... а то дети спросят, а вы и не знаете
Цокотуха (Муха-Цокотуха) - тараторка, болтушка (разг.). Цокотать - в переносном значении говорить без умолку. (словари Ушакова, Ефремовой).
Каракула (Акула-каракула) - караковая лошадь. Караковый конь - темногнедой, почти вороной, с подпалинами, желтизною на морде и в пахах. Вороная в каракулах, в черных же, масляных яблоках (Даль)
А то все думал, шо за цокотуха такая? Болтунья, значит. А акула тадысь - по цвету кониному так названа. Сканает. Душенька утешилась.
Чо там еще есть неизвестного? Лукоморье - в допетрову эпоху географическое наименование местности в луке (излучине, заливе) Карского моря при устье р. Обь. ЯНАО сейчас.
Салтан (царь Салтан). Практически то же, что и султан. Татаро-ордынские сибирские ханы так назывались. Употреблялось русскими в значении царь.
"Русалка на ветвях сидит". А чо она туда забралась? А русалками назывались не только водяные девы с рыбьими хвостами, но и лесные девы с птичьим низом и женским верхом.
"Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит". Украшения хантыйских дев, скорее всего, иранского золота. С принятием мусальманства оружие и золотые изделия попали под запрет в Персии, и торговцы двинулись на север, через территорию, где щас современный Казахстан, выходили на верховья Иртыша и уходили на Обь. Второй путь - вверх по Итилю (Волге), Каме, Белой, Чусовой, Вишере.
Чего вспомню - буду добавлять.
[Сообщение изменено пользователем 30.09.2009 14:27]
Каракула (Акула-каракула) - караковая лошадь. Караковый конь - темногнедой, почти вороной, с подпалинами, желтизною на морде и в пахах. Вороная в каракулах, в черных же, масляных яблоках (Даль)
А то все думал, шо за цокотуха такая? Болтунья, значит. А акула тадысь - по цвету кониному так названа. Сканает. Душенька утешилась.
Чо там еще есть неизвестного? Лукоморье - в допетрову эпоху географическое наименование местности в луке (излучине, заливе) Карского моря при устье р. Обь. ЯНАО сейчас.
Салтан (царь Салтан). Практически то же, что и султан. Татаро-ордынские сибирские ханы так назывались. Употреблялось русскими в значении царь.
"Русалка на ветвях сидит". А чо она туда забралась? А русалками назывались не только водяные девы с рыбьими хвостами, но и лесные девы с птичьим низом и женским верхом.
"Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит". Украшения хантыйских дев, скорее всего, иранского золота. С принятием мусальманства оружие и золотые изделия попали под запрет в Персии, и торговцы двинулись на север, через территорию, где щас современный Казахстан, выходили на верховья Иртыша и уходили на Обь. Второй путь - вверх по Итилю (Волге), Каме, Белой, Чусовой, Вишере.
Чего вспомню - буду добавлять.
[Сообщение изменено пользователем 30.09.2009 14:27]
П
Полосатая_Матраца
Садитесь, пять!!!
Украшения хантыйских дев, скорее всего, иранского золота.
Серебро в основном. В находках оно на 80% Во основном азиатское, но встречается и античное... Хотя теми же дорогами...
Золото было свое. Технология выплавки проста, доступна в этих условиях, уходило в основном на мену. А серебро наряду с медью имело сакральное значение.
S
Shiri
Салтан (царь Салтан). Практически то же, что и султан. Татаро-ордынские сибирские ханы так называлис
"Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит". Украшения хантыйских
дев
значица "сказка о царе Салтане" вовсе и не русский культурный памятник...нда..
как интересна и причудлива истрия...
Царевна-лебедь. Как утки, гуси и др. водоплавающие лебедь считались священными у многих народов, в том числе и у югорских (могут сразу в трех мирах пребывать - подземном, земном и надземном, нырять-плавать, ходить и летать). Частые персонажи в мифологии и фольклоре уральских народов. Обожестлялись.
Мож быть, отсюда Пушкин и взял ее, ведь в русских сказках лебеди не были персонажами. Если только гуси-лебеди Бабы-Яги. Но и они отсылают к Югре - эти птицы часто изображены рядом с хантыйскими и мансийскими богинями, часто стояли в капищах рядом с их идолами. А югорские богини (Йоми-баба, или
Йоми-бобо, Золотая баба Сорни-Най, Калтысь - это все проматери богов, бабушки богов) несли русским смерть по поверьям.
Рядом же
"Ладушки-ладушки, где были? У бабушки". Лада - проматерь славянских богов. Были у Лады - бабушки богов. Возможно, хлопанье в ладоши - некое ритуально действие.
"У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том". Многие деревья у разных народов почитались как священные и им приносили дары, поклонялись, навешивая различные украшения. До нас дошло как наряжение новогодней ёлки.
