоялых дворов породили молчаливый, как бы негласный договор, сущность которого ? обязательная, внимательная заботливость домохозяина о возможном удобстве и безопасности гостя, раз таковой зашел к нему. По понятиям горцев, гость ? лицо священное для них.
Обязанности гостеприимства распространялись на любого мирно вошедшего во двор дома или вступившего на землю, при надлежащую хозяину. Самую лучшую пищу, самую лучшую постель в доме всегда предоставляли гостю. Состоятельные семьи строили для гостей в укромном месте двора специальную кунацкую, состоящую из одной или двух комнат и коридора. В этом доме или комнатах размещали лучшую утварь, посуду, постельные принадлежности, мебель. В отсутствие гостя в кунацкой отдыхал хозяин. Сюда же со своими друзьями приходили и старшие сыновья. Гостем считался любой прохожий, приезжий, заблудший. Его встречали радушно, если даже он пришел глубокой ночью.
Законы гостеприимства распространялись и на иноплеменника. Гостем считался и тот, кто оказывался в селе проездом. Человека, неприветливо встретившего гостя, осуждали, он терял уважение и престиж у народа. Дом этой семьи мог быть разрушен сельчанами, члены семьи преданы проклятию и изгнаны. Проклятие зачастую было и всем тем, кто, проходя мимо, не бросали бы камня в то место, где стоял прежде дом нарушивших законы гостеприимства. Появлялись целые кучи камней, называемые ?карлаг?. Преступлением, за которое могли воздвигнуть карлаг, считалось убийство гостя или прощенного кровника, надругательство над трупом убитого противника, прелюбодеяние, убийство женщины из мести, воровство и др.
Если в гости приходили очень уважаемые люди или особо почитаемые родственники семьи (родственники со стороны зятя, снохи, старые родственники со стороны деда, бабушки, отца и матери), не зная, что данную семью постигло горе, их принимали так, как будто ничего не произошло. Если в доме покойник, его прятали в дальнюю комнату или его ложе задвигали под кровать, а гостей встречали с улыбкой, дабы не омрачить их настроение. Лишь проводив их с почестями, хозяева продолжали похоронную процессию, панихиду. Это отмечал и А. И. Барятинский: ?...если в доме и саван с телом покойника, гостю не омрачали настроение, его прятали под кровать, а гостя встречали?.
Приветствовать кунака приходили все члены семьи, родственники, а так же соседи. С гостями беседовали старшие члены семьи, молодежь (мужская) молча стояла у входа и была готова оказать все необходимые услуги: подать огонь, чтобы гость мог закурить, воду, чтобы он мог помыть руки, помочь ему снять сапоги, принести и унести ?шу? ? угощение и т. д.
Как только гость входил во двор, хозяйка шла к очагу готовить для него угощение. Чтобы не смущать гостей и создать им обстановку для отдыха и покоя, хозяева уходили и оставляли с ними только одного родственника или оставляли одних. Для того, чтобы развлечь почетных гостей, устраивали танцы, для чего приглашали молодых родственников и соседей. Когда гости ложились спать, женщины-хозяйки (обычно снохи) чистили им одежду, стирали и штопали носки, мыли обувь. После трех дней пребывания у кунака гость или, гостья делали попытку принять участие в хозяйских делах. Им обычно разрешали выполнять наиболее легкие, приятные виды работ. Женщинам, например, разрешали шить, вышивать, готовить сладкие блюда.
Все члены семьи ? от мала до велика ? во время пребывания гостя оказывали ему всяческое внимание. Такой прием вызывал у гостя дружеские чувства. Поддерживать и развивать далее дружеские отношения считалось долгом каждого уважающего себя человека.
Обычай названного родства ? куначество устанавливалось побратимством, оформляемым специальным ритуалом, который в разных вариантах сводился к тому, что двое мужчин на основе крепкой дружбы клялись друг другу в вечной верности, взаимоподдержке, взаимопомощи. В знак верности клятве они надреза ли себе руки и пускали кровь, обменивались оружием.
