Можноли считать начало 90х годов- гражданской войной , на территории бывшего СССР?

Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего
СССР, обусловлена многими причинами, давними и сегодняшними, политическими
(централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов), экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание), социально- психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей), территориальными и другими. Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и условий. Конфликт возникает тогда, когда объективно, а не редко субъективно, межнациональные сравнения, которые когда он оказывается
(реально или нет) в чем-то ущемленным, обиженным, обойденным, угнетенным; когда в психологии народов; когда решение многих проблем видится лишь в национальном самоутверждении.
Коммунистическая идеология, опирающаяся на репрессии, удерживала национальные конфликты на уровне единичных проявлений. Ветер свободы, подувший в период перестройки, хотя и предполагал перемены к лучшему, но одновременно явился значительным условием межнациональной нестабильности.
Поэтому первые проявления демократии, рыночной экономики и суверенизации стали залогом формирования националистических, авантюристических, экстремистских, криминальных и коррумпированных сил. По словам американского политолога Д.Саймса, над которым не довлеют ни коммунистические, ни имперские идеи, «...на смену «империи зла» , где основной власти была сила и принуждение, пришли несколько зол: проявление межнациональной ненависти, столкновение амбиций различных политических элит. Миллионы людей внезапно лишились общности, ...столкнулись с нетерпимостью и экстремизмом. Кровавые войны, сопровождающиеся тысячами жертв, бушуют в различных частях Советского Союза».Одна из причин разраставшихся конфликтов распада СССР – вакуум центральной власти. Когда в условиях этнополитического кризиса более половины активности региональных силовых структур осуществляется под диктовку местных реалий исходя из интересов многочисленных местных лидеров, катастрофа неизбежна. К концу 1991 года (напомним, что после августовских столкновений на улицах Москвы сил ГКЧП и защитников Белого дома судьба СССР была фактически предрешена) многие подразделения Советской армии на территории Карабахского региона оказались фактически двойными заложниками: и как вольные и невольные участники конфликта, и как военнослужащие несуществующей армии, ставшие перед выбором решать свою судьбу своими силами. Многие пошли по пути приватизации своего армейского и иного силового ресурса.
Так, в Ханкенди с августа 1988 года базировался 366-й мотострелковый полк. В 1991–1992 годах офицеры этого полка начали помогать армянам. В то же время военнослужащие подразделений 23-й дивизии в Гяндже стали оказывать содействие азербайджанским силам. Кстати, известный российский генерал Владимир Шаманов также в 1991-м находился в Гяндже, командуя 328-м парашютно-десантным полком 104-й дивизии ВДВ. Дивизия была выведена из зоны конфликта в 1993 году и, по мнению ряда наблюдателей, сыграла активную роль в поддержке азербайджанской обороны. Однако в целом по ходу конфликта технических средств и живой силы, ввиду явной политической поддержки извне, оказывалось больше у армянской стороны.Считается, что кавказские конфликты «вечны». Но это не значит, что для них нет текущих решений. В отличие от грузино-абхазских и грузино-осетинских войн, где у России практически не было возможностей для маневра и она закрепила силой свои интересы безопасности, в армяно-азербайджанском конфликте амплитуда российских действий значительно больше. Армения привязана к России тысячами нитей и согласится на компромиссы. Азербайджан является для России стратегическим партнером, дружественным государством. Обе страны в орбите российского влияния и поддержки, а значит, смогут принять справедливые условия карабахского мира, предложенные Москвой.

Однако в России до сих пор нет осознания важности радикальных шагов по примирению сторон, потому что не понимается перспектива. Было ясно, зачем нужно решение в Южной Осетии и Абхазии – это граница России. Зачем решать вопрос Карабаха, ссорясь либо с Арменией, либо с Азербайджаном – непонятно. Однако в этом и заключается концептуальная ошибка – ложный риск или страх передела сложившегося постсоветского статус-кво, который одновременно мотивируется надеждой получения возможной политической выгоды от состояния «ни войны ни мира».
0
Thom
От пользователя Андрей_Fcsm
Можноли


:fotku:
0
Aндрей, заканчивайте стелить на форуме свои ( вернее чужие) простыни.
Предупреждение.


