Велопрокат без станций проката.

Очередная, весьма успешная попытка сделать велопрокат массовым.
http://gosvopros.ru/non-job/health/mobike/

"Как работает велопрокат без велостанций, или Готовьтесь к новому велобуму!

Мало найдётся идей, способных изменить облик города резко — скажем, всего за год. И велопрокат — среди них. Но не тот, который мы знаем. В своём классическом виде прокат двухколёсного мускульного транспорта, увы, оказался провальным. Я говорю о новой его разновидности: прокате, не требующем возврата велика на парковку. Сейчас эта прокатная схема сотнями подминает под себя города Азии, уже пустила корни в Европе и готовится проникнуть в Северную Америку. И именно сейчас самое время понять, как это устроено и какую не только выгоду, но и пользу может принести. И как избежать вреда, конечно, ибо стремительная экспансия, как оказалось, имеет побочные эффекты.

Что не так с классическим велопрокатом? Давайте начистоту: он неудобен. И вовсе не тем, что у нас якобы холодно, а в других странах тепло. Неудобен он тем, что прокатные велосипеды стоят только на специальных станциях — количество которых по понятным причинам ограничено. Горожанин, нуждающийся в перемещении из точки А в точку Б, даже при всех прочих обстоятельствах благоприятствующих поездке (хорошая погода, наличие велодорожек по пути, физическая способность крутить педали), часто оказывается слишком далеко от станции проката в начале, либо в конце маршрута. И — выбирает вместо велосипеда другой транспорт.

Как следствие, прокатные велосипеды не собирают и десятой части той аудитории, которую могли бы, если б... Да просто если бы можно было их обнаружить на каждом углу и бросать после поездки так же — где угодно, не тратя времени на поиск станций.

Да, идея казалась бредовой — вплоть до прошлого года, когда за её реализацию взялись сразу несколько стартапов в Китае и их очень быстро поддержали, влив сотни миллионов долларов, авторитетные инвесторы. К настоящему моменту из «бреда» выросли минимум две гигантских компании — Mobike и чуть меньшая по объёмам проката Ofo — ставшие крупнейшими велопрокатчиками не только Поднебесной, но, вероятно, и мира. И они продолжают захват территорий, так что и глазом моргнуть не успеете, как они или их клоны появятся на наших улицах.


Оглушительный успех их опирается на два ключевых элемента. Первый: необыкновенный велосипед. Нет, он по-прежнему на двух колёсах и с педалями, однако при ближайшем рассмотрении оказывается сильно переделанным. Вместо надувных камер — вспененная резина, не боящаяся проколов. Вместо привычных спиц — более устойчивая к деформациям звёздчатая конструкция. Цепь у некоторых моделей отсутствует и заменена оригинальной односкоростной передачей. Ударопрочный каркас. Плюс электроника, спрятанная внутрь и питающаяся от микрогенератора на заднем колесе и небольшого аккумулятора. Такой велосипед выдерживает четыре года эксплуатации без обслуживания. И хоть требует привыкания, успех Mobike и прочих подтверждает: к эксплуатации пригоден!

Элемент второй: «умная» начинка. Это прежде всего электронный замок, открываемый со смартфона. Плюс GPS-сенсор, отчитывающийся о местоположении. Сирена, умеющая работать как на вызов (когда новый пользователь ищет велосипед и находится где-то неподалёку, велик может «подать голос»), так и для того, чтобы поднять тревогу (когда-то кто-то пытается велосипед разобрать). И дополнено всё это мобильным приложением, похожим по принципу действия на Uber, «Яндекс.Такси» и им подобные. Пользователь так же запрашивает со смартфона свободный велосипед, ему на карте даются координаты ближайшего, после чего остаётся только добраться до велика и разблокировать. Цена поездки варьируется от 10 до 60 рублей за полчаса, в зависимости от состоятельности региона, в котором происходит действие.

Всё это позволяет оставлять и, соответственно, брать велосипед не только на станциях проката. Собственно правила требуют лишь, чтобы место, где вы велосипед оставите, было не слишком удалено от центра города, открыто для всех (то есть не закрытый двор, не подземный паркинг) и не мешало транспорту и пешеходам. Идеально подойдут, например, публичные велопарковки.


