Наталья Бехтерева: Я ВЕРЮ В ВЕЩИЕ СНЫ
Когда-то я обещала перепечатать эту статью вам.
Поскольку она большая, буду делать это частями, в общем, согласно своему времени, но в одном топике.
Полезность этой статьи навеяна и мыслями, которые мучают форумчан, и моим кредо.
Сначала личное дело:
Наталья Петровна Бехтерева более четверти века носит звание академика. В 1975 она была избрана академиком Академии медицинских наук СССР ( сейчас - Российская академия медицинских наук), в 1981 - академиком Академии наук СССР ( ныне - Российская академия наук). Автор фундаментальных трудов по физиологии и психической деятельности. Лауреат Государственной премии.
Бехтерева - внучка российского невролога, психиатра и психолога, основателя научной школы.
Татьяна Петровна - научный руководитель Института мозга человека, где директором - Святослав Медведев, сын Бехтеревой.
Возможно, интервью с ней поможет лучше понять собственные вопросы и проблемы.
Поскольку она большая, буду делать это частями, в общем, согласно своему времени, но в одном топике.
Полезность этой статьи навеяна и мыслями, которые мучают форумчан, и моим кредо.
Сначала личное дело:
Наталья Петровна Бехтерева более четверти века носит звание академика. В 1975 она была избрана академиком Академии медицинских наук СССР ( сейчас - Российская академия медицинских наук), в 1981 - академиком Академии наук СССР ( ныне - Российская академия наук). Автор фундаментальных трудов по физиологии и психической деятельности. Лауреат Государственной премии.
Бехтерева - внучка российского невролога, психиатра и психолога, основателя научной школы.
Татьяна Петровна - научный руководитель Института мозга человека, где директором - Святослав Медведев, сын Бехтеревой.
Возможно, интервью с ней поможет лучше понять собственные вопросы и проблемы.
1.
Корр: Можно пожаловаться, Наталья Петровна? Как врачу. Головная боль замучила...
Н.Б.: Чаще всего подобное происходит из-за плохого кровоснабжения мозга.
Корр: А знакомые говорят: думаю не о том. Может, правда?
Н.Б.: От мыслей голова не болит и от работы не устает. Глаза, мыщцы шеи, плеч или спины утомиться могут, но не мозг. Покой ему не требуется.
Корр: Ещё я, Наталья Петровна, снов не помню. Обидно, знаете ли. Другие смотрят по ночам бесплатное кино с собой в главной роли, а я нет...
Н.Б.: Может, это счастье: сны на вас влияют меньше.
Корр: А по какому, интересно, ведомству проходят вещие сны?
Н.Б.: Это такая штука... не воспроизводимая. Их нельзя по желанию заказать, хотя однажды я повторно вызвала очень яркий сон, в котором не до конца разобралась. Но это скорее исключение. Вещий сон возможен, хотя и не вероятен. Можно найти иголку в стоге сена? В принципе да, но не факт.
( продолжение следует)
Корр: Можно пожаловаться, Наталья Петровна? Как врачу. Головная боль замучила...
Н.Б.: Чаще всего подобное происходит из-за плохого кровоснабжения мозга.
Корр: А знакомые говорят: думаю не о том. Может, правда?
Н.Б.: От мыслей голова не болит и от работы не устает. Глаза, мыщцы шеи, плеч или спины утомиться могут, но не мозг. Покой ему не требуется.
Корр: Ещё я, Наталья Петровна, снов не помню. Обидно, знаете ли. Другие смотрят по ночам бесплатное кино с собой в главной роли, а я нет...
Н.Б.: Может, это счастье: сны на вас влияют меньше.
Корр: А по какому, интересно, ведомству проходят вещие сны?
Н.Б.: Это такая штука... не воспроизводимая. Их нельзя по желанию заказать, хотя однажды я повторно вызвала очень яркий сон, в котором не до конца разобралась. Но это скорее исключение. Вещий сон возможен, хотя и не вероятен. Можно найти иголку в стоге сена? В принципе да, но не факт.
( продолжение следует)
2.
Корр: Значит, совпадение, что сны иногда сбываются?
Н.Б.: Нет, обычно вещий сон подготовлен многими факторами, тем, что человек не выводит в сознание, но что в нём живёт.
Корр: Но как можно увидеть будущее, которого ещё нет?
Н.Б.: У меня было шесть или семь вещих снов. Однажды приснился почтальон, принесший телеграмму о смерти мамы. Сон изобиловал деталями, был так правдоподобен, что, проснувшись, я пересказала всё мужу. Он ответил: "И ты, ученая, в это веришь?!". Действительно, накануне я получила письмо от мамы, очень спокойное и хорошее. И никуда не поехала. А через десять дней пришёл почтальон...
Позже, много раз прокручивала ситуацию, думала: откуда возник сон, оказавшийся явью и повторившийся в мельчайших подробностях? Видимо, что-то позволило мозгу самостоятельно выстроить ситуацию, сложить вместе различные детали.
Корр: А с отцом как получилось? Вы ведь предвидели его арест.
Н.Б.: И этот сон был подготовлен. Представляете, что творились в Ленинграде в 1937? Аресты, аресты, аресты... Папа долго не верил, что его тронут, но однажды сказал: "За мной ходит какой-то человек с голубыми глазами Я его уже несколько раз встретил". Для ребёнка этих фактов было достаточно, чтобы задуматься о возможной беде. Мне приснилось: папа стоит в конце коридора, у него под ногами поднимается пол, и оттуда выбивается нестерпимо яркое пламя. Потом папа падает...
Корр: Вас пугали эти сны?
Н.Б.: Это не страх, тут другое... Каждый такой случай сопровождался жутким эмоциональным состоянием. Я давно не плачу, переживаю иначе, но когда приснилась смерть мамы, рыдала, причём насильственно.
Корр: Это как?
Н.Б.: Не могла не плакать. Не то, чтобы распустилась и дала себе волю - ничего подобного! Мне было не сдержаться! Обычно просыпаюсь в хорошем настроении, и надо постараться, чтобы мне его испортить, а тут испытала необъяснимое состояние горя. Эти сны были такие яркие, такие красочные...
Корр: Значит, совпадение, что сны иногда сбываются?
Н.Б.: Нет, обычно вещий сон подготовлен многими факторами, тем, что человек не выводит в сознание, но что в нём живёт.
Корр: Но как можно увидеть будущее, которого ещё нет?
Н.Б.: У меня было шесть или семь вещих снов. Однажды приснился почтальон, принесший телеграмму о смерти мамы. Сон изобиловал деталями, был так правдоподобен, что, проснувшись, я пересказала всё мужу. Он ответил: "И ты, ученая, в это веришь?!". Действительно, накануне я получила письмо от мамы, очень спокойное и хорошее. И никуда не поехала. А через десять дней пришёл почтальон...
Позже, много раз прокручивала ситуацию, думала: откуда возник сон, оказавшийся явью и повторившийся в мельчайших подробностях? Видимо, что-то позволило мозгу самостоятельно выстроить ситуацию, сложить вместе различные детали.
Корр: А с отцом как получилось? Вы ведь предвидели его арест.
Н.Б.: И этот сон был подготовлен. Представляете, что творились в Ленинграде в 1937? Аресты, аресты, аресты... Папа долго не верил, что его тронут, но однажды сказал: "За мной ходит какой-то человек с голубыми глазами Я его уже несколько раз встретил". Для ребёнка этих фактов было достаточно, чтобы задуматься о возможной беде. Мне приснилось: папа стоит в конце коридора, у него под ногами поднимается пол, и оттуда выбивается нестерпимо яркое пламя. Потом папа падает...
