Места для катания. Хребет ЮРМА

Для справки
Совсем рядом с северной оконечностью Кваркуша в реку Улс впадает бегущий практически с Денежкина Камня Кутим. А в трех с половиной километрах от устья еще 120 лет назад вовсю работал чугуноплавильный завод, который так и называли Кутимским. Завод с короткой, но очень насыщенной историей.

При разведке на золото партия чердынца И.А.Щеголихина обнаружила в 1884 году на Кутиме выходы так называемого железного блеска. Так называли тогда высококачественные гематитовые руды. Московский купец немец Э. Шпис выкупил месторождение и в 1888 году построил завод, на котором запустил две печи. Выплавленный чугун вывозили в Усть-Улс, где была построена пристань, и откуда металл сплавляли на лодках на переработку на другие заводы. С постройкой Кутимского завода жизнь населения вишерского края совершенно изменилась. Ранее единственным промыслом населения этого края были звероловство и охота, но промысел этот не давал хоро­шего заработка населению.

Через девять лет произошло крутое изменение в биографии завода. Образовалось Акционерное общество Волжско-Вишерских горных заводов, создал его московский фабрикант Ю. Гужон вместе с семнадцатью учредителями (пятеро из них были французами, да еще и обладали контрольным пакетом акций). Общество всерьез взялось за вишерский Урал. Помимо Кутимского завода и Кутимского месторождения оно приобрело Вижаихинский (рядом с нынешним Красновишерском), Велсовский и строившийся тогда Акчимский заводы, а также два с половиной десятка месторождений железных руд. Общество вкладывало большие деньги в облагораживание Вишеры – чистили фарватер, устроили водомерные пункты, соорудили десяток специальных сооружений на особо опасных перекатах. По реке ходили пассажирские пароходы!
На Северный Урал пришла Европа! Кутимский завод выплавлял миллион пудов в год первосортного чугуна, на заводе работало более трех тысяч человек. Кутим превратился в настоящий рабочий поселок. Построены дома для служащих и бараки для рабочих, действовал телефон, открыли театр, куда даже выписывали певицу из Австрии.
Была проложена сеть узкоколейных железных дорог. С их помощью не только перевозилась руда на завод, чугун также вывозили на пристань Усть-Улс по 35-километровой железной дороге сначала на конной тяге, затем локомотивами. Там металл перегружали в лодки-шитики и отправляли на переработку на другие заводы.

Пермскому журналисту Ф. Мейеру в 1898 году довелось проехаться по Вишере и заглянуть в Кутим, о чем он написал в «Пермских губернских ведомостях». Вот что он написал:

«… я отправился в Кутимский завод по конно-железной дороге. Мне подали маленький вагончик, запряженный одною лошадью. Посредине вагончика устроен диван на четыре места, два спереди и два сзади, последние занял я и ехавший так же в Кутимский завод, на одном из передних поместился кучер, на другом наш багаж. С боков и сверху вагончик был обтянут рогожами. При встречах с рабочими поездами – с дровами и лесом, наш вагончик, опрокидывая на бок, мигом сбрасывали с рельсов, и, по проходе поезда, мигом опять ставили на путь. День был пасмурный, дул холодный ветер, пронизывая насквозь в плохо защищенном вагончике. Дорога шла вблизи реки Улс, среди леса, гор и скал. Вот вагончик делает крутой поворот, и мы едем по расчищенному динамитом горному уступу; над нами стоит отвесная скала, внизу обрыв, а там, на дне его бешено ревет и скачет с камня на камень весь покрытый белою пеною Улс. У самого завода протекает речка Кутим, от которой завод и получает свое название. Кругом завода горы, из них по своей величине и вышине выдается Кваркуш, вершина которого белела от выпавшего там в то время снега...

Кутимский завод основан лет восемь тому назад, но уже представляет довольно порядочное селение, состоящее из небольших, новеньких, деревянных домиков, преимущественно казарм для рабочих и квартир для служащих. Местного населения здесь нет, все это пришлое, в большинстве из других губерний, постоянно меняющееся. Для выплава чугуна устроены две доменные печи. Руда очень богата по своему содержанию… С постройкою Кутимского завода жизнь населения вишерского края совершенно изменилась… Теперь уже не многие из вишерцев занимаются охотой. Большинство из них заняты работами при заводе, доставкою грузов водою на завод и сплавом по Вишере чугуна. Хлебопашеством же, как ранее, так и теперь, особенно жители Сыпучинской волости, по неплодородию почвы и суровости климата, почти вовсе не занимаются».

С заводом связана и легенда. В народе поползли слухи, что иностранцы не только железом промышляют, но и золотишком балуются. Правительство контролировало добычу золота, поэтому жестко проверяло каждый груз на пристанях. Так вот говорят, что, вывозя отлитые пушки, заводчики заливали в их жерла золото. А поскольку не каждая лодка уцелевала при сплаве, то на дне Вишеры (а на Вишере бойцы покруче, чем на Чусовой) можно кой-чего и поискать.

