Суд запретил МТС взыскивать алименты с неверных абонентов (много)
Е
Евгений Д.
Суд запретил МТС взыскивать алименты с неверных абонентов
Пока только в Уральском регионе, но решение Арбитражного суда
Свердловской области может в конечном итоге разрушить стройную систему
противовесов между контрактными и prepaid-тарифами в вотчине крупнейшего
федерального оператора.
ЗАО "Уралтел", предоставляющее услуги мобильной связи под торговой
маркой "МТС" с 2004 года, привлечено к административной ответственности
за незаконное взимание штрафов со своих абонентов. Постановление
заместителя руководителя ТУ Роспотребнадзора признано законным, а
гражданам предложено не оплачивать штраф за расторжение контракта с МТС.
А если штраф уже уплачен – требовать возвращения уплаченной суммы.
Речь идет о федеральной программе МТС «Скидка 15% на местные и мобильные
вызовы». С апреля прошлого года абонентам контрактных тарифов МТС
предлагается воспользоваться 15-процентной скидкой на услуги связи в
обмен на гарантированную верность любимому оператору. Судя по всему,
идея в целом "сработала", но не вполне оправдала возлагавшихся на нее
ожиданий и через 5 месяцев была дополнена и продолжена акцией "выбери
свою половину". Скидка в 50% внешне выглядела чрезвычайно эффектно и
действительно "подправляла" существующие контрактные ТП до уровня
сложившихся к тому времени средне-рыночных реалий. При заключении
контракта абонент расписывается в том, что ознакомился с «Условиями
предоставления скидки 15% на местные и мобильные вызовы» и с этого
момента становится лояльным клиентом МТС как минимум на год. Разумеется,
никто силой не заставляет абонента подписывать такое обязательство,
многие и не подписывают. Еще некоторое количество дотошных пользователей
впоследствии аккуратно уворачиваются от возможных штрафов методом
перехода на дешевый ТП и "подкармливания" телефона минимально возможными
суммами. Что, конечно, не решает проблему сохранения номера.
Определенная группа людей просто "попадает на деньги": скидки выглядят
заманчиво, а несколько страниц довольно запутанных разъяснений читают
далеко не все.
Крепостное право в России отменили еще в позапрошлом веке, поэтому
досрочно расторгнуть даже такой контракт с феодаль… пардон, федеральным
оператором все-таки можно. Но уже только за деньги, зачастую немалые:
суммы штрафов могут составлять от 40 до 650 долларов без НДС. Именно эти
штрафные выплаты вызвали многочисленные жалобы "неверных" абонентов и
последующее рассмотрение дела Роспотребнадзором Свердловской области.
Суть и происхождение пресловутой программы "скидка в обмен на
лояльность" вполне понятны. Компания ведет агрессивную маркетинговую
политику привлечения новых абонентов, предлагая разнообразные подарки
"Вадикам" ("10 долларов не лишние!") и продавая через дилеров новые
контракты "Джинс" за треть цены баланса. Не будем забывать и про
ежегодные инициативы "Лето-Джинс", ставящие контрактных абонентов в
откровенно невыгодное положение. Пусть не на весь год, но несколько
месяцев – тоже немаленький срок. Соответственно, оператору приходится
выстраивать систему противовесов: в гонке за новыми подключениями не
потерять привлекательность массовых prepaid-тарифов и одновременно
"зафиксировать" существующих абонентов, не допустить их перебегания на
более привлекательные "Джинсы". В условиях невозможности унести
телефонный номер к другому оператору система скидок и штрафов служит
эффективным сдерживающим фактором, так как выплата штрафа сводит на нет
возможную экономию от перехода на другой тариф. В случае принудительной
(судебным решением) отмены действующей схемы оператору придется
изыскивать другие, более рыночные способы удержать в своих сетях
выгодных контрактных абонентов.
В этом запутанном деле МТС категорически не согласны с термином "штраф"
и настаивают на формулировке "единовременная денежная выплата". В
принципе логично, однако наказанного рублём потребителя мало волнуют
юридические термины. В конце концов и штраф за бесплатный провоз багажа
в трамвае можно назвать "единовременной денежной выплатой за нарушение
правил проезда". Разница в том, что даже продав проездной билет со
скидкой, управление пассажирского транспорта не штрафует пассажиров за
попытку прокатиться на маршрутке.
