Это было не совсем вчера, но автор темы не возражает :-)
Фотографии с вкраплениями побасенок
**********************************************************************************************
Предисловие.
Данный поход готовился примерно полгода. Для получения визы нужно купить все билеты – на самолет, поезд, паром и т.д., зарезервировать гостиницы (или в нашем случае – объяснить, почему не зарезервированы, поскольку собираемся ночевать в палатках). И только после этого, оплатив сбор, данные поступают в посольство, где, возможно, дадут визу.
И немаловажный для меня момент - со школы не летал (в школе возили на Всероссийские и Всесоюзные олимпиады по химии). А летать люблю. Но летать с велосипедом не рискую – это лотерея со слишком высокими для меня ставками. Если велосипед выкинут на дно телеги для перевозки багажа и завалят слоем чемоданов высотой пару метров, о велосипеде можно будет забыть. А велосипед для меня – не бездушная железяка, а друг.
Первый шаг похода начался в четверг – грузили велосипеды и рюкзаки в поезд до Петербурга, в котором ехали Сергей с Денисом. Наш путь начнется рано утром в субботу, по воздуху.
День первый. 15 июля. Екатеринбург - Санкт-Петербург – Turku.
Этот длинный-предлинный день начался в 2.30. Взлетаем из Кольцово при прекрасной погоде. Садимся в Пулковском аэропорту Петербурга. Дождь.
На метро доезжаем до вокзала. В метро много моряков – интересно, почему в нашем метро их нет? Возле вокзала нас уже ждут ребята на заказанной машине, которую ведет питерский велотурист Александр с подругой Натальей. С ними мы пересечем границу и доедем до Turku – оттуда наш путь лежит через море. Едем вокруг Питера. Тягостное впечатление производит авария – длинномерная фура врезалась в автобус и кабиной въехала в автобусную остановку. Хорошо, хоть людей там не было, судя по отсутствию машин скорой медицинской помощи. Приближаемся к границе. Природа – почти как у нас на Урале.
Граница. Богатырского вида пограничник спрашивает, куда мы собрались, что планируем делать? Довольно долго объясняем, что путь наш лежит в Швецию, вокруг озера МеларЕн. Он не понимает, просит показать на карте. Показываем. «Mälaren» - четко, с ударением на первый слог, - говорит он. :-)
Сразу после границы лес резко меняется. Подлесок почищен, мусора нет – местные фермеры чистят лес. Едем по магистрали в сторону Helsinki. Красивые освещенные туннели и на всем протяжении – сеточный забор вдоль дороги: магистрали ограждают от животных.
В Helsinki Сергей с Денисом идут поболтать с давней знакомой Сергея – Натальей, живущей сейчас в Финляндии. Для нас же это выливается в несколько мучительных часов ожидания, после почти бессонной ночи и перелета. Уже вечер, нет сил, хочется спать, но спать в раскаленной машине на стоянке невозможно. А ведь еще надо искать место для ночевки и собрать велосипеды, завтра встать опять ни свет ни заря и в 8 утра быть в порту. Хорошо, что помогают часовые пояса – их 8 часов, это наши 11.
Александр со всей душой идет нам навстречу – помогает найти в интернете полуофициальные места для ночевок (они не рекламируются и по возможности скрываются), подвозит на одно такое место. Ждет, пока мы растащим багаж, и только потом уезжает. Большое спасибо за помощь!
На вершинке холма, на камнях, покрытых мхом, собираем велосипеды. Комары жрут нас со страшной силой. Костер развести нельзя. :-( Воды для мытья – нет. Чем-то быстро ужинаем. Падаем в палатки и мгновенно засыпаем. На ногах провели больше суток и вставать через несколько часов.
Первая ночевка на финской земле.
День второй. 16 июля.
Утром Денис начинает возиться. Я смотрю на часы и с трудом понимаю, что вчера поставил будильник не по тому часовому поясу. Вернее, не перевел часы. Если бы не ребята, мы проспали бы. Встаем, быстро складываемся. Едем по спящему городу. Первое потрясение – роскошные дома, окна во всю стену. А возле них просто стоят велосипеды, без каких-либо цепей и тросов. Контраст с российскими реалиями колоссален. У нас велосипед находится в относительной безопасности только в квартире, за семью замками и окнами в решетках. А в Финляндии и Швеции часто видели велосипеды, в центре города просто прислоненные к стенке и мирно стоящие там не первый год – цепь и звезды спеклись в единый ржавый монолит.
Катим в порт. Город еще спит. Но редкие велосипедисты уже катаются туда-сюда, в основном женщины в возрасте. Но катят весьма бодро. Дело в том, что вся Скандинавия вообще, и Швеция в частности – очень спортивная страна. Люди бегают, гоняют на велосипедах, роликовых коньках, лыжероллерах, и все это для самих себя, понимая, что движение – это жизнь. Поэтому и в пожилом возрасте они очень подвижны и выносливы.
Второе потрясение – канал, в котором стоят старые суда, превращенные в музеи и кафе, и действующие катера разной вместимости. По берегу канала велодорожка и отдельно – пешеходная дорожка. И вот в метре от этой дорожки, где туда-сюда ходят местные пенсионеры с палками, на каменной набережной чайка высиживает потомство. Никто ее не трогает, никто ей не мешает. Чайка напряженно смотрит на меня, когда я ее фотографирую, но с места не двигается. Осторожно отхожу от гнезда, чтобы не напугать птицу, и еду догонять группу.
Канал и чайка в гнезде.
Порт. Под погрузкой стоит Viking-Line - судно, на котором мы пойдем в Stockholm. 12 палуб, общая высота – примерно с 15-этажный дом. Принимает в себя десятки фур и, когда тяжелая фура въезжает в него, даже не шелохнется. Встаем в очередь. Регистрируемся. Хоть мы въезжаем на территорию другой страны, никаких пограничников уже не видно – Евросоюз. Паспортов уже нигде никто не спрашивает.
Вкатываемся на 5 палубу и ставим велосипеды к стенке. Берем одежду и вещи, нужные в пути. Идем искать нашу каюту. Там кидаем вещи и бежим на завтрак. Еда очень вкусная, особенно на фоне полуголодного дня накануне. Пока едим, судно незаметно трогается и за окном начинают бежать мимо фьорды Балтийского моря. Быстро доедаю, бегу в каюту за фотоаппаратом и бегом на самую верхнюю палубу! Оказывается, тут и лифты есть.
С палубы открывается вид, которого я до сих пор никогда не видел: изрезанные протоками и бухтами берега, острова с маяками, бакены, и везде яхты, катера, паромы и баржи. Это те самые места, которые описала величайшая писательница современности, Мария Семенова, в своих книгах - "Валькирия", "Меч мертвых", "Лебединая дорога"... Стараюсь не пропустить ничего, фотоаппарат наматывает десятки кадров. Прохладно, сильный ветер.
Вот земля закончилась. Во все стороны – вода, волны и холодный ветер. Спускаюсь в каюту, падаем спать. Через какое-то время судовая трансляция сообщает, что прибываем в порт Mariehamn. Хватаю аппарат, теплую одежду, бегу наверх.
Наверху – жара. Рядом еще один Viking-Line, идущий встречным маршрутом. Наше судно разворачивается и встает под погрузку. Чуть позже разворачивается второй корабль. Пронзительно кричат чайки, хватая рыбешку, перемолотую винтами. Фотографирую все, до чего могу дотянуться.
Торчу на палубе, пока снова не выходим в открытое море. Холодно. А скандинавам все равно – они в шортах и безрукавках, и такое чувство, что им и правда нормально. Когда фотографировать становится нечего, спускаюсь в каюту, еще немного поспать. Наша каюта на второй палубе, гораздо ниже ватерлинии. Только чуть слышный рокот дизелей и мягкая вибрация составляют нам компанию.
Вечер. Открывают грузовые палубы. Быстро закидываю вещи в велорюкзак и мчусь наверх – глазеть на Stockholm. Солнце ярко освещает здания над водой. Тысячи судов – яхты, катера, и даже, возможно, военный корабль (судя по окраске).
Скатываемся с пятой палубы по аппарели вниз. Сразу же попадаем в интенсивнейшее движение. Пешеходная и велодорожки разделены, и все четко придерживаются отведенных им зон. Люди едут только по велодорожке, идут – только по пешеходной. Кто ведет велосипед в руках – тот находится в пешеходной зоне. Это правило соблюдается всегда и везде.
Поскольку у нас велопоход, то сразу обрисую положение дел касательно велосипеда. Если существует велосипедный рай, то он в Европе. Велосипедистам уступают дорогу абсолютно все – и машины, и пешеходы. Любая развязка имеет велодорожки. Туннели, в которых идут велодорожки, круглосуточно освещены. Велодорожки тянутся на десятки километров, соединяя города. Спортивные Bentley, Porsche и Mersedes’ы, утробно рыча сотнями лошадиных сил под капотами, спокойно встают колонной и едут сзади до тех пор, пока не будет возможности уверенно, в условиях полной видимости дальнейшего пути, обогнать по соседней полосе. Если машине приходится обгонять велосипед в своей полосе (разметка, ограждения не позволяют выйти в соседнюю полосу) – сбрасывают скорость почти до велосипедной и крадучись обгоняют на максимально возможном отдалении. Встречные машины выходят колесами за внешнюю разметку, чтобы дать нам побольше места. Одна встречная машина на проселочной дороге даже остановилась (!) и не двигалась, чтобы мы могли объехать ее без каких-либо помех. Движение исключительно спокойное, сигналов за все время услышал всего несколько. ДТП в таких условиях, думаю, почти нет.
