Кто там?!!
З
Задний ум
МГТС начала отключать владельцев неоплаченных АОН.
http://pda.lenta.ru/russia/2004/12/01/aon/
Взимать плагу за услугу АОН МГТС решила в этом году. Она "просканировала" всю телефонную сеть Москвы и установила всех владельцев телефонов с определителями. В августе-сентябре им были предъявлены счета на 150 рублей за три месяца. Часть владельцев АОН проигнорировали счета.
ЖЭКи-то не додумались взымать мзду за услугу пользования дверным глазком.
А на вопрошателя из-за двери "кто там?" вообще накладывать штраф за нарушение общественного спокойствия и вторжение в личную жизнь посетителя.
Адрес отправителя на почтовом отправлении [орфография автора – минсвязи] есть обязательное условие его доставки.
Минсвязи – двойные стандарты???
... или неуёмное желание порубать капусты?
Смерть АОНам [читай общеканальным сигнализациям по протоколу ОКС-7]!
АОН [Caller ID] – не услуга, но святая обязанность по умолчанию операторов связи.
http://pda.lenta.ru/russia/2004/12/01/aon/
Взимать плагу за услугу АОН МГТС решила в этом году. Она "просканировала" всю телефонную сеть Москвы и установила всех владельцев телефонов с определителями. В августе-сентябре им были предъявлены счета на 150 рублей за три месяца. Часть владельцев АОН проигнорировали счета.
ЖЭКи-то не додумались взымать мзду за услугу пользования дверным глазком.
А на вопрошателя из-за двери "кто там?" вообще накладывать штраф за нарушение общественного спокойствия и вторжение в личную жизнь посетителя.
Адрес отправителя на почтовом отправлении [орфография автора – минсвязи] есть обязательное условие его доставки.
Минсвязи – двойные стандарты???
... или неуёмное желание порубать капусты?
Смерть АОНам [читай общеканальным сигнализациям по протоколу ОКС-7]!
АОН [Caller ID] – не услуга, но святая обязанность по умолчанию операторов связи.
нуу, я б сначала заплатил.
потом написал предсудебное требование с просьбой вернуть 150р+ тыщи две рэ компенсации за вторжение в личную жизнь.
они б конечно не заплати ли бы.
но мо же люди настойчивые, умножаем компенсацию на 5, прибавляем судебные издержки и в суд.
кароче, интересный и увлекательный процесс - заставлять уродов жить по законам.
потом написал предсудебное требование с просьбой вернуть 150р+ тыщи две рэ компенсации за вторжение в личную жизнь.
они б конечно не заплати ли бы.
но мо же люди настойчивые, умножаем компенсацию на 5, прибавляем судебные издержки и в суд.
кароче, интересный и увлекательный процесс - заставлять уродов жить по законам.
s
shef
http://telephone.freeservers.com/uslaon2.htm
Вам "счет от МГТС": пора раскошеливаться или?..
Нелегка жизнь совецких телефонистов-монополистов. Вроде бы все было готово для того, чтобы накинуть на тощую шею населения удавку из телефонного провода и потребовать повременной оплаты. В некоторых городах этот трюк "ускоренного перехода к западной экономике, где все исправно платят повременку" даже удался и приносил сверхприбыли несколько лет. Но даже в такой славной стране, как Россия, иногда случаются чудеса. Таким чудом, например, стало принятие в 2003 году новой редакции закона "О связи", в явном виде обязавшего телефонных операторов предоставлять абонентам право выбора между повременной и абонентской формой оплаты. Однако уже широко раскрытые в ожидании дивидендов карманы всевозможных ГТСов, электросвязей и аналогичных организаций требовали своего. Но так как антимонопольные законы не позволяют телефонистам устанавливать абонентскую плату согласно своим аппетитам, а заставляют обосновывать себестоимость телефонной связи, повышенное внимание было обращено на так называемые дополнительные услуги, которые этими законами не охватываются.
Монопольный московский оператор – Московская городская телефонная сеть (МГТС) – в течение многих лет планомерно оборудовал разваливающиеся на глазах декадно-шаговые и координатные АТС устройствами повременного учета (АПУС), расходуя на них средства, полученные в виде абонентской платы. Разумеется, это позволило им объявить об острой нехватке денег на модернизацию сети и тем самым была обоснована острейшая необходимость во введении повременной оплаты местных соединений (шитая белыми нитками). Параллельно монополисты не брезговали и другими способами отъема денег у населения, самыми простыми из которых были уже отмененная ныне платная регистрация факсов и модемов, а также обложение данью владельцев телефонов с АОНом. Истории последней эпопеи посвящена специальная статья на нашем сайте. Однако в предвкушении прибыли от введения повременки о "несознательных" владельцах "нагружающих АТС" аппаратов с красными индикаторами слегка подзабыли. Когда надежда принудительно "поставить на счетчик" всех абонентов многомиллионной Москвы рухнула, про АОНовладельцев вспомнили снова и с новой силой. Воистину только в совке могут так ретиво искать способы изъятия денег вместо способов их заработать !
Убедившись, что на автоматические обзвоны линий с АОНами и устные угрозы в адрес их владельцев способны клевать разве что полные идиоты, и их процент уже сравнялся с процентом добровольно платящих за АОН в кассу МГТС, телефонисты задумались над дальнейшими действиями. Пользуясь юридической неграмотностью многих абонентов и объявив "платной услугой" "пользование телефоном с АОН" (интересно, какого рода услуга предоставляется абоненту, купившему аппарат за свои деньги??), они приступили к почтовой рассылке весьма оригинальных бумажек (см. слева). Составленный в формате привычного счета компании "ММТ" за междугороднюю связь, этот бланк призван вызвать у абонента аналогичные чувства: надо срочно платить, пока не отключили телефон. Вместе с тем, с юридической точки зрения, как и обычно, данная бумажка абсолютно не является валидным документом. Этот факт становится очевидным даже после беглого знакомства с приведенными на бланке данными, но на всякий случай мы считаем нужным пояснить его подробнее.
Начнем с того, что данный "счет" выписан якобы неким "управлением информационных ресурсов и систем" МГТС, а именно – подразделением, с которым абонента не связывают абсолютно никакие договорные обязательства. Тем более, о предоставлении сомнительного качества "услуг". Соответственно, данное подразделение не имеет права самостоятельно выставлять какие-либо счета частным абонентам. Согласно действующим до сих пор Правилам оказания услуг телефонной связи (Постановление правительства РФ №1235 ), права и обязанности оператора и абонента полностью определяются заключенным между ними договором. В случае с МГТС таковой заключается между абонентом и его местным телефонным узлом, что четко указано в имеющейся на руках абонента копии документа. Любые счета к оплате, уведомления о задолженности и отключении телефона должны предоставляться в письменной форме данным телефонным узлом, что также недвусмысленно указано в том же самом законе. Не нужно думать, что специалисты "спецуправления" об этом забыли: рассылка подобных бумажек есть весьма неплохо продуманный ход, рассчитанный на "взятие на испуг" еще одной немаленькой группы абонентов. Дело в том, что даже относительно подкованные юридически абоненты помнят: самое неприятное общение с МГТС наступает в письменной форме. И когда этот момент наступает, знакомого логотипа на документе уже достаточно, чтобы считать его законным документом. В тонкости того, кто конкретно выступает от имени МГТС и имеет ли он на это какие-либо права, многие предпочитают не вникать.
А напрасно. В результате рассылка данных липовых "счетов за АОН", по сути являясь "продвинутым" вариантом обзвонов с угрозами, служит еще более эффективной психологической атакой на население. Кстати, даже на самой рассылке телефонисты не погнушались заработать, опубликовав на оборотной стороне счета рекламу некого интернет-провайдера (к слову, дочерней организации МГТС, созданную очень интересно на чьи деньги).