Еще одна из из форм обрядов установления куначества кавказцев. : ?Сделаться присяжными друзьями ? значит сделаться братьями. Обряд совершения братства самый простой: обыкновенно, два новые друга пьют пополам стакан молока и в этот стакан должна быть брошена серебряная или золотая монета или кольцо. Символический смысл этой последней формы обряда ? чтобы дружба навеки ?не ржавела?. Бросается эта монета в стакан того, кто хочет дружбу, а достается она тому, у которого просят дружбы.
После свершения одного из этих символических действий названные братья обменивались личными вещами: шашками, башлыками, бурками и др., что также символизировало братство.
Но если делаются друзьями те, которые прежде были врагами за убийство брата и вообще родственника, то в таком случае обряд совершения братства изменяется. Все родственники кровника и он сам отправляются на могилу убитого им; трое суток простояв на могиле, как бы прося прощения у убитого, они отправляются к его родственникам. Затем несколько человек из родственников кровника и он сам сосут грудь матери убитого им. Тогда они делаются Семьи кунаков постоянно общались между собой и были наиболее чтимыми гостями друг у друга. Они принимали самое деятельное участие в делах друг друга: в случае кровной мести, женитьбы, замужества членов одной из семей и др., они разделяли все тяготы и радости. Куначество почитается наравне с родством. Нередко куначество закреплялось установлением брачных связей между членами их семей.
О совершении обряда побратимства сообщалось семьям и близким родственникам обеих сторон. В честь этого большого события у одного из названных братьев устраивали обед, куда приглашались друзья побратимов и члены их семей. С этого момента обе стороны принимали на себя традиционные обязанности истинных родственников. ?Названные братья ближе всяких родственников, даже ближе, чем единоутробные братья. В случае убийства одного из них другой обязан мстить за его кровь как за родного брата
Среди женщин рассматриваемые социальные институты широкого развития не получили. В отдельных случаях две подруги объявляли себя сестрами, обменивались личными вещами, кольцами и клялись сохранить верность на всю жизнь. Как правило, после того, как девушки выходили замуж, такое родство прерывалось, так как заботы, многочисленные хозяйственные обязанности, зависимость от мужа мешали им поддерживать отношения. Посестрие бывает только до замужества. Для этого девушки меняются платьями. Старики помнят случаи, когда и женщины преклонного возраста продолжали поддерживать отношения названных сестер, бывая друг у друга по случаю торжеств.
Категория: Черкесский аул | Добавил: Philinn (22.02.20
Горские народы находились на разных уровнях исторической эволюции. Наиболее развитыми среди них представляются кабардинцы (те самые наши черкесы), тогда как чеченцы отстают в своем экономическом и общественном развитии впоследствии изоляции в глухом высокогорье и отстраненности Чечни от крупных путей с севера на юг ? Чечня даже географически как бы отодвинута на обочину истории.
Кратко остановимся на основных чертах общественного устройства, некоторых наиболее приметных традициях, общих для многих народностей.
СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА.
Территориальная община ? основа социальной структуры общества. Она регулировала хозяйственную и общественную жизнь горского села. Правление осуществлялось старейшинами, куда входили самые почтенные жители. выбирались они на сельском сходе, в котором участвовали все взрослые мужчины селения. Главный критерий выбора ? безупречная репутация.
Сельские сходы ? достаточно демократическая форма общественного самоуправления. Без согласия схода никто не мог начать строительства дома, полевые работы, размер штрафа за провинности, а за тяжкие преступления сход выносил смертельный приговор или изгонял из села, что фактически равнялось смерти. Если спорный вопрос касался соседних селений, создавались посреднические суды из представителей этих селений.
Но в процессе феодализации сельские собрания постепенно попадают под контроль феодальных влиятельных фамилий. Например, в адыгском обществе господствовали князья, а в Дагестане известны случаи назначения сельских старшин феодальными властителями, что, конечно, делало сход менее демократичным.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
До сих пор в том или ином виде языческие верования сохранились у народов Северного Кавказа. Даже утвердившийся ислам не мог полностью вытеснить язычество. Особое место в этих культурах занимало поклонение солнцу, горам, камням, деревьям. Испокон веков функционировали культы огня, солнца, железа, а так же развитый культ предков, которые, якобы, незримо сопровождали живых и могли влиять на них. Древние языческие обряды выражались так же в обрядах вызывания или прекращения дождя, обрядом с жертвоприношением животных для избавления посевов от засухи и градобития, с началом пахоты, сенокоса ,уборки урожая и других событиях хозяйственной и семейно-бытовой жизни. У адыгов были священные рощи и деревья, у которых совершались торжественные общественные акты, молебны и жертвоприношения. Были так же святилища родовые и семейные.