Отдельного упоминания достойны формулировки в "Условиях предоставления
скидки". Цитата из Свердловского постановления: "<…> условия
предоставления услуги «Скидка 15% на местные и мобильные вызовы»
изложены таким образом, что после их прочтения абонентам не понятно, что
при расторжении договора до истечения одного года со дня начала оказания
услуги, они должны уплачивать штраф. Следовательно, ЗАО «Уралтел»
допущено нарушение прав потребителей на получение необходимой,
обеспечивающей возможность правильного выбора информации об услуге."
Действительно запутанный документ на четырех страницах, в котором и так
и этак обсуждаются/оговариваются пресловутые "единовременные выплаты" в
виде пунктов, подпунктов и любимых сносок под "звездочкой". Продравшихся
через всю эту словесную казуистику ждет десерт в виде абзаца с
математическими формулами и уравнениями. С текущей версией "Условий"
можно ознакомиться на сайте МТС, а вариант на дату этой публикации взять
здесь. Мы далеки от мысли, что все это было придумано специально для
запутывания абонента. Скорее всего "хотели как лучше" (все досконально
учесть и разъяснить), а получилось "как всегда" (постановление
арбитражного суда).
Александр Арутюнов, адвокат МКА ("Князев и партнеры")
Я полагаю, что условия взимания этого штрафа нарушают права потребителя.
Потребитель имеет право на расторжение договора в любой момент. В данном
случае права потребителя определенным образом ущемляются и можно
говорить о том, что эти дополнительные условия нарушают "Закон о защите
прав потребителя". Будет ли решение Свердловского суда приниматься к
сведению при рассмотрении аналогичных исков? Скорее всего будет. Да, в
России не прецедентное право, но к сведению это приниматься будет. Кроме
того, дело даже не в принятии к сведению. К примеру, Арбитражный суд
Москвы и сам будет видеть, что фактически происходит нарушение прав
потребителей и сможет принять соответствующее решение.
Павел Нефедов, Директор департамента по связям с общественностью ОАО "МТС"
На сегодня окончательного решения по данному спору нет, поскольку мы
подали кассационную жалобу в Арбитражный суд УрФО. Поэтому выводы делать
преждевременно.
Мы хотели бы подчеркнуть, что МТС никак не ограничивает законные права
абонентов. Единовременная денежная выплата, о которой идёт речь, не
является штрафом, иначе это противоречило бы статье 32 Федерального
Закона "О защите прав потребителей". МТС предоставляет абонентам
возможность пользоваться услугами сотовой связи со скидкой. Скидка
предоставляется на определенных условиях, в частности, если абонент
заказывает услуги МТС по выбранному тарифному плану в течение года и
своевременно оплачивает предоставленные услуги. В противном случае, при
расчете тарифа за полученные услуги учитывается также единовременная
денежная сумма постоянной величины, как это прописано в Условиях
предоставления скидки.
Условия предоставления скидки опубликованы, содержат исчерпывающую
информацию обо всех, в т.ч. упомянутых выше особенностях предоставления
льготной тарификации, и, подписывая заявление установленной формы,
абонент выражает согласие с предложенными условиями. Еще раз обращаем
Ваше внимание на то, что изменение тарификации оказываемых услуг связи в
соответствии с Условиями предоставления скидки производится только по
волеизъявлению абонента и не является обязательным для заключения
договора на предоставление услуг сотовой радиотелефонной связи МТС.
Мы считаем, что в существующем договоре на предоставление скидки эти
условия прописаны достаточно ясно. Считаем эти условия справедливыми и
не планируем изменять текст договора. Возможно, будет подготовлено
дополнение, носящее разъяснительный характер, но не вносящее изменений в
условия предоставления скидки.
Сергей Потресов (sergey.potresov@mobile-review.com)
Пока только в Уральском регионе, но решение Арбитражного суда
Свердловской области может в конечном итоге разрушить стройную систему
противовесов между контрактными и prepaid-тарифами в вотчине крупнейшего
федерального оператора.
ЗАО "Уралтел", предоставляющее услуги мобильной связи под торговой
маркой "МТС" с 2004 года, привлечено к административной ответственности
за незаконное взимание штрафов со своих абонентов. Постановление
заместителя руководителя ТУ Роспотребнадзора признано законным, а
гражданам предложено не оплачивать штраф за расторжение контракта с МТС.
