какой смысл у смысла
Б
Безрюмки-Встужева
12:36, 15.11.2010
из интервью с Борисом Хазановым в Новой газете-
"— Может быть, литература, искусство могли бы как-то повлиять, изменить…
— К сожалению, я плохо верю в миссию литературы. Если не считать того, что хорошая книга утоляет горечь жизни. Великая литература дарит наслаждение красотой и мудростью языка, возвращает чувство человеческого достоинства, помогает понять, что личность — высшая ценность.
— В одном интервью вы говорите: «Литература вносит в мое существование то, чего в нем нет: делает его осмысленным». Меня как-то печалит средняя часть этой фразы — «то, чего в нем нет».
— Внезапно настигающее — как прозрение — чувство тупика, бессмысленности существования, бесплодности всех усилий, думаю, присуще не одному мне. Литературные занятия, при их очевидной тщете, — лекарство от тоски. Но существует то, что можно назвать истинным содержанием жизни. Это любовь, брак, дети, книги, музыка."
_____
может от того, что все девальвировано, ну кроме детей
обычное дело, как только на и за деньги, оно тут же девальвируется
"— Может быть, литература, искусство могли бы как-то повлиять, изменить…
— К сожалению, я плохо верю в миссию литературы. Если не считать того, что хорошая книга утоляет горечь жизни. Великая литература дарит наслаждение красотой и мудростью языка, возвращает чувство человеческого достоинства, помогает понять, что личность — высшая ценность.
— В одном интервью вы говорите: «Литература вносит в мое существование то, чего в нем нет: делает его осмысленным». Меня как-то печалит средняя часть этой фразы — «то, чего в нем нет».
— Внезапно настигающее — как прозрение — чувство тупика, бессмысленности существования, бесплодности всех усилий, думаю, присуще не одному мне. Литературные занятия, при их очевидной тщете, — лекарство от тоски. Но существует то, что можно назвать истинным содержанием жизни. Это любовь, брак, дети, книги, музыка."
_____
может от того, что все девальвировано, ну кроме детей
обычное дело, как только на и за деньги, оно тут же девальвируется
c
crataegus
12:43, 15.11.2010
Но существует то, что можно назвать истинным содержанием жизни. Это любовь, брак, дети, книги, музыка
какой-то условный список, коротковатый, весьма избирательный.
Я думаю, смыслы каждый ищет сам. Каждый отвечает за "смысловость" своих смыслов. Если ты сам предал свой смысл, обессмыслил его - вряд ли кто-то вернет тебе его осмысленность!
12:47, 15.11.2010
Любопытно было бы прочитать хотя бы краткий список того, что Хазанов считает
орошая книга утоляет горечь жизни. Великая литература дарит наслаждение красотой и мудростью языка, возвращает чувство человеческого достоинства, помогает понять, что
личность — высшая ценность.
Т
Так
12:58, 15.11.2010
Я думаю, смыслы каждый ищет сам. Каждый отвечает за "смысловость" своих смыслов.
Именно.Это суть "психотерапии по Франклу".
Эту работу ни на кого не "переложить", ни на кого не "свалить вину" за ощущение пустоты. И при этом нет универсального смысла, единого для всех.
13:02, 15.11.2010
Эту работу ни на кого не "переложить", ни на кого не "свалить вину" за ощущение пустоты.
Ну вот, и что теперь делать???
сейчас читают
c
crataegus
13:03, 15.11.2010
Эту работу ни на кого не "переложить", ни на кого не "свалить вину" за ощущение пустоты.
и при этом иногда не выкарабкаться самостоятельно... из бессмыслицы...
(очень многие вещи в этом мире - это вопрос личной веры)
U
17:30, 15.11.2010
Это суть "психотерапии по Франклу".
Почему-то мне кажется, что и задолго до Франкла люди успешно работали с вопросами "смысла жизни" ;-).
17:49, 15.11.2010
кажется, что и задолго до Франкла люди
...Но только Франкл первым удосужился назвать ЭТО грамотным термином.
Т
Так
18:00, 15.11.2010
и при этом иногда не выкарабкаться самостоятельно... из бессмыслицы...
И это бывает... Тут уж как кому повезёт (иначе говоря, у кого какая карма к тому моменту будет накоплена/сохранится) - кому-то попадётся человек (или люди, или ситуации, или
книги, или кино и т.д.), которые смогут помочь, а кому-то никто и ничто нужное не попадётся, или попадётся, но человек "пропустит мимо ушей" то, что ему кажется бессмыслицей, не стоящей его внимания инфой...А некоторые не могут выбраться из ложных смыслов. И при этом даже не подозревают об этом - у них и не появляется мотивация это начать делать. Просто есть "смутное ощущение, что в жизни они что-то делают не то, или не так"... Ну, и "беспричинные" депрессии время от времени накатывают.
задолго до Франкла люди успешно работали с
вопросами "смысла жизни"
Разумеется.Но только Франкл первым удосужился назвать ЭТО грамотным термином.
