Клуь финансовых самоубийц

СКОРО ПРИДЕТ ПОЛНЫЙ ПИПЕЦ ВСЕМУ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
И ВСЕ РВАНУТ СЛИТЬ ЧТО ТОЛЬКО ЕСТЬ У НИХ В НАЛИЧИИ, ЛИШЬ БЫ ЗАФИКСИРОВАТЬ СВОЮ ПРИБЫЛЬ ИЛИ ПОЛУЧИТЬ ХОТЬ СКОЛЬКО-НИБУДЬ ДЕНЕЖЕК НА ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ НЕОБХОДИМОСТИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!


Михаил ХАЗИН , президент компании экспертного консультирования "Неокон".

В глубоком кризисе сегодня находятся не просто доллар или Соединенные Штаты Америки, а вся глобальная экономика. Существует несколько теорий этого кризиса, но только одна из них, монетарная, принята как руководство к действию финансовой и политической элитой Запада, а все остальные, альтернативные ей, в том числе теория структурного кризиса, созданию и развитию которой в немалой степени способствовали некоторые из присутствующих здесь экономистов в 1997-2002 годах, — считаются маргинальными и неадекватными.

Но уже понятно, что монетарная теория кризиса и, соответственно, выхода из него — не работает. На выходе мы получим такую финансово-экономическую модель, которая будет принципиально отличаться от современной, — примерно также, как модель мировой экономики XVII века отличалась от модели XV века. Не исключено, что это произойдет прежде всего из-за фрагментации глобального пространства мировой экономики — того единства, которое наблюдается последние десятилетия, мы уже не увидим.

И вот с точки зрения этих перспектив мы находимся в очень тяжелом состоянии. Потому что Россия сегодня не сможет жить самостоятельно. У нас нет суверенной экономической системы. У нас нет суверенной финансовой системы. У нас нет даже такого сельского хозяйства, которое давало бы минимальный уровень продовольственной безопасности.

И в ситуации глобального кризиса, который может разразиться уже в текущем году — хотя, скорее всего, до американских выборов и 2009 года они дотянут, — так вот, в ситуации этого глобального кризиса совершенно неясно, какое место собирается занять Россия.

Предыдущие 15 лет она занимала место сырьевого придатка глобальной экономики с властью компрадорского капитала. Что было сверхзадачей любого российского бизнесмена: получить по дешевке государственные активы, или с помощью государства получить по дешевке чьи-то активы — и продать их на Запад.

В этой ситуации ни развиваться, ни выживать совершенно невозможно. Сегодня, например, почти вся пищевая промышленность в России принадлежит иностранным корпорациям. Да, они вложили какие-то деньги на покупку и оснащение производства, а теперь они просто вывозят прибыль. То есть практически все деньги, которые платят наши граждане за еду, уходят из страны. Могу напомнить — абсолютно такая же ситуация, с несколько иным механизмом, была у нас в начале ХХ века, и хорошо известно, чем это закончилось. Это закончилось революцией.

В 90-е годы место России в глобальной экономике со стороны государства определяла группа либерал-реформаторов, которые при поддержке Запада целенаправленно строили компрадорский капитализм. А вот в 2000-е годы, последние восемь лет, судя по всему, стратегическая цель у государства появилась. И именно наличие такой цели позволило значительно снизить уровень напряженности в российских элитах. Потому что когда есть стратегическая цель, то она ранжирует все тактические проблемы, грбуо говоря, прав станосится тот, кто больше способствует достижению этой цели.

В чем же заключалась эта стратегическая цель, эта модель развития? На мой взгляд, она заключалась в объединении с Европой на технической основе обмена активами. И мы хорошо видим, что эта работа велась. Именно под это велось реформирование РАО "ЕЭС России", РАО РЖД, шли сложные переговоры по "Газпрому" и российским недрам — и так далее, и тому подобное.

Не будем рассуждать о возможных перспективах этой модели — тем более, что попытка ее реализации натолкнулась на альтернативный план, американский план "Атлантического единства" — и этого столкновения не выдержала. Более того, в рамках реализации своего плана, который предусматривал выход из финансово-экономического кризиса через объединение активов США и Европы, Америке удалось провести смену тех политических лидеров ЕС, которые, по их мнению, были слишком сильно ориентированы на Восток. Это, соответственно, Шрёдер, Ширак и частично Берлускони. А также провели совершенно блистательную операцию по демонизации России в мире. Я имею в виду убийство Политковской, гибель Литвиненко, "марши несогласных", историю в Эстонии и множество иных мелких деталей..