При этом так исторически сложилось, что Северный Кавказ находился на стыке двух миров ? христианского и мусульманского. В Армении и Грузии христианство появляется в IV веке, а в VI ? у адыгских племен Северо-Западного Кавказа (хотя глубоко не проникает в сознание народа). В XIV вв началась деградация христианства у народов Кавказа, а вот языческие представления - выжили.
Однако с VI в вместе с арабским вторжением на Северный Кавказ проникает ислам. Отсюда мусульманская вера начинает распространяться на прилегающие районы.
Тем не менее, большинство горных обществ приняло мусульманство в XVII-XVIII вв.
Царское правительство и местные власти не вели целенаправленной антимусульманской политики (несмотря на то, что исламский фактор сыграл далеко не последнюю роль в Кавказской войне 1817-1864 гг), но предпринимали усилия по восстановлению христианства, в первую очередь среди осетин.
Тем не менее ни христианство, ни ислам в полной мере не подавили языческие верования горцев. Это характерная черта этнопсихологии народов Кавказа.
ОДЕЖДА СЕВЕРОКАВКАЗКИХ НАРОДОВ.
В одежде северокавказских народов много общего.
Особенно черты общности присущи мужской одежде, что, возможно, объясняется её хорошей приспособленностью к военным и всадническим функциям. Последнее обстоятельство повлияло и на одежду терских и кубанских казаков, многое перенявших у горцев (папахи, черкесски с газырями, бурки, оружие на поясе как непременный атрибут костюма).
К концу XVIII века сформировался общий для Сев. Кавказа мужской костюм ? бешмет, черкесска, бурка, башлык, папаха. Именно к концу XVIII ? началу XIX века относят широкое распространение черкесски с нагрудными патронашами (газырями) для зарядов. Парадные черкесски, украшенные золотыми или костяными газырями, распространились по Кавказу к середине XIX в.
женская одежда была большим национальным и местным своеобразием. По покрою женское платье было сходно с мужским костюмом: длинное платье с открытым на груди разрезом шилось по покрою черкесски, стеганная ватная куртка походила на бешмет. Подмечено сходство обуви, а так же и в других элементах мужской и женской одежды.
АДАТЫ.
Адат ? это так называемое обычное право, установленное обычаем, или совокупность традиционных норм, передаваемых из поколение в поколение. Адаты - неписанные законы, но исполнение их было абсолютно обязательным, а неисполнение сурово наказывалось общественном сельским сходом. По мере исламизации народов Северного Кавказа к адатам стали добавляться нормы мусульманского теологического права ? шариата.
Наиболее яркой нормой обычного права на Сев. Кавказе была повсеместно распространенная кровная месть. Поводом для кровной мести были убийство, ранение, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага и т. д.
Кровомщение допускалось между лицами одного сословия, а за убийство раба виновный платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежало ближайшему родственнику убитого. Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступления, и все это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения. Кровная месть была долгом и делом чести для всех членов рода пострадавшего, и бывали случаи, когда она прекращалась ? в случае не примирения ? лишь после уничтожения одного из родов.
Кровная месть и самовольные действия были обязательными среди семей; позор и презрение продолжались до тех пор, пока эта обязанность не была выполнена. Мщение, грабежи убийство считались добродетелью, вследствие чего погибать считалось славным.
Дна из процедур примирения коровников была следующей: обе враждующие стороны выстраивались друг против друга. Рукопожатиями обменивались сначала старшие из враждующих родов, затем ? остальные мужчины по старшинству. Если хотя бы один мальчик не подал руку ? примирение не могло состояться. Дальше получившие прощение кровники устраивают для всех угощение.