Корр: Вас пугали эти сны?
Н.Б.: Это не страх, тут другое... Каждый такой случай сопровождался жутким эмоциональным состоянием. Я давно не плачу, переживаю иначе, но когда приснилась смерть мамы, рыдала, причём насильственно.
Корр: Это как?
Н.Б.: Не могла не плакать. Не то, чтобы распустилась и дала себе волю - ничего подобного! Мне было не сдержаться! Обычно просыпаюсь в хорошем настроении, и надо постараться, чтобы мне его испортить, а тут испытала необъяснимое состояние горя. Эти сны были такие яркие, такие красочные...
3.
Корр: Мистика?
Н.Б.: Для меня вещий сон сродни научному открытию. Человека вдруг озаряет! Да, вдруг, но есть первопричина. Процесс идёт, внутри что-то варится, а потом вырывается наружу. Например, Менделееву его Периодическая таблица приснилась. Вещий сон? Вероятно. Но ведь таблицу увидел человек, который занимался химией, шёл к открытию, думал о нём. Таких случаев - масса! У меня есть друг в Америке, он вообще считает, что самые хорошие мысли приходят ниоткуда.
Корр: И уходят в никуда.
Н.Б.: Спорный тезис.
Корр: Ну да, Вы же убеждены: человек помнит всё, хотя иногда кое-что и забывает.
Н.Б.: Нет, мы ничего не забываем. Память - сложный процесс, включающий в себя несколько стадий. Порой в мозгу выходит из строя механизм считывания информации, он очень хилый, легкоранимый.
Корр: А с Вами такие сбои случались?
Н.Б.: Забываю ли я? Память у меня сегодня похуже, чем была в 25 лет, но лучше, чем у многих двадцатипятилетних. До сих пор помню сотни телефонных номеров, исторических дат...
Корр: Мистика?
Н.Б.: Для меня вещий сон сродни научному открытию. Человека вдруг озаряет! Да, вдруг, но есть первопричина. Процесс идёт, внутри что-то варится, а потом вырывается наружу. Например, Менделееву его Периодическая таблица приснилась. Вещий сон? Вероятно. Но ведь таблицу увидел человек, который занимался химией, шёл к открытию, думал о нём. Таких случаев - масса! У меня есть друг в Америке, он вообще считает, что самые хорошие мысли приходят ниоткуда.
Корр: И уходят в никуда.
Н.Б.: Спорный тезис.
Корр: Ну да, Вы же убеждены: человек помнит всё, хотя иногда кое-что и забывает.
Н.Б.: Нет, мы ничего не забываем. Память - сложный процесс, включающий в себя несколько стадий. Порой в мозгу выходит из строя механизм считывания информации, он очень хилый, легкоранимый.
Корр: А с Вами такие сбои случались?
Н.Б.: Забываю ли я? Память у меня сегодня похуже, чем была в 25 лет, но лучше, чем у многих двадцатипятилетних. До сих пор помню сотни телефонных номеров, исторических дат...
4.
Корр: Голова не мусорное ведро, зачем его засорять?
Н.Б.: А зачем раньше учили мёртвые языки? Это эмпирика, тренировка. Мозг надо загружать, нельзя позволять ему лениться. Очень полезна не только интеллектуальная нагрузка, но и двигательная активность. Надо побольше ходить, бегать. Не менее20-30 минут ежедневно.
Корр: Значит, если с детства зубрить латынь и много двигаться, на старости лет не придется кругами бродить по квартире в поисках вещи, которую засунул неведомо куда?
Н.Б.: Бывает, и я не сразу нахожу чего-то, но мне не составляет труда "отмотать" назад и восстановить логическую цепочку. Повторяю, забыть "насовсем" ничего нельзя.
Корр: Но иногда это бывает полезно...
Н.Б. Да, но тогда срабатывает защитный принцип саморегуляции. Мозг что-то затормаживает в памяти, идёт подавление негативной информации, но это вовсе не значит, что мы забываем.
Корр: Однако есть же провалы в памяти, когда невозможно ничего вспомнить.
Н.Б.: Нарушен механизм считывания. Даже случаи посттравматической амнезии, уверена, поддаются расшифровке, хотя это и сложнейшая задача. В памяти не должно быть тёмных пятен. Это вредно. Я ругаю сайентологов, но и у Хаббарда есть здравые мысли. Скажем, он советует описать, что вас тревожит. Эту бумагу не надо никому показывать, но излить на неё беспокойство стоит. Важно лишь не доводить самокопание до абсурда. Славянская рефлексия имеет ведь и много отрицательных черт.
Корр: Голова не мусорное ведро, зачем его засорять?
Н.Б.: А зачем раньше учили мёртвые языки? Это эмпирика, тренировка. Мозг надо загружать, нельзя позволять ему лениться. Очень полезна не только интеллектуальная нагрузка, но и двигательная активность. Надо побольше ходить, бегать. Не менее20-30 минут ежедневно.
Корр: Значит, если с детства зубрить латынь и много двигаться, на старости лет не придется кругами бродить по квартире в поисках вещи, которую засунул неведомо куда?
Н.Б.: Бывает, и я не сразу нахожу чего-то, но мне не составляет труда "отмотать" назад и восстановить логическую цепочку. Повторяю, забыть "насовсем" ничего нельзя.
Корр: Но иногда это бывает полезно...
Н.Б. Да, но тогда срабатывает защитный принцип саморегуляции. Мозг что-то затормаживает в памяти, идёт подавление негативной информации, но это вовсе не значит, что мы забываем.
Корр: Однако есть же провалы в памяти, когда невозможно ничего вспомнить.
Н.Б.: Нарушен механизм считывания. Даже случаи посттравматической амнезии, уверена, поддаются расшифровке, хотя это и сложнейшая задача. В памяти не должно быть тёмных пятен. Это вредно. Я ругаю сайентологов, но и у Хаббарда есть здравые мысли. Скажем, он советует описать, что вас тревожит. Эту бумагу не надо никому показывать, но излить на неё беспокойство стоит. Важно лишь не доводить самокопание до абсурда. Славянская рефлексия имеет ведь и много отрицательных черт.
5
Корр: А существуют ли критерии, позволяющие говорить, кто умный, а кто глупый?
Н.Б.: Единого правила нет, они разные, скажем, для профессии и повседневной жизни, хотя формально всё можно обозначить одними словами. Умный тот, кто принимает максимальное количество правильных решений при минимуме ошибок. Но тут важно сделать поправку: например, знаю случаи, когда прекрасные шахматисты, просчитывающие многосложные комбинации на доске, в жизни оказывались почти дебилами.
Корр: Насколько объективен IQ, коэффицент интеллекта по-американски?
Н.Б.: В среднем это отражает возможности человека, но результаты тестов всегда относительны. Один легко справляется с заданиями, а у другого не столь быстрый ум, что не исключает правильности его решений и яркой одаренности в какой-то области. Существует предрасположенность к тому или иному роду занятий.
Корр: А существуют ли критерии, позволяющие говорить, кто умный, а кто глупый?
Н.Б.: Единого правила нет, они разные, скажем, для профессии и повседневной жизни, хотя формально всё можно обозначить одними словами. Умный тот, кто принимает максимальное количество правильных решений при минимуме ошибок. Но тут важно сделать поправку: например, знаю случаи, когда прекрасные шахматисты, просчитывающие многосложные комбинации на доске, в жизни оказывались почти дебилами.