А если штраф уже уплачен – требовать возвращения уплаченной суммы.
Речь идет о федеральной программе МТС «Скидка 15% на местные и мобильные
вызовы». С апреля прошлого года абонентам контрактных тарифов МТС
предлагается воспользоваться 15-процентной скидкой на услуги связи в
обмен на гарантированную верность любимому оператору. Судя по всему,
идея в целом "сработала", но не вполне оправдала возлагавшихся на нее
ожиданий и через 5 месяцев была дополнена и продолжена акцией "выбери
свою половину". Скидка в 50% внешне выглядела чрезвычайно эффектно и
действительно "подправляла" существующие контрактные ТП до уровня
сложившихся к тому времени средне-рыночных реалий. При заключении
контракта абонент расписывается в том, что ознакомился с «Условиями
предоставления скидки 15% на местные и мобильные вызовы» и с этого
момента становится лояльным клиентом МТС как минимум на год. Разумеется,
никто силой не заставляет абонента подписывать такое обязательство,
многие и не подписывают. Еще некоторое количество дотошных пользователей
впоследствии аккуратно уворачиваются от возможных штрафов методом
перехода на дешевый ТП и "подкармливания" телефона минимально возможными
суммами. Что, конечно, не решает проблему сохранения номера.
Определенная группа людей просто "попадает на деньги": скидки выглядят
заманчиво, а несколько страниц довольно запутанных разъяснений читают
далеко не все.
Крепостное право в России отменили еще в позапрошлом веке, поэтому
досрочно расторгнуть даже такой контракт с феодаль… пардон, федеральным
оператором все-таки можно. Но уже только за деньги, зачастую немалые:
суммы штрафов могут составлять от 40 до 650 долларов без НДС. Именно эти
штрафные выплаты вызвали многочисленные жалобы "неверных" абонентов и
последующее рассмотрение дела Роспотребнадзором Свердловской области.
Суть и происхождение пресловутой программы "скидка в обмен на
лояльность" вполне понятны. Компания ведет агрессивную маркетинговую
политику привлечения новых абонентов, предлагая разнообразные подарки
"Вадикам" ("10 долларов не лишние!") и продавая через дилеров новые
контракты "Джинс" за треть цены баланса. Не будем забывать и про
ежегодные инициативы "Лето-Джинс", ставящие контрактных абонентов в
откровенно невыгодное положение. Пусть не на весь год, но несколько
месяцев – тоже немаленький срок. Соответственно, оператору приходится
выстраивать систему противовесов: в гонке за новыми подключениями не
потерять привлекательность массовых prepaid-тарифов и одновременно
"зафиксировать" существующих абонентов, не допустить их перебегания на
более привлекательные "Джинсы". В условиях невозможности унести
телефонный номер к другому оператору система скидок и штрафов служит
эффективным сдерживающим фактором, так как выплата штрафа сводит на нет
возможную экономию от перехода на другой тариф. В случае принудительной
(судебным решением) отмены действующей схемы оператору придется
изыскивать другие, более рыночные способы удержать в своих сетях
выгодных контрактных абонентов.
В этом запутанном деле МТС категорически не согласны с термином "штраф"
и настаивают на формулировке "единовременная денежная выплата". В
принципе логично, однако наказанного рублём потребителя мало волнуют
юридические термины. В конце концов и штраф за бесплатный провоз багажа
в трамвае можно назвать "единовременной денежной выплатой за нарушение
правил проезда". Разница в том, что даже продав проездной билет со
скидкой, управление пассажирского транспорта не штрафует пассажиров за
попытку прокатиться на маршрутке.
Отдельного упоминания достойны формулировки в "Условиях предоставления
скидки". Цитата из Свердловского постановления: "<…> условия
предоставления услуги «Скидка 15% на местные и мобильные вызовы»
изложены таким образом, что после их прочтения абонентам не понятно, что
при расторжении договора до истечения одного года со дня начала оказания
услуги, они должны уплачивать штраф. Следовательно, ЗАО «Уралтел»
допущено нарушение прав потребителей на получение необходимой,
обеспечивающей возможность правильного выбора информации об услуге."