У многих народов была и другая форма примирения, когда с целью прекращения кровной мести из рода убитого в род убийцы похищал ребенка и воспитывал его. Тогда похититель становился приемным отцом похищенного и воспитывал его. С помощью этого средства примирялись самые мстительные семьи. Возвращение ребенка через несколько лет с подарками означало прекращение вражды, между семьями и родами устанавливались родственные отношения.
ОБЫЧАИ ГОСТЕПРИИМСТВА, КУНАЧЕСТВА И ПОБРАТИМСТВА
Обычай гостеприимства у всех народов Северного Кавказа, получил широкое распространение.
Путник ? гость, кроме того он был почти единственным глашатаем, информатором о всех происшествиях и новостях края и за его пределами. В дом, где останавливался гость, приходили мужчины всего аула не только отдать ему дань уважения, но и получить информацию о внешнем мире. Опасные тяжелые горные дороги, отсутствие общественных и частных учреждений и предприятий в виде гостиниц или хотя бы постоялых дворов породили молчаливый, как бы негласный договор, сущность которого ? обязательная, внимательная заботливость домохозяина о возможном удобстве и безопасности гостя, раз таковой зашел к нему. По понятиям горцев, гость ? лицо священное для них.
Обязанности гостеприимства распространялись на любого мирно вошедшего во двор дома или вступившего на землю, при надлежащую хозяину. Самую лучшую пищу, самую лучшую постель в доме всегда предоставляли гостю. Состоятельные семьи строили для гостей в укромном месте двора специальную кунацкую, состоящую из одной или двух комнат и коридора. В этом доме или комнатах размещали лучшую утварь, посуду, постельные принадлежности, мебель. В отсутствие гостя в кунацкой отдыхал хозяин. Сюда же со своими друзьями приходили и старшие сыновья. Гостем считался любой прохожий, приезжий, заблудший. Его встречали радушно, если даже он пришел глубокой ночью.
Законы гостеприимства распространялись и на иноплеменника. Гостем считался и тот, кто оказывался в селе проездом. Человека, неприветливо встретившего гостя, осуждали, он терял уважение и престиж у народа. Дом этой семьи мог быть разрушен сельчанами, члены семьи преданы проклятию и изгнаны. Проклятие зачастую было и всем тем, кто, проходя мимо, не бросали бы камня в то место, где стоял прежде дом нарушивших законы гостеприимства. Появлялись целые кучи камней, называемые ?карлаг?. Преступлением, за которое могли воздвигнуть карлаг, считалось убийство гостя или прощенного кровника, надругательство над трупом убитого противника, прелюбодеяние, убийство женщины из мести, воровство и др.
Если в гости приходили очень уважаемые люди или особо почитаемые родственники семьи (родственники со стороны зятя, снохи, старые родственники со стороны деда, бабушки, отца и матери), не зная, что данную семью постигло горе, их принимали так, как будто ничего не произошло. Если в доме покойник, его прятали в дальнюю комнату или его ложе задвигали под кровать, а гостей встречали с улыбкой, дабы не омрачить их настроение. Лишь проводив их с почестями, хозяева продолжали похоронную процессию, панихиду. Это отмечал и А. И. Барятинский: ?...если в доме и саван с телом покойника, гостю не омрачали настроение, его прятали под кровать, а гостя встречали?.
Приветствовать кунака приходили все члены семьи, родственники, а так же соседи. С гостями беседовали старшие члены семьи, молодежь (мужская) молча стояла у входа и была готова оказать все необходимые услуги: подать огонь, чтобы гость мог закурить, воду, чтобы он мог помыть руки, помочь ему снять сапоги, принести и унести ?шу? ? угощение и т. д.
Как только гость входил во двор, хозяйка шла к очагу готовить для него угощение. Чтобы не смущать гостей и создать им обстановку для отдыха и покоя, хозяева уходили и оставляли с ними только одного родственника или оставляли одних. Для того, чтобы развлечь почетных гостей, устраивали танцы, для чего приглашали молодых родственников и соседей. Когда гости ложились спать, женщины-хозяйки (обычно снохи) чистили им одежду, стирали и штопали носки, мыли обувь. После трех дней пребывания у кунака гость или, гостья делали попытку принять участие в хозяйских делах. Им обычно разрешали выполнять наиболее легкие, приятные виды работ. Женщинам, например, разрешали шить, вышивать, готовить сладкие блюда.