Назвать - даже не полдела, а хорошо если десятая часть. Он, выжив в Дахау и Освенциме, фактически основал первую в историю школу
психотерапии, основанную на обретении этого смысла, и, соотвественно, назвал её "логотерапией" (терапией смыслом).
18:08, 15.11.2010
как-то странно... кто-то должен подсказать тебе смысл твоей жизни?
пробел в воспитании? характер такой?
пробел в воспитании? характер такой?
m
2m_ass_off
18:21, 15.11.2010
Глубоко копнуто. Не понять нам всю глубину его глубин.....
U
18:22, 15.11.2010
Но только Франкл первым удосужился назвать ЭТО грамотным
термином.
термином.
С чьей т.з. ГРАМОТНЫМ? ;-)
Франкл лишь взглянул на это со своей т.з.
Не более того.
Ш
Шесть утра
18:46, 15.11.2010
Спасибо. Я понял.
Г
Грешник
18:50, 15.11.2010
К сожалению, я плохо верю в миссию литературы.
Слава богу не стал хохмой по Жванецкому:
«Я давно отказался от мысли сделать мир лучше путём чтения по радио художественной литературы».
Т
Так
20:08, 15.11.2010
пробел в воспитании? характер такой?
КОгда человек сам не может "выкарабкаться" из бессмыслицы, то это, скорее, пробел в самовоспитании.А характер+мировоззрение у всех разное (хотя, конечно, сгруппировать можно...), поэтому и смыслы не могут быть идентичными.
g
garyh™
21:46, 15.11.2010
обычное дело, как только на и за деньги, оно тут же девальвируется
фегню чистую сказала
а
анастасис некрон
23:12, 15.11.2010
СОЧИНИТЕЛЬ И РАЗБОЙНИК
В жилище мрачное теней
На суд предстали пред судей
В один и тот же час: Грабитель
(Он по большим дорогам разбивал,
И в петлю, наконец, попал);
Другой был славою покрытый Сочинитель:
Он тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был, как Сирена, сладкогласен,
И, как Сирена, был опасен.
В аду обряд судебный скор;
Нет проволочек бесполезных:
В минуту сделан приговор.
На страшных двух цепях железных
Повешены больших чугунных два котла:
В них виноватых рассадили,
Дров под Разбойника большой костер взвалили;
Сама Мегера их зажгла
И развела такой ужасный пламень,
Что трескаться стал в сводах адских камень.
Суд к Сочинителю, казалось, был не строг;
Под ним сперва чуть тлелся огонек;
Но там, чем далее, тем боле разгорался.
Вот веки протекли, огонь не унимался.
Уж под Разбойником давно костер погас:
Под Сочинителем он злей с часу́ на час.
Не видя облегченья,
Писатель, наконец, кричит среди мученья,
Что справедливости в богах нимало нет;
Что славой он наполнил свет
И ежели писал немножко вольно,
То слишком уж за то наказан больно;
Что он не думал быть Разбойника грешней.
Тут перед ним, во всей красе своей,
С шипящими между волос змеями,
С кровавыми в руках бичами,
Из адских трех сестер явилася одна.
«Несчастный!» говорит она:
«Ты ль Провидению пеняешь?
И ты ль с Разбойником себя равняешь?
Перед твоей ничто его вина.
По лютости своей и злости,
Он вреден был,
Пока лишь жил;
А ты… уже твои давно истлели кости,
А солнце разу не взойдет,
Чтоб новых от тебя не осветило бед.
Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век-от-веку лютеет.
Смотри (тут свет ему узреть она дала),
Смотри на злые все дела
И на несчастия, которых ты виною!
Вон дети, стыд своих семей,—
Отчаянье отцов и матерей:
Кем ум и сердце в них отравлены?— тобою.
Кто, осмеяв, как детские мечты,
Супружество, начальства, власти,
Им причитал в вину людские все напасти
И связи общества рвался расторгнуть?— ты.
Не ты ли величал безверье просвещеньем?
Не ты ль в приманчивый, в прелестный вид облек
И страсти и порок?
И вон опоена твоим ученьем,
Там целая страна
Полна
Убийствами и грабежами,
Раздорами и мятежами
И до погибели доведена тобой!
В ней каждой капли слез и крови — ты виной.
И смел ты на богов хулой вооружиться?
А сколько впредь еще родится
От книг твоих на свете зол!
Терпи ж; здесь по делам тебе и казни мера!»
Сказала гневная Мегера —
И крышкою захлопнула котел.
простите.
В жилище мрачное теней
На суд предстали пред судей
В один и тот же час: Грабитель
(Он по большим дорогам разбивал,
И в петлю, наконец, попал);
Другой был славою покрытый Сочинитель:
Он тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был, как Сирена, сладкогласен,
И, как Сирена, был опасен.
В аду обряд судебный скор;
Нет проволочек бесполезных:
В минуту сделан приговор.