Таким образом, сегодня мы вновь оказались в ситуации, близкой к 90-м годам, и даже еще хуже. Тогда либерал-реформаторы строили компрадорский капитализм, сегодня даже такой цели ни у элит, ни у общества нет. Компрадорскому капитализму можно было придать некие системно-стратегические формы, что и сделал Путин. А сегодня даже линия компрадорского капитализма ведет в никуда, потому что ломается матрица глобальной экономики. И перед новым — или перед новым-старым — руководством страны встала сложнейшая задача: какую ставить цель? Потому что если цели нет, дело закончится войнушкой всех против всех на фоне жесточайшего экономического кризиса — от которого у России нет никаких ресурсов закрыться. Потому что сейчас на дворе не 30-е годы, и у нас — не Советский Союз, который на Великой Депрессии только рос.

Здесь и вывоз капитала, и зависимость от западных кредитов, и деградация практически всех отраслей производства, включая нефтегазовую, и низкий уровень государственного управления, и тысячи других системных причин помельче. В этой ситуации лично я предлагаю провести некую общественную дискуссию с целью понять, какое место должна занимать Россия в новом мире, и определить комплекс мер, который позволит нам выпестовать и защитить национальную буржуазию и национальную бюрократию. Кстати, в мероприятии, которое было подано как клуб пятисот экспертов для Дмитрия Медведева, почему-то оказалось очень много американцев и ни одного китайца. В современных условиях это более чем странно. Где кризис, откуда он идет? Или мы просто игнорируем существование КНР? Или это очередная удачная операция американских спецслужб? То есть на самом деле вредительство компрадорское продолжается.

Если говорить о том, что нужно сделать в преддверии кризиса, я совершенно уверен в том, что главная задача момента — создать у нас сегодня национальную буржуазию путем максимальной поддержки малого и среднего бизнеса. Радикальная и принципиальная вещь, которую нужно сделать, — радикально упростить методы регистрации малых предприятий, отменить понятие "юридического адреса" и максимально облегчить получение кредитов — в том числе и за счет государственных денег. Потому что если деньги давать компрадорскому "крупняку", они уйдут на Запад. А если деньги дать малому бизнесу, они всё равно останутся в России — даже если конкретный проект обанкротится. Но, в любом случае, это та вещь, которую необходимо делать обязательно, потому что без нее мы не сможем создать национальную буржуазию.

То есть предстоит изменить сам концептуальный подход к управлению экономикой. Условно это можно назвать левым либерализмом — в отличие от правого либерализма, монетаристского, согласно которому нужно идти в Вашингтон и там получать инструкции, что и как делать; и в отличие от дирижизма, согласно которому есть Самый Главный Начальник, пусть он и скажет, кому нести чего куда. Я считаю, левый либерализм для России должен заключаться в том, что государство должно создавать работающие структуры и создавать такие условия, чтобы они потом могли работать без участия государства. Сейчас всё делается строго наоборот: государством создаются структуры, которые не могут действовать не только без государственного контроля, но без тотальной государственной поддержки.

Андрей КОБЯКОВ , автор "Русской доктрины", доцент МГУ.

Тема глобального финансово-экономического кризиса — очень многоплановая, и высказаться по всем ее аспектам в течение нескольких минут не представляется возможным. Поэтому я бы хотел сконцентрироваться на некоторых фундаментальных его характеристиках.

Прежде всего, кризис этот возник не вчера и не в прошлом году — датой его начала следует считать 1971 год, когда Соединенные Штаты отказались от своих обязательств по поддержанию золотого стандарта доллара. И с тех пор он по таким вот нисходящим ступенькам и движется. Единственная передышка возникла в 90-е годы и была связана с чрезвычайно удачным для доллара стечением обстоятельств: одновременным кризисом в Японии и уничтожением Советского Союза.

Мы привыкли думать, что ельцинская Россия была нищенским государством, существующим на подачки МВФ. На самом деле в 90-е годы она выступала как нетто-экспортер капиталов, причем капиталов, исчисляемых триллионами долларов. Но это были "серые деньги", и требовать за них какую-то приличную оплату было невозможно, поэтому международная финансовая система, находившаяся в очень сложном положении, имела возможность использовать их на своих условиях — как очень дешевые, а то и просто даровые ресурсы. Кстати, ту же роль фактически исполняла и послекризисная Япония с ее почти нулевыми процентными ставками.

