Сколько лет караванному валу на Чусовой?
P
Paty
Караванный вал на Чусовой - огромная рукотворная волна, несущая в Каму барки горнозаводского флота, груженые пушками, ядрами, ружьями, слитками чугуна и меди, полосами железа. Первый караванный вал был запущен в 1703 году. В этом году исполняется 310 лет !!!
http://www.kyntravel.ru/dostoprimechatelnosti_kuna...
[Сообщение изменено пользователем 19.02.2013 19:53]
http://www.kyntravel.ru/dostoprimechatelnosti_kuna...
[Сообщение изменено пользователем 19.02.2013 19:53]
В
ВитеК-87
Надо запускать волну)))
F
FrolK
Вряд ли первый вал могли запустить в 1703 году по той причине, что в верхней части Чусовой и её бассейна на тот год не было ещё никаких заводов.
P
Paty
Вряд ли первый вал могли запустить в 1703 году
Вы по ссылке ходили?
"Первый сплав на Чусовой прошёл в 1703 году. По царскому указу тобольский воевода князь Черкасский отправил на Уткинскую казенную пристань 400 тобольских и верхотурских крестьян во главе с дьяком Семеном Ремезовым и служилым человеком Иваном Станикеевым.
Корабли везли изделия Каменского и Невьянского заводов: 323 пушки, 12 мортир, 14 гаубиц и 1550 пудов образцов железа (почти 25 тонн)."
Откуда такие подробности, если не из архивных документов?
Дополню:
Невьянский завод
15 декабря 1701 г. невьянская домна дала первый чугун.
8 января 1702 г. выковано первое железо
Каменский завод
15 октября 1701г. выплавлен первый чугун.
[Сообщение изменено пользователем 19.02.2013 18:21]
F
FrolK
Ходил, ходил по ссылке. И там верно указано, что для создания вала использовалась вода из прудов заводских плотин на притоках Чусовой (на самой реке возводить плотины было запрещено). А действующие к 1703 г. заводы Каменский, Невьянский и Ницынский все находились на восточном склоне Урала и реки, на
которых они стояли, относятся к бассейну Северного Ледовитого океана и с Чусовой, боюсь, никак не связаны. А вал давала вода из прудов заводов, образованных уже в 1720-1740 г.г. - Полевского, Северского, Ревдинского, Васильево-Шайтанского (Первоуральск), Билимбаевского и далее вниз по Чусовой.
P
Paty
Но, сплав-то все равно был. Это позже его усовершенствовали
P
Paty
Но, вообще мысль интересная... так может получиться, что 300-летие еще можно будет отметить
Н
Ныч
vakuev всё верно написал.
Уточнить даты первого караванного вала можете попробовать у Бориса Петрова - он за сплав "железных караванов" по Чусовой прибит. http://www.facebook.com/mforum2?fref=pymk - он на фейсбуке.
Уточнить даты первого караванного вала можете попробовать у Бориса Петрова - он за сплав "железных караванов" по Чусовой прибит. http://www.facebook.com/mforum2?fref=pymk - он на фейсбуке.
P
Paty
ревдинский пруд был базовым - от него и пляшите
Пруд этот был образован при постройке Ревдинского завода в 1734 году на реке Ревде, недалеко от ее впадения в Чусовую.
Подробнее: http://uraltourist.ru/2010/10/revdinskii_prud/#ixz...
Если тут все верно, то получается, что не раньше 1735 года
D
DN_ipsum
относятся к бассейну Северного Ледовитого океана и с Чусовой, боюсь, никак не связаны
Можете не бояться. В Чусовую товары тащили волоком. Мимо горы Волочиха. (ныне Волчиха)
F
FrolK
Опять же боюсь :-) что ниличие волока под горой Волочихой не говорит о том, что продукцию первых заводов волочили мимо этой горы. В то время уже была более удобная дорога через Аятскую слободу на казённую Уткинскую пристань, по которой товар свозился телегами. Но эта дорога гораздо севернее г.
Волчиха. После пуска Уктусского завода в 1704 году Татищев велел разведать ипроложить более короткую дорогу к пристани. Вот она-то уже проходила в районе горы Волочиха, но только по правому берегу Чусовой.
H
Hasta_la_vista
Я один не вижу связи между сухопутным перемещением грузов до пристани и "караванным валом"? Одно с другим никак не связано ИМХО.
В том смысле что сплав ещё не означает наличие этого самого вала.
В том смысле что сплав ещё не означает наличие этого самого вала.
I
Iglss
30-40 км в час на "гребне волны" полная лабуда
P
Paty
В том смысле что сплав ещё не означает наличие этого самого вала.
Да, вроде связь понятная. Первые проходы этого маршрута были без вала, но не было бы их, то потом и вал не зачем было бы устраивать.
Первый железный караван может быть даже более значимое событие, но первый караванный вал - более интересное. Где-то еще были аналоги этому?
Но, до 300-летнего юбилея этого события, похоже еще далеко.... если только первый вал не начинался в более ранние годы где-нибудь в среднем течении.
P
Paty
30-40 км в час на "гребне волны" полная лабуда
тоже показалось, что скорость преувеличена
Т
Теоретик
Где-то еще были аналоги этому?
Ну вообще при молевом сплаве леса вроде практиковалось подпруживание с последующим валом. Решение достаточно очевидное.
А римляне вообще запруживали реку, а потом резко ее выпускали для мытья золота в промышленных масштабах - потоп размывал специально подрубленный золотоносный берег и уносил легкие породы, а золото оставалось в специальных ловушках на месте.
[Сообщение изменено пользователем 20.02.2013 14:56]
C
Chak
Водяной вал - это технология. Отмечать юбилей технологии - это нонсенс (конечно, если это не нечто эпохальное). А вот сами караваны - это уже Явление. Кстати Железные караваны ходили не только по Чусовой.
Кстати Железные караваны ходили не только по Чусовой.
Но это уже Челябинская область. А у нас и постоянно - только по ней.
Если тут все верно, то получается, что не раньше
1735 года
Точно. Потому что до этого пристани были ниже, а следовательно воды больше, хоть и не намного.
Сегодня читал уральское горное обозрение за 1898 (или 99) год и там написано, что тагильский караван отплыл не дожидаясь вала.
P
Paty
Водяной вал - это технология.
Не только. Это событие, которое характеризует степень социального взаимодействия в обществе. Это социальное событие.
Т
Теоретик
Это событие, которое характеризует степень социального взаимодействия в обществе
Точно, "богатства Урала - Родине" :-)
P
Paty
Точно, "богатства Урала - Родине"
себе надо было оставить чугуний? и никому ничего?
A
AVE_Maria
[quote]
плавили Сергинские, Артинские, Красноуфимские, сверху шли шемахинские, нязепетровские, уфалейские и пр. караваны, предварительно пускали вал, но не такой мощный плотин меньше, река более полноводная.
[/quoteплавили Сергинские, Артинские, Красноуфимские, сверху шли шемахинские, нязепетровские, уфалейские и пр. караваны, предварительно пускали вал, но не такой мощный плотин меньше, река более полноводная.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.