Многие велосипедисты и пешеходы в Stockholm’е относятся к красному сигналу светофора как к чему-то сугубо рекомендательному. К тому же в Европе нет дебильного российского правила спешиваться на пешеходных переходах: велосипедисты двигаются как хотят. Есть от чего обалдеть.
Основная масса велосипедов, на которых катают – ситибайки на вибрейках. Однако на планетарке. Очень много прокатных велосипедов – стоянки прокатов повсюду. Народ в массе своей ездить не умеет, в горки многие залезают, стоя на педалях и вылупив от натуги глаза. Но есть и люди на нормальных велосипедах, в вело-одежде, и вот они-то гоняют будь здоров. Группы шоссейников человек по 30 пролетают со свистом мимо, неизменно здороваясь.
Времени – уже вечер, и надо пройти километров 30-40, найдя ночлег. Движемся то по дороге, то по дублирующим велодорожкам. К сумеркам въезжаем в маленький населенный пункт (Löwenströmska lasarettet), рядом с коим озерко. В поисках выезда к воде два раза объезжаем большое здание, напоминающее хорошую загородную гостиницу или дом отдыха. Оказывается, это не дом отдыха, а психиатрическая лечебница. Перетаскиваем груженые велосипеды через упавшие деревья (на чем попортил спину, и весь следующий день еле двигался), выходим к воде. От нас неторопливо расплывается-разлетается живность: утки, лебеди, еще какие-то крупные птицы. Ставимся, купаемся, ночуем.
День третий, 17.07
https://www.strava.com/activities/2484633489?share...
Оказалось, велы вчера через стволы таскать было необязательно – вдоль берега идет хорошая дорога, просто свернули к воде мы слишком рано. Надсадил спину зря. В следующий раз будем знать удобный путь. :-)
Едем в аэропорт Arlanda. По пути встречаем маленькое кладбище рядом с кирхой. Все ровно пострижено, очень необычно для нашего глаза. Растут кипарисы и еще какие-то экзотические растения. Фотографируем и набираем воды для питья (всю холодную воду в Швеции можно пить без обработки).
Возле аэропорта залезаем в старый самолет, превращенный в хостел. Отъезжаю чуть подальше, фотографирую самолет-гостиницу и взлетающие самолеты над аэродромом. По бесконечным велосипедным развязкам уходим дальше. На стоянке возле аэропорта заряжаются «Теслы», среди которых замечены такси.
Проезжаем городок Märsta Norra, в котором первый раз покупаем шведскую минералку (наша намного лучше) и всякие вкусняшки – сыр, хлеб, бананы. В центре городка маленький парк с проточной водой, и великое множество птиц.
Едем дальше. В планах – маленький городок с немаленькой историей - Sigtuna. Обедаем на въезде в городок, возле симпатичного озерка. Подтягивается загорать местная молодежь. :-) Традиционная велодорожка вдоль озера.
Въезжаем в центр. Там улочка, сохраненная сотни лет в неизменном виде. По ней даже движение на велосипедах запрещено, только пешком. Часовня, самая маленькая деревянная часовня в Европе. Историческая ценность всего этого, наверное, велика, но художественная – не очень. Поэтому долго там не задерживаемся. Сквозь парки движемся к выезду из городка.
Велодорожки кончаются. Приходится двигаться по двухполосной дороге. Все машины выстраиваются колонной за нами, и спокойно ждут возможности обогнать нас по встречной полосе, чтобы не дай Бог не создать велосипедисту помех. Обогнав, мощные спортивные машины с рокотом взлетающего истребителя уходят в точку. Когда дорога становится пошире, останавливаюсь возле поля – как раз напротив машина заматывает в пластик огромный брикет травы (как понимаю, корм животным на зиму).
Сворачиваем с асфальта на грунтовку вдоль реки. И вот въезжаем в город старейшего университета Швеции и всей Скандинавии, который был основан в 1477 году – Uppsala. По велодорожкам возле города летают спортсмены на лыжероллерах. Едем по улицам, и не верю глазам – улицы километрами длиной заставлены велосипедами, причем велосипеды стоят просто возле забора. Даже подарочных тросиков нет.
Заходим на территорию университета. Все, как водится, ухожено и подстрижено. Забавляет велопарковка возле действующего здания – велосипед с корзинкой пристегнут на какую-то проволочку, толщиной напоминающей струну, а в корзинке лежит неплохой шлем, уже ничем не пристегнутый.
Затем поехали полюбоваться Кафедральным собором. Особенно красиво он смотрится с набережной маленькой речушки. Набережная организована очень интересно – два узких ряда для пешеходов, по одной полосе в каждую сторону – для машин, и две двухрядных полосы для велосипедов – можно двигаться в любую сторону с любой скоростью, обгоняя других (и кто-то обгонит тебя), не создавая никому помех. Предел дружелюбия касательно двухколесных!
Ночевать поехали в сторону истоков реки, текущей через Uppsula. В полях бегают олени и зайцы. Их настолько много, что велодорожка отделена от леса плетеным забором (обычно так огораживают только магистрали). Встали возле бывшей водяной мельницы. Весь вечер и все утро мимо катали на велосипедах и шли пешком бодрые люди с рюкзаками.
День 4, 18.07
https://www.strava.com/activities/2484633414?share...
Утро выдалось чудесным. Чистая, холодная вода журчала в ручье рядом. Прямо уходить не хочется. Однако собрались и поехали.
Решили заехать на какой-то дубовый холм, где когда-то, давным-давно, заседал то ли король, то ли просто знатный викинг. Едем мимо школы с велостоянкой, усыпанной велосипедами. Очень забавный ограничитель скорости, альтернатива нашим лежачим полицейским. «Дубовый холм» комплектовался могучими камнями, однако дубы на нем были только российские, три штуки. Место мне понравилось – как-то уютно и, как везде тут, чисто. В селе видны старые автомобили – старые, но в прекрасном состоянии, хозяева заботятся о них.
Поехали по «дороге бабочек» - пеше-, вело-, конная дорога. Специальная тропа для лошадей иногда отходит в лес. Обеденные столики, выполненные в форме бабочек. Столбы с розетками, раздающие по Wi-Fi информацию об этой дороге. Повсюду пасутся лошади, некоторые – знаменитые «кони в пальто». Через некоторое время велодорожки заканчиваются, приходится выходить на магистраль. Тут мы вынужденно создаем помеху транспорту, нам первый и последний раз в Швеции несколько раз сигналят, когда грузовики вынуждены цеплять ограждение, чтобы дать нам побольше места. Но никак не объехать этот участок, нет второстепенных дорог.
Заезжаем в город Enköping. На выезде из города начинается ливень. Пережидаем его на остановке. Мимо пролетает девушка на шоссейнике, через полчаса – обратно.
Ночевать думаем на берегу озера Mälaren. Едем мимо бесконечных полей для гольфа, перемежаемых чистенькими фермами. Наконец выезжаем к озеру. Но тут неуютно – лиственный лес, строения, в которых никого нет (видимо, базы используются только в выходные). В общем, решили вернуться на дорогу и проехать чуть дальше, к маленькому озеру в лесу. Не обошлось без приключений – Аня как-то раз не успела повернуть за нами, когда мы крутились по берегу в поисках места ночевки, и уехала обратно к асфальту, аккуратно прикрыв ворота. Решила, что мы ее бросили и со спокойной душой укатили восвояси. Удивительный человек! Мы стояли и чесали репу, пока не увидели ее в полях, катающуюся туда-сюда.
Едем через поселок Ängsösund, уже в темноте – очень необычная картина. Людей не видно вообще. Света в окнах тоже, только телевизоры во всю стену. Вероятно, свет не горит по причине отсутствия штор на окнах – есть в Швеции такой старый закон. Озерко находим, вода стоячая. Помыться пойдет, а питьевую воду везем с собой. Лес хороший, чисто хвойный.
День 5, 19.07
https://www.strava.com/activities/2484633466?share...
С утра проезжаем через поселок в обратном направлении. Людей не видно, только ездят по лужайкам роботы-газонокосилки. Непривычно.
По пути осмотрев очередное кладбище, въезжаем в город Västerås. Заезжаем на вокзал – там велостоянка с гигантским количеством велосипедов. Проскочил посмотреть сам вокзал – на перроны ведут эскалаторы. Едем в центр городка, на мост через реку. Стоят велосипеды, некоторые явно не первый год. Причем, ЧСХ, даже не на подарочном тросике – просто прислонены к перилам моста. Ситуация, которой в России никогда не будет, увы.
Выезжаем в порт. Сотни и тысячи яхт. Пляж. Некоторое время едем по дорожкам вдоль пляжа в сторону промышленной зоны. Обедаем на выезде из города.
Вокруг красивые поля, заставленные сеном в пленке.
Останавливаемся в замке, где когда-то жила какая-то королевская особа. Сейчас там конно-спортивная школа. Вокруг дворца – роскошнейший сад.
Под вечер подъезжаем к городу Köping, на окраинах которого есть выход на озеро. С озера идет чудовищного вида туча. Забираемся в крытую веранду, с которой наблюдают за птицами у воды. Птиц и правда великое множество, галдят неимоверно. Однако сюрприз – к воде никак не выйти. Заборы кругом. Вода на еду всегда с нами, а вот помыться – фиг. Есть пирс со стоящим возле него кораблем, но вход на пирс запрещен. Какой-то то ли склад, то ли еще что – пробую там попросить воды. Разрешают. Один из работников вдруг оказывается русским. Набираю уже теплой воды, чтобы не греть. Вешаю по ведру на каждую сторону руля и доезжаю в горку прямо до веранды. На ночь все же решаем спуститься в лес – на веранде грязновато и сильный ветер. А внизу спокойно и тихо. Два столика со скамейками. Хвойная дорожка.