Все члены семьи ? от мала до велика ? во время пребывания гостя оказывали ему всяческое внимание. Такой прием вызывал у гостя дружеские чувства. Поддерживать и развивать далее дружеские отношения считалось долгом каждого уважающего себя человека.
Обычай названного родства ? куначество устанавливалось побратимством, оформляемым специальным ритуалом, который в разных вариантах сводился к тому, что двое мужчин на основе крепкой дружбы клялись друг другу в вечной верности, взаимоподдержке, взаимопомощи. В знак верности клятве они надреза ли себе руки и пускали кровь, обменивались оружием.
Еще одна из из форм обрядов установления куначества кавказцев. : ?Сделаться присяжными друзьями ? значит сделаться братьями. Обряд совершения братства самый простой: обыкновенно, два новые друга пьют пополам стакан молока и в этот стакан должна быть брошена серебряная или золотая монета или кольцо. Символический смысл этой последней формы обряда ? чтобы дружба навеки ?не ржавела?. Бросается эта монета в стакан того, кто хочет дружбу, а достается она тому, у которого просят дружбы.
После свершения одного из этих символических действий названные братья обменивались личными вещами: шашками, башлыками, бурками и др., что также символизировало братство.
Но если делаются друзьями те, которые прежде были врагами за убийство брата и вообще родственника, то в таком случае обряд совершения братства изменяется. Все родственники кровника и он сам отправляются на могилу убитого им; трое суток простояв на могиле, как бы прося прощения у убитого, они отправляются к его родственникам. Затем несколько человек из родственников кровника и он сам сосут грудь матери убитого им. Тогда они делаются Семьи кунаков постоянно общались между собой и были наиболее чтимыми гостями друг у друга. Они принимали самое деятельное участие в делах друг друга: в случае кровной мести, женитьбы, замужества членов одной из семей и др., они разделяли все тяготы и радости. Куначество почитается наравне с родством. Нередко куначество закреплялось установлением брачных связей между членами их семей.
О совершении обряда побратимства сообщалось семьям и близким родственникам обеих сторон. В честь этого большого события у одного из названных братьев устраивали обед, куда приглашались друзья побратимов и члены их семей. С этого момента обе стороны принимали на себя традиционные обязанности истинных родственников. ?Названные братья ближе всяких родственников, даже ближе, чем единоутробные братья. В случае убийства одного из них другой обязан мстить за его кровь как за родного брата
Среди женщин рассматриваемые социальные институты широкого развития не получили. В отдельных случаях две подруги объявляли себя сестрами, обменивались личными вещами, кольцами и клялись сохранить верность на всю жизнь. Как правило, после того, как девушки выходили замуж, такое родство прерывалось, так как заботы, многочисленные хозяйственные обязанности, зависимость от мужа мешали им поддерживать отношения. Посестрие бывает только до замужества. Для этого девушки меняются платьями. Старики помнят случаи, когда и женщины преклонного возраста продолжали поддерживать отношения названных сестер, бывая друг у друга по случаю торжеств.
Категория: Черкесский аул | Добавил: Philinn (22.02.20
п
проверка слуха
а это неважно... хоть "граждане", хоть "неграждане",.. закон един ...
закон законом, а традиции традициями... )))))
п
проверка слуха
Должны ли мигранты соблюдать традиции той страны, в которую они приехали
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? У нас на прямой линии телефонной связи член Общественной палаты РФ, кстати, член комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Мавлит Бажаев. Добрый день.
М. БАЖАЕВ - Добрый день.
М. КОРОЛЕВА - Здравствуйте.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? Приветствуем в нашем эфире. Скажите, существуют ли на ваш взгляд в РФ какие-то общие традиции и обычаи, которые мог бы соблюдать приехавший к нам мигрант?
