Места для катания. Хребет ЮРМА
Для справки
Совсем рядом с северной оконечностью Кваркуша в реку Улс впадает бегущий практически с Денежкина Камня Кутим. А в трех с половиной километрах от устья еще 120 лет назад вовсю работал чугуноплавильный завод, который так и называли Кутимским. Завод с короткой, но очень насыщенной историей.
При разведке на золото партия чердынца И.А.Щеголихина обнаружила в 1884 году на Кутиме выходы так называемого железного блеска. Так называли тогда высококачественные гематитовые руды. Московский купец немец Э. Шпис выкупил месторождение и в 1888 году построил завод, на котором запустил две печи. Выплавленный чугун вывозили в Усть-Улс, где была построена пристань, и откуда металл сплавляли на лодках на переработку на другие заводы. С постройкой Кутимского завода жизнь населения вишерского края совершенно изменилась. Ранее единственным промыслом населения этого края были звероловство и охота, но промысел этот не давал хорошего заработка населению.
Через девять лет произошло крутое изменение в биографии завода. Образовалось Акционерное общество Волжско-Вишерских горных заводов, создал его московский фабрикант Ю. Гужон вместе с семнадцатью учредителями (пятеро из них были французами, да еще и обладали контрольным пакетом акций). Общество всерьез взялось за вишерский Урал. Помимо Кутимского завода и Кутимского месторождения оно приобрело Вижаихинский (рядом с нынешним Красновишерском), Велсовский и строившийся тогда Акчимский заводы, а также два с половиной десятка месторождений железных руд. Общество вкладывало большие деньги в облагораживание Вишеры – чистили фарватер, устроили водомерные пункты, соорудили десяток специальных сооружений на особо опасных перекатах. По реке ходили пассажирские пароходы!
На Северный Урал пришла Европа! Кутимский завод выплавлял миллион пудов в год первосортного чугуна, на заводе работало более трех тысяч человек. Кутим превратился в настоящий рабочий поселок. Построены дома для служащих и бараки для рабочих, действовал телефон, открыли театр, куда даже выписывали певицу из Австрии.
Была проложена сеть узкоколейных железных дорог. С их помощью не только перевозилась руда на завод, чугун также вывозили на пристань Усть-Улс по 35-километровой железной дороге сначала на конной тяге, затем локомотивами. Там металл перегружали в лодки-шитики и отправляли на переработку на другие заводы.
Пермскому журналисту Ф. Мейеру в 1898 году довелось проехаться по Вишере и заглянуть в Кутим, о чем он написал в «Пермских губернских ведомостях». Вот что он написал:
«… я отправился в Кутимский завод по конно-железной дороге. Мне подали маленький вагончик, запряженный одною лошадью. Посредине вагончика устроен диван на четыре места, два спереди и два сзади, последние занял я и ехавший так же в Кутимский завод, на одном из передних поместился кучер, на другом наш багаж. С боков и сверху вагончик был обтянут рогожами. При встречах с рабочими поездами – с дровами и лесом, наш вагончик, опрокидывая на бок, мигом сбрасывали с рельсов, и, по проходе поезда, мигом опять ставили на путь. День был пасмурный, дул холодный ветер, пронизывая насквозь в плохо защищенном вагончике. Дорога шла вблизи реки Улс, среди леса, гор и скал. Вот вагончик делает крутой поворот, и мы едем по расчищенному динамитом горному уступу; над нами стоит отвесная скала, внизу обрыв, а там, на дне его бешено ревет и скачет с камня на камень весь покрытый белою пеною Улс. У самого завода протекает речка Кутим, от которой завод и получает свое название. Кругом завода горы, из них по своей величине и вышине выдается Кваркуш, вершина которого белела от выпавшего там в то время снега...
Кутимский завод основан лет восемь тому назад, но уже представляет довольно порядочное селение, состоящее из небольших, новеньких, деревянных домиков, преимущественно казарм для рабочих и квартир для служащих. Местного населения здесь нет, все это пришлое, в большинстве из других губерний, постоянно меняющееся. Для выплава чугуна устроены две доменные печи. Руда очень богата по своему содержанию… С постройкою Кутимского завода жизнь населения вишерского края совершенно изменилась… Теперь уже не многие из вишерцев занимаются охотой. Большинство из них заняты работами при заводе, доставкою грузов водою на завод и сплавом по Вишере чугуна. Хлебопашеством же, как ранее, так и теперь, особенно жители Сыпучинской волости, по неплодородию почвы и суровости климата, почти вовсе не занимаются».