Итак, с чем же мы имеем дело в данном случае? Во-первых, как уже упоминалось выше, это очередная массированная психологическая атака, вдобавок замаскированная под официальный счет за услугу, предоставляемую в кредит. Во-вторых, такая же замаскированная реклама "придворного" интернет-провайдера, часть прибыли которого оседает и в карманах чиновников МГТС. Ну а в-третьих, налицо явное (на этот раз) нарушение всех мыслимых и немыслимых законов, а именно – классический случай мошенничества. Судите сами: для официального взимания оплаты услуги она должна быть предварительно включена в договор абонента и оператора связи (в данном случае – телефонного узла). Здесь же предлагается "без лишних формальностей" перечислить весьма приличную сумму, причем сразу за три прошедших месяца, на счет некоего "управления" (кстати, реальная принадлежность указанного банковского счета остается под вопросом). Факт оплаты данного "счета" будет юридически означать добровольное пожертвование плательщика владельцу указанного в бумажке банковского счета. А это означает, что данная сумма может либо прямиком поступить в закрома кого-то из чиновников, либо в любом случае, пройти "мимо кассы" и не оказаться в числе официальных доходов МГТС, облагаемых налогами. То же самое произойдет, если абонент без перезаключения договора вдруг начнет "доплачивать за АОН" каждый месяц (как предлагается на оборотной стороне "счета"). Местные телефонные узлы, с которыми у абонентов заключены договора, при этом вообще "умывают руки": "счет"-то выписан "управлением", а не их подразделением. В крайнем случае можно представить все так, что абонент пал жертвой неизвестных мошенников, добровольно перечислил им кучу денег, а узел об этом официально не в курсе – документов-то, подписанных узлом, нет! И никакие "дополнительные услуги" официально абонентом не заказывались, а значит, ему и не предоставлялись. Как всегда, крайним оказывается абонент.
В заключение, как всегда, наш небольшой совет. Что сделать с этим "счетом"? Приславший его нам посетитель сайта совершил досадную ошибку, а именно вступил в переписку со своим местным телефонным узлом, фактически признав, что к его линии подключен АОН. Разумеется, ему тут же указали на то, что он вовсю уже пользуется "услугой", и как следует взяли в оборот. С нашей точки зрения, этого делать не следует. Сохраните эту бумажку на случай возможного разбирательства в суде. Любой адвокат сможет доказать, что она не имела юридической силы и ни к чему вас не обязывала (чтобы изготовить бумагу с логотипом МГТС, подобную показанной выше, любому мошеннику достаточно всего лишь завести счет в Сбербанке и иметь доступ к принтеру!) И больше ничего не предпринимайте! Пользуйтесь АОНом как обычно, и вносите обычную абонентскую плату за телефон. Помните, что любые реальные угрозы могут исходить только в письменной форме и только от вашего местного телефонного узла. Но письменно уведомить вас об отключении телефона за неоплаченный АОН (при отсутствии этой "услуги" в договоре) они никак не смогут при всем желании: для суда это будет явным доказательством нарушения МГТС Постановления 1235 (Пункт 71. "Оператор связи не вправе обусловливать оказание одних услуг телефонной связи обязательным оказанием иных услуг телефонной связи"). Другими словами, это будет свидетельствовать о явном навязывании абоненту дополнительных услуг. А проигрывать в суде, пусть даже монополисты, не любят. Тем более вдруг попадется судья, много лет постоявший в очереди на телефон! :-)
Вот собственно, и конец очередной части эпопеи. Что не перестает во всем этом удивлять – так это заскорузлая совковость бюрократов и доморощенных бизнесменов. Казалось бы: определение номера – очень востребованная на рынке связи услуга, многие абоненты без нее практически не могут нормально пользоваться телефоном. Так что мешает потратиться, закупить соответствующее станционное оборудование (не говоря уже о модернизации самих станций), и предоставлять полноценный сервис CLIP? Когда срабатывание определителя номера не "ставит на деньги" звонящего, на дисплее телефона виден код страны, города и полный номер абонента, при желании и за дополнительные деньги можно скрыть свой собственный номер, и само собой, все это не работает без предварительного внесения в договор! Но нет – прибыль у нас предпочитают тратить на установку АПУСов в ожидании мгновенной окупаемости, а абонентам оставить огрызки совецкой межстанционной сигнализации под названием АОН. Автор данного материала из принципа никогда не будет платить за "неизвестную вероятность получения семи последних цифр номера абонента", каковой по сути является "услуга АОН" МГТС. За те же 50 рублей можно получить полноценный сервис CLIP на цифровых и сотовых линиях. И пора бы уже совецким коммерсантам уяснить, что время бесплатных приватизаций и денег из воздуха закончилось. Деньги пора зарабатывать. Когда они сделают хотя бы честную попытку этому научиться, я первый приду на свой телефонный узел и раскошелюсь за все "дополнительные услуги" по полной программе.
© Adriano M., 09.2004
Вам "счет от МГТС": пора раскошеливаться или?..
Нелегка жизнь совецких телефонистов-монополистов. Вроде бы все было готово для того, чтобы накинуть на тощую шею населения удавку из телефонного провода и потребовать повременной оплаты. В некоторых городах этот трюк "ускоренного перехода к западной экономике, где все исправно платят повременку" даже удался и приносил сверхприбыли несколько лет. Но даже в такой славной стране, как Россия, иногда случаются чудеса. Таким чудом, например, стало принятие в 2003 году новой редакции закона "О связи", в явном виде обязавшего телефонных операторов предоставлять абонентам право выбора между повременной и абонентской формой оплаты. Однако уже широко раскрытые в ожидании дивидендов карманы всевозможных ГТСов, электросвязей и аналогичных организаций требовали своего. Но так как антимонопольные законы не позволяют телефонистам устанавливать абонентскую плату согласно своим аппетитам, а заставляют обосновывать себестоимость телефонной связи, повышенное внимание было обращено на так называемые дополнительные услуги, которые этими законами не охватываются.
Монопольный московский оператор – Московская городская телефонная сеть (МГТС) – в течение многих лет планомерно оборудовал разваливающиеся на глазах декадно-шаговые и координатные АТС устройствами повременного учета (АПУС), расходуя на них средства, полученные в виде абонентской платы. Разумеется, это позволило им объявить об острой нехватке денег на модернизацию сети и тем самым была обоснована острейшая необходимость во введении повременной оплаты местных соединений (шитая белыми нитками). Параллельно монополисты не брезговали и другими способами отъема денег у населения, самыми простыми из которых были уже отмененная ныне платная регистрация факсов и модемов, а также обложение данью владельцев телефонов с АОНом. Истории последней эпопеи посвящена специальная статья на нашем сайте. Однако в предвкушении прибыли от введения повременки о "несознательных" владельцах "нагружающих АТС" аппаратов с красными индикаторами слегка подзабыли. Когда надежда принудительно "поставить на счетчик" всех абонентов многомиллионной Москвы рухнула, про АОНовладельцев вспомнили снова и с новой силой. Воистину только в совке могут так ретиво искать способы изъятия денег вместо способов их заработать !
Убедившись, что на автоматические обзвоны линий с АОНами и устные угрозы в адрес их владельцев способны клевать разве что полные идиоты, и их процент уже сравнялся с процентом добровольно платящих за АОН в кассу МГТС, телефонисты задумались над дальнейшими действиями. Пользуясь юридической неграмотностью многих абонентов и объявив "платной услугой" "пользование телефоном с АОН" (интересно, какого рода услуга предоставляется абоненту, купившему аппарат за свои деньги??), они приступили к почтовой рассылке весьма оригинальных бумажек (см. слева). Составленный в формате привычного счета компании "ММТ" за междугороднюю связь, этот бланк призван вызвать у абонента аналогичные чувства: надо срочно платить, пока не отключили телефон. Вместе с тем, с юридической точки зрения, как и обычно, данная бумажка абсолютно не является валидным документом. Этот факт становится очевидным даже после беглого знакомства с приведенными на бланке данными, но на всякий случай мы считаем нужным пояснить его подробнее.
Начнем с того, что данный "счет" выписан якобы неким "управлением информационных ресурсов и систем" МГТС, а именно – подразделением, с которым абонента не связывают абсолютно никакие договорные обязательства. Тем более, о предоставлении сомнительного качества "услуг". Соответственно, данное подразделение не имеет права самостоятельно выставлять какие-либо счета частным абонентам. Согласно действующим до сих пор Правилам оказания услуг телефонной связи (Постановление правительства РФ №1235 ), права и обязанности оператора и абонента полностью определяются заключенным между ними договором. В случае с МГТС таковой заключается между абонентом и его местным телефонным узлом, что четко указано в имеющейся на руках абонента копии документа. Любые счета к оплате, уведомления о задолженности и отключении телефона должны предоставляться в письменной форме данным телефонным узлом, что также недвусмысленно указано в том же самом законе. Не нужно думать, что специалисты "спецуправления" об этом забыли: рассылка подобных бумажек есть весьма неплохо продуманный ход, рассчитанный на "взятие на испуг" еще одной немаленькой группы абонентов. Дело в том, что даже относительно подкованные юридически абоненты помнят: самое неприятное общение с МГТС наступает в письменной форме. И когда этот момент наступает, знакомого логотипа на документе уже достаточно, чтобы считать его законным документом. В тонкости того, кто конкретно выступает от имени МГТС и имеет ли он на это какие-либо права, многие предпочитают не вникать.