М. БАЖАЕВ - Если говорить о мигрантах из дальнего зарубежья, то, безусловно, конечно, существуют какие-то общие правила и нормы.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? Вы их можете сформулировать? Повторяю, мы не ведем речь о законах. Нет. Традиции народа, обычаи, которые испокон веков с нами и мы, жители этой территории этих традиций и обычаев придерживаемся неформально. И соответственно эти люди из дальнего зарубежья тоже должны им следовать. Вы можете это представить себе?
М. БАЖАЕВ - Конечно, могу представить себе. Думаю, не только я, все мы должны себе это отчетливо представлять. Это, прежде всего те жизненные стандарты и те правила поведения, общежития, которые свойственны нашему обществу.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? А вы можете это чуть более просто, вы большой человек, сформулировать. На бытовой уровень все это опустить. Какие конкретно правила?
М. БАЖАЕВ - В первую очередь это говорит о том, что эти люди должны изучить русский язык.
М. КОРОЛЕВА - Допустим, это часть культуры.
М. БАЖАЕВ - Это часть культуры. Они должны изучить нашу историю, опять-таки они должны изучить особенности и специфику, которая касается нашего народа. И собственно элементарные такие знания, которые вообще касаются культуры населения, которые касаются культуры какого-то конкретного региона, в котором они проживают.
М. КОРОЛЕВА - Можно сразу вопрос. Вы говорите: нашего народа. А какого нашего народа? Если у нас с вами десятки регионов в стране и огромное количество народностей и национальностей и все они разные и с разными традициями.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? В Чечне можно на улицах резать барана, а в Москве это не принято. И вот приезжий какие нормы должен перенять для себя?
М. БАЖАЕВ - Насчет того, чтобы резать барана на улице, это конечно нигде нельзя, все-таки есть определенные отведенные для этого места. А если взять нашу общую культуру, сама культура она у нас закладывалась еще с царских времен, в советское время, да и сегодня уже в наши дни. Имеется в виду, что у нас всегда социализация всех наших людей происходила в одних и тех же условиях. Это одни и те же школы, одна и та же политика, одна и та же экономика, одно и то же телевидение, радио и так далее. И поэтому у нас если и есть какие-то региональные особенности, то они не столь значимы, в целом сама культура нашего российского народа и российской нации, как сегодня пытаются именно говорить, она достаточно однородна и приезжие должны как раз и адаптироваться, исходя из общих правил и стандартов.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? Все равно мне кажется это очень глобальными рассуждениями. Я попробую привести простой пример. Помните историю на Китай-городе в Москве 22 июня? Группа кавказской молодежи танцевала свой национальный танец, кто-то говорит зигр, кто-то говорит, что это была лезгинка. В итоге в них полетели камни, и началась драка. Вот кто в этой ситуации нарушил российские традиции и обычаи? Кавказцы, в центре Москвы танцевавшие лезгинку, или коренные жители Москвы, которые решили этого не выносить?
М. БАЖАЕВ - Я думаю, это все-таки не столько коренные жители Москвы, сколько определенные группировки, которые исповедуют свою идеологию.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? Они по-своему понимают наши традиции и обычаи.
М. БАЖАЕВ - С другой стороны, если те люди, которые танцевали лезгинку, если они ее танцевали, это делали, мешая окружающим, конечно, они являются виновными.
М. КОРОЛЕВА - Мавлит Юсупович, у меня все-таки такой вопрос. Можно хоть как-то кодифицировать эти самые традиции и обычаи? Например, составить список, пусть небольшой перечень. Приезжие должны соблюдать такие-то традиции: а, б, в, г, д, - и не должны делать вот этого и этого. Потому что с такими неопределенными правилами как людям себя вести, как им действовать.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? Вот у нас не очень много вариантов, мы можем им что предложить. Например, пофантазировать, не бросать окурки мимо урны. Дальше. Мы можем им предложить не писать в подъездах. Дальше. Не селиться в квартирах больше 10 человек на один квадратный метр. И так далее. Вот что там прописывать? У нас президент говорит: приехавшие в Россию должны соблюдать наши традиции и обычаи. Давайте сформулируем это.