Корр: Насколько объективен IQ, коэффицент интеллекта по-американски?
Н.Б.: В среднем это отражает возможности человека, но результаты тестов всегда относительны. Один легко справляется с заданиями, а у другого не столь быстрый ум, что не исключает правильности его решений и яркой одаренности в какой-то области. Существует предрасположенность к тому или иному роду занятий.
6.
Корр: Как полагаете, Наталья Петровна, человечество умнеет по мере его "взросления"?
Н.Б.: То, что мы приобретаем в течение жизни, условно-рефлекторная деятельность, не наследуется. Так считается по классическим работам Павлова и других физиологов.
Корр: То есть, каждому новому поколению приходится начинать с нуля?
Н.Б.: Человечество накапливает опыт в виде разнообразных знаний, открытий, но практические, житейские навыки мы обретаем самостоятельно. Абсолютно все. Даже гении.
Корр: А правда, что гении должны быть малость того, не от мира сего?
Н.Б.: Нет, среди них есть и вполне адекватные. Тут работает другое правило: гением нельзя стать, им надо родиться. Для этого нужна особая функциональная организация мысли, идеальная биохимия.
Корр: Вашего деда Владимира Михайловича Бехтерева
называли гением...
Н.Б.: И называют. Кстати, это его портрет...
Корр: Он всегда висел в кабинете?
Н.Б.: Нет, я повесила фото, когда сама стала академиком. До этого было как-то неловко. Получилось бы, будто я намекаю на родство с великим ученым.
Корр: Не любите играть в поддавки?
Н.Б.: Нет. Это не мой стиль.
Корр: Как полагаете, Наталья Петровна, человечество умнеет по мере его "взросления"?
Н.Б.: То, что мы приобретаем в течение жизни, условно-рефлекторная деятельность, не наследуется. Так считается по классическим работам Павлова и других физиологов.
Корр: То есть, каждому новому поколению приходится начинать с нуля?
Н.Б.: Человечество накапливает опыт в виде разнообразных знаний, открытий, но практические, житейские навыки мы обретаем самостоятельно. Абсолютно все. Даже гении.
Корр: А правда, что гении должны быть малость того, не от мира сего?
Н.Б.: Нет, среди них есть и вполне адекватные. Тут работает другое правило: гением нельзя стать, им надо родиться. Для этого нужна особая функциональная организация мысли, идеальная биохимия.
Корр: Вашего деда Владимира Михайловича Бехтерева
называли гением...
Н.Б.: И называют. Кстати, это его портрет...
Корр: Он всегда висел в кабинете?
Н.Б.: Нет, я повесила фото, когда сама стала академиком. До этого было как-то неловко. Получилось бы, будто я намекаю на родство с великим ученым.
Корр: Не любите играть в поддавки?
Н.Б.: Нет. Это не мой стиль.
7.
Корр: И ни на минуты не забываете, что человеческие эмоции - лишь химическая реакция, происходящая в мозгу?
Н.Б.: Ну, уж нет. Когда сама переживаю сильные чувства, мне в голову не приходит думать о каких-то реакциях. Или я, по-вашему, не человек?
Корр: все равно ощущение, что окружающие для вас, Наталья Петровна, словно прозрачные, что вы видите их насквозь.
Н.Б.: Я не ясновидящая, хотя, например, много чего понимаю в моей внучке, которой 23 года. Прелестное создание! И с сыном у меня отношения прозрачные. Это самый мой дорогой человек! Никого нет ближе! Даже настроение портится. если долго его не вижу. Нам вместе так интересно! И дело не в том, что мы работаем в одной области. Недавно Святослав привёз из Англии восемь видеокассет "Саги о Форсайтах". Фильм обсуждали "полуфразами": хватало двух-трех слов, чтобы понять друг друга. Это здорово, это помогает не думать об усталости от жизни.
Корр: Притомились, Наталья Петровна?
Н.Б.: Пожалуй, да. Профессия, работа всегда давались мне легко. но этого мало. Прежде я позволяла себе многое из того, что теперь сделать не в силах. Могла и на крыше вагона прокатиться, и в случае нужды заработать на жизнь покраской потолков и стен. А сегодня?! Появились ограничения. Физические. Не хочу этого, не привыкла болеть, чувствовать себя слабой.
Корр: И ни на минуты не забываете, что человеческие эмоции - лишь химическая реакция, происходящая в мозгу?
Н.Б.: Ну, уж нет. Когда сама переживаю сильные чувства, мне в голову не приходит думать о каких-то реакциях. Или я, по-вашему, не человек?
Корр: все равно ощущение, что окружающие для вас, Наталья Петровна, словно прозрачные, что вы видите их насквозь.
Н.Б.: Я не ясновидящая, хотя, например, много чего понимаю в моей внучке, которой 23 года. Прелестное создание! И с сыном у меня отношения прозрачные. Это самый мой дорогой человек! Никого нет ближе! Даже настроение портится. если долго его не вижу. Нам вместе так интересно! И дело не в том, что мы работаем в одной области. Недавно Святослав привёз из Англии восемь видеокассет "Саги о Форсайтах". Фильм обсуждали "полуфразами": хватало двух-трех слов, чтобы понять друг друга. Это здорово, это помогает не думать об усталости от жизни.
Корр: Притомились, Наталья Петровна?
Н.Б.: Пожалуй, да. Профессия, работа всегда давались мне легко. но этого мало. Прежде я позволяла себе многое из того, что теперь сделать не в силах. Могла и на крыше вагона прокатиться, и в случае нужды заработать на жизнь покраской потолков и стен. А сегодня?! Появились ограничения. Физические. Не хочу этого, не привыкла болеть, чувствовать себя слабой.
8.
Корр: может, поэтому и открыли своё Зазеркалье, некий иллюзорный мир, где физические кондиции не так уж и важны?
Н.Б.: Я не торопилась бы называть этот мир иллюзорным. Вопрос намного сложнее, чем кажется. У меня на столе лежит недочитанная автобиография индийского йога. Он описывает поразительные вещи, рассказывает, например, о двух женщинах - европейке и индианке, которые десятки лет жили без пищи. Ничего не ели! И это не фантазии автора, а документально подтвержденные факты, не поддающиеся логическому пониманию. В книге приведены случаи материализации, дематериализации, выхода из тела. прочитаешь такое и...
Корр: ... в сверхъестественное поверишь?
Н.Б.: Дело не в вере. Скажем, феномен клинической смерти, выход человека из телесной оболочки, взгляд на себя со стороны доказаны наукой. Но ведь за клинической смертью наступает биологическая. Что происходит тогда? Задавала себе вопрос: согласна ли уйти совсем, чтобы от меня ничего не осталось? Согласна. Хотя, не скрою, интереснее, если бы ТАМ что-то оказалось. Я верю тому, что написано в Библии.
Корр: Как вы к этому пришли?
Н.Б.: Я пережила напасть. В 1990 году против меня шла кампания жуткой травли. Жуткой! Публикации в прессе, митинги у стен института, лозунги, плакаты... Не думала, что вынесу подобное. И вот, когда всё, казалось, миновало, неожиданно случились две смерти - мужа и приёмного сына. В одни сутки! Это была ТАКОЙ удар! Через пару недель после этого со мной стало твориться странное. Начались видения. Внешне я продолжала вести нормальную жизнь, но внутреннее потрясение оказалось так сильно, что я даже заподозрила у себя психическое заболевание. Консультировалась со спциалистами, пробовала разные средства. ничего не помогало! Когда-то у меня уже был фобический невроз, невроз ужаса...