А поддерживать порядок и отсеивать явных хулиганов позволяет гибкая система оплаты. Регистрируясь, пользователь получает на свой счёт 100 условных баллов — и число их может меняться от 0 до 10000. За хорошее поведение поощряют: один балл начисляется за правильную парковку, за обнаруженный брошенный в неположенном месте велосипед, за сообщение о сломанном велике, приведённого друга. Тех же, кто правила нарушает, штрафуют — и, как только баллов на счёте становится меньше 80, цена поездки вырастает до тысячи рублей за полчаса и более.

Вот так решена проблема «последнего километра» — который пешеходу необходимо пройти, прежде чем он превратится в пассажира. И спрос на услуги велопроката, не требующего велостанций, говорит сам за себя. За год с небольшим такие прокатчики стали самыми востребованными в Китае — и считают теперь число поездок десятками в секунду, а свой парк велосипедов в миллионах штук. Но неожиданно их работа оказалась очень выгодной и для самих городов. Манчестер, например, стал первым в Европе плацдармом Mobike — и теперь очень гордится тем, что в отличие от Лондона, где на запуск муниципального велопроката потрачены (и продолжают тратиться) астрономические суммы, тут муниципалитет не потратил и пенни, а задача создания массового велопроката вдруг решена!

В перспективе просматривается и обратная связь: резкий всплеск числа велосипедистов не только сделает города чище, но и потребует брать их, велосипедистов, в расчёт — ведь не считаться с многотысячными толпами двухколёсных, вдруг заполонившими городские улицы, станет попросту невозможно! Это подтолкнёт города начать давно уже намеченный перенос акцента с автомобиля на людей.

Замечены, правда, и побочные эффекты. Например, в городах, где действуют велопрокаты нового типа, имеют обыкновение в самых неожиданных местах внезапно вырастать кучи велосипедов — затрудняя проезд, портя вид и т.п. Объясняется это просто: горожанам по каким-то причинам оказалось удобней оставить прокатный велик здесь. Но вот как с этим справиться, пока не совсем понятно.

Прокатчики стараются не допустить скатывания ситуации к полному хаосу и, в частности, используют грузовой транспорт для сбора велосипедов и транспортировки их по точкам, подсказанным логистической службой. Но без сомнения требуются и усилия со стороны власти для развития велоинфраструктуры — к примеру, создание множества публичных велопарковок (пусть даже и просто в виде небольших ровных площадок с разметкой по периметру). Конечно, прокатные велики продолжат оставлять везде, но наличие подготовленных площадок по крайней мере ослабит напряжённость в местах, оказавшихся наиболее популярными у велосипедистов.

Заглядывая в будущее: нет сомнений, что велопрокат, не требующий оставлять двухколёсного друга только на велостанциях, вытеснит прокат обычный уже в ближайшие годы. Он оказался объективно более востребованным и более выгодным — и если прокатчики новой волны пока «в плюс» не вышли, то только по причине собственного нежелания зацикливаться на прибылях (сейчас, повторюсь, они считают более важным захватить как можно больше городов).

В свою очередь для городов и общества это означает неизбежное резкое увеличение массы велосипедов на улицах — и лучше задуматься об этом уже сегодня, потому что когда час Ч пробьёт, может случиться всплеск социальной напряжённости: уже не автомобили, а двухколёсный транспорт станет мешать всем!"


У нас понятно не взлетит, ибо требует начального немалого финансирования, потом кто вернёт велосипед, только потому, что он странно выглядит?
В далёких городках и посёлках и по страннее техника катает.
12 / 14
mrStep
опять дяде Вите включили интернет
11 / 6
Ну могут же на общении велосипедистов пообщаться, пообсуждать, не только дядю Витю, но и велосипеды и темы к ним относящиеся.
Ну хоть изредка, иногда, перестать брюзжать и просто пообсуждать.
Прикинуться велосипедистами, которым про велосипеды интересно.
Ммм...?
13 / 6
mrStep
начальные затраты просто огромны.
тут либо срок окупаемости уйдет в десятилетия
либо стоимость аренды будет неадекватной
в наших реалиях, с неопределенным экономическим будущим, да еще и в таком климате, проект нецелесообразен.