А напрасно. В результате рассылка данных липовых "счетов за АОН", по сути являясь "продвинутым" вариантом обзвонов с угрозами, служит еще более эффективной психологической атакой на население. Кстати, даже на самой рассылке телефонисты не погнушались заработать, опубликовав на оборотной стороне счета рекламу некого интернет-провайдера (к слову, дочерней организации МГТС, созданную очень интересно на чьи деньги).
Итак, с чем же мы имеем дело в данном случае? Во-первых, как уже упоминалось выше, это очередная массированная психологическая атака, вдобавок замаскированная под официальный счет за услугу, предоставляемую в кредит. Во-вторых, такая же замаскированная реклама "придворного" интернет-провайдера, часть прибыли которого оседает и в карманах чиновников МГТС. Ну а в-третьих, налицо явное (на этот раз) нарушение всех мыслимых и немыслимых законов, а именно – классический случай мошенничества. Судите сами: для официального взимания оплаты услуги она должна быть предварительно включена в договор абонента и оператора связи (в данном случае – телефонного узла). Здесь же предлагается "без лишних формальностей" перечислить весьма приличную сумму, причем сразу за три прошедших месяца, на счет некоего "управления" (кстати, реальная принадлежность указанного банковского счета остается под вопросом). Факт оплаты данного "счета" будет юридически означать добровольное пожертвование плательщика владельцу указанного в бумажке банковского счета. А это означает, что данная сумма может либо прямиком поступить в закрома кого-то из чиновников, либо в любом случае, пройти "мимо кассы" и не оказаться в числе официальных доходов МГТС, облагаемых налогами. То же самое произойдет, если абонент без перезаключения договора вдруг начнет "доплачивать за АОН" каждый месяц (как предлагается на оборотной стороне "счета"). Местные телефонные узлы, с которыми у абонентов заключены договора, при этом вообще "умывают руки": "счет"-то выписан "управлением", а не их подразделением. В крайнем случае можно представить все так, что абонент пал жертвой неизвестных мошенников, добровольно перечислил им кучу денег, а узел об этом официально не в курсе – документов-то, подписанных узлом, нет! И никакие "дополнительные услуги" официально абонентом не заказывались, а значит, ему и не предоставлялись. Как всегда, крайним оказывается абонент.
В заключение, как всегда, наш небольшой совет. Что сделать с этим "счетом"? Приславший его нам посетитель сайта совершил досадную ошибку, а именно вступил в переписку со своим местным телефонным узлом, фактически признав, что к его линии подключен АОН. Разумеется, ему тут же указали на то, что он вовсю уже пользуется "услугой", и как следует взяли в оборот. С нашей точки зрения, этого делать не следует. Сохраните эту бумажку на случай возможного разбирательства в суде. Любой адвокат сможет доказать, что она не имела юридической силы и ни к чему вас не обязывала (чтобы изготовить бумагу с логотипом МГТС, подобную показанной выше, любому мошеннику достаточно всего лишь завести счет в Сбербанке и иметь доступ к принтеру!) И больше ничего не предпринимайте! Пользуйтесь АОНом как обычно, и вносите обычную абонентскую плату за телефон. Помните, что любые реальные угрозы могут исходить только в письменной форме и только от вашего местного телефонного узла. Но письменно уведомить вас об отключении телефона за неоплаченный АОН (при отсутствии этой "услуги" в договоре) они никак не смогут при всем желании: для суда это будет явным доказательством нарушения МГТС Постановления 1235 (Пункт 71. "Оператор связи не вправе обусловливать оказание одних услуг телефонной связи обязательным оказанием иных услуг телефонной связи"). Другими словами, это будет свидетельствовать о явном навязывании абоненту дополнительных услуг. А проигрывать в суде, пусть даже монополисты, не любят. Тем более вдруг попадется судья, много лет постоявший в очереди на телефон! :-)
Вот собственно, и конец очередной части эпопеи. Что не перестает во всем этом удивлять – так это заскорузлая совковость бюрократов и доморощенных бизнесменов. Казалось бы: определение номера – очень востребованная на рынке связи услуга, многие абоненты без нее практически не могут нормально пользоваться телефоном. Так что мешает потратиться, закупить соответствующее станционное оборудование (не говоря уже о модернизации самих станций), и предоставлять полноценный сервис CLIP? Когда срабатывание определителя номера не "ставит на деньги" звонящего, на дисплее телефона виден код страны, города и полный номер абонента, при желании и за дополнительные деньги можно скрыть свой собственный номер, и само собой, все это не работает без предварительного внесения в договор! Но нет – прибыль у нас предпочитают тратить на установку АПУСов в ожидании мгновенной окупаемости, а абонентам оставить огрызки совецкой межстанционной сигнализации под названием АОН. Автор данного материала из принципа никогда не будет платить за "неизвестную вероятность получения семи последних цифр номера абонента", каковой по сути является "услуга АОН" МГТС. За те же 50 рублей можно получить полноценный сервис CLIP на цифровых и сотовых линиях. И пора бы уже совецким коммерсантам уяснить, что время бесплатных приватизаций и денег из воздуха закончилось. Деньги пора зарабатывать. Когда они сделают хотя бы честную попытку этому научиться, я первый приду на свой телефонный узел и раскошелюсь за все "дополнительные услуги" по полной программе.
© Adriano M., 09.2004
s
shef
http://telephone.freeservers.com/uslaon.htm
"Услуга" АОН: ударим совецким железом
по западной этике и эстетике!
Как мы смогли убедиться в предыдущей статье, аппаратура автоматического определения номера (АОН), которая по стандартам должна быть установлена на каждой АТС, передает вызываемой стороне (АМТС, абоненту, встречной АТС, коммутатору спецслужб...) семь цифр номера вызывающего абонента. Цифры передаются в виде тональной посылки, для расшифровки которой на приемной стороне должно быть соответствующее аналого-цифровое устройство. Несмотря на то, что первые модели знакомых всем домашних аппаратов с АОН появились только в самом конце 1980-х годов, аппаратура АОН была смонтирована на большинстве телефонных станций еще в 1982-1985 годах (автор этих строк прекрасно помнит неожиданно появившееся в 1984 году неприятное "трулюлюканье" после снятия трубки, которое на целую секунду забивало ответ на телефонный звонок). Один этот факт демонстрирует, что предназначалась она далеко не для предоставления простому абоненту суперсервиса на уровне западных стандартов, а видимо, для чего-то еще...
Так для чего было нужно оборудовать системой АОН все без исключения АТС, даже те, для которых это было безумно дорого (например, практически неэлектронные АТС ДШ)? "Специалисты" с умным видом ответят что-то вроде: "Аппаратура АОН была необходима для внедрения автоматической междугородной связи..." и не преминут добавить: "...и вовсе не предназначалась для использования частными абонентами". Так-то оно так, да не совсем! Давайте проверим: для выхода на междугороднюю связь, до внедрения цифровых линий связи между АТС по стандарту ОКС-7 (SS-7), междугородняя АТС (АМТС) действительно запрашивала местную АТС о номере вызывающего абонента по системе АОН. Происходило (а кое-где и до сих пор происходит :-) это следующим образом: абонент набирает "8", после чего его местная АТС подключается по служебному каналу к АМТС и в этом служебном канале получает запрос АОН, отвечая на него тональной посылкой. Линия вызывающего абонента блокируется, т.е. отключается от данного канала на все время обмена информацией. Действительно, в описанном случае аппаратура АОН помогает обеспечить автоматический выход на межгород. НО....
Теперь не торопясь перечитаем описанный протокол. Процесс обмена двух АТС – оконечной и междугородней – при помощи системы АОН не подразумевает никакого вмешательства оконечных абонентов с обеих сторон. А значит, передающее устройство не должно активизироваться при наборе любой первой цифры, кроме "8", и любые манипуляции с абонентскими линиями не должны приводить к выдаче в них тональных посылок АОН (т.к. они выдаются не в разговорном, а во временно образуемом перед соединением специальном служебном канале). Получается, абоненту должно быть глубоко безразлично, оборудована ли вызывающая АТС АОНом и вообще, существует ли такая аппаратура в природе... Однако здесь мы прекрасно видим, что на практике все обстоит совсем по другому... Как это получилось? Попробуем найти ответ и на этот вопрос.