Корр: Что это?
Корр: может, поэтому и открыли своё Зазеркалье, некий иллюзорный мир, где физические кондиции не так уж и важны?
Н.Б.: Я не торопилась бы называть этот мир иллюзорным. Вопрос намного сложнее, чем кажется. У меня на столе лежит недочитанная автобиография индийского йога. Он описывает поразительные вещи, рассказывает, например, о двух женщинах - европейке и индианке, которые десятки лет жили без пищи. Ничего не ели! И это не фантазии автора, а документально подтвержденные факты, не поддающиеся логическому пониманию. В книге приведены случаи материализации, дематериализации, выхода из тела. прочитаешь такое и...
Корр: ... в сверхъестественное поверишь?
Н.Б.: Дело не в вере. Скажем, феномен клинической смерти, выход человека из телесной оболочки, взгляд на себя со стороны доказаны наукой. Но ведь за клинической смертью наступает биологическая. Что происходит тогда? Задавала себе вопрос: согласна ли уйти совсем, чтобы от меня ничего не осталось? Согласна. Хотя, не скрою, интереснее, если бы ТАМ что-то оказалось. Я верю тому, что написано в Библии.
Корр: Как вы к этому пришли?
Н.Б.: Я пережила напасть. В 1990 году против меня шла кампания жуткой травли. Жуткой! Публикации в прессе, митинги у стен института, лозунги, плакаты... Не думала, что вынесу подобное. И вот, когда всё, казалось, миновало, неожиданно случились две смерти - мужа и приёмного сына. В одни сутки! Это была ТАКОЙ удар! Через пару недель после этого со мной стало твориться странное. Начались видения. Внешне я продолжала вести нормальную жизнь, но внутреннее потрясение оказалось так сильно, что я даже заподозрила у себя психическое заболевание. Консультировалась со спциалистами, пробовала разные средства. ничего не помогало! Когда-то у меня уже был фобический невроз, невроз ужаса...
Корр: Что это?
9.
Н.Б.: Однажды я летела из Москвы в Будапешт самолетом,который должен был разбиться. Добрались чудом, сели на крыло или, как говорят летчики, на плоскость. Домой я возвращалась уже поездом., который ночью загорелся... Вспыхнул соседний вагон, люди выпрыгивали из него в нижнем белье. Словом, увиденное произвело "некоторое" впечатление. Вид самолета, вагона метро или поезда и даже включённый фен вызывали ужас. Не страх, а именно ужас. Это не передать словами! Но я сама себя вылечила, потом и другим помогала избавиться от подобного невроза.
Однако, то, что случилось со мной в 1990-ом, было совсем иным. Я пришла к выводу, что это не болезнь, не патология, а вариант изменённого сознания и состояния. И вот тогда-то мне порекомендовали Библию. Она вернула меня в нормальное состояние. У меня есть теперь вера, но нет уверенности, что всё, что церкви делают от имени Господа, есть истина. Папа Римский покаялся за грехи инквизиции и правильно сделал.
О себе пусть каждый решает сам, но моя вера - это моё личное дело, это мой выбор.
________________
(Корр - А. Ванденко).
Н.Б.: Однажды я летела из Москвы в Будапешт самолетом,который должен был разбиться. Добрались чудом, сели на крыло или, как говорят летчики, на плоскость. Домой я возвращалась уже поездом., который ночью загорелся... Вспыхнул соседний вагон, люди выпрыгивали из него в нижнем белье. Словом, увиденное произвело "некоторое" впечатление. Вид самолета, вагона метро или поезда и даже включённый фен вызывали ужас. Не страх, а именно ужас. Это не передать словами! Но я сама себя вылечила, потом и другим помогала избавиться от подобного невроза.
Однако, то, что случилось со мной в 1990-ом, было совсем иным. Я пришла к выводу, что это не болезнь, не патология, а вариант изменённого сознания и состояния. И вот тогда-то мне порекомендовали Библию. Она вернула меня в нормальное состояние. У меня есть теперь вера, но нет уверенности, что всё, что церкви делают от имени Господа, есть истина. Папа Римский покаялся за грехи инквизиции и правильно сделал.
О себе пусть каждый решает сам, но моя вера - это моё личное дело, это мой выбор.
________________
(Корр - А. Ванденко).
Феномен Наташи Бекетовой, ученики Иисуса, Сатья Саи Баба
"Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому даётся проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
Все ли имеют дары исцелений?все ли говорят языками? все ли истолкователи?
Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь ещё превосходнейший (1-е Кор. 12:4-11,13,30,31)".
"ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКА
Феномен Наташи Бекетовой
Эта удивительная девушка говорит на 120 языках!
Весной прошлого года состоялась удивительная встреча. Более пятидесяти ученых — лингвистов, историков и психологов — “экзаменовали” молодую девушку Наташу Бекетову, свободно говорящую на 120 древних языках... В этническом плане все эти языки мертвы, то есть на них не говорят современные люди, а специалистов, занимающихся этими идиомами, можно пересчитать по пальцам. По словам Наташи, языки она не изучала, они просто “входят в неё, появляются в ее голове.
Участники встречи оказались в растерянности — опытнейшие лингвисты “сняли перед ней шляпы”, психологи нашли девушку полностью вменяемой. До сих пор с подобным явлением ученые не сталкивались, и загадка удивительный способностей девушки получила название "Феномен Наташи Бекетовой”.
"Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому даётся проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
Все ли имеют дары исцелений?все ли говорят языками? все ли истолкователи?
Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь ещё превосходнейший (1-е Кор. 12:4-11,13,30,31)".
"ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКА
Феномен Наташи Бекетовой
Эта удивительная девушка говорит на 120 языках!
Весной прошлого года состоялась удивительная встреча. Более пятидесяти ученых — лингвистов, историков и психологов — “экзаменовали” молодую девушку Наташу Бекетову, свободно говорящую на 120 древних языках... В этническом плане все эти языки мертвы, то есть на них не говорят современные люди, а специалистов, занимающихся этими идиомами, можно пересчитать по пальцам. По словам Наташи, языки она не изучала, они просто “входят в неё, появляются в ее голове.
Участники встречи оказались в растерянности — опытнейшие лингвисты “сняли перед ней шляпы”, психологи нашли девушку полностью вменяемой. До сих пор с подобным явлением ученые не сталкивались, и загадка удивительный способностей девушки получила название "Феномен Наташи Бекетовой”.
НАТАША БЕКЕТОВА.
Наташа родилась в Анапе. Сейчас ей 20 лет. По свидетельству ее мамы, когда девочке было всего несколько месяцев, вместо привычных уа-уа она произносила странные и вместе с тем удивительные звуки. Крошечный беззубый ротик отчетливо выговаривал слова стали сливаться в предложения чужих языков. Причем это была не просто какая-то бессмысленная абракадабра, девочка, безусловно, говорила что-то осознанное. Как выяснилось позже, это были предложения из забытых языков: древнеперсидского, древнеарабского, древнегреческого, древнееврейского... Кроме того, никто из окружения ребенка не знал и не говорил на этих языках.