Это всего лишь мечты, как мечты о яблонях на Марсе.
0 / 3
В.B.
От пользователя vihor1
Собственно правила требуют лишь, чтобы место, где вы велосипед оставите, было не слишком удалено от центра города, открыто для всех (то есть не закрытый двор, не подземный паркинг) и не мешало транспорту и пешеходам. Идеально подойдут, например, публичные велопарковки.


Ухты, врасее лисапеды тырить перестали...

ну внезапнооо

Многи "западные" схемы в российских реалиях просто неприменимыв силу абсолютно разной ментальности, отношения к чужой собственности и требованиям закона.

Афтару в его параллельном мире канешна хорошо жить, таблеточки, процедурочки, настрокеньице рооооооовное
3 / 6
Я так понял, что эти прокатные велы специально изготовлены так, чтобы обычные вело-запчасти не подходили. Все узлы заменимы только в сервисе завода изготовителя и продаются только массовому заказчику, владельцу сети проката.
Очевидно и инструменты для ремонта особенные.
Потому такой велосипед замеченный полицейским в городке или посёлке не имеющем такого проката, автоматом числится в угоне и должен быть изъят.

Но ясно, такою затратную схему проката, себе может позволить только Европа, которая может себе позволить кормить и оплачивать толпы беженцев и террористов, которые ведут себя там как господа.
Это целая инфраструктура, не только с самим прокатом, но и контролем за расположением оставленных велосипедов (по встроенным жпс) и их эвакуацией в зоны наибольшего спроса и точкам оплаты.
2 / 0
Но молодцы по любому, каждый велосипедист в городе - минус одна машина в пробке, плюс чище воздух.
Но у нас вряд ли. Лето короткое и дождливое, народ хитрый и наивный по детски, без понимания перспективных проблем с угоном.
Увидел - схватил. Не приколочено же! Надо схватить!
У нас даже угонщики очумелые, пилят цепь или тросик на веле прямо в присутствии хозяина. И на уговоры прекратить не реагируют.
Убедителен только молоток в темячко.
4 / 1
@ndrew2709 (откубрячил шаурму)
От пользователя vihor1
У нас даже угонщики очумелые, пилят цепь или тросик на веле прямо в присутствии хозяина. И на уговоры прекратить не реагируют.
Убедителен только молоток в темячко.

запасная цепь / бита с шокером в помосчь ;-)
1 / 0
Madmax1975
От пользователя vihor1
электронный замок

А что он замыкает?
0
От пользователя Madmax1975
А что он замыкает?

Мельком глядел ролик про такие в Китае, вроде. Насколько помню (или сам придумал), он как-то колесо\-са блокирует.

Мне кажется, можно вполне реализовать автоматическую систему, которая бы сообщала (куда-нибудь) о том, что вел, за который расплатились и не заплатили снова, стал двигаться. В стране, где полиция реагирует на все нарушения (а не только на "важные", как у нас), вора вполне могут повязать. Да и соглашусь с тем, что детали необычны. Мало того, что могут не подойти к другим велам, так если подойдут, то будут выделяться сильно.
0
Я так понял, колёса заблокированы для не заплатившего за прокат.
Потенциальный пользователь, покупает со смартфона условное время пользования и получает виртуальную кнопку на экране, которая может разблокировать ближайший велосипед.
Со счёта снимается сумма за реальное время поездки.
0
mrStep
гуглите Делимобиль
прокат авто
в Москве работает и успешно.

Подходишь к нужной машине, открываешь со смартфона, катаешься. Бросаешь где удобно и уходишь. Гораздо дешевле обычного проката и такси.
Авто обвешено датчиками. В случае чего просто блокируется удаленно. Так же оперативно приезжает наряд и придется объяснять зачем это ты решил снять все 4 колеса.