Когда несколько умельцев-электронщиков покопались в библиотеке телефонной литературы, они обнаружили, что принять и расшифровать вызывающий номер не составляет труда с любой абонентской линии. Для этого понадобилось только спаять несложную схемку на доступном микропроцессоре (или даже на нескольких десятках простых цифровых микросхем) и немного обдумать алгоритм обработки сигнала. Так на радиорынках появились первые АОНы, которые тут же приобрели невиданную популярность. Еще бы! Практически западный ISDN-сервис на любой совецкой АТС, включая педально-шаговые! Теперь можно видеть, кто тебе названивает, и самостоятельно решать – слушать его сопение в трубке или просто не подходить к телефону.
Данный факт, как только о нем стало известно господам связистам, вызвал у них неслыханное раздражение. В тот период (1989...1994 гг.) они вылили на уши абонентов неслыханное количество вранья, которое сейчас уже отчасти подзабыто. А зря... Например, такого: "Аппаратура АОН не предназначена для работы с абонентскими линиями. То, что она все-таки с ними работает – всего лишь недочет проектировщиков...", "Телефонные мошенники, торгующие АОНами на рынке, используют случайно оставленную "дырку" в межстанционной сигнализации", "Использование АОНа незаконно", "АОН запрещен во всех развитых странах, т.к. нарушает права человека – звонящего абонента", "Так как АОН включается в розетку 220 В, через него это напряжение проникнет в телефонную линию" и даже "Сегодня вы купите АОН, а завтра вам придет немеряный счет за межгород – не удивляйтесь, это все из-за вашего нелегального аппарата". Стоит ли говорить, что все это сопровождалось массированной кампанией по отлову кустарных производителей АОНов и конфискации телефонов – эти люди фактически были приравнены к ворам, звонящим за чужой счет по межгороду (на основании чего, спрашивается???).
Но оставим на время этические мотивы и вернемся к сути проблемы. Любопытно узнать, каким же таким образом в "продуманной" при проектировании системе (к слову, полностью совецкой разработке) вдруг обнаружились зияющие "дыры", в которые смогли залезть простые студенты-электронщики? А все объясняется очень просто. На самом деле данная возможность (запрос и прием посылки АОН с абонентского окончания) имелась в проекте сразу после его утверждения. Теперь вопрос на "пятерку": как вы думаете, ЗАЧЕМ она там была? Понятное дело, в 80-е годы связисты еще не знали, что через 20 лет объявят эту "случайную лазейку" платной услугой! Так вот, а предназначалось сие далеко не для простых смертных, а лишь для удобства совецких же спецслужб, которые могли оказаться практически на любой абонентской линии и, естественно, независимо ни от чего, хотели фиксировать номера позвонивших. К счастью, совки сильно просчитались, думая, что приемная аппаратура АОН настолько сложна, что ее массовое изготовление нереально. Один из "столпов" совецкой телефонии некто Борис Соломонович Гольдштейн (! :-) в своей монографии про межстанционную сигнализацию даже сетует: "к сожалению, доступность микропроцессорной техники привела к злоупотреблению АОНами среди населения", сопровождая этот нонсенс (воистину, сожалеть о развитии техники могут только в совке!) печально известной демагогией о правах человека. Впрочем, опять не будем об этике (пока...).
Вернемся к периоду бурного развития АОНостроения в СССР (а через пару лет уже в России). Задачей связистов было любой ценой отнять у народа возможность определения телефонных номеров вызывающих абонентов. У них был простой выбор: либо оставить АОН чисто служебной системой, "отрезав" от разговорных каналов, либо отлавливать и показательно наказывать частных пользователей АОНов, либо открывать охоту на производителей оных. Что же вышло в итоге? Думается, что первая мера не рассматривалась телефонистами даже в качестве научной фантастики. Во-первых, она бы потребовала серьезной переделки аппаратуры АОН практически на всех АТС (а только что отрапортовали о завершении ее внедрения!), а во-вторых, желания спецслужб "все знать" никто не отменял. И они ни за что бы не согласились на отмену своей привилегии по отношению к простым смертным. С отловом производителей, к счастью, телефонисты опоздали, так как к моменту начала акций АОНы клепали чуть ли не в каждом подвале. Да и у милиции в тот переходный период появились более интересные задачи: "щипать" коммерсантов, зарабатывать себе на особняки и охранять власть "антикоммунистов". Другими словами, и третий способ оказался для связистов закрыт. И вот теперь мы подходим к самому интересному.
Забыв прописную истину о том, что врать нужно всегда одинаково, примерно в середине 1990-х годов телефонисты вдруг резко "сменили пластинку". Признавая де-факто существование аппаратуры АОН (ранее объявленной чуть ли не "глюком"), они перенесли акцент в своих нападках на сами телефонные аппараты с этой функцией. Неожиданно выяснилось, что собственно против определения номера телефонисты ничего не имеют, однако так как 100% телефонов с АОН – кустарного производства, то пользоваться ими нельзя. "Домашние АОНы создают дополнительную нагрузку на АТС!" – с этим девизом связисты дружно приступили к замеру токов покоя абонентских линий, "вычисляя" по ним наличие на линии АОНов. Это была первая массовая сцена театра военных действий между телефонистами и населением на почве определителей номера.
Надо сказать, что попытка упирать на "несоответствие АОНов стандартам", "несертифицированность" и т.п. была задумана вполне удачно. Дело в том, что как уже упоминалось, все 100% телефонов с этой функцией были кустарного производства и, следовательно, не могли иметь никаких сертификатов соответствия. Однако здесь телефонистам сильную подножку подставили... другие телефонисты – изготовители абонентских аппаратов. Видимо, рынок АОНов показался им слишком жирным и очень захотелось откусить от него кусочек. Так или иначе, но примерно с середины 90-х годов вдруг начали объявляться телефонные аппараты с АОН полностью заводского производства (к слову, построенные по тем же самым схемам с радиорынка и практически с теми же управляющими программами), имеющие абсолютно законные сертификаты, выданные Минсвязи (о том, как это удалось производителям при несоответствии работы аппарата телефонному ГОСТу/ОГСТФС, история умалчивает...). "Пойманные с поличным" пользователи АОНов бежали на телефонные узлы, размахивая ксерокопиями сертификатов от заводских моделей (распространение которых началось даже через интернет), и телефонисты были вынуждены отступить. Так бесславно кончилась первая сцена описываемой войны.
Но никто не может придумать больше способов "честного отъема денег у населения", чем совецкие чиновники. Сообразив, что действовать надо по другому, они пошли на крайнюю, казалось, меру: полностью легализовали АОН . "И что это им дало после всей предыдущей борьбы за обратное?" – спросите вы. Не торопитесь... На этот раз связисты уцепились за вновь вышедшие федеральные правила оказания услуг телефонной связи (a.k.a. Постановление 1235), разрешающие оказывать услугу по определению номера за деньги. Сложилась комичная картина: снова забыв все предыдущее вранье, телефонисты заявили: "если у тебя АОН – неважно, сертифицированный или нет, создает дополнительную нагрузку на АТС или нет, нарушает права человека или нет – ты, главное, плати нам за него, и все будет ОК". Согласитесь, очень принципиальная и достойная позиция, в особенности применительно к монополиям, которыми является большинство городских сетей.
Однако ожидаемая связистами малина была тут же подпорчена юридическими аспектами. Выходило, объявляя "Автоматическое определение номера" услугой, они будут обязаны не только грести за нее деньги, но и гарантировать ее качество. А здесь они уже ничего поделать не могли, так как огромное количество оборудования разменяло уже третий десяток лет и номера определялись через раз. Не говоря уже о нескольких особо выдающихся станциях (в Москве), номера которых не определялись в принципе и о том, что последние семь цифр номера (с учетом наличия различных федеральных кодов) не дают полной информации об абоненте. Получается, услугой этот "глюк АТС" ну никак не объявить. Итак, что же делать, когда и хочется и колется? Ответ один: нанять грамотный юридически-демагогический отдел. Что и было сделано.
В результате в списке "дополнительных услуг" МГТС появилась любопытная строчка: "ПОЛЬЗОВАНИЕ телефоном с автоматическим определением номера". Неплохо, не правда ли? Получается, если вы просто купили этот телефон, поставили его на полочку (не подключая к телефонной сети) и пользуетесь, скажем, будильниками, то вы уже что-то должны за это МГТС. А она вам (ну естественно!) ничего не должна. Цитата с сайта МГТС "в тему": "Вопрос: Если я буду платить за АОН, гарантируете ли вы мне определение всех номеров? Ответ: Некоторые телефоны с АОН не могут определить все номера, поэтому гарантировать что-либо мы не можем. Но платить за АОН все равно надо". Супер! То есть вы заплатили за якобы "услугу", а насчет качества предъявляйте претензии своему аппарату. Неудивительно, что нашлось немного желающих "легализовать" таким образом свой домашний АОН.
