Бизнес на продажу

http://www.profile.ru/items/?item=22061

БИЗНЕС НА ПРОДАЖУ
_______________________________________________________
Уже через год владельцам небольших сотовых операторов
придется задуматься либо об объединении друг с другом,
либо о продаже бизнеса более крупным конкурентам.
_______________________________________________________

Еще несколько лет назад, когда представители «большой тройки» — МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» — только начали экспансию в регионы, многие эксперты сразу поставили крест на судьбе большинства мелких региональных операторов.

Правда, в большинстве российских регионов до сих пор работают местные операторы, которым до недавнего времени даже удавалось еще и наращивать собственную долю рынка. По данным аналитической компании iKS-Consulting, доля операторов, не входящих в «большую тройку», в общем объеме выручки сотовиков за прошлый год выросла на 2% — до 16%. Общая же выручка региональных операторов составила около $2 млрд.

Свои абонентские базы региональные игроки также наращивают значительно быстрее МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона». Лучшие результаты в прошлом году показал шведский Tele2 (работает в Санкт-Петербурге, Поволжье, Западной и Восточной Сибири), который увеличил число своих абонентов почти в два раза — до 6,5 млн. человек. Хорошие результаты продемонстрировали и «Байкалвестком» (Восточная Сибирь), и дальневосточная «Новая телефонная компания» (НТК), число абонентов которых увеличилось на 77% и 52% соответственно. Эти показатели значительно превосходят результаты «большой тройки». Даже «МегаФону», который в 2006 году быстрее двух своих главных конкурентов наращивал абонентскую базу, удалось увеличить ее лишь на 30%.

Каким образом небольшим сотовым операторам сейчас удается укреплять позиции? Региональным игрокам удалось найти свою нишу, считает президент «Ассоциации-800» (объединяет около 40 региональных операторов) Юрий Домбровский. Большинство из них работают в сегменте low-cost, предлагая максимально низкие тарифы. «Бизнес-модель региональных операторов держится на том, что они стараются минимизировать издержки. Они не тратят столько средств на рекламу и большой аппарат. Поэтому и услуги предоставляют дешевле», — продолжает он. Кроме того, за последнее время региональным игрокам удалось усовершенствовать свою маркетинговую политику. В частности, отмечает старший консультант iKS-Consulting Маргарита Зобнина, небольшие сотовые компании стали предлагать более сегментированные тарифы, ориентируясь на узкие группы потребителей.

В итоге региональным сотовикам удалось немного потеснить «грандов».

Конец праздника

Тем не менее уже в скором времени сладкая жизнь региональных сотовиков может закончиться. Большинство экспертов считают, что 2007-й станет последним годом, когда региональным компаниям удастся отвоевать часть рынка у «большой тройки». В дальнейшем, по прогнозу iKS-Consulting, доля регионалов будет снижаться примерно на 2% в год.

Причин, по которым они начнут терять рынок, несколько. Прежде всего небольшим игрокам все сложнее предлагать низкие тарифы: МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» дальше будут переигрывать региональных операторов за счет масштаба бизнеса. По словам аналитика ИГ «Атон» Надежды Голубевой, расходы «большой тройки» в пересчете на одного абонента примерно на 15% ниже, чем у регионалов.

Конкурировать по цене будет особенно сложно после введения крупными игроками в прошлом году новых тарифов на интерконнект (плата за межоператорское соединение). Напомним, что тогда МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» договорились, что для «большой тройки» размер платы за интерконнект составит порядка 95 копеек за минуту, остальным же предложили платить 1,1 рубля. Небольшие игроки обратились с жалобой в ФАС, однако окончательно вопрос до сих пор не решен.

В этой ситуации играть с федеральными операторами на равных региональным операторам будет очень непросто.

При этом возможностей быстро наращивать выручку просто за счет увеличения рынка становится все меньше: он близок к насыщению. По данным J’son & Partners, уровень проникновения сотовой связи в России на конец года составил 106%, превысив общую численность населения России. Надеяться на продолжение бурного роста в этих условиях не приходится.

Объединиться, чтобы выжить

Это не означает, что региональные игроки растеряют всех своих абонентов и будут вынуждены вообще покинуть рынок. Однако уже скоро их место здесь станет намного скромнее. Маргарита Зобнина предполагает, что при сохранении нынешнего положения вещей региональные операторы в будущем будут контролировать лишь около 11% рынка.

Так как поодиночке небольшие сотовики удержать за собой нынешнюю долю рынка не смогут, выход из создавшегося положения у них только один — консолидация.