Действительно запутанный документ на четырех страницах, в котором и так
и этак обсуждаются/оговариваются пресловутые "единовременные выплаты" в
виде пунктов, подпунктов и любимых сносок под "звездочкой". Продравшихся
через всю эту словесную казуистику ждет десерт в виде абзаца с
математическими формулами и уравнениями. С текущей версией "Условий"
можно ознакомиться на сайте МТС, а вариант на дату этой публикации взять
здесь. Мы далеки от мысли, что все это было придумано специально для
запутывания абонента. Скорее всего "хотели как лучше" (все досконально
учесть и разъяснить), а получилось "как всегда" (постановление
арбитражного суда).
Александр Арутюнов, адвокат МКА ("Князев и партнеры")
Я полагаю, что условия взимания этого штрафа нарушают права потребителя.
Потребитель имеет право на расторжение договора в любой момент. В данном
случае права потребителя определенным образом ущемляются и можно
говорить о том, что эти дополнительные условия нарушают "Закон о защите
прав потребителя". Будет ли решение Свердловского суда приниматься к
сведению при рассмотрении аналогичных исков? Скорее всего будет. Да, в
России не прецедентное право, но к сведению это приниматься будет. Кроме
того, дело даже не в принятии к сведению. К примеру, Арбитражный суд
Москвы и сам будет видеть, что фактически происходит нарушение прав
потребителей и сможет принять соответствующее решение.
Павел Нефедов, Директор департамента по связям с общественностью ОАО "МТС"
На сегодня окончательного решения по данному спору нет, поскольку мы
подали кассационную жалобу в Арбитражный суд УрФО. Поэтому выводы делать
преждевременно.
Мы хотели бы подчеркнуть, что МТС никак не ограничивает законные права
абонентов. Единовременная денежная выплата, о которой идёт речь, не
является штрафом, иначе это противоречило бы статье 32 Федерального
Закона "О защите прав потребителей". МТС предоставляет абонентам
возможность пользоваться услугами сотовой связи со скидкой. Скидка
предоставляется на определенных условиях, в частности, если абонент
заказывает услуги МТС по выбранному тарифному плану в течение года и
своевременно оплачивает предоставленные услуги. В противном случае, при
расчете тарифа за полученные услуги учитывается также единовременная
денежная сумма постоянной величины, как это прописано в Условиях
предоставления скидки.
Условия предоставления скидки опубликованы, содержат исчерпывающую
информацию обо всех, в т.ч. упомянутых выше особенностях предоставления
льготной тарификации, и, подписывая заявление установленной формы,
абонент выражает согласие с предложенными условиями. Еще раз обращаем
Ваше внимание на то, что изменение тарификации оказываемых услуг связи в
соответствии с Условиями предоставления скидки производится только по
волеизъявлению абонента и не является обязательным для заключения
договора на предоставление услуг сотовой радиотелефонной связи МТС.
Мы считаем, что в существующем договоре на предоставление скидки эти
условия прописаны достаточно ясно. Считаем эти условия справедливыми и
не планируем изменять текст договора. Возможно, будет подготовлено
дополнение, носящее разъяснительный характер, но не вносящее изменений в
условия предоставления скидки.
Сергей Потресов (sergey.potresov@mobile-review.com)
S
S@RS
Баянище
v
vlad_vp
Осилил...
S
Seven7
[Сообщение удалено пользователем 13.12.2008 20:20]
v
vlad_vp
почти все знакомые из МаТараСта, уже в Меге с Ю-телом.
+
[Сообщение изменено пользователем 02.09.2005 12:02]
w
wRAR
Уж 4 ответа, а Фромтюменя всё нет...
T
TMN
+1
Тема поднимается здесь уже, наверное, раз четвёртый или пятый. Не надоело?
заместителя руководителя ТУ Роспотребнадзора признано законным, а
гражданам предложено не оплачивать штраф за расторжение контракта с МТС.
А если штраф уже уплачен – требовать возвращения уплаченной суммы. Постановление
Господину, чиновнику из Роспотребнадзора, захотелось славы - вот он и раздул скандал. Пока нет решения суда, постановление РПН не имеет никакой законной силы.
суммы штрафов могут составлять от 40 до 650 долларов без НДС
Максимальная выплата по ЕДВ составляет 300 долларов.
заместителя руководителя ТУ Роспотребнадзора признано законным, а
гражданам предложено не оплачивать штраф за расторжение контракта с МТС.
А если штраф уже уплачен – требовать возвращения уплаченной суммы.
Господину, чиновнику из Роспотребнадзора, захотелось славы - вот он и раздул скандал. Пока нет решения суда, постановление РПН не имеет никакой законной силы.