Но МГТС не собирается сдаваться так легко. Несмотря на явно содержащийся в Гражданском кодексе запрет навязывания услуг и в Постановлении 1235 – запрет обуславливать предоставление одной услуги предоставлением другой, они продолжают по-наглому "продвигать" свой ненавязчивый сервис. Первое время это делалось следующим образом. В один прекрасный день вам с левого номера (обычно таксофонного) поступает звонок от автоинформатора: "На вашей линии установлен незарегистрированный АОН. Немедленно явитесь на ваш телефонный узел и зарегистрируйте его. А то..." (пример такого звонка, еще пример). Как ни странно, но многие люди покупаются на эту элементарную шнягу, даже не дослушав ее до конца. А не стоило бы.
Автор этих строк не поленился и внимательно прослушал данную телефонную угрозу. В ней говорилось: "...в противном случае (т.е. при неявке абонента на узел) мы будем вынуждены заблокировать работу вашего АОНа". В этот момент меня пробрал веселый смех, потому как я подключен к древнейшей ДШ АТС, на которой физически невозможно ничего заблокировать. Тем более, что попытка телефонистов ставить на линии с АОНами так называемые индивидуальные "заглушки" (антиФАМ/ЗАЛП и др.), отключающие линию на первую секунду после снятия трубки (и не допускающие таким образом информацию о номере до абонентского АОНа), с треском провалилась. Почему? Да просто оказалось, что эти железки – достаточно дорогое удовольствие, а вот потратиться в планы телефонистов не входило. Целью борьбы с АОНами было, наоборот, обогащение, причем без вложения средств – "из воздуха", то есть за счет абонентов.
Умные абоненты сделали так же, как и я: мысленно ответили роботу "заблокируй... если сможешь" и продолжили пользоваться АОНом. Разумеется, связисты остались очень недовольны результатом этой "второй кампании" и теперь задумываются над третьей (которую пытаются осуществлять сейчас). Остался беспроигрышный вариант: вспомнить о том пункте из Постановления 1235 , который обязывает абонента уведомлять телефонный узел в письменной форме о типе используемого абонентского устройства. "Ерунда! По закону уведомил – и пользуйся дальше",– скажете вы, и окажетесь неправы. Потому что не зря МГТС потратилась на юридически-демагогический отдел.
Хитрость заключается в том, что заявление о типе абонентского устройства они совместили с заявлением об оказании дополнительной услуги: того самого "пользования...". Выглядит это так: бланк начинается стандартной фразой "Настоящим уведомляю телефонного оператора о следующем типе моего абонентского аппарата...", а заканчивается – "с дополнительными ежемесячными тарифами ознакомлен". То есть не сообщил на узел о пользовании АОНом – значит, пользуешься незарегистрированным устройством (криминал), а заявил – изволь отстегивать каждый месяц столько денег (за "пользование"), сколько они захотят попросить. Не гарантируя в обмен ничего. О том, что такая форма заявления является явным навязыванием услуги, юристы МГТС предпочли "стыдливо умолчать". А ведь именно так и есть (получается, поставить дома телефон с АОНом, но не заказывать эту "услугу" вы уже не можете), благодаря чему надо надеяться, что толпы возмущенных абонентов вместе с Комитетом по защите прав потребителей смогут натянуть зарвавшимся доморощенным "бизнесменам от телефонии" глаз на самое интересное место.
Любопытно заметить, что аналогичное рвение телефонистов к "регистрации" модемов и факс-аппаратов полностью исчезло с того самого момента, когда в правилах оказания услуг телефонной связи появился явный пункт, запрещающий взимать дополнительную плату за пользование этими абонентскими устройствами. Это лишний раз демонстрирует циничный принцип: если положенное по закону заявление о типе устройства не несет телефонистам явной материальной выгоды, оно становится необязательным.
Заканчивая наш любопытный рассказ (хотя с глобальной точки зрения, наверно, и не очень любопытный – грабеж чиновниками населения России имеет гораздо больший размах, чем поборы за АОН), в двух словах коснемся обещанных этических вопросов. Этично ли видеть, кто тебе звонит, не снимая трубки? Нарушает ли АОН чьи-то права? Запрещены ли АОНы за рубежом? Хотя ответы на них уже давно навязли у всех на зубах, отдельные личности совецкого склада все продолжают бубнить коммунофашистские варианты ответов на эти вопросы.... Поэтому повторим "правильные" ответы еще раз.
Этично ли знать номер звонящего до начала разговора? Для упрощения вместо этого вопроса зададим другой: этично ли смотреть в глазок, когда вам позвонили в дверь? Быть может, и нет, однако такой взгляд служит вашей безопасности, охраняет вас, если хотите. Быть может, "в отдельных странах" дверные глазки не в почете. Но если представить себе современные криминальные будни России (или, точнее, будни криминальной России), то без глазка (и бронированной двери впридачу) может обходиться только сумасшедший... Ну, или Президент на охраняемой даче в Барвихе. К слову о других странах: вместо глазков там далеко не зазорно использовать телекамеры. И шума по поводу нарушения прав прохожих на улице почему-то не слыхать (а там насчет прав пошуметь любят...).
По телефону вам может звонить шантажист, хулиган, взяточник из военкомата или извращенец, желающий пообщаться с вашей малолетней дочкой. И вы что, обязаны в любом случае вслепую брать трубку? Кстати, именно АОНы помогли в раскрытии целого ряда наглых преступлений (в которых преступники были не в курсе технического прогресса). Нарушает ли АОН права звонящего? Безусловно, если это преступник или хулиган. АОН нарушает их право анонимно гадить в вашей жизни. А честному человеку незачем скрывать информацию о себе, равно как и прикрывать рукой дверные глазки.
А как быть с правом честного человека не раскрывать свою личность до начала разговора? Очень просто: для этого существуют (пока еще) телефоны общего пользования, проще говоря, таксофоны. Определившийся на АОНе номер таксофона не поможет владельцу АОНа узнать, кто именно звонит. Да, за такой звонок придется заплатить отдельно, но кто сказал, что анонимность – дешевое удовольствие? Принятый на Западе сервис Call screening/CLIR (анти-АОН, по нашему) также оплачивается по весьма недешевому отдельному тарифу.
Запрещены ли АОНы за рубежом? АОНы в описанном здесь понимании (система тональных посылок...) – да. Точнее, они там все равно не будут работать, потому что а) не соответствуют зарубежным телефонным стандартам (в большинстве своем) и б) на "тамошних" АТС просто нет передатчиков АОН. Напомним, что это чисто совецкая, "самостийная" разработка. Но определять номер заграничные абоненты все равно могут. Сервис носит название CLIP/CID (Calling Line Identification Presentation/Caller IDentification) и в отличие от совка, является действительно дополнительной платной услугой. При заказе которой оператор заключает с вами соглашение, в котором гарантирует 100% определение номеров, не запрещенных к передаче пользователями (при помощи услуги Call screening). Аналогичное практикуется и российскими мобильными операторами (гарантируется определение незапрещенных номеров в своей сети). Таким образом изящно решаются все проблемы с правами человека. Хочешь знать, кто звонит? Имеешь право: закажи услугу. Хочешь остаться "в тени"? Имеешь право: закажи еще одну услугу за отдельные деньги. И никакой правовой демагогии.
При помощи данного материала автор ни в коей мере не призывает пользоваться платными услугами, не внося за это денег. Помните: неоплата заказанной услуги карается различными административными мерами. Моей целью лишь было подчеркнуть весь цинизм, жадность и наглость телефонистов (в лице организации под названием МГТС), которые пользуясь правовой неграмотностью абонентов, вытряхивают из них деньги. Тот факт, что аппаратура АОН не может избирательно выдавать номер в зависимости от вида запрашивающей аппаратуры и номера запрашивающей линии, вовсе не обязывает вас раскошеливаться. Попытка брать за не всегда определяющиеся последние семь цифр номера абонента деньги – чистой воды рэкет, ничего общего не имеющий с действительной услугой определения номера. Обратите внимание еще на один момент: когда вам звонят, к примеру, с сотового или с телефона альтернативного оператора, номер вашему АОНу выдает именно их аппаратура. Однако по мнению МГТС, платить вы все равно должны своему телефонному узлу.
Внимательно изучите Правила предоставления услуг телефонной связи, которым обязан подчиняться ваш городской монополист – телефонный оператор. Не реагируйте на автоматические обзвоны (тем более, с левых и таксофонных номеров!) никоим образом. И не делайте навязываемых вам глупостей (типа написания заявлений), которые затем в суде будут трактоваться как ваш добровольный шаг.