В ХХ веке настали иные времена. Царское правительство не пожелало продлевать концессионный договор, а иностранцы не пожелали оставлять имущество. В 1907 году печи были взорваны, узкоколейки разобраны и вывезены. Завод прекратил свое существование. Затем были первая мировая, потом революция и гражданская война, но в 1930-е годы о заводе вновь вспомнили.

Начальником Вишерлага Э. Берзиным была снаряжена экспедиция в район Кутима, по официальной версии, для поисков серного колчедана, из которого предполагали производить серную кислоту для Красновишерского Целлюлозно-бумажного комбината. Колчедан не колчедан, но в крутых берегах Кутима сохранились остатки пробитых штолен, одна из которых обозначена на современных картах Пермского края (урочище Шахта Берзинская).

В экспедиции принимал участие и бывший в те времена на Вишере Варлам Шаламов. Об этом он подробно поведал в рассказе «Алмазная карта». Он встретил живущего там главбуха того старого завода и упомянул, что иностранцы составили подробную карту находок в тех краях, среди которых были и топазы, и малахит, и многое другое.

И по сей день Кутимский завод не необитаем. На месте завода - усадьба с 2-этажным домом и многочисленными постройками во дворе. Частыми гостями здесь являются туристы и путешественники.
0
Yur4ik
Приколол прицеп на 3 квадра

Фотография из Фотогалереи на E1.ru


мы чуть позже вас выехали
0
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759789...
Изучаем маршрут на завтра
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759792...
Вот так закончился последний день нашего небольшого путешествия.
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759790...
0
В воскресенье заскочили на ГУХ
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759794...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759795...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759796...
Месяца через три этот склончик будет изсписан саммитовской гусянкой :-d
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759798...
[url=http://fotki.yandex.ru/users/kyshtym05/view/759800...
Ну как то так.... Ждем сентября... Поедем туда же, только немного подальше :clap:
0
Скатались тут по легкому на Молебный камень. Места красивые :up:
Поехали...
Разгрузка в Полуночном

Дорога на Тохту



0
Все мосты на Тохту разрушенны. А раньше по этой дороге ездил автобус


На р. Вижай


0
К вечеру добираемся до бывшего Ивдельлага п. Тохта

0
Заехали в поселок. Ничего нет. Большая поляна. Выехали на берег Вижая, где и забазировались.


Вечер на Вижае

Утро на Вижае
0
От Тохты в сторону хребта идет лежневка. Но мостов так же нет. Дорога пересекает множество горных ручейков и речушек. Все они впадают в Вижай, который частенько был виден вдоль дороги.



На подъеме на Молебный встретили группу туристов на УАЗиках
0
Ура, мы на Камне




Как потом оказалось, в этом камне была по сказаниям Манси спрятана Золотая баба
0
Вот где то под этим кедром

Хорошо!!!
1 / 0
На самом деле это был еще не Молебный камень, а хребет Масипальнеллаттуил. Переваливаем через него...
Здесь уже настоящая осень




1 / 0

Ну вот он Молебный (Ялпынг-Нер), некогда был для манси святым местом . Прямо - Старик гора Ойка-Сяхыл (иногда пишут Ойка-Чахль). Эта гора является наиболее таинственным местом. Это священная гора у народа манси, куда разрешено было заходить только шаманам. Кстати это была конечная точка маршрута печально известной группы Дятлова, трагически погибшей в 1959 году не дойдя до Отортена. Так вот на Ойка-Сяхыл будто бы были (или есть) в каких-то каменных ямах выдолбленные из твердого кедра и лиственницы болваны-менквы. Их было 7 штук и они защищали гору от непрошенных гостей. Центральное место занимает главный бог - Мир-Сусне-Хум. У подножия этих богов натаскано множество всяческих подарков, аборигенских ценностей: черепа животных, всякие бусы, серебряные чашки, монеты, золотые серьги и тому подобная ерунда. Как будто бы есть там и кости, возможно даже человеческие. Но мансиец Прокоп, который живет сейчас в бывшем поселке Бахтиярова Юрта, нам ничего про эти вещи не сказал. Сказал, что там лежит котел, в который влазит целый олень. Жалко, что у нас не было времени и такой информации на тот момент. Да и добраться на квадриках до этого места думаю нереально и неправильно. Возможно когда нибудь туда и прогуляюсь пешком.
Левее Старика горы - Эква-Сяхыл (Старуха-гора).

0
Красотень





На заднем плане виден ледник. С него берет свое начало река Вижай, которая течет с Молебного камня на юг и в Азию. Чуть правее ледника на метров 500, берет начало Тошемка, которая бежит на северо восток и тоже в Азию. Вот тут проходит водораздел. А за Молебным камнем, за хребтом, на котором ледник, берет начало река Большая Мойва, которая бежит тоже на юг, но уже в Европу.
0
Ну и конечно же меня понесло... :-)




0
rkc
Молоды! Красивые фотографии. :-)
1 / 0
Решили пообедать. Место выбрали на истоке Тошемки. Кстати, случайно встали там, где бурили когда то скважину геологи. Скважина опрессована и вода бежит под напором маленькой струей.

Уклон достаточно большой, поэтому Тошемка бежит небольшими водопадами.



1 / 0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.