С заводом связана и легенда. В народе поползли слухи, что иностранцы не только железом промышляют, но и золотишком балуются. Правительство контролировало добычу золота, поэтому жестко проверяло каждый груз на пристанях. Так вот говорят, что, вывозя отлитые пушки, заводчики заливали в их жерла золото. А поскольку не каждая лодка уцелевала при сплаве, то на дне Вишеры (а на Вишере бойцы покруче, чем на Чусовой) можно кой-чего и поискать.
В ХХ веке настали иные времена. Царское правительство не пожелало продлевать концессионный договор, а иностранцы не пожелали оставлять имущество. В 1907 году печи были взорваны, узкоколейки разобраны и вывезены. Завод прекратил свое существование. Затем были первая мировая, потом революция и гражданская война, но в 1930-е годы о заводе вновь вспомнили.
Начальником Вишерлага Э. Берзиным была снаряжена экспедиция в район Кутима, по официальной версии, для поисков серного колчедана, из которого предполагали производить серную кислоту для Красновишерского Целлюлозно-бумажного комбината. Колчедан не колчедан, но в крутых берегах Кутима сохранились остатки пробитых штолен, одна из которых обозначена на современных картах Пермского края (урочище Шахта Берзинская).
В экспедиции принимал участие и бывший в те времена на Вишере Варлам Шаламов. Об этом он подробно поведал в рассказе «Алмазная карта». Он встретил живущего там главбуха того старого завода и упомянул, что иностранцы составили подробную карту находок в тех краях, среди которых были и топазы, и малахит, и многое другое.
И по сей день Кутимский завод не необитаем. На месте завода - усадьба с 2-этажным домом и многочисленными постройками во дворе. Частыми гостями здесь являются туристы и путешественники.
Совсем рядом с северной оконечностью Кваркуша в реку Улс впадает бегущий практически с Денежкина Камня Кутим. А в трех с половиной километрах от устья еще 120 лет назад вовсю работал чугуноплавильный завод, который так и называли Кутимским. Завод с короткой, но очень насыщенной историей.
При разведке на золото партия чердынца И.А.Щеголихина обнаружила в 1884 году на Кутиме выходы так называемого железного блеска. Так называли тогда высококачественные гематитовые руды. Московский купец немец Э. Шпис выкупил месторождение и в 1888 году построил завод, на котором запустил две печи. Выплавленный чугун вывозили в Усть-Улс, где была построена пристань, и откуда металл сплавляли на лодках на переработку на другие заводы. С постройкой Кутимского завода жизнь населения вишерского края совершенно изменилась. Ранее единственным промыслом населения этого края были звероловство и охота, но промысел этот не давал хорошего заработка населению.
Через девять лет произошло крутое изменение в биографии завода. Образовалось Акционерное общество Волжско-Вишерских горных заводов, создал его московский фабрикант Ю. Гужон вместе с семнадцатью учредителями (пятеро из них были французами, да еще и обладали контрольным пакетом акций). Общество всерьез взялось за вишерский Урал. Помимо Кутимского завода и Кутимского месторождения оно приобрело Вижаихинский (рядом с нынешним Красновишерском), Велсовский и строившийся тогда Акчимский заводы, а также два с половиной десятка месторождений железных руд. Общество вкладывало большие деньги в облагораживание Вишеры – чистили фарватер, устроили водомерные пункты, соорудили десяток специальных сооружений на особо опасных перекатах. По реке ходили пассажирские пароходы!
На Северный Урал пришла Европа! Кутимский завод выплавлял миллион пудов в год первосортного чугуна, на заводе работало более трех тысяч человек. Кутим превратился в настоящий рабочий поселок. Построены дома для служащих и бараки для рабочих, действовал телефон, открыли театр, куда даже выписывали певицу из Австрии.
Была проложена сеть узкоколейных железных дорог. С их помощью не только перевозилась руда на завод, чугун также вывозили на пристань Усть-Улс по 35-километровой железной дороге сначала на конной тяге, затем локомотивами. Там металл перегружали в лодки-шитики и отправляли на переработку на другие заводы.