Долгое время Наташа предпочитала скрывать свой дар. Она сама не понимала, откуда в её голове рождаются эти осмысленные слова и фразы. Девочка училась в обыкновенной школе, а вот изучение иностранных языков ей давалось необычайно легко. Складывалось впечатление, что язык она уже как бы вспоминала по мере его изучения. Часто такое происходит с детьми, которые в пяти-шестилетнем возрасте жили в чужой стране, были “носителями” иностранного языка, а потом, вернувшись на родину, забывали его. Начав изучать язык заново в сознательном возрасте, они вдруг в какие-то моменты могли вспомнить его и говорить абсолютно без акцента. Приблизительно то же самое происходило и с Наташей, однако никогда за границей она не жила.
Еще в 14 лет Наташа Бекетова не могла разобраться, что именно означают фразы, которые складываются у нее в голове. Она сомневалась — плод ли это её больной фантазии или же реальность? И вот неожиданно на глаза ей попадаются фотографии, сделанные с некоторых древних египетских текстов. К своему удивлению, девочка осознает, что может читать их и понимать смысл. Наташа была окрылена! Она поняла, что звучащие внутри её языки существуют на самом деле или, по крайней мере, существовали в прошлом. Девочка достала в библиотеках древние манускрипты на других языках — и результат был тот же. Она понимала смысл написанного...
Наташа родилась в Анапе. Сейчас ей 20 лет. По свидетельству ее мамы, когда девочке было всего несколько месяцев, вместо привычных уа-уа она произносила странные и вместе с тем удивительные звуки. Крошечный беззубый ротик отчетливо выговаривал слова стали сливаться в предложения чужих языков. Причем это была не просто какая-то бессмысленная абракадабра, девочка, безусловно, говорила что-то осознанное. Как выяснилось позже, это были предложения из забытых языков: древнеперсидского, древнеарабского, древнегреческого, древнееврейского... Кроме того, никто из окружения ребенка не знал и не говорил на этих языках.
Долгое время Наташа предпочитала скрывать свой дар. Она сама не понимала, откуда в её голове рождаются эти осмысленные слова и фразы. Девочка училась в обыкновенной школе, а вот изучение иностранных языков ей давалось необычайно легко. Складывалось впечатление, что язык она уже как бы вспоминала по мере его изучения. Часто такое происходит с детьми, которые в пяти-шестилетнем возрасте жили в чужой стране, были “носителями” иностранного языка, а потом, вернувшись на родину, забывали его. Начав изучать язык заново в сознательном возрасте, они вдруг в какие-то моменты могли вспомнить его и говорить абсолютно без акцента. Приблизительно то же самое происходило и с Наташей, однако никогда за границей она не жила.
Еще в 14 лет Наташа Бекетова не могла разобраться, что именно означают фразы, которые складываются у нее в голове. Она сомневалась — плод ли это её больной фантазии или же реальность? И вот неожиданно на глаза ей попадаются фотографии, сделанные с некоторых древних египетских текстов. К своему удивлению, девочка осознает, что может читать их и понимать смысл. Наташа была окрылена! Она поняла, что звучащие внутри её языки существуют на самом деле или, по крайней мере, существовали в прошлом. Девочка достала в библиотеках древние манускрипты на других языках — и результат был тот же. Она понимала смысл написанного...
ВСТРЕЧА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ
Приезд Наташи Бекетовой в Москву, где она встретилась с лингвистами, историками и психологами, состоялся в марте 2000 года. Появление этой хрупкой девушки в столице сразу поставило перед учеными ряд очень серьезных вопросов. Другими словами, феномен Наташи сегодня объяснить нельзя. Она говорила на разных древних языках, и ученые были поражены её знаниями. Причем, когда Наташа переходила с одной идиомы на другую, она полностью менялась — менялся голос, выражение лица, как будто изменялось ее отношение к жизни. Научное сообщество почувствовало, что, говоря на разных языках, Наташа, вольно или невольно, отражает мировоззрение той эпохи и того народа, к которому принадлежал язык. Звуки лились то мягко и плавно, то звонко звучали под сводами лекционного зала, то резко и отрывисто складывались в незнакомые слова, с которыми юное существо обращалось к аудитории.
За четыре часа общения с учеными девушка успела внести немало корректировок и поправок в раздел лингвистики, изучающий древние языки. К большой радости лингвистов-японоведов, она сумела воспроизвести способ прочтения древних иероглифов. Опытный японист А. Васильев воскликнул: “Я интуитивно чувствовал, что эти иероглифы надо читать именно так, но не был уверен в этом. После того как я услышал их прочтение, у меня не осталось ни малейшего сомнения в том, как их нужно читать”.
Не разочаровала Наташа и египтологов. “То, что мы видим, граничит с открытием ! Мы всегда испытывали трудности в прочтении труднопроизносимых корней, а здесь увидели, каким образом эти трудности преодолеть”, — признался один из специалистов в области древнеегипетского языка. Языковед А. Симонов, захвативший на встречу книгу с фотографиями древних этрусских памятников, был просто поражён, с какой легкостью Наташа прочла эти таблички.
Интересный разговор развернулся между кандидатом исторических наук Анатолием Соколовым и девушкой. Ученый сообщил, что в начале двадцатых годов XIX века в Пенджабе в селении Харап-па было обнаружено несколько сотен пластин, представляющих из себя прямоугольные плитки с изображением различных животных и с иероглифическими надписями под ними. Однако специалисты не могли определить, к какому народу отнести эти памятники, и это сдерживает процесс их дешифровки. А. Соколов спросил у Наташи, не могла бы она определить, к какому народу отнести эти плитки и на каком языке говорили эти люди. Немного поразмыслив над фотографиями плиток, Наташа ответила, что, по её мнению, надписи на пластинах принадлежат или очень близки дравидскому языку, а из современных отдаленно напоминают тамильский. Она также сообщила, что пластины имеют явно культовое значение, и речь в них идет о ритуале жертвоприношения в “большой год богов”. Указав на одну из пластин, Наташа сказала: “Вот эта — талисман. Тут написано: “Красивой госпожи защита”. А. Соколов заулыбался и сказал: “Похоже, вы правы!”.
Приезд Наташи Бекетовой в Москву, где она встретилась с лингвистами, историками и психологами, состоялся в марте 2000 года. Появление этой хрупкой девушки в столице сразу поставило перед учеными ряд очень серьезных вопросов. Другими словами, феномен Наташи сегодня объяснить нельзя. Она говорила на разных древних языках, и ученые были поражены её знаниями. Причем, когда Наташа переходила с одной идиомы на другую, она полностью менялась — менялся голос, выражение лица, как будто изменялось ее отношение к жизни. Научное сообщество почувствовало, что, говоря на разных языках, Наташа, вольно или невольно, отражает мировоззрение той эпохи и того народа, к которому принадлежал язык. Звуки лились то мягко и плавно, то звонко звучали под сводами лекционного зала, то резко и отрывисто складывались в незнакомые слова, с которыми юное существо обращалось к аудитории.
За четыре часа общения с учеными девушка успела внести немало корректировок и поправок в раздел лингвистики, изучающий древние языки. К большой радости лингвистов-японоведов, она сумела воспроизвести способ прочтения древних иероглифов. Опытный японист А. Васильев воскликнул: “Я интуитивно чувствовал, что эти иероглифы надо читать именно так, но не был уверен в этом. После того как я услышал их прочтение, у меня не осталось ни малейшего сомнения в том, как их нужно читать”.
Не разочаровала Наташа и египтологов. “То, что мы видим, граничит с открытием ! Мы всегда испытывали трудности в прочтении труднопроизносимых корней, а здесь увидели, каким образом эти трудности преодолеть”, — признался один из специалистов в области древнеегипетского языка. Языковед А. Симонов, захвативший на встречу книгу с фотографиями древних этрусских памятников, был просто поражён, с какой легкостью Наташа прочла эти таблички.