День 6, 20.07
https://www.strava.com/activities/2484633274?share...
Рано утром приезжает девушка на старенькой Volvo, просит разрешения обработать тропинку, ведущую к веранде. Работает очень тщательно.
Мы едем через город Koping. Набираем воды в магазине. Перекусываем на выезде из города. Едем по асфальтированным дорогам в лесу, очень необычно – чистый дремучий лес и ровный асфальт. У нас либо чистый лес и еле заметная дорога, либо асфальт и замусоренный лес. А тут вот как. Вскоре сворачиваем на дорожки, посыпанные гравием, и начинается ливень. Уже под вечер, мокрые и грязные, выезжаем к загородному кафе, где будем ждать утреннего парома через реку, впадающую в Mälaren. С озера сильнейший ветер, несмотря на это дети плещутся в воде. Иду купаться – вода кажется гораздо теплее воздуха!
Фотографирую закат над водой.
День 7, 21.07
https://www.strava.com/activities/2484632253?share...
Утром меня ждет сюрприз – в котел с остатками лапши с тушенкой набилось превеликое число уховерток. Минут 15 вытаскиваю их, свирепо матерясь в рифму. Ем, проверяя каждую макаронину.
Потом повар кафе вместе с официантом подгоняют паром к пирсу. Там уже грузится компания велосипедистов. С третьего раза (кормщик из повара как-то не очень) попадаем к пирсу высадки. Едем дальше, мимо симпатичного озерка. Тут ночевать было бы гораздо удобнее – и вода чище, и ветра нет. Но паром вечером не гоняют.
Зачем-то едем искать какой-то показанный на карте родник. Шарахаемся по лесным дорогам полдня. Видим огромные ветряные электрогенераторы. Родника не находим, зато находим клещей на обеде. Это плохо – они очень мелкие, их вообще почти не видно. После того, как выбираемся снова к цивилизации, обнаруживаю, что два клеща меня все же укусили. Настроение портится – на западе много инфицированных лайм-боррелиозом клещей. Едем дальше. Под стать настроению портится и погода, и от холодного воздуха начинает болеть шея.
Ночлег ищем довольно долго. Швеция – страна тысяч озер, но все они за заборами, и возле них пасется скот. Озер много – но не встать, сухих дров уйма, однако костер не развести. Выходит работница местной фермы и говорит, что хозяин фермы не любит посторонних. Объясняет, как проехать на ферму, где работает ее сын – там нас разместят. Искомой фермы не находим, зато находим место для купания, где купаемся и встаем на ночь.
День 8, 22.07
https://www.strava.com/activities/2484633139?share...
Утром и днем едем по какой-то сельской местности. Фотографирую трогательные дорожные знаки – кошка на «зебре», играющие котята, девочка, выгуливающая улитку. Эти знаки просто запали мне в сердце. Странно, но вот кошек ни одной не увидел, за всю поездку. Слева остается чудесное озерко – вот бы встретить такое под вечер!
Справа остается гольф-клуб с рекламой в виде плавающего домика, очень забавно.
И вот мы выехали к одной из целей нашего путешествия - Göta kanal. Этот канал был создан несколько сотен лет назад (строился с 1810 по 1832 годы) для того, чтобы не платить налоги за движение по морю. Сейчас он служит для движения небольших яхт. Берег его облагородили специально для того, чтобы люди могли двигаться по берегу, пешком и на велосипедах. Забили несколько тысяч 15-метровых свай, насыпали камней, заровняли отсевом. Поставили скамейки и столы под навесом. Звериный оскал капитализма во всей красе.
Город Ljungsbro. Под каналом проложены акведуки, над каналом – разводные мосты. Яхты передвигаются через систему шлюзов. Скатываемся к морю, там обедаем на травке перед пляжем. Снова находим клещей. Да что за черт! Подрываемся и валим оттуда.
Через некоторое время уходим от канала снова вглубь леса. Какими-то козьими тропами выходим на место ночевки, на дороге в чистом сосновом лесу. Купаться и набирать воды ходим на пирс напротив какой-то церквушки (Stjärnorp).
День 9, 23.07
https://www.strava.com/activities/2484633383?share...
Далее снова едем среди бесконечных ферм, маленьких и опрятных. И снова выходим на Göta kanal! Катимся по идеальной дорожке вдоль него. Вниз по течению, да по ветру – благодать! Через некоторое время уходим от канала на велодорожку с какими-то сумасшедшими градиентами, суровее, чем в Башкирии. Дорожка выводит нас в красивый городок. Видим тут второй магазин с крепким спиртным, однако он закрыт. Пиво в магазинах по крепости не превышает 3%, что-то крепче можно купить только в единственной сети магазинов, реклама которых запрещена. Связано это с тем, что скандинавы пьют как незнамо кто, если дать им волю. Поэтому государство вот так решило сей вопрос.
Смотрим остатки деревянной церкви, которая в свое время сгорела, но была частично восстановлена. Возле башни между деревьями натянуты гамаки для всех желающих отдохнуть.
Ночевать выезжаем уже к морю, встаем на маленькой галечной косе возле паромной переправы. Мостов не строят, потому что по воде постоянно ходят крупные суда. Проблемы сообщения между берегами решаются десятками таких вот паромных переправ. Бреюсь с холодной морской водой, незабываемо. Купаюсь. Более продвинутые товарищи бегают мыться в офис паромной переправы.
День 10, 24.07
https://www.strava.com/activities/2484632919?share...
Утром паром высаживает нас в красивом маленьком селе. И вновь мы едем среди бесконечных полей и аккуратных домиков.
Въезжаем в город, едем посмотреть на старинный замок. Старые стены, увитые плющом. Обедаем за столами возле замка. На солнце – жарко, в тени – холодно, такой тут климат.
Дорога дальше идет по берегам моря. Часов в 6 вечера видим красивейший сосновый лес на берегу. Поскольку усталость уже изрядно накопилась, решаем остановиться и остаток вечера отдохнуть. Стоянку выбирали из двух мест – полностью засыпанного хвоей, но в ложбинке, и чуть позеленее, но на взгорке. Решили встать на взгорке (в результате Денис и Сергей словили по клещу вечером, а я – утром, спасения от них никакого нет). Но в целом вечер получился прекрасным – поставили палатки, приготовили еду, потом валялись на теплых камнях и купались в холодной соленой воде. Вокруг снуют мелкие птицы, неторопливо плавают лебеди. Время от времени приезжают люди, посидеть на камнях и полюбоваться на море.
День 11, 25.07
https://www.strava.com/activities/2484633761?share...
Погода испортилась. Продолжаем путь, потеплее одевшись. Еще один паром, от которого на ходу уворачиваются лебеди. Как-то не осталось воспоминаний об этом дне. Встаем в сосновом лесу чуть выше озера, в котором искупались на сон грядущий. Выбрал место, полностью засыпанное хвоей – если и здесь нахватаем клещей, значит, спасения от них нет вообще никакого. Вокруг ходят люди, которые изображают охоту с собаками на оленя. Раскладывают метки с кровью, говорят, что скоро начнется охота. Как бы палатки не снесли, думаю я. И вот охота начинается – десяток тучных людей в камуфляже и пара вялых собак понуро бродят по лесу, с печальным видом. Захватывающее и леденящее душу зрелище!
День 12, 26.07
https://www.strava.com/activities/2484633583?share...
Утром начинается дождь. Хорошо хоть клещей не нахватали. Делать нечего, нам надо быть к вечеру в Stockholm‘е. Едем под дождем, неприятно, но не холодно. Въезжаем в Stockholm. На окраинах пьяные латиноамериканцы, душераздирающая картина. Едем в центр города, в собор. На ночь решаем остановиться в центральном парке, на какой-то крытой веранде. Периодически в кустах видно зайцев.
Потом прокатились в старый город – сохраненную старую часть Stockholm’а. Покупаем сувениры – безделушки с символикой страны. Смотрим королевский дворец, возле которого стоят пушки и торжественный караул. Потом едем к морю. Везде адская движуха, молодежь бегает по парку, танцует под музыку, какие-то застолья под открытым небом. Купаюсь в море, чтобы спать чистым. Обратно едем мимо садовых участков, расположенных возле парка – какие-то игрушечные домики, малюсенькие грядки, обилие цветов. Красиво.
Под вечер небо проясняется. Ставим палатки и ложимся спать.
День 13, 27.07
Утром, часов в 6 утра, нас будит мощнейший гудок, исторгнутый составом на железной дороге. Басовитый рев, звучащий несколько десятков секунд, заставляет дрожать все вокруг. А ведь вплотную к железной дороге стоят дома, каково им?
Встаем. Под навесом сухо, а вокруг все в каплях воды. Быстро собираемся, по аллеям парка с раннего утра уже бегают люди. Едем в порт, грузимся в Viking-line. Корабль почти такой же, как тот, на котором мы шли сюда. Быстро несем вещи в каюту, я хватаю фотоаппарат и бегу на верхнюю палубу.
Выходим из порта. Вокруг все те же фиорды, аккуратные, почти игрушечные, домики на них. Через полчаса на палубе спускаюсь на завтрак. Позавтракать спокойно не успеваю – почему-то всех выгоняют.