Пермскому журналисту Ф. Мейеру в 1898 году довелось проехаться по Вишере и заглянуть в Кутим, о чем он написал в «Пермских губернских ведомостях». Вот что он написал:
«… я отправился в Кутимский завод по конно-железной дороге. Мне подали маленький вагончик, запряженный одною лошадью. Посредине вагончика устроен диван на четыре места, два спереди и два сзади, последние занял я и ехавший так же в Кутимский завод, на одном из передних поместился кучер, на другом наш багаж. С боков и сверху вагончик был обтянут рогожами. При встречах с рабочими поездами – с дровами и лесом, наш вагончик, опрокидывая на бок, мигом сбрасывали с рельсов, и, по проходе поезда, мигом опять ставили на путь. День был пасмурный, дул холодный ветер, пронизывая насквозь в плохо защищенном вагончике. Дорога шла вблизи реки Улс, среди леса, гор и скал. Вот вагончик делает крутой поворот, и мы едем по расчищенному динамитом горному уступу; над нами стоит отвесная скала, внизу обрыв, а там, на дне его бешено ревет и скачет с камня на камень весь покрытый белою пеною Улс. У самого завода протекает речка Кутим, от которой завод и получает свое название. Кругом завода горы, из них по своей величине и вышине выдается Кваркуш, вершина которого белела от выпавшего там в то время снега...
Кутимский завод основан лет восемь тому назад, но уже представляет довольно порядочное селение, состоящее из небольших, новеньких, деревянных домиков, преимущественно казарм для рабочих и квартир для служащих. Местного населения здесь нет, все это пришлое, в большинстве из других губерний, постоянно меняющееся. Для выплава чугуна устроены две доменные печи. Руда очень богата по своему содержанию… С постройкою Кутимского завода жизнь населения вишерского края совершенно изменилась… Теперь уже не многие из вишерцев занимаются охотой. Большинство из них заняты работами при заводе, доставкою грузов водою на завод и сплавом по Вишере чугуна. Хлебопашеством же, как ранее, так и теперь, особенно жители Сыпучинской волости, по неплодородию почвы и суровости климата, почти вовсе не занимаются».
С заводом связана и легенда. В народе поползли слухи, что иностранцы не только железом промышляют, но и золотишком балуются. Правительство контролировало добычу золота, поэтому жестко проверяло каждый груз на пристанях. Так вот говорят, что, вывозя отлитые пушки, заводчики заливали в их жерла золото. А поскольку не каждая лодка уцелевала при сплаве, то на дне Вишеры (а на Вишере бойцы покруче, чем на Чусовой) можно кой-чего и поискать.
В ХХ веке настали иные времена. Царское правительство не пожелало продлевать концессионный договор, а иностранцы не пожелали оставлять имущество. В 1907 году печи были взорваны, узкоколейки разобраны и вывезены. Завод прекратил свое существование. Затем были первая мировая, потом революция и гражданская война, но в 1930-е годы о заводе вновь вспомнили.
Начальником Вишерлага Э. Берзиным была снаряжена экспедиция в район Кутима, по официальной версии, для поисков серного колчедана, из которого предполагали производить серную кислоту для Красновишерского Целлюлозно-бумажного комбината. Колчедан не колчедан, но в крутых берегах Кутима сохранились остатки пробитых штолен, одна из которых обозначена на современных картах Пермского края (урочище Шахта Берзинская).
В экспедиции принимал участие и бывший в те времена на Вишере Варлам Шаламов. Об этом он подробно поведал в рассказе «Алмазная карта». Он встретил живущего там главбуха того старого завода и упомянул, что иностранцы составили подробную карту находок в тех краях, среди которых были и топазы, и малахит, и многое другое.
И по сей день Кутимский завод не необитаем. На месте завода - усадьба с 2-этажным домом и многочисленными постройками во дворе. Частыми гостями здесь являются туристы и путешественники.
Едем дальше
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759740...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759743...
Не везде было просто
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759747...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759749...
Юрчело - УЛЫБНИСЬ!!!
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759752...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759740...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759743...
Не везде было просто
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759747...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759749...
Юрчело - УЛЫБНИСЬ!!!
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759752...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759756...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759758...
Кваркуш. Вид со стороны ГУХа
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759760...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759758...
Кваркуш. Вид со стороны ГУХа
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759760...
На Большой Лямпе
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759762...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759763...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759766...
Встали на ночевку
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759768...
Заготовили дров для бани
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759770...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759762...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759763...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759766...
Встали на ночевку
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759768...
Заготовили дров для бани
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759770...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759772...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759774...
Банька получилась что надо :up:
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759775...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759774...
Банька получилась что надо :up:
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759775...
После баньки 100 гр. водочки под засоленного хариуса :drool:
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759776...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759778...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759783...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759787...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759788...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759776...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759778...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759783...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759787...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759788...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759789...
Изучаем маршрут на завтра
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759792...
Вот так закончился последний день нашего небольшого путешествия.