© Adriano, 11.2003
В заключение вношу свою посильную лепту в дело борьбы с зарвавшимся телефонным монополистом. Привожу список "левых" телефонных номеров, которые МГТС использует для обзвона владельцев АОНов с целью шантажа и принуждения к написанию "добровольных" заявлений:
Номер
Что это
_ _ _ _ _ X X
(пять-шесть пробелов (нулей) и две-одна левые цифры): так определяется номер робота, установленного на неопределяемом номере и выявляющего наличие АОНа на вашей линии (не удивляйтесь, если однажды увидите такой "неправильный" номер).
928-83-65,Аб.3
С этого номера (принадлежащего по тел. базе некой коммерческой фирме) "доброхоты"-помощники МГТС обзванивают абонентов, у которых выявлен АОН, и угрожают различными санкциями, принуждая явиться на местный телефонный узел.
8-975-163,Аб.9
Этот якобы таксофонный номер также используется для обзвона с целью выявления АОНов. А мы-то думали, куда в Москве делась половина таксофонов? :-)
8-975-179,Аб.9
И еще один якобы таксофон, с которого автоинформатор требует "в десятидневный срок явиться с добровольным заявлением и документами на телефонизированную жилплощадь (!)" все туда же – на телефонный узел. Видимо, здесь жадность просто одолела связистов, и они решили заодно "пощипать" тех, кто пользуется телефоном в съемной квартире (напомню, что специально для них подготовлены драконовские "коммерческие" тарифы).
Прошло примерно полгода с момента выхода этой публикации, и она получила неожиданное продолжение. Один из посетителей нашего сайта написал нам, что получил по почте некие письменные документы от МГТС, посвященные все той же злободневной теме – шантажу на тему пользования АОНом. Нас очень заинтересовал этот факт, как еще одно проявление неблаговидной деятельности монополистов. По нашей просьбе нам выслали копии полученных документов, и мы решили посвятить им продолжение этой статьи.
"Услуга" АОН: ударим совецким железом
по западной этике и эстетике!
Как мы смогли убедиться в предыдущей статье, аппаратура автоматического определения номера (АОН), которая по стандартам должна быть установлена на каждой АТС, передает вызываемой стороне (АМТС, абоненту, встречной АТС, коммутатору спецслужб...) семь цифр номера вызывающего абонента. Цифры передаются в виде тональной посылки, для расшифровки которой на приемной стороне должно быть соответствующее аналого-цифровое устройство. Несмотря на то, что первые модели знакомых всем домашних аппаратов с АОН появились только в самом конце 1980-х годов, аппаратура АОН была смонтирована на большинстве телефонных станций еще в 1982-1985 годах (автор этих строк прекрасно помнит неожиданно появившееся в 1984 году неприятное "трулюлюканье" после снятия трубки, которое на целую секунду забивало ответ на телефонный звонок). Один этот факт демонстрирует, что предназначалась она далеко не для предоставления простому абоненту суперсервиса на уровне западных стандартов, а видимо, для чего-то еще...
Так для чего было нужно оборудовать системой АОН все без исключения АТС, даже те, для которых это было безумно дорого (например, практически неэлектронные АТС ДШ)? "Специалисты" с умным видом ответят что-то вроде: "Аппаратура АОН была необходима для внедрения автоматической междугородной связи..." и не преминут добавить: "...и вовсе не предназначалась для использования частными абонентами". Так-то оно так, да не совсем! Давайте проверим: для выхода на междугороднюю связь, до внедрения цифровых линий связи между АТС по стандарту ОКС-7 (SS-7), междугородняя АТС (АМТС) действительно запрашивала местную АТС о номере вызывающего абонента по системе АОН. Происходило (а кое-где и до сих пор происходит :-) это следующим образом: абонент набирает "8", после чего его местная АТС подключается по служебному каналу к АМТС и в этом служебном канале получает запрос АОН, отвечая на него тональной посылкой. Линия вызывающего абонента блокируется, т.е. отключается от данного канала на все время обмена информацией. Действительно, в описанном случае аппаратура АОН помогает обеспечить автоматический выход на межгород. НО....
Теперь не торопясь перечитаем описанный протокол. Процесс обмена двух АТС – оконечной и междугородней – при помощи системы АОН не подразумевает никакого вмешательства оконечных абонентов с обеих сторон. А значит, передающее устройство не должно активизироваться при наборе любой первой цифры, кроме "8", и любые манипуляции с абонентскими линиями не должны приводить к выдаче в них тональных посылок АОН (т.к. они выдаются не в разговорном, а во временно образуемом перед соединением специальном служебном канале). Получается, абоненту должно быть глубоко безразлично, оборудована ли вызывающая АТС АОНом и вообще, существует ли такая аппаратура в природе... Однако здесь мы прекрасно видим, что на практике все обстоит совсем по другому... Как это получилось? Попробуем найти ответ и на этот вопрос.
Когда несколько умельцев-электронщиков покопались в библиотеке телефонной литературы, они обнаружили, что принять и расшифровать вызывающий номер не составляет труда с любой абонентской линии. Для этого понадобилось только спаять несложную схемку на доступном микропроцессоре (или даже на нескольких десятках простых цифровых микросхем) и немного обдумать алгоритм обработки сигнала. Так на радиорынках появились первые АОНы, которые тут же приобрели невиданную популярность. Еще бы! Практически западный ISDN-сервис на любой совецкой АТС, включая педально-шаговые! Теперь можно видеть, кто тебе названивает, и самостоятельно решать – слушать его сопение в трубке или просто не подходить к телефону.
Данный факт, как только о нем стало известно господам связистам, вызвал у них неслыханное раздражение. В тот период (1989...1994 гг.) они вылили на уши абонентов неслыханное количество вранья, которое сейчас уже отчасти подзабыто. А зря... Например, такого: "Аппаратура АОН не предназначена для работы с абонентскими линиями. То, что она все-таки с ними работает – всего лишь недочет проектировщиков...", "Телефонные мошенники, торгующие АОНами на рынке, используют случайно оставленную "дырку" в межстанционной сигнализации", "Использование АОНа незаконно", "АОН запрещен во всех развитых странах, т.к. нарушает права человека – звонящего абонента", "Так как АОН включается в розетку 220 В, через него это напряжение проникнет в телефонную линию" и даже "Сегодня вы купите АОН, а завтра вам придет немеряный счет за межгород – не удивляйтесь, это все из-за вашего нелегального аппарата". Стоит ли говорить, что все это сопровождалось массированной кампанией по отлову кустарных производителей АОНов и конфискации телефонов – эти люди фактически были приравнены к ворам, звонящим за чужой счет по межгороду (на основании чего, спрашивается???).
Но оставим на время этические мотивы и вернемся к сути проблемы. Любопытно узнать, каким же таким образом в "продуманной" при проектировании системе (к слову, полностью совецкой разработке) вдруг обнаружились зияющие "дыры", в которые смогли залезть простые студенты-электронщики? А все объясняется очень просто. На самом деле данная возможность (запрос и прием посылки АОН с абонентского окончания) имелась в проекте сразу после его утверждения. Теперь вопрос на "пятерку": как вы думаете, ЗАЧЕМ она там была? Понятное дело, в 80-е годы связисты еще не знали, что через 20 лет объявят эту "случайную лазейку" платной услугой! Так вот, а предназначалось сие далеко не для простых смертных, а лишь для удобства совецких же спецслужб, которые могли оказаться практически на любой абонентской линии и, естественно, независимо ни от чего, хотели фиксировать номера позвонивших. К счастью, совки сильно просчитались, думая, что приемная аппаратура АОН настолько сложна, что ее массовое изготовление нереально. Один из "столпов" совецкой телефонии некто Борис Соломонович Гольдштейн (! :-) в своей монографии про межстанционную сигнализацию даже сетует: "к сожалению, доступность микропроцессорной техники привела к злоупотреблению АОНами среди населения", сопровождая этот нонсенс (воистину, сожалеть о развитии техники могут только в совке!) печально известной демагогией о правах человека. Впрочем, опять не будем об этике (пока...).
Вернемся к периоду бурного развития АОНостроения в СССР (а через пару лет уже в России). Задачей связистов было любой ценой отнять у народа возможность определения телефонных номеров вызывающих абонентов. У них был простой выбор: либо оставить АОН чисто служебной системой, "отрезав" от разговорных каналов, либо отлавливать и показательно наказывать частных пользователей АОНов, либо открывать охоту на производителей оных. Что же вышло в итоге? Думается, что первая мера не рассматривалась телефонистами даже в качестве научной фантастики. Во-первых, она бы потребовала серьезной переделки аппаратуры АОН практически на всех АТС (а только что отрапортовали о завершении ее внедрения!), а во-вторых, желания спецслужб "все знать" никто не отменял. И они ни за что бы не согласились на отмену своей привилегии по отношению к простым смертным. С отловом производителей, к счастью, телефонисты опоздали, так как к моменту начала акций АОНы клепали чуть ли не в каждом подвале. Да и у милиции в тот переходный период появились более интересные задачи: "щипать" коммерсантов, зарабатывать себе на особняки и охранять власть "антикоммунистов". Другими словами, и третий способ оказался для связистов закрыт. И вот теперь мы подходим к самому интересному.