Первые попытки координировать усилия уже предприняты. Региональные игроки еще в 1995 году создали «Ассоциацию-800». По словам Юрия Домбровского, в рамках ассоциации ее участникам удалось договориться о невысоких расценках на роуминг друг для друга. В прошлом году регионалы также решили сообща побороться за получение одной на всех лицензии на работу в стандарте сотовой связи третьего поколения (3G). С этой целью предприняли усилия «СМАРТС», Tele2 и НТК ЗАО «Сетевая компания».

Кроме того, уже несколько месяцев по рынку ходят слухи о том, что регионалы могут пойти дальше и, объединившись, создать четвертого федерального оператора. Факт переговоров об этом подтвердил «Профилю» генеральный директор ЗАО СМАРТС Андрей Гирев. «Синергетический эффект от такого объединения действительно будет высоким», — отмечает он.

Представитель Tele2 отметил, что компания планирует развиваться в России самостоятельно. Тем не менее тоже не исключил, что четвертый оператор все-таки может быть создан.

Директор департамента информационного обеспечения «Связьинвеста» (семи его межрегиональным «дочкам» принадлежит несколько крупных региональных игроков, в том числе «Енисейтелеком», «Уралсвязьинформ» и «Байкалвестком») Олег Михайлов рассказал «Профилю», что на данный момент не рассматривается даже вариант объединения в одну компанию всех сотовых активов внутри холдинга.

«Мы не прогнозируем большую долю рынка для четвертого федерального оператора, если таковой появится, так как, исходя из мирового опыта, четвертый оператор обычно имеет долю рынка около 8—10%», — отмечает пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.

В то, что собственникам региональных операторов удастся договориться между собой об объединении, не верит и исполнительный вице-президент «ВымпелКома» Николай Прянишников. «Вероятность серьезного объединения малых операторов мала в силу того, что они имеют разных акционеров и разную структуру капитала», — отмечает он.

Тем не менее ряд экспертов полагают, что четвертый сотовый оператор все-таки может быть создан. Правда, даже в этом случае на равных конкурировать с «большой тройкой» ему, видимо, не удастся. Во-первых, отмечает аналитик J’son & Partners Ирина Астафьева, он все равно не станет федеральным, так как будет присутствовать лишь примерно в 50 регионах России. Во-вторых, создание четвертого оператора, вероятно, потребует и перехода на единый бренд и вложений в его продвижение. Согласятся ли региональные игроки, считающие чуть ли не каждую копейку, пойти на это — большой вопрос.

Предпродажная подготовка?

Правда, есть одна причина, по которой региональным сотовикам все-таки имеет смысл всерьез задуматься по поводу объединения. Большинство экспертов считают, что уже через некоторое время многие небольшие игроки попытаются продать свой бизнес. Это может случиться уже в конце этого года, когда основные возможности для роста будут исчерпаны.

Наиболее вероятный покупатель — те же компании «большой тройки». О своем потенциальном интересе к таким компаниям заявили в МТС, заметив, что оператор рассматривает все возможные предложения по покупке активов. Приобретением некоторых региональных игроков может заняться и «ВымпелКом». Правда, крупным сотовикам интересны прежде всего активы на тех территориях, где сейчас у них нет покрытия. А таких регионов остается все меньше. «Интерес к некоторым компаниям у нас есть, особенно в тех регионах, где мы пока не представлены, — рассказывает Николай Прянишников. — Однако большого выбора по активам, к сожалению, на данный момент у нас нет». Поэтому маловероятно, что все сотовые операторы смогут найти для себя потенциальных покупателей с «российской пропиской».

Другой вариант — продать компанию иностранному инвестору, который хочет выйти на российский сотовый рынок. Правда, пока даже те игроки, которые уже работают в России в других сегментах телекоммуникационного рынка (например, та же Orange), осваивать рынок мобильной связи не торопятся.

Однако если крупные игроки все же решатся прийти в Россию, то интерес для них будут представлять все же не компании, работающие в одном-двух регионах, а федеральные игроки. «Обычно если зарубежный лидирующий оператор принимает решение о выходе на местный рынок, то он старается купить оператора федерального масштаба, и обычно кого-либо из лидирующей тройки», — считает Ирина Осадчая.

В случае гипотетического объединения у регионалов, вероятно, было бы больше шансов заинтересовать своими активами зарубежного инвестора. Поэтому возможно, что четвертый оператор в России все же появится. Но создать его могут, видимо, исключительно для последующей продажи.
0
Мотив - явное исключение. Блин.
1 / 0
@monetny
Чем это Вам МОТИВ не угодил?!?
0
От пользователя доктор Геббельс
Чем это Вам МОТИВ не угодил?!?