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759790...
Изучаем маршрут на завтра
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759792...
Вот так закончился последний день нашего небольшого путешествия.
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759790...
В воскресенье заскочили на ГУХ
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759794...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759795...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759796...
Месяца через три этот склончик будет изсписан саммитовской гусянкой :-d
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759798...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759800...
Ну как то так.... Ждем сентября... Поедем туда же, только немного подальше :clap:
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759794...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759795...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759796...
Месяца через три этот склончик будет изсписан саммитовской гусянкой :-d
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759798...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759800...
Ну как то так.... Ждем сентября... Поедем туда же, только немного подальше :clap:
В эти выхи
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/772093...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/772095...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/772097...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/772099...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/772100...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/772093...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/772095...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/772097...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/772099...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/772100...
Скатались тут по легкому на Молебный камень. Места красивые :up:
Поехали...
Разгрузка в Полуночном
Дорога на Тохту
Поехали...
Разгрузка в Полуночном
Дорога на Тохту
Заехали в поселок. Ничего нет. Большая поляна. Выехали на берег Вижая, где и забазировались.
Вечер на Вижае
Утро на Вижае
Вечер на Вижае
Утро на Вижае
От Тохты в сторону хребта идет лежневка. Но мостов так же нет. Дорога пересекает множество горных ручейков и речушек. Все они впадают в Вижай, который частенько был виден вдоль дороги.
На подъеме на Молебный встретили группу туристов на УАЗиках
На подъеме на Молебный встретили группу туристов на УАЗиках
Ура, мы на Камне
Как потом оказалось, в этом камне была по сказаниям Манси спрятана Золотая баба
Как потом оказалось, в этом камне была по сказаниям Манси спрятана Золотая баба
На самом деле это был еще не Молебный камень, а хребет Масипальнеллаттуил. Переваливаем через него...
Здесь уже настоящая осень
Здесь уже настоящая осень
Ну вот он Молебный (Ялпынг-Нер), некогда был для манси святым местом . Прямо - Старик гора Ойка-Сяхыл (иногда пишут Ойка-Чахль). Эта гора является наиболее таинственным местом. Это священная гора у народа манси, куда разрешено было заходить только шаманам. Кстати это была конечная точка маршрута печально известной группы Дятлова, трагически погибшей в 1959 году не дойдя до Отортена. Так вот на Ойка-Сяхыл будто бы были (или есть) в каких-то каменных ямах выдолбленные из твердого кедра и лиственницы болваны-менквы. Их было 7 штук и они защищали гору от непрошенных гостей. Центральное место занимает главный бог - Мир-Сусне-Хум. У подножия этих богов натаскано множество всяческих подарков, аборигенских ценностей: черепа животных, всякие бусы, серебряные чашки, монеты, золотые серьги и тому подобная ерунда. Как будто бы есть там и кости, возможно даже человеческие. Но мансиец Прокоп, который живет сейчас в бывшем поселке Бахтиярова Юрта, нам ничего про эти вещи не сказал. Сказал, что там лежит котел, в который влазит целый олень. Жалко, что у нас не было времени и такой информации на тот момент. Да и добраться на квадриках до этого места думаю нереально и неправильно. Возможно когда нибудь туда и прогуляюсь пешком.
Левее Старика горы - Эква-Сяхыл (Старуха-гора).
Красотень
На заднем плане виден ледник. С него берет свое начало река Вижай, которая течет с Молебного камня на юг и в Азию. Чуть правее ледника на метров 500, берет начало Тошемка, которая бежит на северо восток и тоже в Азию. Вот тут проходит водораздел. А за Молебным камнем, за хребтом, на котором ледник, берет начало река Большая Мойва, которая бежит тоже на юг, но уже в Европу.
На заднем плане виден ледник. С него берет свое начало река Вижай, которая течет с Молебного камня на юг и в Азию. Чуть правее ледника на метров 500, берет начало Тошемка, которая бежит на северо восток и тоже в Азию. Вот тут проходит водораздел. А за Молебным камнем, за хребтом, на котором ледник, берет начало река Большая Мойва, которая бежит тоже на юг, но уже в Европу.
r
rkc
Молоды! Красивые фотографии.
Решили пообедать. Место выбрали на истоке Тошемки. Кстати, случайно встали там, где бурили когда то скважину геологи. Скважина опрессована и вода бежит под напором маленькой струей.
Уклон достаточно большой, поэтому Тошемка бежит небольшими водопадами.
Уклон достаточно большой, поэтому Тошемка бежит небольшими водопадами.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.