[Сообщение изменено пользователем 30.09.2009 14:44]
Рядом же
"Ладушки-ладушки, где были? У бабушки". Лада - проматерь славянских богов. Были у Лады - бабушки богов. Возможно, хлопанье в ладоши - некое ритуально действие.
"У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том". Многие деревья у разных народов почитались как священные и им приносили дары, поклонялись, навешивая различные украшения. До нас дошло как наряжение новогодней ёлки.
[Сообщение изменено пользователем 30.09.2009 14:44]
Золото было свое.
как раз таки серебро считалось своим. Много было разговоров о пермском и югорском серебре. Золото везли с Азии.
как интересна и причудлива истрия...
Сибирь ваще открыл не Ермак... Когда он пришел, почти все все местные племена имели тесные связи с Азией, даже правили в царствах назначенные люди из Бухары и Самарканда.
Пути снабжения армии оказались короче, вот и проиграли азиаты.
U
Каракула (Акула-каракула) - караковая лошадь
Каракуль отсюда же? Это ж вроде ягнята...
[Сообщение изменено пользователем 30.09.2009 14:46]
m
2m_ass_off
Я в то время в других местах был....
как раз таки серебро считалось своим. Много было разговоров о пермском и югорском серебре. Золото везли с Азии.
Технология гораздо сложнее. Только азиатьский опыт и материальная и технологичемкая база азии могла создать изделия с того качества. Свое серебро тоже было, но слабого уровня, не очень чистое, трудно поддающегося дальнейшей обработке в тонкие изделия... Возможно покупали местное как лом, обратно везли изделия...
Звиняй, я с ювелиркою на ноге короткой... В том числе и с историей оной...
U
тема кащея не раскрыта
И Бабы-Яги.
Яга, йога...
В большинстве случаев простое прочтение русских немотивированных слов по-арабски моментально дает этимологически бесспорные решения. Так, акула - "прожорливая", баран - “невинный”, бык - "рогатый"; волк – “злой”; дрозд - "подражальщик" (ср. дрозд-пересмешник); жаворонок - "хлопающий в воздухе
крыльями, не летя"; кобра "горделивая"; колибри - "питающийся с пестика"; кукушка - "яйца выкидывающая" даже в русском прочтении, тогда как “научная” этимология считает это слово звукоподражательным; лиса - "хитрая обманщица"; лошадь - "сильная"; питон - "завораживающий"; скотина - “бессловесная”;
собака - "гончая"; сова - "бодрствующая"; сорока – “воровка”; угорь - "мигрант" (европейский речной угорь метать икру отправляется за семь тысяч километров в Саргассово море); хамелеон -"защищающийся цветом"; щука - "хулиган"; ягуар – “бегун”. За пределами животного мира: лес - "густой"; поле -
"чистое"; капуста – “сжатая, стиснутая”; земля -"беременная" (потому она и родит); липа – “мочало” (сравните ободранный как липка), осина – “чувствительная”
Некоторые русские слова надо читать по-арабски, т.е. в обратную сторону, тогда выясняется, что голубь – “вестник”, байбак – "зерновик"; хомяк - "пшеничник"; гусеница - "прядильщик"; бабы - “предмет любви”; рута – “пахучая”. Здесь оппоненты обычно находят пищу для возражений. Мол, нет системы, одни слова читаются справа налево, другие наоборот. Однако в какую сторону читать слово, определяется не отвлеченными рассуждениями, а фактами языка. Например, арабское ашвал “левша”, соответствует русскому левша, прочитанное в обратную сторону, и с этим ничего не поделать. Практически приблизительно 20% всех слов этимологизируются через обратное их прочтение.
http://sirag7.narod.ru/NNV/lecturesNNV/K03.htm
Некоторые русские слова надо читать по-арабски, т.е. в обратную сторону, тогда выясняется, что голубь – “вестник”, байбак – "зерновик"; хомяк - "пшеничник"; гусеница - "прядильщик"; бабы - “предмет любви”; рута – “пахучая”. Здесь оппоненты обычно находят пищу для возражений. Мол, нет системы, одни слова читаются справа налево, другие наоборот. Однако в какую сторону читать слово, определяется не отвлеченными рассуждениями, а фактами языка. Например, арабское ашвал “левша”, соответствует русскому левша, прочитанное в обратную сторону, и с этим ничего не поделать. Практически приблизительно 20% всех слов этимологизируются через обратное их прочтение.
http://sirag7.narod.ru/NNV/lecturesNNV/K03.htm
Д
Дикая волчица
И Бабы-Яги.
В старину Яг(ом) называли - темную и непролазную чащу в лесу. Ну и естественно, что хозяйкой этой чащи была женщина (колдунья). Кстати, местные знахарки и колдуньи считали за счатье найти именно в таком месте какую-либо целебную травку и корешок.
А есть ведь еще - Баба-Яга - "костяная нога". Так вот эта присказка идет от внешнего вида избушки на курьих ножках,т.к. именно куринная нога являлась амулетом для заговора у колдуней (на Руси!), у ряда славян - заячья лапка, у мусульман - бараний высушенный мочевой пузырь, либо ножка косули или олененка.