Интересный разговор развернулся между кандидатом исторических наук Анатолием Соколовым и девушкой. Ученый сообщил, что в начале двадцатых годов XIX века в Пенджабе в селении Харап-па было обнаружено несколько сотен пластин, представляющих из себя прямоугольные плитки с изображением различных животных и с иероглифическими надписями под ними. Однако специалисты не могли определить, к какому народу отнести эти памятники, и это сдерживает процесс их дешифровки. А. Соколов спросил у Наташи, не могла бы она определить, к какому народу отнести эти плитки и на каком языке говорили эти люди. Немного поразмыслив над фотографиями плиток, Наташа ответила, что, по её мнению, надписи на пластинах принадлежат или очень близки дравидскому языку, а из современных отдаленно напоминают тамильский. Она также сообщила, что пластины имеют явно культовое значение, и речь в них идет о ритуале жертвоприношения в “большой год богов”. Указав на одну из пластин, Наташа сказала: “Вот эта — талисман. Тут написано: “Красивой госпожи защита”. А. Соколов заулыбался и сказал: “Похоже, вы правы!”.
КАК ВОЗНИК ЯЗЫК?
Ученые констатировали, что “большинство плиток содержат просто абстрактные значки — идеограммы, а меньшинство — изображения животных или предметов. А это ставит под сомнение укоренившееся мнение, что письменность развивалась от изображений к символам, знакам”. На это Наташа ответила, что знаковое письмо является намного более древним, чем пиктографическое (изображениями), и иначе, по её мнению, быть и не могло. Наташа считает, что эти изменения в языке происходили по мере того, как мышление древних людей все более отклонялось от абстрактного и поглощалось земной действительностью. “Да и само графическое изображение букв во многих алфавитах ясно показывает, что буквы — это измененные, деформированные и стилизованные временем цифры, то есть буквы современных языков были некогда цифрами. Причем А — это 1, Б — 2, В — 3, Г — 4.„”, — не успела докончить девушка.
“Это же моя система, — перебил Наташу ученый-арабист, кандидат филологических наук Николай Вашкевич. — А — это один угол, Б — два угла, В — три... Если буквы многих алфавитов написать с учетом этого, то они похожи на простой ряд чисел: 1А, 2Б, 3В. 4Г, 5Д, 6Е, 7Ж, 83, 9И. 10К, 11Л, 12М...”. На это Наташа ответила, что эта система является общей системой изначального человеческого языка. В древности, по её мнению, существовал единый язык, который являлся смысловым. Люди говорили на нём и тут же понимали смысл сказанного, потому что само слово было неотличимо от мысли, которая за ним стояла. Естественно, не было нужды в словах-терминах, словах-знаках, словах-символах. Запас слов был неизменен и представлял из себя чёткую иерархическую систему, которая была одновременно и системой мыслей. А так как язык представлял из себя вполне завершенную модель, то мысли-слова были доступны для каждого и вспыхивали в голове у всякого, кто представлял себе тот или иной образ. И наоборот, образ рождался, когда человек слышал мысли-слова от другого. По словам Наташи, тогда не было надобности вести запись слов, да и сами мысли-слова передавались от одного к другому телепатически.
“Вот почему археологи не находят очень древних текстов. Но если это так, то это полностью переворачивает наше представление о мире, в котором мы живем”, — сказал кто-то из зала.
КАК МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ФЕНОМЕН НАТАШИ?
На этот вопрос корреспондент “Интерфакс ВРЕМЯ” попросил ответить сотрудника Московского института человековедения, кандидата психологических наук Галину Гамаюнову, которая как раз и занимается вопросом необычных способностей Наташи.
По ее словам, вопреки всем научным теориям феномен Наташи, безусловно, существует. Девочка заговорила “на языках” в том возрасте, когда дети ещё не знают, что говорить на 120 языках невозможно. “Это необъяснимое явление заставляет нас задуматься и о причинах разнообразных способностей человека вообще”, — считает Г. Гамаюнова. Как она отмечает, в атеистической науке распространено мнение, что человек постепенно учится разговаривать на многих языках, писать стихи, сочинять музыку и решать логические задачи. Однако те обстоятельства, которые сопровождают творческий процесс, ясно указывают, что часто музыка, стихи, разнообразные идеи и научные открытия появляются в голове человека как бы ниоткуда. То есть они не являются результатом долгой мучительной работ”, а возникают вдруг. Сама Наташа честно признается, что не знает, откуда появляется в её голове знание языков.
Вольфганг Моцарт писал: “Я всегда в хорошем настроении и отлично себя чувствую, когда мысли толпятся в моей голове, входя в неё с величайшей легкостью. Как и откуда они приходят? Я не знаю и никак не причастен к этому...” Практически все великие открытия совершаются благодаря внезапному озарению, которое чаще всего снисходит на человека после продолжительного периода интенсивной и безрезультатной работы мышления. В качестве примера можно привести открытие математика Карла Гаусса. После многолетних и безуспешных попыток доказать теорему целых чисел Гаусса внезапно осенило, и он нашел решение. Он описал это так: “Наконец решение промелькнуло в моем мозгу, как внезапная вспышка молнии. Я не могу сказать, что оно было связано с моими прошлыми знаниями”.
Видимо, у Наташи процесс “вхождения” языков в её голову происходит подобным образом — по вдохновению и порой неожиданно для себя самой, считает Г. Гамаюнова. Смысл “оживших” в её голове языков она постигает практически мгновенно, и это сродни тому творческому вдохновению, которое описали Моцарт и Гаусс.
Ученые констатировали, что “большинство плиток содержат просто абстрактные значки — идеограммы, а меньшинство — изображения животных или предметов. А это ставит под сомнение укоренившееся мнение, что письменность развивалась от изображений к символам, знакам”. На это Наташа ответила, что знаковое письмо является намного более древним, чем пиктографическое (изображениями), и иначе, по её мнению, быть и не могло. Наташа считает, что эти изменения в языке происходили по мере того, как мышление древних людей все более отклонялось от абстрактного и поглощалось земной действительностью. “Да и само графическое изображение букв во многих алфавитах ясно показывает, что буквы — это измененные, деформированные и стилизованные временем цифры, то есть буквы современных языков были некогда цифрами. Причем А — это 1, Б — 2, В — 3, Г — 4.„”, — не успела докончить девушка.
“Это же моя система, — перебил Наташу ученый-арабист, кандидат филологических наук Николай Вашкевич. — А — это один угол, Б — два угла, В — три... Если буквы многих алфавитов написать с учетом этого, то они похожи на простой ряд чисел: 1А, 2Б, 3В. 4Г, 5Д, 6Е, 7Ж, 83, 9И. 10К, 11Л, 12М...”. На это Наташа ответила, что эта система является общей системой изначального человеческого языка. В древности, по её мнению, существовал единый язык, который являлся смысловым. Люди говорили на нём и тут же понимали смысл сказанного, потому что само слово было неотличимо от мысли, которая за ним стояла. Естественно, не было нужды в словах-терминах, словах-знаках, словах-символах. Запас слов был неизменен и представлял из себя чёткую иерархическую систему, которая была одновременно и системой мыслей. А так как язык представлял из себя вполне завершенную модель, то мысли-слова были доступны для каждого и вспыхивали в голове у всякого, кто представлял себе тот или иной образ. И наоборот, образ рождался, когда человек слышал мысли-слова от другого. По словам Наташи, тогда не было надобности вести запись слов, да и сами мысли-слова передавались от одного к другому телепатически.