Снова идем на палубу. Сильный холодный ветер. Подходя к двери на верхнюю палубу, за два этажа слышен вой ветра. Поворачиваю ручку – и ветер выносит меня вместе с дверью наружу. Чтобы закрыть дверь, надо навалиться на нее всем телом. Ветер чуть не валит с ног. На море – волны с белыми барашками. Судно ощутимо качает, нас мотает по коридору, когда идем в каюту.
Приходим в порт Mariehamn. Конечно же, поднимаюсь на палубу. Ветер рвет фотоаппарат из рук. Детишки 5-7 лет разбегаются в сторону ограждения, добегают до него, после чего их сразу уносит ветром обратно. Все довольнёхоньки, счастливо смеются.
Но в порту внутрь фотоаппарата надувает какой-то мусор, и этот прискорбный факт я замечаю только через пару дней. В результате немало хороших кадров было погублено – на снимках с прикрытой диафрагмой видно черное пятно. :-(
Забавно – прямо в море, на островах, стоят ветряные мельницы. После аварии на Фукусиме народ понял, чем опасна ядерная энергетика, и начал искать альтернативы.
Вечером приходим в Turku. Контраст со Швецией заметен сразу – асфальт в выбоинах, машины пропускают велосипед уже не так охотно. Заходим в магазин – цены в несколько раз выше. В общем, как-то здесь не очень... Ночевать едем на то же место, что и на пути вперед – там хорошо. По пути смотрю на набережную, где чайка высиживала птенцов, когда мы ехали в Швецию – на этом месте только остатки гнезда.
День 14, 28.07
https://www.strava.com/activities/2491237911?share...
И вот тут в предварительном планировании, похоже, была допущена досадная ошибка. До автобуса в Петербург у нас оставалось 3 дня и 180 км. Мы вполне могли проехать их своим ходом, посмотреть Финляндию, но на последнюю перед отъездом ночь был забронирован домик с удобствами. А 180 км в нашем состоянии (накопилась усталость, ноги были ватные) за неполных два дня мы бы не прошли. Поэтому загодя знакомая Сергея Наталья, по нашей просьбе, купила нам билеты на электричку. Электричка напоминает нашу «Ласточку», но с местами для велосипедов (какое удачное совпадение, мест ровно 4).
А пока двигаемся по Turku. Ходим, смотрим фестиваль средневековых промыслов, где красочно одетые финны торгуют старинным оружием, одеждой, посудой, украшениями, сладкой выпечкой – всего не упомнишь. Обедаем в Макдональдсе. И едем на вокзал. Потом я немножко покатался по городу. Увидел памятник Маннергейму, человеку, благодаря которому на большинстве территории довоенной Финляндии и в Швеции сохранилась нормальная человеческая жизнь, и никогда не было социализма.
Потом сели в электричку. Зашел улыбчивый финн-контролер. Показали ему электронные фотографии билетов – до чего дошел прогресс! Финская речь напоминает горох, который звонко сыплется в металлическую миску – очень быстро, ничего разобрать невозможно, но финны как-то понимают ее.
Все-таки жаль, что мы не едем своим ходом – на скорости более 100 км/ч вся Финляндия остается за кадром.
Прибываем в Helsinki. На вокзале митингуют какие-то негры. Порой слышна русская речь. Едем в заранее присмотренное место, обозначенное на карте как место для пикников. Едем вдоль канала – красота! Мостики, островки, скамейки. Видим двух лебедей с выводком малышей. Они сердито шумят на нас – видимо, привыкли, что их кормят, а нам нечем их угостить. Доезжаем до запланированного места. Место мне нравится – сосновый лес, веранда и стол. Приезжают наши соотечественники с веселым щенком, который радостно прыгает на всех, плавает за палкой и снова прыгает.
День 15, 29.07
https://www.strava.com/activities/2491238478?share...
Поутру, продрав шары, едем заселяться в домик. Домик пока не готов, получается только оставить часть шмоток. После этого, почти налегке, едем смотреть Helsinki. Путь в город ведет через мост, который состоит из трех мостов: один для электричек и метро, второй для машин и третий, пожалуй, самый широкий – для пешеходов и велосипедистов. Осматриваем Кафедральный собор и Сенатскую площадь, с толпами чаек (у них там вместо голубей - чайки). Бесцельно катаемся туда и сюда.
Вечером заселяемся в домик. Перед сном идем посмотреть на велодорожку возле канала – сделана на совесть: громадные камни и ровная отсыпка. Моемся горячей водой без ограничений (до этого дня каждый день мылись, но холодной). После чего следует крепкий здоровый сон. :-) Сергей с Денисом ездили в гости к Наталье, вернулись уже совсем поздно.
День 16, 30.07
https://www.strava.com/activities/2493673514?share...
Утром собираем рюкзаки, сдаем домик и едем в город. Катим через парки, под дорогами. Выезжаем в респектабельную часть города – тут дома над водой. Фотографируемся на память. По всему городу люди с радужными повязки и бантиками – нас угораздило попасть в город в день гей-парада, тьфу, срамота! Однако именно благодаря ему я заметил мусор на матрице фотоаппарата – когда фотографировал радужные шары на фоне неба. Заезжаем в порт. Тут стоят старые парусные корабли, соседствующие с финским арктическим флотом. На фоне ледоколов плавают лебеди. Колесим по городу, по старым улочкам. Осмотрели Успенский собор, выкатились к месту погрузки на Viking-Line. После обеда (из традиционной одноразовой лапши, сухого пюре и сырокопченой колбасы – мой шведский стол!) поехал по паркам, возле какого-то, похоже, университета. Везде немыслимое количество канадских гусей с выводками. Везде их немалые зеленые какашки – это уже стало заметной проблемой. Фотографирую радужные шары – и замечаю непорядок на мониторе. Протираю объектив со всех сторон – не помогает. Тогда снимаю объектив и продуваю матрицу – это без специальной груши не очень хорошо, но выхода нет. Мусор пропадает. Катаюсь еще немного, и приезжаем на автовокзал. Готовим велосипеды к транспортировке.
Ночь проводим в автобусе. Поспать удается, но немного.
День 17, 31.07 Санкт-Петербург.
Петербург встречает нас шумом и пылью – везде идет ремонт дорог. Обосновались в каком-то дворике с котами и бабушками, сходили на завтрак, каждый кто куда. Бабушки между собой делятся переживаниями – один из дворовых котиков перестал есть вареную индюшку!
Бесцельно покатались по городу и едем на вокзал – разбирать велосипеды в дорогу, днем отходит обратный поезд. Пакуем технику, велосипеды грузим в багажное купе, Денис и Сергей садятся в вагон – машем им рукой. Мы же на метро едем на Невский проспект. Вот тут и виден разительный контраст с Европой – широкая дорога для машин, и маленький тротуар для людей. Машины лезут друг на друга, непрерывно сигналят. Очень неохотно пропускают на пешеходных переходах. Люди тоже толкаются. Для велосипедистов места нет. Совсем. Пара несчастных пытается протиснуться, но получается у них это очень печально. Походили. Пофотографировал, что увидел, и пошли обратно на метро. Шли маленькими улочками, чтобы не толкаться, потом вдоль канала. Везде лотки с сувенирами, и толпы народа – странно, откуда, будний же день?
Ну вот и все. Едем в аэропорт. Самолет в полночь. Взлетая, увидел красивейший вид – Петербург весь в огнях. Очень жалею, что не сразу достал телефон.:-( Но пару снимков удалось сделать.
Вот теперь путешествие окончено…
Увидели жизнь, которой у нас никогда не будет… Надеюсь, не в последний раз!
Все фотографии в исходном качестве тут: https://yadi.sk/d/LpuzEUtk3B80vA
Фотографии с вкраплениями побасенок
**********************************************************************************************
Предисловие.
Данный поход готовился примерно полгода. Для получения визы нужно купить все билеты – на самолет, поезд, паром и т.д., зарезервировать гостиницы (или в нашем случае – объяснить, почему не зарезервированы, поскольку собираемся ночевать в палатках). И только после этого, оплатив сбор, данные поступают в посольство, где, возможно, дадут визу.
И немаловажный для меня момент - со школы не летал (в школе возили на Всероссийские и Всесоюзные олимпиады по химии). А летать люблю. Но летать с велосипедом не рискую – это лотерея со слишком высокими для меня ставками. Если велосипед выкинут на дно телеги для перевозки багажа и завалят слоем чемоданов высотой пару метров, о велосипеде можно будет забыть. А велосипед для меня – не бездушная железяка, а друг.
Первый шаг похода начался в четверг – грузили велосипеды и рюкзаки в поезд до Петербурга, в котором ехали Сергей с Денисом. Наш путь начнется рано утром в субботу, по воздуху.
День первый. 15 июля. Екатеринбург - Санкт-Петербург – Turku.
Этот длинный-предлинный день начался в 2.30. Взлетаем из Кольцово при прекрасной погоде. Садимся в Пулковском аэропорту Петербурга. Дождь.
На метро доезжаем до вокзала. В метро много моряков – интересно, почему в нашем метро их нет? Возле вокзала нас уже ждут ребята на заказанной машине, которую ведет питерский велотурист Александр с подругой Натальей. С ними мы пересечем границу и доедем до Turku – оттуда наш путь лежит через море. Едем вокруг Питера. Тягостное впечатление производит авария – длинномерная фура врезалась в автобус и кабиной въехала в автобусную остановку. Хорошо, хоть людей там не было, судя по отсутствию машин скорой медицинской помощи. Приближаемся к границе. Природа – почти как у нас на Урале.