От пользователя Андрей_Fcsm
Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего
СССР, обусловлена многими причинами, давними и сегодняшними, политическими
(централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов), экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание), социально-
психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей), территориальными и другими. Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и условий.
Конфликт возникает тогда, когда объективно, а не редко субъективно, межнациональные сравнения, которые когда он оказывается
(реально или нет) в чем-то ущемленным, обиженным, обойденным, угнетенным; когда в психологии народов; когда решение многих проблем видится лишь в национальном
самоутверждении.
Коммунистическая идеология, опирающаяся на репрессии, удерживала национальные конфликты на уровне единичных проявлений. Ветер свободы, подувший в период перестройки, хотя и предполагал перемены к лучшему, но одновременно явился значительным условием межнациональной
нестабильности.
Поэтому первые проявления демократии, рыночной экономики и суверенизации стали залогом формирования националистических, авантюристических, экстремистских, криминальных и коррумпированных сил. По словам американского политолога Д.Саймса, над которым не довлеют ни
коммунистические, ни имперские идеи, «...на смену «империи зла» , где основной власти была сила и принуждение, пришли несколько зол: проявление межнациональной ненависти, столкновение амбиций различных политических элит. Миллионы людей внезапно лишились общности, ...столкнулись с нетерпимостью и
экстремизмом. Кровавые войны, сопровождающиеся тысячами жертв, бушуют в различных частях Советского Союза».Одна из причин разраставшихся конфликтов распада СССР – вакуум центральной власти. Когда в условиях этнополитического кризиса более половины активности региональных силовых структур
осуществляется под диктовку местных реалий исходя из интересов многочисленных местных лидеров, катастрофа неизбежна. К концу 1991 года (напомним, что после августовских столкновений на улицах Москвы сил ГКЧП и защитников Белого дома судьба СССР была фактически предрешена) многие подразделения
Советской армии на территории Карабахского региона оказались фактически двойными заложниками: и как вольные и невольные участники конфликта, и как военнослужащие несуществующей армии, ставшие перед выбором решать свою судьбу своими силами. Многие пошли по пути приватизации своего армейского и иного
силового ресурса.
Так, в Ханкенди с августа 1988 года базировался 366-й мотострелковый полк. В 1991–1992 годах офицеры этого полка начали помогать армянам. В то же время военнослужащие подразделений 23-й дивизии в Гяндже стали оказывать содействие азербайджанским силам. Кстати, известный
российский генерал Владимир Шаманов также в 1991-м находился в Гяндже, командуя 328-м парашютно-десантным полком 104-й дивизии ВДВ. Дивизия была выведена из зоны конфликта в 1993 году и, по мнению ряда наблюдателей, сыграла активную роль в поддержке азербайджанской обороны. Однако в целом по ходу
конфликта технических средств и живой силы, ввиду явной политической поддержки извне, оказывалось больше у армянской стороны.Считается, что кавказские конфликты «вечны». Но это не значит, что для них нет текущих решений. В отличие от грузино-абхазских и грузино-осетинских войн, где у России
практически не было возможностей для маневра и она закрепила силой свои интересы безопасности, в армяно-азербайджанском конфликте амплитуда российских действий значительно больше. Армения привязана к России тысячами нитей и согласится на компромиссы. Азербайджан является для России стратегическим
партнером, дружественным государством. Обе страны в орбите российского влияния и поддержки, а значит, смогут принять справедливые условия карабахского мира, предложенные Москвой.

Однако в России до сих пор нет осознания важности радикальных шагов по примирению сторон, потому что не
понимается перспектива. Было ясно, зачем нужно решение в Южной Осетии и Абхазии – это граница России. Зачем решать вопрос Карабаха, ссорясь либо с Арменией, либо с Азербайджаном – непонятно. Однако в этом и заключается концептуальная ошибка – ложный риск или страх передела сложившегося
постсоветского статус-кво, который одновременно мотивируется надеждой получения возможной политической выгоды от состояния «ни войны ни мира».
1 / 1
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.