“Вот почему археологи не находят очень древних текстов. Но если это так, то это полностью переворачивает наше представление о мире, в котором мы живем”, — сказал кто-то из зала.
КАК МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ФЕНОМЕН НАТАШИ?
На этот вопрос корреспондент “Интерфакс ВРЕМЯ” попросил ответить сотрудника Московского института человековедения, кандидата психологических наук Галину Гамаюнову, которая как раз и занимается вопросом необычных способностей Наташи.
По ее словам, вопреки всем научным теориям феномен Наташи, безусловно, существует. Девочка заговорила “на языках” в том возрасте, когда дети ещё не знают, что говорить на 120 языках невозможно. “Это необъяснимое явление заставляет нас задуматься и о причинах разнообразных способностей человека вообще”, — считает Г. Гамаюнова. Как она отмечает, в атеистической науке распространено мнение, что человек постепенно учится разговаривать на многих языках, писать стихи, сочинять музыку и решать логические задачи. Однако те обстоятельства, которые сопровождают творческий процесс, ясно указывают, что часто музыка, стихи, разнообразные идеи и научные открытия появляются в голове человека как бы ниоткуда. То есть они не являются результатом долгой мучительной работ”, а возникают вдруг. Сама Наташа честно признается, что не знает, откуда появляется в её голове знание языков.
Вольфганг Моцарт писал: “Я всегда в хорошем настроении и отлично себя чувствую, когда мысли толпятся в моей голове, входя в неё с величайшей легкостью. Как и откуда они приходят? Я не знаю и никак не причастен к этому...” Практически все великие открытия совершаются благодаря внезапному озарению, которое чаще всего снисходит на человека после продолжительного периода интенсивной и безрезультатной работы мышления. В качестве примера можно привести открытие математика Карла Гаусса. После многолетних и безуспешных попыток доказать теорему целых чисел Гаусса внезапно осенило, и он нашел решение. Он описал это так: “Наконец решение промелькнуло в моем мозгу, как внезапная вспышка молнии. Я не могу сказать, что оно было связано с моими прошлыми знаниями”.
Видимо, у Наташи процесс “вхождения” языков в её голову происходит подобным образом — по вдохновению и порой неожиданно для себя самой, считает Г. Гамаюнова. Смысл “оживших” в её голове языков она постигает практически мгновенно, и это сродни тому творческому вдохновению, которое описали Моцарт и Гаусс.
ЧЕМ НАТАША ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА?
Биологи, находившиеся на встрече, высказали интересную гипотезу, что в феномене Наташи “повинны” гены, ответственные за знание древних языков. Эти гены, находясь в рецессивном состоянии у предков Наташи, активизировались у неё, и она как бы вспомнила языки, на которых говорили ее далекие пращуры. Эта теория далеко не нова, и в прессе изредка встречаются сообщения о полиглотах, в том числе и детях, которые без процесса обучения вдруг заговорили на нескольких языках. “Не ручаясь за достоверность этих сообщений, я всё же думаю, что такие теории не могут ответить на круг вопросов, возникающих в случае с феноменом Наташи”, — считает Г. Гамаюнова.
Она пояснила, что в психологии существует теория, по которой образы, понятия или их значения приходят к нам извне. Их источник — “коллективное бессознательное”, а на личностном плане — подсознание конкретного человека. Они регулируют их поступление в “образное” правое полушарие головного мозга. В принципе принято считать, что левое полушарие головного мозга человека отвечает за логику (сознание), а правое — за эмоции, интуицию (подсознание). В то же время левое полушарие “связано” с правой половиной человеческого тела, а правое — с левой. Так, например, если у человека в результате инсульта парализована левая часть тела, это значит, что нарушена работа правого полушария, и наоборот. У каждого человека одно из полушарий является преобладающим над другим; как правило, у мужчин доминирует левое, отвечающее за логику, а у женщин — правое, “эмоциональное”.
Все это отражается на тонких деталях даже лица человека. Всем хорошо известно, что лицо человека не является симметричным — один уголок губы бывает поднят выше другого, то же может относиться к векам, бровям, глазам. Обычный психолог или физиономист даже после непродолжительного рассмотрения лица индивидуума может сразу сказать, какая часть головного мозга является у него доминирующей. Существуют типы людей и с так называемой перекошенной личностью — это уже случаи, когда одно полушарие слишком преобладает над другим. В этом случае мы наблюдаем типы неких “воздушных женщин” и “сухих логичных мужчин”. Тем не менее замечено, что у одаренных или талантливых личностей есть некое равновесие между правым и левым полушариями, но оба они достаточно сильно активизированы.
Наблюдая Наташу Бекетову, Г. Гамаюнова пришла к убеждению, что девушка, во-первых, абсолютно здорова психически, во-вторых, по всем признакам правое полушарие её головного мозга активизировано необычайно сильно, но при этом левое не является пассивным. То есть Наташа не является “перекошенной личностью”, а благодаря невероятной развитости “подсознательного” полушария она обладает феноменальной способностью “познавать” древние языки. В психологии сложилась определенная традиция связывать подобные явления с миграцией образов из глубин подсознания в рассудочную часть мозга. Левое, логическое, полушарие при этом начинает активно “приспосабливать” образную информацию, попавшую в зону его действия, под стереотипы мышления и определенные модели поведения. Если же левое полушарие не находит никакого применения полученной информации, то оно стремится “освободиться” от лишнего груза и отправляет информацию снова в сферу подсознания. Тогда человек спокойно забывает такие знания, оказавшиеся, по мнению левого полушария, “бесполезными”. Особенно часто это бывает, когда новые мысли сопряжены со страхом и нежеланием ничего менять. Так дети начинают подавлять свои фантазии и далее поступают так же, расправляясь с необычной информацией, приходящей им в голову.
По мнению Г. Гамаюновой, в случае с Наташей всё было не так. Языки “всплывали” в её сознании с самого раннего детства, то есть с того возраста, когда дети ещё не знают, как поступать со своими фантазиями, когда нет ещё страхов, а стереотипы мышления ещё не сложились. То, что девочка смогла последовательно раскрыть смысл загадочных слов, быстро убедило её ещё неокрепшее сознание, что она имеет дело не с выдумками, а с ценной информацией.
Психолог сообщила, что в рамках Института человековедения разработана методология, которая, по её мнению, стимулирует умственное развитие детей. “Часто маленькие дети говорят как бы на своих собственных, “спонтанных” языках. Родители, как правило, не потакают этому и заставляют их выговаривать определенные слова привычного нам языка. Тем самым взрослые ставят рамки “дозволенной болтовни” и ограничивают фантазии детей. Возможно, если бы родители не делали этого, феномен Наташи не был бы уникальным случаем!” — считает Г. Гамаюнова.
ЧТО ОЖИДАЕТ НАТАШУ В БУДУЩЕМ?
После того как научные круги услышали о юной полиглотке, Наташе было сделано множество предложений как от российских, так и зарубежных специалистов “работать на них”. Особенный интерес проявили японские ученые, которые за любые деньги хотели купить “Наташино знание языков”. Девушку просто замучили, и она теперь вынуждена чуть ли не скрываться от психологов и лингвистов.
Свою судьбу Наташа хочет связать с профессией архивариуса. Она хочет изучать древние книги, потому что ей “нравится, как пахнут древние манускрипты”. Но думается, что её предназначение гораздо масштабнее.