На страшных двух цепях железных
Повешены больших чугунных два котла:
В них виноватых рассадили,
Дров под Разбойника большой костер взвалили;
Сама Мегера их зажгла
И развела такой ужасный пламень,
Что трескаться стал в сводах адских камень.
Суд к Сочинителю, казалось, был не строг;
Под ним сперва чуть тлелся огонек;
Но там, чем далее, тем боле разгорался.
Вот веки протекли, огонь не унимался.
Уж под Разбойником давно костер погас:
Под Сочинителем он злей с часу́ на час.
Не видя облегченья,
Писатель, наконец, кричит среди мученья,
Что справедливости в богах нимало нет;
Что славой он наполнил свет
И ежели писал немножко вольно,
То слишком уж за то наказан больно;
Что он не думал быть Разбойника грешней.
Тут перед ним, во всей красе своей,
С шипящими между волос змеями,
С кровавыми в руках бичами,
Из адских трех сестер явилася одна.
«Несчастный!» говорит она:
«Ты ль Провидению пеняешь?
И ты ль с Разбойником себя равняешь?
Перед твоей ничто его вина.
По лютости своей и злости,
Он вреден был,
Пока лишь жил;
А ты… уже твои давно истлели кости,
А солнце разу не взойдет,
Чтоб новых от тебя не осветило бед.
Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век-от-веку лютеет.
Смотри (тут свет ему узреть она дала),
Смотри на злые все дела
И на несчастия, которых ты виною!
Вон дети, стыд своих семей,—
Отчаянье отцов и матерей:
Кем ум и сердце в них отравлены?— тобою.
Кто, осмеяв, как детские мечты,
Супружество, начальства, власти,
Им причитал в вину людские все напасти
И связи общества рвался расторгнуть?— ты.
Не ты ли величал безверье просвещеньем?
Не ты ль в приманчивый, в прелестный вид облек
И страсти и порок?
И вон опоена твоим ученьем,
Там целая страна
Полна
Убийствами и грабежами,
Раздорами и мятежами
И до погибели доведена тобой!
В ней каждой капли слез и крови — ты виной.
И смел ты на богов хулой вооружиться?
А сколько впредь еще родится
От книг твоих на свете зол!
Терпи ж; здесь по делам тебе и казни мера!»
Сказала гневная Мегера —
И крышкою захлопнула котел.
простите.
c
crataegus
23:18, 15.11.2010
"какой умысел у смысла?"
U
00:59, 16.11.2010
смыслы не могут быть идентичными
Могут-могут.
Распределение по религиозным группировкам иллюстрирует односмысленность в разл.социальных группах.
09:54, 16.11.2010
Есть два типа людей прямо противоположных по отношению к смыслу жизни.
Первый тип не заморачивается - живет и получает удовольствие.
Второй - ищет смыслы, заморачивается, и, надо полагать, также получает удовольствие в этом.
Первый тип не заморачивается - живет и получает удовольствие.
Второй - ищет смыслы, заморачивается, и, надо полагать, также получает удовольствие в этом.
10:04, 16.11.2010
А есть еще два типа людей
Типа Шевчук - это которым не пофигу страдания людей. Это так называемые "интеллигенты".
А есть типа Гребенщиков - которым пофигу. Они буддисты и им хорошо. А что другим - пофиг. БГ не считает себя и не хочет быть интеллигентом.
Вероятно он уже привык считать себя просто Б-гом.
Тип Макаревич это третий тип, который обсуждать бессмысленно. Такой тип тоже есть и всегда будет есть. И петь в общем-то неплохие песни.
Что типа "мир уже прогнулся под нас".
Типа Шевчук - это которым не пофигу страдания людей. Это так называемые "интеллигенты".
А есть типа Гребенщиков - которым пофигу. Они буддисты и им хорошо. А что другим - пофиг. БГ не считает себя и не хочет быть интеллигентом.
Вероятно он уже привык считать себя просто Б-гом.
Тип Макаревич это третий тип, который обсуждать бессмысленно. Такой тип тоже есть и всегда будет есть. И петь в общем-то неплохие песни.
Что типа "мир уже прогнулся под нас".
c
crataegus
10:05, 16.11.2010
он уже привык считать себя просто Б-гом.
Б-Гом!
Т
Так
10:42, 16.11.2010
Распределение по религиозным группировкам иллюстрирует односмысленность в разл.социальных группах.
Есть такие понятия: "обобщение", "усреднение", "подгонка" и т.п. Поэтому, то, что в итоговом распределении фигурирует, как единственный элемент,
в реальности вполне может быть немаленьким множеством объединённых по какому-либо одному (или нескольким) признаку элементов.В общем, не стоит выводам не особо корректных социологических исследований, публикуемым в СМИ, придавать существенное значение. Особенно этим отличаются публикации "британских учёных".
я
ярость рвотных масс
15:52, 16.11.2010
Честно говоря не понимаю как можно всерьез воспринимать рассуждения человека, прославившего своего имя всенародным визгом УТИ КАКАЯ!!!
фельетон
фельетон
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.