Это помогло организовать феноменальный подъем фондового рынка Соединенных Штатов, который превратился в глобальный пылесос по высасыванию финансовых средств, но Америка из-за этого окончательно села на долговую иглу, и даже несмотря на то, что в последние три года клинтоновского правления они вышли — впервые за 30 с лишним лет — на профицит бюджета, одновременно дефицит платежного баланса превысил полтриллиона долларов. Начиная с 2001 года мы увидели одновременно и бюджетный, и платежный дефицит, размеры которого составляют около триллиона долларов. Именно на такую сумму мировой рынок ежегодно даже не кредитует, а спонсирует американскую экноомику. То есть нынешняя система может существовать только в условиях такого перетока средств в Америку с её гиперпотреблением. И, повторюсь, если бы не сверхудачно сложившиеся для доллара обстоятельства в СССР и Японии, американская валюта могла рухнуть еще 15 лет назад, а так мощные толчки 1991 и 1995 года имели для неё только локальные последствия, которые удалось ликвидировать в течение четырех-пяти месяцев..

Сейчас они имеют дело совершенно с другой ситуацией. Китай в те годы просто никто не брал в расчет — это стратегическая ошибка Соединенных Штатов, исправить которую уже не удастся. И есть объединенная Европа, которая по своему экономическому потенциалу уже обошла США, а евро рассматривается в качестве альтернативы доллару: сегодня около 60% международных трансакций проводится в долларах, а около 20% — в евро. Дело здесь не в России и не в Ираке, а в том, что принципиально, в стратегическом плане, Евросоюз и США — уже не союзники, поскольку каждый выживает в одиночку.

Впрочем, инерция системы еще достаточно велика, поэтому лично я предполагаю, что мы наблюдаем вовсе не последнюю фазу краха доллара, а предпоследний. Скорее всего, ситуацию на ипотечном и фондовых рынках им удастся выправить — путём какого-то консенсуса с той же Европой, с тем же Китаем, с той же Японией. Годика через полтора они выползут из нынешней фазы кризиса и после этого, наверное, получат какой-то подъём. А вот года с 2010—2011-го может начаться уже настоящий обвал. К которому Россия должна была всерьёз готовиться еще вчера — конечно, если в Кремле намерены играть в этом процессе роль не пассивного и зависимого объекта, но активного и самостоятельного субъекта.

То есть мир вступает в объективно выгодный для нашей страны исторический период, но сможет ли Россия им воспользоваться — очень большой вопрос, потому что соответствующих субъектов, акторов будущего процесса пока не видно. Пока деньги бегут из виртуальной экономики в реальные активы — в сырье, в золото, в продовольствие и т.п. Но как только Соединенные Штаты вступят в период рецессии, эти "тихие гавани" перестанут существовать, поскольку резко сократится платежеспособный спрос на потребительские товары и, соответственно, на сырьё.

Нас убеждают, что вот, за эти годы на такой случай создан специальный Стабилизационный фонд, который поможет пережить черные дни. Но он удивительным образом создается преимущественно всё в тех же американских ценных бумагах, даже в ипотечных, которые вот-вот потеряют большую часть своей даже не реальной, а номинальной стоимости. Ладно, пусть они приносят 7%, даже 8% годовых в долларах. Но ведь официальная инфляция рубля — 12%, а средний курс доллара по отношению к рублю упал с 27,6 в 2006 году до 25,96 рублей в 2007 году, то есть еще на 10%. Значит, только прямой убыток от размещения этих денег составил минимум 14% за 2007 год, это примерно 60 млрд. долларов. А ведь есть еще косвенные убытки — например, упущенная выгода, или потенциальные убытки — на сумму трансакционных издержек, если эти ценные бумаги придется переводить обратно в валюту, и так далее. В то же время мы добываем ежегодно около 140 тонн золота, порядка 5% мировой добычи, — и почти 100 тонн уходит за рубеж. Я не знаю, кому адресовать такие вопросы — я их адресую в воздух...

:vis:
0 / 5
Captain Fantastic
какая чушь.
Изыните (с)
1 / 0
Lorda
От пользователя илья_kiv

:suxx:
1 / 0
При чем тут этот форум?
1 / 0
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.