Елена НИКИФОРОВА “На грани невозможного” № 7, 2001 г.
Биологи, находившиеся на встрече, высказали интересную гипотезу, что в феномене Наташи “повинны” гены, ответственные за знание древних языков. Эти гены, находясь в рецессивном состоянии у предков Наташи, активизировались у неё, и она как бы вспомнила языки, на которых говорили ее далекие пращуры. Эта теория далеко не нова, и в прессе изредка встречаются сообщения о полиглотах, в том числе и детях, которые без процесса обучения вдруг заговорили на нескольких языках. “Не ручаясь за достоверность этих сообщений, я всё же думаю, что такие теории не могут ответить на круг вопросов, возникающих в случае с феноменом Наташи”, — считает Г. Гамаюнова.
Она пояснила, что в психологии существует теория, по которой образы, понятия или их значения приходят к нам извне. Их источник — “коллективное бессознательное”, а на личностном плане — подсознание конкретного человека. Они регулируют их поступление в “образное” правое полушарие головного мозга. В принципе принято считать, что левое полушарие головного мозга человека отвечает за логику (сознание), а правое — за эмоции, интуицию (подсознание). В то же время левое полушарие “связано” с правой половиной человеческого тела, а правое — с левой. Так, например, если у человека в результате инсульта парализована левая часть тела, это значит, что нарушена работа правого полушария, и наоборот. У каждого человека одно из полушарий является преобладающим над другим; как правило, у мужчин доминирует левое, отвечающее за логику, а у женщин — правое, “эмоциональное”.
Все это отражается на тонких деталях даже лица человека. Всем хорошо известно, что лицо человека не является симметричным — один уголок губы бывает поднят выше другого, то же может относиться к векам, бровям, глазам. Обычный психолог или физиономист даже после непродолжительного рассмотрения лица индивидуума может сразу сказать, какая часть головного мозга является у него доминирующей. Существуют типы людей и с так называемой перекошенной личностью — это уже случаи, когда одно полушарие слишком преобладает над другим. В этом случае мы наблюдаем типы неких “воздушных женщин” и “сухих логичных мужчин”. Тем не менее замечено, что у одаренных или талантливых личностей есть некое равновесие между правым и левым полушариями, но оба они достаточно сильно активизированы.
Наблюдая Наташу Бекетову, Г. Гамаюнова пришла к убеждению, что девушка, во-первых, абсолютно здорова психически, во-вторых, по всем признакам правое полушарие её головного мозга активизировано необычайно сильно, но при этом левое не является пассивным. То есть Наташа не является “перекошенной личностью”, а благодаря невероятной развитости “подсознательного” полушария она обладает феноменальной способностью “познавать” древние языки. В психологии сложилась определенная традиция связывать подобные явления с миграцией образов из глубин подсознания в рассудочную часть мозга. Левое, логическое, полушарие при этом начинает активно “приспосабливать” образную информацию, попавшую в зону его действия, под стереотипы мышления и определенные модели поведения. Если же левое полушарие не находит никакого применения полученной информации, то оно стремится “освободиться” от лишнего груза и отправляет информацию снова в сферу подсознания. Тогда человек спокойно забывает такие знания, оказавшиеся, по мнению левого полушария, “бесполезными”. Особенно часто это бывает, когда новые мысли сопряжены со страхом и нежеланием ничего менять. Так дети начинают подавлять свои фантазии и далее поступают так же, расправляясь с необычной информацией, приходящей им в голову.
По мнению Г. Гамаюновой, в случае с Наташей всё было не так. Языки “всплывали” в её сознании с самого раннего детства, то есть с того возраста, когда дети ещё не знают, как поступать со своими фантазиями, когда нет ещё страхов, а стереотипы мышления ещё не сложились. То, что девочка смогла последовательно раскрыть смысл загадочных слов, быстро убедило её ещё неокрепшее сознание, что она имеет дело не с выдумками, а с ценной информацией.
Психолог сообщила, что в рамках Института человековедения разработана методология, которая, по её мнению, стимулирует умственное развитие детей. “Часто маленькие дети говорят как бы на своих собственных, “спонтанных” языках. Родители, как правило, не потакают этому и заставляют их выговаривать определенные слова привычного нам языка. Тем самым взрослые ставят рамки “дозволенной болтовни” и ограничивают фантазии детей. Возможно, если бы родители не делали этого, феномен Наташи не был бы уникальным случаем!” — считает Г. Гамаюнова.
ЧТО ОЖИДАЕТ НАТАШУ В БУДУЩЕМ?
После того как научные круги услышали о юной полиглотке, Наташе было сделано множество предложений как от российских, так и зарубежных специалистов “работать на них”. Особенный интерес проявили японские ученые, которые за любые деньги хотели купить “Наташино знание языков”. Девушку просто замучили, и она теперь вынуждена чуть ли не скрываться от психологов и лингвистов.
Свою судьбу Наташа хочет связать с профессией архивариуса. Она хочет изучать древние книги, потому что ей “нравится, как пахнут древние манускрипты”. Но думается, что её предназначение гораздо масштабнее.
Елена НИКИФОРОВА “На грани невозможного” № 7, 2001 г.
"При наступления дня Пятидесятницы все они (Апостолы) были единодушно вместе.
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились;
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать.
В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами.
Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение; ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
Парфяне и Мидяне и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригия и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
И изумлялись все и недоумевая говорили друг другу: что это значит? (Деяния 2:1-12)"
Такой же способностью обладает Бхагаван Шри Сатья Саи Баба, который считается в Индии воплощением мусульманского святого Саи Бабы из Ширди.
Несмотря на то, что образование его ограничивается начальной ступенью средней школы, он обладает энциклопедическими знаниями, цитирует Священные писания — от Вед до Евангелия, беседует на любую тему — от ядерной физики до теософии — на любом языке. Многие считают его аватаром, то есть воплощением Бога в человеческой форме, и называют Кальпатури — деревом, которое исполняет все желания. Более того, когда кто-либо из людей передаёт ему письма от своих знакомых, которые сами не смогли приехать, Саи Баба подержав конверты с письмами в руках, возвращает их обратно и, открывая конверт, люди видят, что там уже написан ответ, но главное и пожалуй самое интересное в этом то, что ответ написан именно на том языке, на котором говорит в повседневной жизни обратившийся...
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились;
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать.
В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами.
Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение; ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
Парфяне и Мидяне и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригия и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
И изумлялись все и недоумевая говорили друг другу: что это значит? (Деяния 2:1-12)"
Такой же способностью обладает Бхагаван Шри Сатья Саи Баба, который считается в Индии воплощением мусульманского святого Саи Бабы из Ширди.
Несмотря на то, что образование его ограничивается начальной ступенью средней школы, он обладает энциклопедическими знаниями, цитирует Священные писания — от Вед до Евангелия, беседует на любую тему — от ядерной физики до теософии — на любом языке. Многие считают его аватаром, то есть воплощением Бога в человеческой форме, и называют Кальпатури — деревом, которое исполняет все желания. Более того, когда кто-либо из людей передаёт ему письма от своих знакомых, которые сами не смогли приехать, Саи Баба подержав конверты с письмами в руках, возвращает их обратно и, открывая конверт, люди видят, что там уже написан ответ, но главное и пожалуй самое интересное в этом то, что ответ написан именно на том языке, на котором говорит в повседневной жизни обратившийся...
Четыре "О", спасибо Вам за информацию. Только почему Вы её отдельной темой не обозначили?
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.