Граница. Богатырского вида пограничник спрашивает, куда мы собрались, что планируем делать? Довольно долго объясняем, что путь наш лежит в Швецию, вокруг озера МеларЕн. Он не понимает, просит показать на карте. Показываем. «Mälaren» - четко, с ударением на первый слог, - говорит он. :-)
Сразу после границы лес резко меняется. Подлесок почищен, мусора нет – местные фермеры чистят лес. Едем по магистрали в сторону Helsinki. Красивые освещенные туннели и на всем протяжении – сеточный забор вдоль дороги: магистрали ограждают от животных.
В Helsinki Сергей с Денисом идут поболтать с давней знакомой Сергея – Натальей, живущей сейчас в Финляндии. Для нас же это выливается в несколько мучительных часов ожидания, после почти бессонной ночи и перелета. Уже вечер, нет сил, хочется спать, но спать в раскаленной машине на стоянке невозможно. А ведь еще надо искать место для ночевки и собрать велосипеды, завтра встать опять ни свет ни заря и в 8 утра быть в порту. Хорошо, что помогают часовые пояса – их 8 часов, это наши 11.
Александр со всей душой идет нам навстречу – помогает найти в интернете полуофициальные места для ночевок (они не рекламируются и по возможности скрываются), подвозит на одно такое место. Ждет, пока мы растащим багаж, и только потом уезжает. Большое спасибо за помощь!
На вершинке холма, на камнях, покрытых мхом, собираем велосипеды. Комары жрут нас со страшной силой. Костер развести нельзя. :-( Воды для мытья – нет. Чем-то быстро ужинаем. Падаем в палатки и мгновенно засыпаем. На ногах провели больше суток и вставать через несколько часов.
Первая ночевка на финской земле.
День второй. 16 июля.
Утром Денис начинает возиться. Я смотрю на часы и с трудом понимаю, что вчера поставил будильник не по тому часовому поясу. Вернее, не перевел часы. Если бы не ребята, мы проспали бы. Встаем, быстро складываемся. Едем по спящему городу. Первое потрясение – роскошные дома, окна во всю стену. А возле них просто стоят велосипеды, без каких-либо цепей и тросов. Контраст с российскими реалиями колоссален. У нас велосипед находится в относительной безопасности только в квартире, за семью замками и окнами в решетках. А в Финляндии и Швеции часто видели велосипеды, в центре города просто прислоненные к стенке и мирно стоящие там не первый год – цепь и звезды спеклись в единый ржавый монолит.
Катим в порт. Город еще спит. Но редкие велосипедисты уже катаются туда-сюда, в основном женщины в возрасте. Но катят весьма бодро. Дело в том, что вся Скандинавия вообще, и Швеция в частности – очень спортивная страна. Люди бегают, гоняют на велосипедах, роликовых коньках, лыжероллерах, и все это для самих себя, понимая, что движение – это жизнь. Поэтому и в пожилом возрасте они очень подвижны и выносливы.
Второе потрясение – канал, в котором стоят старые суда, превращенные в музеи и кафе, и действующие катера разной вместимости. По берегу канала велодорожка и отдельно – пешеходная дорожка. И вот в метре от этой дорожки, где туда-сюда ходят местные пенсионеры с палками, на каменной набережной чайка высиживает потомство. Никто ее не трогает, никто ей не мешает. Чайка напряженно смотрит на меня, когда я ее фотографирую, но с места не двигается. Осторожно отхожу от гнезда, чтобы не напугать птицу, и еду догонять группу.
Канал и чайка в гнезде.
Порт. Под погрузкой стоит Viking-Line - судно, на котором мы пойдем в Stockholm. 12 палуб, общая высота – примерно с 15-этажный дом. Принимает в себя десятки фур и, когда тяжелая фура въезжает в него, даже не шелохнется. Встаем в очередь. Регистрируемся. Хоть мы въезжаем на территорию другой страны, никаких пограничников уже не видно – Евросоюз. Паспортов уже нигде никто не спрашивает.
Вкатываемся на 5 палубу и ставим велосипеды к стенке. Берем одежду и вещи, нужные в пути. Идем искать нашу каюту. Там кидаем вещи и бежим на завтрак. Еда очень вкусная, особенно на фоне полуголодного дня накануне. Пока едим, судно незаметно трогается и за окном начинают бежать мимо фьорды Балтийского моря. Быстро доедаю, бегу в каюту за фотоаппаратом и бегом на самую верхнюю палубу! Оказывается, тут и лифты есть.
С палубы открывается вид, которого я до сих пор никогда не видел: изрезанные протоками и бухтами берега, острова с маяками, бакены, и везде яхты, катера, паромы и баржи. Это те самые места, которые описала величайшая писательница современности, Мария Семенова, в своих книгах - "Валькирия", "Меч мертвых", "Лебединая дорога"... Стараюсь не пропустить ничего, фотоаппарат наматывает десятки кадров. Прохладно, сильный ветер.
Вот земля закончилась. Во все стороны – вода, волны и холодный ветер. Спускаюсь в каюту, падаем спать. Через какое-то время судовая трансляция сообщает, что прибываем в порт Mariehamn. Хватаю аппарат, теплую одежду, бегу наверх.
Наверху – жара. Рядом еще один Viking-Line, идущий встречным маршрутом. Наше судно разворачивается и встает под погрузку. Чуть позже разворачивается второй корабль. Пронзительно кричат чайки, хватая рыбешку, перемолотую винтами. Фотографирую все, до чего могу дотянуться.
Торчу на палубе, пока снова не выходим в открытое море. Холодно. А скандинавам все равно – они в шортах и безрукавках, и такое чувство, что им и правда нормально. Когда фотографировать становится нечего, спускаюсь в каюту, еще немного поспать. Наша каюта на второй палубе, гораздо ниже ватерлинии. Только чуть слышный рокот дизелей и мягкая вибрация составляют нам компанию.
Вечер. Открывают грузовые палубы. Быстро закидываю вещи в велорюкзак и мчусь наверх – глазеть на Stockholm. Солнце ярко освещает здания над водой. Тысячи судов – яхты, катера, и даже, возможно, военный корабль (судя по окраске).
Скатываемся с пятой палубы по аппарели вниз. Сразу же попадаем в интенсивнейшее движение. Пешеходная и велодорожки разделены, и все четко придерживаются отведенных им зон. Люди едут только по велодорожке, идут – только по пешеходной. Кто ведет велосипед в руках – тот находится в пешеходной зоне. Это правило соблюдается всегда и везде.
Поскольку у нас велопоход, то сразу обрисую положение дел касательно велосипеда. Если существует велосипедный рай, то он в Европе. Велосипедистам уступают дорогу абсолютно все – и машины, и пешеходы. Любая развязка имеет велодорожки. Туннели, в которых идут велодорожки, круглосуточно освещены. Велодорожки тянутся на десятки километров, соединяя города. Спортивные Bentley, Porsche и Mersedes’ы, утробно рыча сотнями лошадиных сил под капотами, спокойно встают колонной и едут сзади до тех пор, пока не будет возможности уверенно, в условиях полной видимости дальнейшего пути, обогнать по соседней полосе. Если машине приходится обгонять велосипед в своей полосе (разметка, ограждения не позволяют выйти в соседнюю полосу) – сбрасывают скорость почти до велосипедной и крадучись обгоняют на максимально возможном отдалении. Встречные машины выходят колесами за внешнюю разметку, чтобы дать нам побольше места. Одна встречная машина на проселочной дороге даже остановилась (!) и не двигалась, чтобы мы могли объехать ее без каких-либо помех. Движение исключительно спокойное, сигналов за все время услышал всего несколько. ДТП в таких условиях, думаю, почти нет.
Многие велосипедисты и пешеходы в Stockholm’е относятся к красному сигналу светофора как к чему-то сугубо рекомендательному. К тому же в Европе нет дебильного российского правила спешиваться на пешеходных переходах: велосипедисты двигаются как хотят. Есть от чего обалдеть.
Основная масса велосипедов, на которых катают – ситибайки на вибрейках. Однако на планетарке. Очень много прокатных велосипедов – стоянки прокатов повсюду. Народ в массе своей ездить не умеет, в горки многие залезают, стоя на педалях и вылупив от натуги глаза. Но есть и люди на нормальных велосипедах, в вело-одежде, и вот они-то гоняют будь здоров. Группы шоссейников человек по 30 пролетают со свистом мимо, неизменно здороваясь.
Времени – уже вечер, и надо пройти километров 30-40, найдя ночлег. Движемся то по дороге, то по дублирующим велодорожкам. К сумеркам въезжаем в маленький населенный пункт (Löwenströmska lasarettet), рядом с коим озерко. В поисках выезда к воде два раза объезжаем большое здание, напоминающее хорошую загородную гостиницу или дом отдыха. Оказывается, это не дом отдыха, а психиатрическая лечебница. Перетаскиваем груженые велосипеды через упавшие деревья (на чем попортил спину, и весь следующий день еле двигался), выходим к воде. От нас неторопливо расплывается-разлетается живность: утки, лебеди, еще какие-то крупные птицы. Ставимся, купаемся, ночуем.
День третий, 17.07
https://www.strava.com/activities/2484633489?share...