Конкурент однако.
0
Bush007
Любой оператор "большой тройки", покупая Мотив, в среднем, окажется в проигрыше.
Приобретение все более дорожающего Мотива - чрезвычайно затратное мероприятие. И как только он будет куплен, фактическая цена его резко упадет. Начнется оптимизация внутренних дублирующихся ресурсов, не требующихся в двойном экземпляре, конкуренты поднимут вопрос о монополизации частотного ресурса. Вовсе не следует ожидать, что все абоненты Мотива останутся на своём месте, к тому же компания покупает его вовсе не для того, чтобы сохранить его конкурентоспособные (иногда демпинговые) предложения Мотива. Покупка должна окупаться, и именно когда это начнет происходить, добрая треть, а то и больше, расползется по двум другим операторам, которые не неся этих огромных затрат, получат существенный приток потенциальных абонентов-перебежчиков.
2 / 0
СФА
Сегодня он дорожает - завтра дешевеет :-)
0
vitaliy63
От пользователя чекиsт
Причин, по которым они начнут терять рынок, несколько. Прежде всего небольшим игрокам все сложнее предлагать низкие тарифы: МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» дальше будут переигрывать региональных операторов за счет масштаба бизнеса. По словам аналитика ИГ «Атон» Надежды Голубевой, расходы «большой тройки» в пересчете на одного абонента примерно на 15% ниже, чем у регионалов.

Что-то у этого аналитика с головой, ИМХО. Если прикинуть эффективность бизнеса, в нашем случае накладные расходы и любовь акционеров к дивидендам, то операторы большой тройки очень сильно проиграют местным операторам. Не всем ведь нужен дешёвый роуминг и межгород внутрисетевой. Для этого кстати можно и отдельную симку из тройки этой держать.
0
7618
От пользователя Lugas
Мотив - явное исключение. Блин.

+1

От пользователя Lugas
Конкурент однако.

+сильный раздражитель для мегафона

От пользователя Bush007
Любой оператор "большой тройки", покупая Мотив, в среднем, окажется в проигрыше.

а кто сказал, что Мотив продается?

в данный момент мотя генерирует достаточный денежный поток, чтобы акционером было хорошо и смысла продавать актив не было.

ззы. почему прежде чем позвонить, я должен подумать о чьих то яйцах?
1 / 0
SkyTarr
Наверно тут не так все однозначно. Надо учитывать и бренд мотива и миллион абонентов. Глядя в будущее вряд ли какая компания откажется от перспектив.
0
Bush007
От пользователя Dеnn_
а кто сказал, что Мотив продается?

Dеnn_ - в современном мировом бизнесе всё продается, особенно рядовая региональная компания одной из не самых развитых стран. Весь вопрос только в цене, за которую люди захотят продать свой бизнес, при этом с благодарностью пожимая руку, и источая счастливые улыбки чудо-покупателю.

И Мотив сейчас не продается вовсе е потому, что в принципе никогда не продастся, а только потому, что слишком дорого стоит и по тем причинам, которые я указал выше.
От пользователя Dеnn_
в данный момент мотя генерирует достаточный денежный поток, чтобы акционером было хорошо

Хочу напомнить, что юридическая форма организации - общество с ограниченной ответственностью.
Никаких акционеров.

[Сообщение изменено пользователем 26.02.2007 22:03]
0
7618
От пользователя Bush007
Никаких акционеров.

а это не важно. Акционерам, участникам, бенефициарам и т.п., т.е. реальным владельцам бизнеса. вообще может быть, что ОООшкой владеет номинальное лицо в виде банка ВТБ24 или кипрских оффшоров и никаких физ. лиц :-)

От пользователя Bush007
Dеnn_ - в современном мировом бизнесе всё продается, особенно рядовая региональная компания одной из не самых развитых стран. Весь вопрос только в цене, за которую люди захотят продать свой бизнес, при этом с благодарностью пожимая руку, и источая счастливые улыбки чудо-покупателю.

100% согласен. все дело в цене на билет (с) песня
0
АI
От пользователя Dеnn_
Любой оператор "большой тройки", покупая Мотив, в среднем, окажется в проигрыше.

а кто сказал, что Мотив продается?
а кто сказал что большой тройкой? есть ещё теле2 пытающийся стать четвёртым...
0
Мага**
От пользователя Bush007
И Мотив сейчас не продается вовсе е потому, что в принципе никогда не продастся, а только потому, что слишком дорого стоит и по тем причинам, которые я указал выше.

а наФИК он нежен кому?
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.