М. КОРОЛЕВА - Празднование Рождества с 6 на 7 января это наша традиция, это наша с вами традиция, которую должны соблюдать приезжие.
М. БАЖАЕВ ? Конечно, и более того сама работа ведется, и я вам скажу, что в Общественной палате и в Федеральной миграционной службе разработаны уже памятки для мигрантов из дальнего зарубежья, где перечислены основные азбучные истины, которые следует соблюдать при приезде в Россию. И более того, эти материалы уже разосланы всем заинтересованным лицам, организациям. Так как эта работа только недавно была завершена, то естественно, она находится еще в процессе. И в процессе доведения до соответствующих заинтересованных сторон, так и в процессе рассылки. Но в целом эта работа уже проведена.
М. КОРОЛЕВА - Кстати, было бы интересно получить такую памятку и нам в том числе. И почитать ее.
М. БАЖАЕВ - Непременно мы ее вам направим.
М. КОРОЛЕВА - Договорились.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? Спасибо большое.
М. БАЖАЕВ - Не за что. Спасибо вам.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? У нас в прямом эфире был Мавлит Бажаев, член Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? У нас на прямой линии телефонной связи член Общественной палаты РФ, кстати, член комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Мавлит Бажаев. Добрый день.
М. БАЖАЕВ - Добрый день.
М. КОРОЛЕВА - Здравствуйте.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? Приветствуем в нашем эфире. Скажите, существуют ли на ваш взгляд в РФ какие-то общие традиции и обычаи, которые мог бы соблюдать приехавший к нам мигрант?
М. БАЖАЕВ - Если говорить о мигрантах из дальнего зарубежья, то, безусловно, конечно, существуют какие-то общие правила и нормы.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? Вы их можете сформулировать? Повторяю, мы не ведем речь о законах. Нет. Традиции народа, обычаи, которые испокон веков с нами и мы, жители этой территории этих традиций и обычаев придерживаемся неформально. И соответственно эти люди из дальнего зарубежья тоже должны им следовать. Вы можете это представить себе?
М. БАЖАЕВ - Конечно, могу представить себе. Думаю, не только я, все мы должны себе это отчетливо представлять. Это, прежде всего те жизненные стандарты и те правила поведения, общежития, которые свойственны нашему обществу.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? А вы можете это чуть более просто, вы большой человек, сформулировать. На бытовой уровень все это опустить. Какие конкретно правила?
М. БАЖАЕВ - В первую очередь это говорит о том, что эти люди должны изучить русский язык.
М. КОРОЛЕВА - Допустим, это часть культуры.
М. БАЖАЕВ - Это часть культуры. Они должны изучить нашу историю, опять-таки они должны изучить особенности и специфику, которая касается нашего народа. И собственно элементарные такие знания, которые вообще касаются культуры населения, которые касаются культуры какого-то конкретного региона, в котором они проживают.
М. КОРОЛЕВА - Можно сразу вопрос. Вы говорите: нашего народа. А какого нашего народа? Если у нас с вами десятки регионов в стране и огромное количество народностей и национальностей и все они разные и с разными традициями.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? В Чечне можно на улицах резать барана, а в Москве это не принято. И вот приезжий какие нормы должен перенять для себя?
М. БАЖАЕВ - Насчет того, чтобы резать барана на улице, это конечно нигде нельзя, все-таки есть определенные отведенные для этого места. А если взять нашу общую культуру, сама культура она у нас закладывалась еще с царских времен, в советское время, да и сегодня уже в наши дни. Имеется в виду, что у нас всегда социализация всех наших людей происходила в одних и тех же условиях. Это одни и те же школы, одна и та же политика, одна и та же экономика, одно и то же телевидение, радио и так далее. И поэтому у нас если и есть какие-то региональные особенности, то они не столь значимы, в целом сама культура нашего российского народа и российской нации, как сегодня пытаются именно говорить, она достаточно однородна и приезжие должны как раз и адаптироваться, исходя из общих правил и стандартов.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? Все равно мне кажется это очень глобальными рассуждениями. Я попробую привести простой пример. Помните историю на Китай-городе в Москве 22 июня? Группа кавказской молодежи танцевала свой национальный танец, кто-то говорит зигр, кто-то говорит, что это была лезгинка. В итоге в них полетели камни, и началась драка. Вот кто в этой ситуации нарушил российские традиции и обычаи? Кавказцы, в центре Москвы танцевавшие лезгинку, или коренные жители Москвы, которые решили этого не выносить?