Оказалось, велы вчера через стволы таскать было необязательно – вдоль берега идет хорошая дорога, просто свернули к воде мы слишком рано. Надсадил спину зря. В следующий раз будем знать удобный путь. :-)
Едем в аэропорт Arlanda. По пути встречаем маленькое кладбище рядом с кирхой. Все ровно пострижено, очень необычно для нашего глаза. Растут кипарисы и еще какие-то экзотические растения. Фотографируем и набираем воды для питья (всю холодную воду в Швеции можно пить без обработки).
Возле аэропорта залезаем в старый самолет, превращенный в хостел. Отъезжаю чуть подальше, фотографирую самолет-гостиницу и взлетающие самолеты над аэродромом. По бесконечным велосипедным развязкам уходим дальше. На стоянке возле аэропорта заряжаются «Теслы», среди которых замечены такси.
Проезжаем городок Märsta Norra, в котором первый раз покупаем шведскую минералку (наша намного лучше) и всякие вкусняшки – сыр, хлеб, бананы. В центре городка маленький парк с проточной водой, и великое множество птиц.
Едем дальше. В планах – маленький городок с немаленькой историей - Sigtuna. Обедаем на въезде в городок, возле симпатичного озерка. Подтягивается загорать местная молодежь. :-) Традиционная велодорожка вдоль озера.
Въезжаем в центр. Там улочка, сохраненная сотни лет в неизменном виде. По ней даже движение на велосипедах запрещено, только пешком. Часовня, самая маленькая деревянная часовня в Европе. Историческая ценность всего этого, наверное, велика, но художественная – не очень. Поэтому долго там не задерживаемся. Сквозь парки движемся к выезду из городка.
Велодорожки кончаются. Приходится двигаться по двухполосной дороге. Все машины выстраиваются колонной за нами, и спокойно ждут возможности обогнать нас по встречной полосе, чтобы не дай Бог не создать велосипедисту помех. Обогнав, мощные спортивные машины с рокотом взлетающего истребителя уходят в точку. Когда дорога становится пошире, останавливаюсь возле поля – как раз напротив машина заматывает в пластик огромный брикет травы (как понимаю, корм животным на зиму).
Сворачиваем с асфальта на грунтовку вдоль реки. И вот въезжаем в город старейшего университета Швеции и всей Скандинавии, который был основан в 1477 году – Uppsala. По велодорожкам возле города летают спортсмены на лыжероллерах. Едем по улицам, и не верю глазам – улицы километрами длиной заставлены велосипедами, причем велосипеды стоят просто возле забора. Даже подарочных тросиков нет.
Заходим на территорию университета. Все, как водится, ухожено и подстрижено. Забавляет велопарковка возле действующего здания – велосипед с корзинкой пристегнут на какую-то проволочку, толщиной напоминающей струну, а в корзинке лежит неплохой шлем, уже ничем не пристегнутый.
Затем поехали полюбоваться Кафедральным собором. Особенно красиво он смотрится с набережной маленькой речушки. Набережная организована очень интересно – два узких ряда для пешеходов, по одной полосе в каждую сторону – для машин, и две двухрядных полосы для велосипедов – можно двигаться в любую сторону с любой скоростью, обгоняя других (и кто-то обгонит тебя), не создавая никому помех. Предел дружелюбия касательно двухколесных!
Ночевать поехали в сторону истоков реки, текущей через Uppsula. В полях бегают олени и зайцы. Их настолько много, что велодорожка отделена от леса плетеным забором (обычно так огораживают только магистрали). Встали возле бывшей водяной мельницы. Весь вечер и все утро мимо катали на велосипедах и шли пешком бодрые люди с рюкзаками.
День 4, 18.07
https://www.strava.com/activities/2484633414?share...
Утро выдалось чудесным. Чистая, холодная вода журчала в ручье рядом. Прямо уходить не хочется. Однако собрались и поехали.
Решили заехать на какой-то дубовый холм, где когда-то, давным-давно, заседал то ли король, то ли просто знатный викинг. Едем мимо школы с велостоянкой, усыпанной велосипедами. Очень забавный ограничитель скорости, альтернатива нашим лежачим полицейским. «Дубовый холм» комплектовался могучими камнями, однако дубы на нем были только российские, три штуки. Место мне понравилось – как-то уютно и, как везде тут, чисто. В селе видны старые автомобили – старые, но в прекрасном состоянии, хозяева заботятся о них.
Поехали по «дороге бабочек» - пеше-, вело-, конная дорога. Специальная тропа для лошадей иногда отходит в лес. Обеденные столики, выполненные в форме бабочек. Столбы с розетками, раздающие по Wi-Fi информацию об этой дороге. Повсюду пасутся лошади, некоторые – знаменитые «кони в пальто». Через некоторое время велодорожки заканчиваются, приходится выходить на магистраль. Тут мы вынужденно создаем помеху транспорту, нам первый и последний раз в Швеции несколько раз сигналят, когда грузовики вынуждены цеплять ограждение, чтобы дать нам побольше места. Но никак не объехать этот участок, нет второстепенных дорог.
Заезжаем в город Enköping. На выезде из города начинается ливень. Пережидаем его на остановке. Мимо пролетает девушка на шоссейнике, через полчаса – обратно.
Ночевать думаем на берегу озера Mälaren. Едем мимо бесконечных полей для гольфа, перемежаемых чистенькими фермами. Наконец выезжаем к озеру. Но тут неуютно – лиственный лес, строения, в которых никого нет (видимо, базы используются только в выходные). В общем, решили вернуться на дорогу и проехать чуть дальше, к маленькому озеру в лесу. Не обошлось без приключений – Аня как-то раз не успела повернуть за нами, когда мы крутились по берегу в поисках места ночевки, и уехала обратно к асфальту, аккуратно прикрыв ворота. Решила, что мы ее бросили и со спокойной душой укатили восвояси. Удивительный человек! Мы стояли и чесали репу, пока не увидели ее в полях, катающуюся туда-сюда.
Едем через поселок Ängsösund, уже в темноте – очень необычная картина. Людей не видно вообще. Света в окнах тоже, только телевизоры во всю стену. Вероятно, свет не горит по причине отсутствия штор на окнах – есть в Швеции такой старый закон. Озерко находим, вода стоячая. Помыться пойдет, а питьевую воду везем с собой. Лес хороший, чисто хвойный.
День 5, 19.07
https://www.strava.com/activities/2484633466?share...
С утра проезжаем через поселок в обратном направлении. Людей не видно, только ездят по лужайкам роботы-газонокосилки. Непривычно.
По пути осмотрев очередное кладбище, въезжаем в город Västerås. Заезжаем на вокзал – там велостоянка с гигантским количеством велосипедов. Проскочил посмотреть сам вокзал – на перроны ведут эскалаторы. Едем в центр городка, на мост через реку. Стоят велосипеды, некоторые явно не первый год. Причем, ЧСХ, даже не на подарочном тросике – просто прислонены к перилам моста. Ситуация, которой в России никогда не будет, увы.
Выезжаем в порт. Сотни и тысячи яхт. Пляж. Некоторое время едем по дорожкам вдоль пляжа в сторону промышленной зоны. Обедаем на выезде из города.
Вокруг красивые поля, заставленные сеном в пленке.
Останавливаемся в замке, где когда-то жила какая-то королевская особа. Сейчас там конно-спортивная школа. Вокруг дворца – роскошнейший сад.
Под вечер подъезжаем к городу Köping, на окраинах которого есть выход на озеро. С озера идет чудовищного вида туча. Забираемся в крытую веранду, с которой наблюдают за птицами у воды. Птиц и правда великое множество, галдят неимоверно. Однако сюрприз – к воде никак не выйти. Заборы кругом. Вода на еду всегда с нами, а вот помыться – фиг. Есть пирс со стоящим возле него кораблем, но вход на пирс запрещен. Какой-то то ли склад, то ли еще что – пробую там попросить воды. Разрешают. Один из работников вдруг оказывается русским. Набираю уже теплой воды, чтобы не греть. Вешаю по ведру на каждую сторону руля и доезжаю в горку прямо до веранды. На ночь все же решаем спуститься в лес – на веранде грязновато и сильный ветер. А внизу спокойно и тихо. Два столика со скамейками. Хвойная дорожка.
День 6, 20.07
https://www.strava.com/activities/2484633274?share...
Рано утром приезжает девушка на старенькой Volvo, просит разрешения обработать тропинку, ведущую к веранде. Работает очень тщательно.
Мы едем через город Koping. Набираем воды в магазине. Перекусываем на выезде из города. Едем по асфальтированным дорогам в лесу, очень необычно – чистый дремучий лес и ровный асфальт. У нас либо чистый лес и еле заметная дорога, либо асфальт и замусоренный лес. А тут вот как. Вскоре сворачиваем на дорожки, посыпанные гравием, и начинается ливень. Уже под вечер, мокрые и грязные, выезжаем к загородному кафе, где будем ждать утреннего парома через реку, впадающую в Mälaren. С озера сильнейший ветер, несмотря на это дети плещутся в воде. Иду купаться – вода кажется гораздо теплее воздуха!
Фотографирую закат над водой.
День 7, 21.07
https://www.strava.com/activities/2484632253?share...
Утром меня ждет сюрприз – в котел с остатками лапши с тушенкой набилось превеликое число уховерток. Минут 15 вытаскиваю их, свирепо матерясь в рифму. Ем, проверяя каждую макаронину.
Потом повар кафе вместе с официантом подгоняют паром к пирсу. Там уже грузится компания велосипедистов. С третьего раза (кормщик из повара как-то не очень) попадаем к пирсу высадки. Едем дальше, мимо симпатичного озерка. Тут ночевать было бы гораздо удобнее – и вода чище, и ветра нет. Но паром вечером не гоняют.