Забыв прописную истину о том, что врать нужно всегда одинаково, примерно в середине 1990-х годов телефонисты вдруг резко "сменили пластинку". Признавая де-факто существование аппаратуры АОН (ранее объявленной чуть ли не "глюком"), они перенесли акцент в своих нападках на сами телефонные аппараты с этой функцией. Неожиданно выяснилось, что собственно против определения номера телефонисты ничего не имеют, однако так как 100% телефонов с АОН – кустарного производства, то пользоваться ими нельзя. "Домашние АОНы создают дополнительную нагрузку на АТС!" – с этим девизом связисты дружно приступили к замеру токов покоя абонентских линий, "вычисляя" по ним наличие на линии АОНов. Это была первая массовая сцена театра военных действий между телефонистами и населением на почве определителей номера.
Надо сказать, что попытка упирать на "несоответствие АОНов стандартам", "несертифицированность" и т.п. была задумана вполне удачно. Дело в том, что как уже упоминалось, все 100% телефонов с этой функцией были кустарного производства и, следовательно, не могли иметь никаких сертификатов соответствия. Однако здесь телефонистам сильную подножку подставили... другие телефонисты – изготовители абонентских аппаратов. Видимо, рынок АОНов показался им слишком жирным и очень захотелось откусить от него кусочек. Так или иначе, но примерно с середины 90-х годов вдруг начали объявляться телефонные аппараты с АОН полностью заводского производства (к слову, построенные по тем же самым схемам с радиорынка и практически с теми же управляющими программами), имеющие абсолютно законные сертификаты, выданные Минсвязи (о том, как это удалось производителям при несоответствии работы аппарата телефонному ГОСТу/ОГСТФС, история умалчивает...). "Пойманные с поличным" пользователи АОНов бежали на телефонные узлы, размахивая ксерокопиями сертификатов от заводских моделей (распространение которых началось даже через интернет), и телефонисты были вынуждены отступить. Так бесславно кончилась первая сцена описываемой войны.
Но никто не может придумать больше способов "честного отъема денег у населения", чем совецкие чиновники. Сообразив, что действовать надо по другому, они пошли на крайнюю, казалось, меру: полностью легализовали АОН . "И что это им дало после всей предыдущей борьбы за обратное?" – спросите вы. Не торопитесь... На этот раз связисты уцепились за вновь вышедшие федеральные правила оказания услуг телефонной связи (a.k.a. Постановление 1235), разрешающие оказывать услугу по определению номера за деньги. Сложилась комичная картина: снова забыв все предыдущее вранье, телефонисты заявили: "если у тебя АОН – неважно, сертифицированный или нет, создает дополнительную нагрузку на АТС или нет, нарушает права человека или нет – ты, главное, плати нам за него, и все будет ОК". Согласитесь, очень принципиальная и достойная позиция, в особенности применительно к монополиям, которыми является большинство городских сетей.
Однако ожидаемая связистами малина была тут же подпорчена юридическими аспектами. Выходило, объявляя "Автоматическое определение номера" услугой, они будут обязаны не только грести за нее деньги, но и гарантировать ее качество. А здесь они уже ничего поделать не могли, так как огромное количество оборудования разменяло уже третий десяток лет и номера определялись через раз. Не говоря уже о нескольких особо выдающихся станциях (в Москве), номера которых не определялись в принципе и о том, что последние семь цифр номера (с учетом наличия различных федеральных кодов) не дают полной информации об абоненте. Получается, услугой этот "глюк АТС" ну никак не объявить. Итак, что же делать, когда и хочется и колется? Ответ один: нанять грамотный юридически-демагогический отдел. Что и было сделано.
В результате в списке "дополнительных услуг" МГТС появилась любопытная строчка: "ПОЛЬЗОВАНИЕ телефоном с автоматическим определением номера". Неплохо, не правда ли? Получается, если вы просто купили этот телефон, поставили его на полочку (не подключая к телефонной сети) и пользуетесь, скажем, будильниками, то вы уже что-то должны за это МГТС. А она вам (ну естественно!) ничего не должна. Цитата с сайта МГТС "в тему": "Вопрос: Если я буду платить за АОН, гарантируете ли вы мне определение всех номеров? Ответ: Некоторые телефоны с АОН не могут определить все номера, поэтому гарантировать что-либо мы не можем. Но платить за АОН все равно надо". Супер! То есть вы заплатили за якобы "услугу", а насчет качества предъявляйте претензии своему аппарату. Неудивительно, что нашлось немного желающих "легализовать" таким образом свой домашний АОН.
Но МГТС не собирается сдаваться так легко. Несмотря на явно содержащийся в Гражданском кодексе запрет навязывания услуг и в Постановлении 1235 – запрет обуславливать предоставление одной услуги предоставлением другой, они продолжают по-наглому "продвигать" свой ненавязчивый сервис. Первое время это делалось следующим образом. В один прекрасный день вам с левого номера (обычно таксофонного) поступает звонок от автоинформатора: "На вашей линии установлен незарегистрированный АОН. Немедленно явитесь на ваш телефонный узел и зарегистрируйте его. А то..." (пример такого звонка, еще пример). Как ни странно, но многие люди покупаются на эту элементарную шнягу, даже не дослушав ее до конца. А не стоило бы.
Автор этих строк не поленился и внимательно прослушал данную телефонную угрозу. В ней говорилось: "...в противном случае (т.е. при неявке абонента на узел) мы будем вынуждены заблокировать работу вашего АОНа". В этот момент меня пробрал веселый смех, потому как я подключен к древнейшей ДШ АТС, на которой физически невозможно ничего заблокировать. Тем более, что попытка телефонистов ставить на линии с АОНами так называемые индивидуальные "заглушки" (антиФАМ/ЗАЛП и др.), отключающие линию на первую секунду после снятия трубки (и не допускающие таким образом информацию о номере до абонентского АОНа), с треском провалилась. Почему? Да просто оказалось, что эти железки – достаточно дорогое удовольствие, а вот потратиться в планы телефонистов не входило. Целью борьбы с АОНами было, наоборот, обогащение, причем без вложения средств – "из воздуха", то есть за счет абонентов.
Умные абоненты сделали так же, как и я: мысленно ответили роботу "заблокируй... если сможешь" и продолжили пользоваться АОНом. Разумеется, связисты остались очень недовольны результатом этой "второй кампании" и теперь задумываются над третьей (которую пытаются осуществлять сейчас). Остался беспроигрышный вариант: вспомнить о том пункте из Постановления 1235 , который обязывает абонента уведомлять телефонный узел в письменной форме о типе используемого абонентского устройства. "Ерунда! По закону уведомил – и пользуйся дальше",– скажете вы, и окажетесь неправы. Потому что не зря МГТС потратилась на юридически-демагогический отдел.
Хитрость заключается в том, что заявление о типе абонентского устройства они совместили с заявлением об оказании дополнительной услуги: того самого "пользования...". Выглядит это так: бланк начинается стандартной фразой "Настоящим уведомляю телефонного оператора о следующем типе моего абонентского аппарата...", а заканчивается – "с дополнительными ежемесячными тарифами ознакомлен". То есть не сообщил на узел о пользовании АОНом – значит, пользуешься незарегистрированным устройством (криминал), а заявил – изволь отстегивать каждый месяц столько денег (за "пользование"), сколько они захотят попросить. Не гарантируя в обмен ничего. О том, что такая форма заявления является явным навязыванием услуги, юристы МГТС предпочли "стыдливо умолчать". А ведь именно так и есть (получается, поставить дома телефон с АОНом, но не заказывать эту "услугу" вы уже не можете), благодаря чему надо надеяться, что толпы возмущенных абонентов вместе с Комитетом по защите прав потребителей смогут натянуть зарвавшимся доморощенным "бизнесменам от телефонии" глаз на самое интересное место.
Любопытно заметить, что аналогичное рвение телефонистов к "регистрации" модемов и факс-аппаратов полностью исчезло с того самого момента, когда в правилах оказания услуг телефонной связи появился явный пункт, запрещающий взимать дополнительную плату за пользование этими абонентскими устройствами. Это лишний раз демонстрирует циничный принцип: если положенное по закону заявление о типе устройства не несет телефонистам явной материальной выгоды, оно становится необязательным.