суммы штрафов могут составлять от 40 до 650 долларов без НДС
Максимальная выплата по ЕДВ составляет 300 долларов.
S
S@RS
Дак что выплаченные штрафы можно требовать назад?
Ответ:
Пока нет решения суда, постановление РПН не имеет никакой законной силы.
Е
Единомышленник ©
почти все знакомые из МаТараСта, уже в Меге с Ю-телом.
у меня все в основном в Ю-теле,благодаря мне
Z
Zem (чего хотеть-та?!)
Это те, которые тебя чуть не побили "в благодарность"? :-)
у меня все в основном в Ю-теле,благодаря мне
Z
ZayatZ
да вроде есть уже решение суда, даже в пользу МТС...
хотя мб ошибаюсь...
хотя мб ошибаюсь...
U
~@®™~
у меня все в основном в Ю-теле,благодаря мне
И вы? А сколько криков про УСИ было? А на megafonural/forum чаво чудили? Спокойней нужно относиться ко всему. Сотовая связь эта не та вещь из-за которой нужно нервы портить себе и людям.
b
bars16
А зачем платить такие штрафы??? не проще было б просто добровольно заблокировать на 3 месяца = 102 рубля, потом денёк поболтать рублей на 10 и снова блокировать на 3 месяца и так до окончания договора ;-).
F
Filekt
про эти штрафы вообще мало кто понимает, у меня к примеру тетка. Она симку потеряла, а у нее там скидка была назначена эта, на 50 %, так она симку не стала восстанавливать, просто заблокировала и все, и купила новую. А через несколько месяцев приходит письмо счастья от МТС-плати 3 штуки. Стали
выяснять:там блокировка была по утрате аппарата назначена, а при ней аб.плата продолжает списываться. Ну вот она и списывалась, пока долг не наступил, а потом и договор через два месяца они и расторгли (тетка и думать забыла про эту симку, что там уже долг образовался, думала, если значит
заблокировала, так и все). Кстати, в МТС денег сначала не требуют, в справке ей сказали, что ежели аб. восстановит договор, то этот штраф спишут. Так что можно деньги и не платить и без постановления. (только получится нужно тогда еще год быть аб. МТС, потому что нужно также заново подключать себе
эту скидку.). Я так думаю, что прежде чем подписывать какие нибудь бумажки на всякие скидки, услуги, думать надо. Бесплатного сыра не бывает как известно.
b
bars16
А вы часто читаете договор, который вам подсовывают? Читать конечно надо, но все ли читают? Да и понимать надо, а все ли понимают?
Если у нас пресса периодически вводит в заблуждение людей, а другие этим пользуются. (пример закон о пиве).
R
Roma2
что там с законом о пиве?
b
bars16
А всё как обычно, пресса раздула о том, что пиво пить на улице нельзя, а люди в погонах пошли всех с подряд штрафовать (точнее за счёт дезинформации себе карман набивать), это всё к тому сказано, что люди у нас ещё не привыкли к рыночным отношениям и живут ещё по-старому, в трудных ситуациях нет
чтоб пойти к юристу, используют инфу сарафанного радио, что и приводит потом неприятным результатам. А вообще я ни разу не видел, чтоб кто-нибудь подключаясь к опсосу читал договор перед его подписанием.
f
from Tyumen
Все штрафы МТС вне закона. Лучше бы нормальные тарифы сделали, чем извращаться с непонятными скидками.
F
Feonis
А чего, 10 баксов то не лишние....
r
raan
Уважаемые форумчане! Подскажите пожалуйста, данное дело получило ли продолжение, было ли касационное разбирательство в суде и вообще чем все это закончилось?
Убедительно прошу ответить тех, кто точно в курсе дела.
Заранее большое человеческое спасибо!!!
Убедительно прошу ответить тех, кто точно в курсе дела.
Заранее большое человеческое спасибо!!!
Для физиков штрафы отменены,
для юриков штраф пропорционален оставшемуся количеству дней до окончания договора. Штраф не взымается при восстановлении договора.
для юриков штраф пропорционален оставшемуся количеству дней до окончания договора. Штраф не взымается при восстановлении договора.
r
raan
Добрый день, можно еще внести уточнение? Так получилось, что часть штрафа оказались уплоченные, можно ли вернуть эти деньги?
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.