U
А есть ведь еще - Баба-Яга - "костяная нога"
А её способности к пилотированию на метле и в ступе?
Д
Дикая волчица
Может, я и не в тему, но меня всегда удивляет использование ряда слов)))) Есть такое выражение - попасть в просак. Так вот: просак - это место между!!!!!!!! анальным и вагинальным отверстием (уж простите). Откуда пошло это выражение и зачем оно вообще используется??? - вот задачка)))
Д
Дикая волчица
А её способности к пилотированию на метле и в ступе?
нуууу, это просто))))) Все, что не от бога - это бесы и черти. А они, как известно, все летают (еще "Вечера на хуторе.." этому подтверждение). А Яга кто? Ведьма!!!!
S
Shiri
А есть ведь еще - Баба-Яга - "костяная нога". Т
я еще читала где то версию, что избушка Бабы-Яги это вход в цартсво мертвых, и хозяйка его - это страж и привратник одновременно.
Наполовину живая, наполовину мертвец, отсюда и костяная нога.
помните присказку Ивана Царевича "Напои, накорми, вымой, а потом и спрашивай" А сам ничего не ел и все питье под стол выливал. Это потому что ритуал по отправлению покойника в мир духов.
и ворчание бабки - "русским духом пахнет". то есть живым, человеческим.
c
crataegus
Баба Яга - это мертвец, а избушка ее - "домовина", гроб.
A
-= Arbitr =-
Бабка-ёжка безусловно язычница и колдунья. Но очень интересный феномен.
Считается, что такие бабки были почти в каждом селении. Занимались знахарством и охраняли путь мёртвых. А также занимались инициацией подростков.
Ягать можно перевести как разжигать, т.е. баба-огонь.
Причём проживая, фактически, на капище имела как правило изгородь с черепами, и избушку на корневищах, очень схожих с лапами змея Горыныча.
Версия с сажанием в печь очень непростая: было принято выхаживать младенцев путём сажания закатанных в тесто грудничков в раскалённую и мгновенного вынимания и распелёнывания.
Вот такая неординарная бабуля получается!
Считается, что такие бабки были почти в каждом селении. Занимались знахарством и охраняли путь мёртвых. А также занимались инициацией подростков.
Ягать можно перевести как разжигать, т.е. баба-огонь.
Причём проживая, фактически, на капище имела как правило изгородь с черепами, и избушку на корневищах, очень схожих с лапами змея Горыныча.
Версия с сажанием в печь очень непростая: было принято выхаживать младенцев путём сажания закатанных в тесто грудничков в раскалённую и мгновенного вынимания и распелёнывания.
Вот такая неординарная бабуля получается!
А есть ведь еще - Баба-Яга - "костяная нога". Так вот эта присказка идет от внешнего вида избушки на курьих ножках,
как версия: курьи ножки идут не от куриных лап, а от домов, стоящих в курье - затопляемом месте, старице, речном заливе. Такие дома ставились на сваях, чтоб не топило в половодье. Курьи ноги, заметьте, не куриные в сказках. Зачем Яге такой дом? У северных народов были такие священные амбарчики, в которых хранились идолы божков или души умерших (кстати, их часто одевали в шубу - ягу). В них не было ни дверей, ни окон. И стояли они на столбах. Аналогичными были охотничьи домики с припасами, стояли высоко от земли, чтоб зверь не залез. Те амбарчики, что божков и души хранили, огораживались забором с черепами.
еще вариант про курьи ножки: чтоб дерево не сгнило, его могли окурить, обжечь. На Урале, по крайней мере, так говорили: дерево курили на уголь. Курени - место, где выжигали уголь из леса.
помните присказку Ивана Царевича "Напои, накорми, вымой, а потом и спрашивай"
опять же традиция северных народов, правила гостеприимства - сначала путника следует накормить, напоить, обмыть, дать выспаться, а потом о деле говорить.
Кстати, поворот избушки "к лесу задом, ко мне передом" мог означать переход из мира мертвых в мир живых, от темного леса к солнцу, Яга из мира мертвых переходила в мир живых.
И еще штрих. Избушка изначально (задом к человеку) стоит в царстве мертвых и приближение всякого живого человека - лицом к избушке! - замечалось духами. Чтобы "человеческим духом" не пахло, чтобы скрыть свое приближение к избе, люди подходили (в 20 веке, по-моему, еще сохранялись такие традиции) в надетых задом-наперед одеждах, показывая, что они не приближаются, а наоборот, уходят из мира мертвых. Здесь вроде есть связь между такими переодеваниями и поворотами "ко мне передом, к лесу задом".
[Сообщение изменено пользователем 30.09.2009 16:19]
U
А они, как известно, все летают
- Почему пилот?
- дык, патамушта летает.
Это не объяснение.
Ище рас спрашу: может известно, почему летают-то? На какой такой энергии? Какой тайный смысел? ;-)
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.