Заканчивая наш любопытный рассказ (хотя с глобальной точки зрения, наверно, и не очень любопытный – грабеж чиновниками населения России имеет гораздо больший размах, чем поборы за АОН), в двух словах коснемся обещанных этических вопросов. Этично ли видеть, кто тебе звонит, не снимая трубки? Нарушает ли АОН чьи-то права? Запрещены ли АОНы за рубежом? Хотя ответы на них уже давно навязли у всех на зубах, отдельные личности совецкого склада все продолжают бубнить коммунофашистские варианты ответов на эти вопросы.... Поэтому повторим "правильные" ответы еще раз.
Этично ли знать номер звонящего до начала разговора? Для упрощения вместо этого вопроса зададим другой: этично ли смотреть в глазок, когда вам позвонили в дверь? Быть может, и нет, однако такой взгляд служит вашей безопасности, охраняет вас, если хотите. Быть может, "в отдельных странах" дверные глазки не в почете. Но если представить себе современные криминальные будни России (или, точнее, будни криминальной России), то без глазка (и бронированной двери впридачу) может обходиться только сумасшедший... Ну, или Президент на охраняемой даче в Барвихе. К слову о других странах: вместо глазков там далеко не зазорно использовать телекамеры. И шума по поводу нарушения прав прохожих на улице почему-то не слыхать (а там насчет прав пошуметь любят...).
По телефону вам может звонить шантажист, хулиган, взяточник из военкомата или извращенец, желающий пообщаться с вашей малолетней дочкой. И вы что, обязаны в любом случае вслепую брать трубку? Кстати, именно АОНы помогли в раскрытии целого ряда наглых преступлений (в которых преступники были не в курсе технического прогресса). Нарушает ли АОН права звонящего? Безусловно, если это преступник или хулиган. АОН нарушает их право анонимно гадить в вашей жизни. А честному человеку незачем скрывать информацию о себе, равно как и прикрывать рукой дверные глазки.
А как быть с правом честного человека не раскрывать свою личность до начала разговора? Очень просто: для этого существуют (пока еще) телефоны общего пользования, проще говоря, таксофоны. Определившийся на АОНе номер таксофона не поможет владельцу АОНа узнать, кто именно звонит. Да, за такой звонок придется заплатить отдельно, но кто сказал, что анонимность – дешевое удовольствие? Принятый на Западе сервис Call screening/CLIR (анти-АОН, по нашему) также оплачивается по весьма недешевому отдельному тарифу.
Запрещены ли АОНы за рубежом? АОНы в описанном здесь понимании (система тональных посылок...) – да. Точнее, они там все равно не будут работать, потому что а) не соответствуют зарубежным телефонным стандартам (в большинстве своем) и б) на "тамошних" АТС просто нет передатчиков АОН. Напомним, что это чисто совецкая, "самостийная" разработка. Но определять номер заграничные абоненты все равно могут. Сервис носит название CLIP/CID (Calling Line Identification Presentation/Caller IDentification) и в отличие от совка, является действительно дополнительной платной услугой. При заказе которой оператор заключает с вами соглашение, в котором гарантирует 100% определение номеров, не запрещенных к передаче пользователями (при помощи услуги Call screening). Аналогичное практикуется и российскими мобильными операторами (гарантируется определение незапрещенных номеров в своей сети). Таким образом изящно решаются все проблемы с правами человека. Хочешь знать, кто звонит? Имеешь право: закажи услугу. Хочешь остаться "в тени"? Имеешь право: закажи еще одну услугу за отдельные деньги. И никакой правовой демагогии.
При помощи данного материала автор ни в коей мере не призывает пользоваться платными услугами, не внося за это денег. Помните: неоплата заказанной услуги карается различными административными мерами. Моей целью лишь было подчеркнуть весь цинизм, жадность и наглость телефонистов (в лице организации под названием МГТС), которые пользуясь правовой неграмотностью абонентов, вытряхивают из них деньги. Тот факт, что аппаратура АОН не может избирательно выдавать номер в зависимости от вида запрашивающей аппаратуры и номера запрашивающей линии, вовсе не обязывает вас раскошеливаться. Попытка брать за не всегда определяющиеся последние семь цифр номера абонента деньги – чистой воды рэкет, ничего общего не имеющий с действительной услугой определения номера. Обратите внимание еще на один момент: когда вам звонят, к примеру, с сотового или с телефона альтернативного оператора, номер вашему АОНу выдает именно их аппаратура. Однако по мнению МГТС, платить вы все равно должны своему телефонному узлу.
Внимательно изучите Правила предоставления услуг телефонной связи, которым обязан подчиняться ваш городской монополист – телефонный оператор. Не реагируйте на автоматические обзвоны (тем более, с левых и таксофонных номеров!) никоим образом. И не делайте навязываемых вам глупостей (типа написания заявлений), которые затем в суде будут трактоваться как ваш добровольный шаг.
© Adriano, 11.2003
В заключение вношу свою посильную лепту в дело борьбы с зарвавшимся телефонным монополистом. Привожу список "левых" телефонных номеров, которые МГТС использует для обзвона владельцев АОНов с целью шантажа и принуждения к написанию "добровольных" заявлений:
Номер
Что это
_ _ _ _ _ X X
(пять-шесть пробелов (нулей) и две-одна левые цифры): так определяется номер робота, установленного на неопределяемом номере и выявляющего наличие АОНа на вашей линии (не удивляйтесь, если однажды увидите такой "неправильный" номер).
928-83-65,Аб.3
С этого номера (принадлежащего по тел. базе некой коммерческой фирме) "доброхоты"-помощники МГТС обзванивают абонентов, у которых выявлен АОН, и угрожают различными санкциями, принуждая явиться на местный телефонный узел.
8-975-163,Аб.9
Этот якобы таксофонный номер также используется для обзвона с целью выявления АОНов. А мы-то думали, куда в Москве делась половина таксофонов? :-)
8-975-179,Аб.9
И еще один якобы таксофон, с которого автоинформатор требует "в десятидневный срок явиться с добровольным заявлением и документами на телефонизированную жилплощадь (!)" все туда же – на телефонный узел. Видимо, здесь жадность просто одолела связистов, и они решили заодно "пощипать" тех, кто пользуется телефоном в съемной квартире (напомню, что специально для них подготовлены драконовские "коммерческие" тарифы).
Прошло примерно полгода с момента выхода этой публикации, и она получила неожиданное продолжение. Один из посетителей нашего сайта написал нам, что получил по почте некие письменные документы от МГТС, посвященные все той же злободневной теме – шантажу на тему пользования АОНом. Нас очень заинтересовал этот факт, как еще одно проявление неблаговидной деятельности монополистов. По нашей просьбе нам выслали копии полученных документов, и мы решили посвятить им продолжение этой статьи.
А
АркС
Может я чего-то путаю, но АОН относился раньше к доп.услугам. Так же как переадресации, будильник и прочая мура.
Но интересно другое, как квалифицировать.
Услугу-то не оказали, сам абонент себе ее сделал.
МГТС нападает видимо с другой стороны, что этот телефон не серифицирован или незаконен.
Мин.Связи должны четко определить, как относить.
Но интересно другое, как квалифицировать.
Услугу-то не оказали, сам абонент себе ее сделал.
МГТС нападает видимо с другой стороны, что этот телефон не серифицирован или незаконен.
Мин.Связи должны четко определить, как относить.
p
pupsic
у нас по моему АОН теряет свою актуальность
месяца два назад 90% номеров перестали определяться совсем (раньше напротив эти же самые 90% определялись прекрасно)
месяца два назад 90% номеров перестали определяться совсем (раньше напротив эти же самые 90% определялись прекрасно)
как гтс выясняет наличие аона?
прозвонкой?
-так у меня автоответчик отвечает на ваш звонок.
спецсредствами
-а на каком основании применены спецсредства?
как то давно этот вопрос прояснял с юридической точки зрения.
ничё не светит гтс, кроме встречных исков, если серьёзно подойти к этому.
прозвонкой?
-так у меня автоответчик отвечает на ваш звонок.
спецсредствами
-а на каком основании применены спецсредства?
как то давно этот вопрос прояснял с юридической точки зрения.
ничё не светит гтс, кроме встречных исков, если серьёзно подойти к этому.
А
АВ: [А][Вэ]
Смысл всего этого - не дёргаться. А вот как дёрнут - сходить в суд, всё объяснить - там всё поймут.
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.