Зачем-то едем искать какой-то показанный на карте родник. Шарахаемся по лесным дорогам полдня. Видим огромные ветряные электрогенераторы. Родника не находим, зато находим клещей на обеде. Это плохо – они очень мелкие, их вообще почти не видно. После того, как выбираемся снова к цивилизации, обнаруживаю, что два клеща меня все же укусили. Настроение портится – на западе много инфицированных лайм-боррелиозом клещей. Едем дальше. Под стать настроению портится и погода, и от холодного воздуха начинает болеть шея.
Ночлег ищем довольно долго. Швеция – страна тысяч озер, но все они за заборами, и возле них пасется скот. Озер много – но не встать, сухих дров уйма, однако костер не развести. Выходит работница местной фермы и говорит, что хозяин фермы не любит посторонних. Объясняет, как проехать на ферму, где работает ее сын – там нас разместят. Искомой фермы не находим, зато находим место для купания, где купаемся и встаем на ночь.
День 8, 22.07
https://www.strava.com/activities/2484633139?share...
Утром и днем едем по какой-то сельской местности. Фотографирую трогательные дорожные знаки – кошка на «зебре», играющие котята, девочка, выгуливающая улитку. Эти знаки просто запали мне в сердце. Странно, но вот кошек ни одной не увидел, за всю поездку. Слева остается чудесное озерко – вот бы встретить такое под вечер!
Справа остается гольф-клуб с рекламой в виде плавающего домика, очень забавно.
И вот мы выехали к одной из целей нашего путешествия - Göta kanal. Этот канал был создан несколько сотен лет назад (строился с 1810 по 1832 годы) для того, чтобы не платить налоги за движение по морю. Сейчас он служит для движения небольших яхт. Берег его облагородили специально для того, чтобы люди могли двигаться по берегу, пешком и на велосипедах. Забили несколько тысяч 15-метровых свай, насыпали камней, заровняли отсевом. Поставили скамейки и столы под навесом. Звериный оскал капитализма во всей красе.
Город Ljungsbro. Под каналом проложены акведуки, над каналом – разводные мосты. Яхты передвигаются через систему шлюзов. Скатываемся к морю, там обедаем на травке перед пляжем. Снова находим клещей. Да что за черт! Подрываемся и валим оттуда.
Через некоторое время уходим от канала снова вглубь леса. Какими-то козьими тропами выходим на место ночевки, на дороге в чистом сосновом лесу. Купаться и набирать воды ходим на пирс напротив какой-то церквушки (Stjärnorp).
День 9, 23.07
https://www.strava.com/activities/2484633383?share...
Далее снова едем среди бесконечных ферм, маленьких и опрятных. И снова выходим на Göta kanal! Катимся по идеальной дорожке вдоль него. Вниз по течению, да по ветру – благодать! Через некоторое время уходим от канала на велодорожку с какими-то сумасшедшими градиентами, суровее, чем в Башкирии. Дорожка выводит нас в красивый городок. Видим тут второй магазин с крепким спиртным, однако он закрыт. Пиво в магазинах по крепости не превышает 3%, что-то крепче можно купить только в единственной сети магазинов, реклама которых запрещена. Связано это с тем, что скандинавы пьют как незнамо кто, если дать им волю. Поэтому государство вот так решило сей вопрос.
Смотрим остатки деревянной церкви, которая в свое время сгорела, но была частично восстановлена. Возле башни между деревьями натянуты гамаки для всех желающих отдохнуть.
Ночевать выезжаем уже к морю, встаем на маленькой галечной косе возле паромной переправы. Мостов не строят, потому что по воде постоянно ходят крупные суда. Проблемы сообщения между берегами решаются десятками таких вот паромных переправ. Бреюсь с холодной морской водой, незабываемо. Купаюсь. Более продвинутые товарищи бегают мыться в офис паромной переправы.
День 10, 24.07
https://www.strava.com/activities/2484632919?share...
Утром паром высаживает нас в красивом маленьком селе. И вновь мы едем среди бесконечных полей и аккуратных домиков.
Въезжаем в город, едем посмотреть на старинный замок. Старые стены, увитые плющом. Обедаем за столами возле замка. На солнце – жарко, в тени – холодно, такой тут климат.
Дорога дальше идет по берегам моря. Часов в 6 вечера видим красивейший сосновый лес на берегу. Поскольку усталость уже изрядно накопилась, решаем остановиться и остаток вечера отдохнуть. Стоянку выбирали из двух мест – полностью засыпанного хвоей, но в ложбинке, и чуть позеленее, но на взгорке. Решили встать на взгорке (в результате Денис и Сергей словили по клещу вечером, а я – утром, спасения от них никакого нет). Но в целом вечер получился прекрасным – поставили палатки, приготовили еду, потом валялись на теплых камнях и купались в холодной соленой воде. Вокруг снуют мелкие птицы, неторопливо плавают лебеди. Время от времени приезжают люди, посидеть на камнях и полюбоваться на море.
День 11, 25.07
https://www.strava.com/activities/2484633761?share...
Погода испортилась. Продолжаем путь, потеплее одевшись. Еще один паром, от которого на ходу уворачиваются лебеди. Как-то не осталось воспоминаний об этом дне. Встаем в сосновом лесу чуть выше озера, в котором искупались на сон грядущий. Выбрал место, полностью засыпанное хвоей – если и здесь нахватаем клещей, значит, спасения от них нет вообще никакого. Вокруг ходят люди, которые изображают охоту с собаками на оленя. Раскладывают метки с кровью, говорят, что скоро начнется охота. Как бы палатки не снесли, думаю я. И вот охота начинается – десяток тучных людей в камуфляже и пара вялых собак понуро бродят по лесу, с печальным видом. Захватывающее и леденящее душу зрелище!
День 12, 26.07
https://www.strava.com/activities/2484633583?share...
Утром начинается дождь. Хорошо хоть клещей не нахватали. Делать нечего, нам надо быть к вечеру в Stockholm‘е. Едем под дождем, неприятно, но не холодно. Въезжаем в Stockholm. На окраинах пьяные латиноамериканцы, душераздирающая картина. Едем в центр города, в собор. На ночь решаем остановиться в центральном парке, на какой-то крытой веранде. Периодически в кустах видно зайцев.
Потом прокатились в старый город – сохраненную старую часть Stockholm’а. Покупаем сувениры – безделушки с символикой страны. Смотрим королевский дворец, возле которого стоят пушки и торжественный караул. Потом едем к морю. Везде адская движуха, молодежь бегает по парку, танцует под музыку, какие-то застолья под открытым небом. Купаюсь в море, чтобы спать чистым. Обратно едем мимо садовых участков, расположенных возле парка – какие-то игрушечные домики, малюсенькие грядки, обилие цветов. Красиво.
Под вечер небо проясняется. Ставим палатки и ложимся спать.
День 13, 27.07
Утром, часов в 6 утра, нас будит мощнейший гудок, исторгнутый составом на железной дороге. Басовитый рев, звучащий несколько десятков секунд, заставляет дрожать все вокруг. А ведь вплотную к железной дороге стоят дома, каково им?
Встаем. Под навесом сухо, а вокруг все в каплях воды. Быстро собираемся, по аллеям парка с раннего утра уже бегают люди. Едем в порт, грузимся в Viking-line. Корабль почти такой же, как тот, на котором мы шли сюда. Быстро несем вещи в каюту, я хватаю фотоаппарат и бегу на верхнюю палубу.
Выходим из порта. Вокруг все те же фиорды, аккуратные, почти игрушечные, домики на них. Через полчаса на палубе спускаюсь на завтрак. Позавтракать спокойно не успеваю – почему-то всех выгоняют.
Снова идем на палубу. Сильный холодный ветер. Подходя к двери на верхнюю палубу, за два этажа слышен вой ветра. Поворачиваю ручку – и ветер выносит меня вместе с дверью наружу. Чтобы закрыть дверь, надо навалиться на нее всем телом. Ветер чуть не валит с ног. На море – волны с белыми барашками. Судно ощутимо качает, нас мотает по коридору, когда идем в каюту.
Приходим в порт Mariehamn. Конечно же, поднимаюсь на палубу. Ветер рвет фотоаппарат из рук. Детишки 5-7 лет разбегаются в сторону ограждения, добегают до него, после чего их сразу уносит ветром обратно. Все довольнёхоньки, счастливо смеются.
Но в порту внутрь фотоаппарата надувает какой-то мусор, и этот прискорбный факт я замечаю только через пару дней. В результате немало хороших кадров было погублено – на снимках с прикрытой диафрагмой видно черное пятно. :-(
Забавно – прямо в море, на островах, стоят ветряные мельницы. После аварии на Фукусиме народ понял, чем опасна ядерная энергетика, и начал искать альтернативы.
Вечером приходим в Turku. Контраст со Швецией заметен сразу – асфальт в выбоинах, машины пропускают велосипед уже не так охотно. Заходим в магазин – цены в несколько раз выше. В общем, как-то здесь не очень... Ночевать едем на то же место, что и на пути вперед – там хорошо. По пути смотрю на набережную, где чайка высиживала птенцов, когда мы ехали в Швецию – на этом месте только остатки гнезда.
День 14, 28.07
https://www.strava.com/activities/2491237911?share...
