Сколько лет караванному валу на Чусовой?

Караванный вал на Чусовой - огромная рукотворная волна, несущая в Каму барки горнозаводского флота, груженые пушками, ядрами, ружьями, слитками чугуна и меди, полосами железа. Первый караванный вал был запущен в 1703 году. В этом году исполняется 310 лет !!!

http://www.kyntravel.ru/dostoprimechatelnosti_kuna...

[Сообщение изменено пользователем 19.02.2013 19:53]
4 / 0
ВитеК-87
Надо запускать волну)))
2 / 0
FrolK
Вряд ли первый вал могли запустить в 1703 году по той причине, что в верхней части Чусовой и её бассейна на тот год не было ещё никаких заводов.
3 / 0
Paty
От пользователя vakuev
Вряд ли первый вал могли запустить в 1703 году

Вы по ссылке ходили?

"Первый сплав на Чусовой прошёл в 1703 году. По царскому указу тобольский воевода князь Черкасский отправил на Уткинскую казенную пристань 400 тобольских и верхотурских крестьян во главе с дьяком Семеном Ремезовым и служилым человеком Иваном Станикеевым.

Корабли везли изделия Каменского и Невьянского заводов: 323 пушки, 12 мортир, 14 гаубиц и 1550 пудов образцов железа (почти 25 тонн)."

Откуда такие подробности, если не из архивных документов?

Дополню:

Невьянский завод
15 декабря 1701 г. невьянская домна дала первый чугун.
8 января 1702 г. выковано первое железо

Каменский завод
15 октября 1701г. выплавлен первый чугун.

[Сообщение изменено пользователем 19.02.2013 18:21]
1 / 0
FrolK
Ходил, ходил по ссылке. И там верно указано, что для создания вала использовалась вода из прудов заводских плотин на притоках Чусовой (на самой реке возводить плотины было запрещено). А действующие к 1703 г. заводы Каменский, Невьянский и Ницынский все находились на восточном склоне Урала и реки, на которых они стояли, относятся к бассейну Северного Ледовитого океана и с Чусовой, боюсь, никак не связаны. А вал давала вода из прудов заводов, образованных уже в 1720-1740 г.г. - Полевского, Северского, Ревдинского, Васильево-Шайтанского (Первоуральск), Билимбаевского и далее вниз по Чусовой.
4 / 1
Paty
Но, сплав-то все равно был. Это позже его усовершенствовали
0
Paty
От пользователя vakuev

Но, вообще мысль интересная... так может получиться, что 300-летие еще можно будет отметить :-)
0
Ныч
vakuev всё верно написал.
Уточнить даты первого караванного вала можете попробовать у Бориса Петрова - он за сплав "железных караванов" по Чусовой прибит. http://www.facebook.com/mforum2?fref=pymk - он на фейсбуке.
0
ревдинский пруд был базовым - от него и пляшите
1 / 0
Paty
От пользователя безе
ревдинский пруд был базовым - от него и пляшите

Пруд этот был образован при постройке Ревдинского завода в 1734 году на реке Ревде, недалеко от ее впадения в Чусовую.

Подробнее: http://uraltourist.ru/2010/10/revdinskii_prud/#ixz...
Если тут все верно, то получается, что не раньше 1735 года
0
Д. Н. Мамин-Сибиряк в своё время не мало написал о Чусовой и о сплавах. Например произведение "Бойцы" "Очерки весеннего сплава по Чусовой".
Не помню есть ли там привязка к датам, но почитать интересно. В красках, так сказать.. :-)
1 / 0
DN_ipsum
От пользователя vakuev
относятся к бассейну Северного Ледовитого океана и с Чусовой, боюсь, никак не связаны

Можете не бояться. В Чусовую товары тащили волоком. Мимо горы Волочиха. (ныне Волчиха)
0
FrolK
Опять же боюсь :-) что ниличие волока под горой Волочихой не говорит о том, что продукцию первых заводов волочили мимо этой горы. В то время уже была более удобная дорога через Аятскую слободу на казённую Уткинскую пристань, по которой товар свозился телегами. Но эта дорога гораздо севернее г. Волчиха. После пуска Уктусского завода в 1704 году Татищев велел разведать ипроложить более короткую дорогу к пристани. Вот она-то уже проходила в районе горы Волочиха, но только по правому берегу Чусовой.
2 / 0
Hasta_la_vista
Я один не вижу связи между сухопутным перемещением грузов до пристани и "караванным валом"? Одно с другим никак не связано ИМХО.
В том смысле что сплав ещё не означает наличие этого самого вала.
2 / 0
Iglss
30-40 км в час на "гребне волны" полная лабуда
4 / 0
Paty
От пользователя Hasta_la_vista
Я один не вижу связи между сухопутным перемещением грузов до пристани и "караванным валом"? Одно с другим никак не связано ИМХО.
В том смысле что сплав ещё не означает наличие этого самого вала.

Да, вроде связь понятная. Первые проходы этого маршрута были без вала, но не было бы их, то потом и вал не зачем было бы устраивать.
Первый железный караван может быть даже более значимое событие, но первый караванный вал - более интересное. :-) Где-то еще были аналоги этому?
Но, до 300-летнего юбилея этого события, похоже еще далеко.... если только первый вал не начинался в более ранние годы где-нибудь в среднем течении.
0
Paty
От пользователя Iglss
30-40 км в час на "гребне волны" полная лабуда

тоже показалось, что скорость преувеличена
1 / 0
Теоретик
От пользователя Paty
Где-то еще были аналоги этому?


Ну вообще при молевом сплаве леса вроде практиковалось подпруживание с последующим валом. Решение достаточно очевидное.

А римляне вообще запруживали реку, а потом резко ее выпускали для мытья золота в промышленных масштабах - потоп размывал специально подрубленный золотоносный берег и уносил легкие породы, а золото оставалось в специальных ловушках на месте.

[Сообщение изменено пользователем 20.02.2013 14:56]
0
Chak
Водяной вал - это технология. Отмечать юбилей технологии - это нонсенс (конечно, если это не нечто эпохальное). А вот сами караваны - это уже Явление. Кстати Железные караваны ходили не только по Чусовой.
0
От пользователя Chak
Кстати Железные караваны ходили не только по Чусовой.

Но это уже Челябинская область. А у нас и постоянно - только по ней.

От пользователя Paty
Если тут все верно, то получается, что не раньше 1735 года

Точно. Потому что до этого пристани были ниже, а следовательно воды больше, хоть и не намного.
Сегодня читал уральское горное обозрение за 1898 (или 99) год и там написано, что тагильский караван отплыл не дожидаясь вала.
0
От пользователя безе
Но это уже Челябинская область. А у нас и постоянно - только по ней.


По Уфе тоже сплавляли.
1 / 0
Paty
От пользователя Chak
Водяной вал - это технология.

Не только. Это событие, которое характеризует степень социального взаимодействия в обществе. Это социальное событие.
2 / 0
Теоретик
От пользователя Paty
Это событие, которое характеризует степень социального взаимодействия в обществе


Точно, "богатства Урала - Родине" :-)
0
Paty
От пользователя Теоретик
Точно, "богатства Урала - Родине" :-)

себе надо было оставить чугуний? и никому ничего?
0
AVE_Maria
[quote]
От пользователя Uraloved
[/quote
плавили Сергинские, Артинские, Красноуфимские, сверху шли шемахинские, нязепетровские, уфалейские и пр. караваны, предварительно пускали вал, но не такой мощный плотин меньше, река более полноводная.
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.