М. БАЖАЕВ - Я думаю, это все-таки не столько коренные жители Москвы, сколько определенные группировки, которые исповедуют свою идеологию.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? Они по-своему понимают наши традиции и обычаи.
М. БАЖАЕВ - С другой стороны, если те люди, которые танцевали лезгинку, если они ее танцевали, это делали, мешая окружающим, конечно, они являются виновными.
М. КОРОЛЕВА - Мавлит Юсупович, у меня все-таки такой вопрос. Можно хоть как-то кодифицировать эти самые традиции и обычаи? Например, составить список, пусть небольшой перечень. Приезжие должны соблюдать такие-то традиции: а, б, в, г, д, - и не должны делать вот этого и этого. Потому что с такими неопределенными правилами как людям себя вести, как им действовать.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? Вот у нас не очень много вариантов, мы можем им что предложить. Например, пофантазировать, не бросать окурки мимо урны. Дальше. Мы можем им предложить не писать в подъездах. Дальше. Не селиться в квартирах больше 10 человек на один квадратный метр. И так далее. Вот что там прописывать? У нас президент говорит: приехавшие в Россию должны соблюдать наши традиции и обычаи. Давайте сформулируем это.
М. КОРОЛЕВА - Празднование Рождества с 6 на 7 января это наша традиция, это наша с вами традиция, которую должны соблюдать приезжие.
М. БАЖАЕВ ? Конечно, и более того сама работа ведется, и я вам скажу, что в Общественной палате и в Федеральной миграционной службе разработаны уже памятки для мигрантов из дальнего зарубежья, где перечислены основные азбучные истины, которые следует соблюдать при приезде в Россию. И более того, эти материалы уже разосланы всем заинтересованным лицам, организациям. Так как эта работа только недавно была завершена, то естественно, она находится еще в процессе. И в процессе доведения до соответствующих заинтересованных сторон, так и в процессе рассылки. Но в целом эта работа уже проведена.
М. КОРОЛЕВА - Кстати, было бы интересно получить такую памятку и нам в том числе. И почитать ее.
М. БАЖАЕВ - Непременно мы ее вам направим.
М. КОРОЛЕВА - Договорились.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? Спасибо большое.
М. БАЖАЕВ - Не за что. Спасибо вам.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ ? У нас в прямом эфире был Мавлит Бажаев, член Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести.
к
ключ
а, пожалуйста... пусть твоя жена и дочь носят хиджаб... пусть твой сын впервые увидит свою жену на регистрации в ЗАГСе...покупай на базаре барана и режь его (у себя в квартире) на рамадан... молись пять раз в день... только делай это так, чтобы это не мешало тем, кто живёт иначе...
Медведев как-то хорошо сказал, на мой взгляд, мне понравилось... что-то такое бла-бла-бла, РФ - это много-, очень "много-", национальное государство... нам необходимо учиться жить так, чтобы сохранять традиции своего народа, но при этом быть гражданским государством...
(я вообще в последнее время фигею от его спичрайтера... взять хотя бы известие о смерти Кадаффи... голландец "поплыл", залыбился.. а наш - ни одним мускулом не дрогнул: "Пусть там будет мир, а что делать с Кадаффи может и должен решать только ливийский народ",.. я почти рыдало....
Медведев как-то хорошо сказал, на мой взгляд, мне понравилось... что-то такое бла-бла-бла, РФ - это много-, очень "много-", национальное государство... нам необходимо учиться жить так, чтобы сохранять традиции своего народа, но при этом быть гражданским государством...
(я вообще в последнее время фигею от его спичрайтера... взять хотя бы известие о смерти Кадаффи... голландец "поплыл", залыбился.. а наш - ни одним мускулом не дрогнул: "Пусть там будет мир, а что делать с Кадаффи может и должен решать только ливийский народ",.. я почти рыдало....
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.