И вот тут в предварительном планировании, похоже, была допущена досадная ошибка. До автобуса в Петербург у нас оставалось 3 дня и 180 км. Мы вполне могли проехать их своим ходом, посмотреть Финляндию, но на последнюю перед отъездом ночь был забронирован домик с удобствами. А 180 км в нашем состоянии (накопилась усталость, ноги были ватные) за неполных два дня мы бы не прошли. Поэтому загодя знакомая Сергея Наталья, по нашей просьбе, купила нам билеты на электричку. Электричка напоминает нашу «Ласточку», но с местами для велосипедов (какое удачное совпадение, мест ровно 4).
А пока двигаемся по Turku. Ходим, смотрим фестиваль средневековых промыслов, где красочно одетые финны торгуют старинным оружием, одеждой, посудой, украшениями, сладкой выпечкой – всего не упомнишь. Обедаем в Макдональдсе. И едем на вокзал. Потом я немножко покатался по городу. Увидел памятник Маннергейму, человеку, благодаря которому на большинстве территории довоенной Финляндии и в Швеции сохранилась нормальная человеческая жизнь, и никогда не было социализма.
Потом сели в электричку. Зашел улыбчивый финн-контролер. Показали ему электронные фотографии билетов – до чего дошел прогресс! Финская речь напоминает горох, который звонко сыплется в металлическую миску – очень быстро, ничего разобрать невозможно, но финны как-то понимают ее.
Все-таки жаль, что мы не едем своим ходом – на скорости более 100 км/ч вся Финляндия остается за кадром.
Прибываем в Helsinki. На вокзале митингуют какие-то негры. Порой слышна русская речь. Едем в заранее присмотренное место, обозначенное на карте как место для пикников. Едем вдоль канала – красота! Мостики, островки, скамейки. Видим двух лебедей с выводком малышей. Они сердито шумят на нас – видимо, привыкли, что их кормят, а нам нечем их угостить. Доезжаем до запланированного места. Место мне нравится – сосновый лес, веранда и стол. Приезжают наши соотечественники с веселым щенком, который радостно прыгает на всех, плавает за палкой и снова прыгает.
День 15, 29.07
https://www.strava.com/activities/2491238478?share...
Поутру, продрав шары, едем заселяться в домик. Домик пока не готов, получается только оставить часть шмоток. После этого, почти налегке, едем смотреть Helsinki. Путь в город ведет через мост, который состоит из трех мостов: один для электричек и метро, второй для машин и третий, пожалуй, самый широкий – для пешеходов и велосипедистов. Осматриваем Кафедральный собор и Сенатскую площадь, с толпами чаек (у них там вместо голубей - чайки). Бесцельно катаемся туда и сюда.
Вечером заселяемся в домик. Перед сном идем посмотреть на велодорожку возле канала – сделана на совесть: громадные камни и ровная отсыпка. Моемся горячей водой без ограничений (до этого дня каждый день мылись, но холодной). После чего следует крепкий здоровый сон. :-) Сергей с Денисом ездили в гости к Наталье, вернулись уже совсем поздно.
День 16, 30.07
https://www.strava.com/activities/2493673514?share...
Утром собираем рюкзаки, сдаем домик и едем в город. Катим через парки, под дорогами. Выезжаем в респектабельную часть города – тут дома над водой. Фотографируемся на память. По всему городу люди с радужными повязки и бантиками – нас угораздило попасть в город в день гей-парада, тьфу, срамота! Однако именно благодаря ему я заметил мусор на матрице фотоаппарата – когда фотографировал радужные шары на фоне неба. Заезжаем в порт. Тут стоят старые парусные корабли, соседствующие с финским арктическим флотом. На фоне ледоколов плавают лебеди. Колесим по городу, по старым улочкам. Осмотрели Успенский собор, выкатились к месту погрузки на Viking-Line. После обеда (из традиционной одноразовой лапши, сухого пюре и сырокопченой колбасы – мой шведский стол!) поехал по паркам, возле какого-то, похоже, университета. Везде немыслимое количество канадских гусей с выводками. Везде их немалые зеленые какашки – это уже стало заметной проблемой. Фотографирую радужные шары – и замечаю непорядок на мониторе. Протираю объектив со всех сторон – не помогает. Тогда снимаю объектив и продуваю матрицу – это без специальной груши не очень хорошо, но выхода нет. Мусор пропадает. Катаюсь еще немного, и приезжаем на автовокзал. Готовим велосипеды к транспортировке.
Ночь проводим в автобусе. Поспать удается, но немного.
День 17, 31.07 Санкт-Петербург.
Петербург встречает нас шумом и пылью – везде идет ремонт дорог. Обосновались в каком-то дворике с котами и бабушками, сходили на завтрак, каждый кто куда. Бабушки между собой делятся переживаниями – один из дворовых котиков перестал есть вареную индюшку!
Бесцельно покатались по городу и едем на вокзал – разбирать велосипеды в дорогу, днем отходит обратный поезд. Пакуем технику, велосипеды грузим в багажное купе, Денис и Сергей садятся в вагон – машем им рукой. Мы же на метро едем на Невский проспект. Вот тут и виден разительный контраст с Европой – широкая дорога для машин, и маленький тротуар для людей. Машины лезут друг на друга, непрерывно сигналят. Очень неохотно пропускают на пешеходных переходах. Люди тоже толкаются. Для велосипедистов места нет. Совсем. Пара несчастных пытается протиснуться, но получается у них это очень печально. Походили. Пофотографировал, что увидел, и пошли обратно на метро. Шли маленькими улочками, чтобы не толкаться, потом вдоль канала. Везде лотки с сувенирами, и толпы народа – странно, откуда, будний же день?
Ну вот и все. Едем в аэропорт. Самолет в полночь. Взлетая, увидел красивейший вид – Петербург весь в огнях. Очень жалею, что не сразу достал телефон.:-( Но пару снимков удалось сделать.
Вот теперь путешествие окончено…
Увидели жизнь, которой у нас никогда не будет… Надеюсь, не в последний раз!
Все фотографии в исходном качестве тут: https://yadi.sk/d/LpuzEUtk3B80vA
T
Tetra
но не лучше ли полноценные отчеты выкладывать в отдельных темах? чай форум не лопнет
A
AGAF"ON"OFF
хорошие фотографии, хороший отчёт, читать и смотреть интересно. Давненько не был я в скандинавии и паром знакомый...
но не лучше ли полноценные отчеты выкладывать в отдельных темах?
Резонно И такая тема уже есть: https://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=94&i=20330... Там ссылки на рассказы и на серии фотографий.
Но отчет выложен для поддержания данной темы. Предварительно спросил разрешения у автора. Жаль, но похоже, уважаемый автор решил тему прибить :-( Надеюсь все же, это не окончательное решение, я с удовольствием смотрел на хорошие фотографии! И, думаю, не я один
A
AGAF"ON"OFF
Жаль, но похоже, уважаемый автор решил тему прибить
Надеюсь все же, это не окончательное решение, я с удовольствием смотрел на хорошие фотографии! И, думаю, не я
один
верните название и будем дальше посмотреть. Тема только начинает жить. У меня свободного времени летом почти нет, поэтому зимние путешествия для меня вчера... самому нет времени выкладывать и писать, а другие фоты и отчеты с удовольствием смотрю и не важно может человек фотографировать или нет, главное настроение и ощущения... всем мир!
T
Tetra
но с СОТНЕЙ тяжёлых фоток в одном посте тему читать невозможно,
они всё грузятся-грызятся-грузятся, тема всё расширяется... Долистаешь до нужного места, а оно убегает вниз по мере загрузки фоток в предыдущих постах.
И это со стационарным интернетом!
каждая фотка минимум 10Мб
То есть только загрузка ОДНОГО ПОСТА - это ГИГАБАЙТ фотографий
Для отчётного формата можно было бы ужать в 10 раз
они всё грузятся-грызятся-грузятся, тема всё расширяется... Долистаешь до нужного места, а оно убегает вниз по мере загрузки фоток в предыдущих постах.
И это со стационарным интернетом!
каждая фотка минимум 10Мб
То есть только загрузка ОДНОГО ПОСТА - это ГИГАБАЙТ фотографий
Для отчётного формата можно было бы ужать в 10 раз
И
Игарюня
просто надо компик на помойку унести
T
Tetra
допустим объем 8000 мегабит
номинальаня скорость 100мбит/сек,
то есть только загрузка при идеальных условиях займёт 80 секунд, в реальности в 2-3 раза дольше
так что сами выбарсывайте свой компик
номинальаня скорость 100мбит/сек,
то есть только загрузка при идеальных условиях займёт 80 секунд, в реальности в 2-3 раза дольше
так что сами выбарсывайте свой компик
Для отчётного формата можно было бы ужать в 10 раз
Наверное. Но фотографии - это то, зачем я и катаюсь в походы. Может быть, они и не очень качеством, со стороны виднее, но все же, фотографии - именно то, чем я хотел бы поделиться с людьми. Поэтому ужимать их никогда не буду.
то есть только загрузка при идеальных условиях займёт 80 секунд, в реальности в 2-3 раза дольше
У меня, когда чтение текста доходит до первой фотографии, остальные уже загрузились. Интернет хороший, да в нашей профессии по-другому и нельзя :-)
Так что проблема, наверное, есть, но далеко не у всех.
T
Tetra
думаю вы понимаете, что e1 загружает полноразмерную фотку, но все равно отображает её в уменьшенном виде. Дак зачем тогда загружать полноразмерную?
И
Игарюня
у некоторых просто 4к экраны, приятно смотреть на большие фотки
Обсуждение этой темы закрыто модератором форума.