[Сообщение изменено пользователем 07.07.2017 16:12]
0
Dreaming Spirit
От пользователя {!}
Ухты, врасее лисапеды тырить перестали...

Не думаю, что в Китае тырят меньше. Не просто так же они братский народ.
2 / 0
mastech (бывший радиолюбитель)
От пользователя mrStep
гуглите Делимобиль
прокат авто
в Москве работает и успешно.

Каршеринг это называется
0
Madmax1975
Колесо - это несерьезно. Вот кабы велик пристегнут был по-настоящему, и тот замок блокировался...
0
mrStep
От пользователя mastech (бывший радиолюбитель)
Каршеринг это называется

не спорю
https://delimobil.ru/about.html

о том как это работает
https://delimobil.ru/how-to.html

но применить эту идею к велосипеду...

[Сообщение изменено пользователем 07.07.2017 19:07]
0
mastech (бывший радиолюбитель)
От пользователя mrStep
но применить эту идею к велосипеду...

Ну это очередной всплеск старческого слабоумия, не стоит внимание обращать. Вся эта система будет стоить в разы дороже прокатного ошана, а обмануть спутниковую навигацию и связь с базой можно просто обернув блок управления, ну либо антенны его, бытовой фольгой для запреканок. И усё.
4 / 2
В.B.
От пользователя Dreaming Spirit
что в Китае тырят меньше


ашто, вехор укетаесов чото перенял?

февропах полно и велостанций, и всяких там сегвейстанций и пепелацестанций, не говоря о всяких авто и электромобилешерингах фкаждом супермаркете и крупных ТЦ , БЦ и РЦ - патамушто культура присвоения чужого или какбэ ничьего - ещё (или уже?) не настолько доведена до совершенства, как в расее

пракетай незнаю, но имхуеццо мне, шта у термитов и муравьев тоже не особо принято тырить лисапеты. тем более шта в кетае оно усё абсолютно дешёвое и его хрен продашь


[Сообщение изменено пользователем 07.07.2017 21:28]
0 / 2
От пользователя vihor1
по любому, каждый велосипедист в городе - минус одна машина в пробке, плюс чище воздух.

Неделю хочу на веле ездить. а как ездить??? Дождь идет каждый день!!! Сегодня прям особенно идет. Куда ехать?? Какой нафиг лисапед. :-D Еще один бизнесмен :-D Первый пляж открыл со всеми удобствами. а этот велопрокат :-D
1 / 0
mastech (бывший радиолюбитель)
От пользователя Комуняка
Неделю хочу на веле ездить. а как ездить???

Изобрети лисапед-амфибию, мильярдером станешь.
1 / 0
От пользователя Комуняка
хочу на веле ездить. а как ездить??? Дождь идет каждый день!!! Сегодня прям особенно идет. Куда ехать?? Какой нафиг лисапед.

Да ушшш... И так лето коротко, а тут и дожжж на дожжже.
На Урале точно сервис не взлетит.
Но пообсуждать то со скуки можно темку, для того она и создана.
Или наивные оппоненты решили что я навязываю сервис?
Нельзя быть простыми настолько.
Дождливое "лето" семнадцатого.
Скука...
1 / 2
В.B.
От пользователя vihor1
то со скуки можно темку, для того он


годные перцы баб и футбол обсуждают
0 / 1
@ndrew2709 (откубрячил шаурму)
От пользователя mastech (бывший радиолюбитель)
Комуняка,
Изобрети лисапед-амфибию, мильярдером станешь.

уже :-D

Фотография из Фотогалереи на E1.ru

но погода все равно козел
От пользователя vihor1
Дождливое "лето" семнадцатого.
Скука...

у камина с самопальным коньяком и в хорошей компании - дык оч даже ничего :-)
0
leon<>
Плавучая часть собранная из полторашек, на раме от дивана, хорошее решение для нашей местности. ;-)
0
У меня где-то видео лежит, где я по белоярскому водоёму раскатываю на трёхколёсном веле с надувными камерами - поплавками.
Зареченцы собрали для велопарада.
Скорость конечно не велосипедная, но не медленнее чем у Христа гуляющего по водам.
0 / 1
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.