История Уралмаша.
Уж коли зима, ну по календарю хотя бы, решил я историю Уралмаша копнуть, ибо любопытна зело история сия. И молодым Уралмашевцам любопытна, несомненно интересно знать, что живут Уралмашевцы в двух измерениях, стоят хрущёвки на месте землянок, Стоят новостройки на месте лесов и болот.
Да и отличает человека от животного - память и уважение к прошлому.
Уралмаш. Истоки. http://www.1723.ru/photo/uralmash.htm
В 60-е и даже в 70-е годы улица Культуры выглядела совсем иначе. Это был не бульвар, а обычная улица, с проезжей частью посередине. Замыкала ее Белая башня на улице Бакинских комиссаров. Построенное на самой высокой точке соцгорода, это промышленное сооружение было прекрасно видно даже с площади Первой пятилетки, и поэтому башне придали оригинальный архитектурный облик в стиле конструктивизма (потом ее закрыл новый Дворец культуры.
А еще ранее, вплоть до 50-х годов, посреди улицы тянулись железнодорожные пути, которые шли до деревообрабатывающего комбината, действовавшего там, где сейчас расположена школа ?144. Прямо посреди улицы дымили паровозы, тащившие на заводской деревообрабатывающий комбинат вагоны с бревнами.
На эту железнодорожную ветку в 1941-1942 гг. подавались эшелоны с эвакуированными жителями Ленинграда, Брянска, Краматорска, Сталинграда (часть из них впоследствии осталась на Урале). Людей, потерявших в горниле войны все свое имущество, встречал сам директор завода Б.Г. Музруков. Эвакуированных на первое время размещали в подвалах близлежащих домов, где организовали временные жилые помещения с кухнями и туалетами. Потом уже они расселялись по постоянным квартирам. Но новых жителей в соцгороде оказалось так много, что вселить их в имеющийся жилой фонд завода было невозможно. И тогда по улице Культуры стали строить бараки (хотя от этого уже было отказались еще в начале тридцатых годов).
Всего соорудили около 100 бараков, причем последние из них (ближе к ул. Донбасской) снесли только через 30 с лишним лет. Надо отметить, что строились они добротно - из деревянного бруса, с отдельными комнатами. Условия для проживания в этих жилищах были сносными. В барачный микрорайон подвели водопровод, организовали пункты, где можно было получить кипяток, устроили прачечные, сделали деревянные тротуары, провели электрическое освещение.
В конце 50-х годов начался массовый снос бараков по улице Культуры и застройка ее в основном стандартными домами с малогабаритными квартирами. Сейчас их презрительно называют ?хрущобами?, но тогда сотни семей были счастливы, въезжая в них из бараков. Причем темпы строительства были такими, что всю улицу застроили всего за два года. При этом не забыли построить магазины и кафе ?Березка?. В самом начале улицы, на левой стороне расположено одно из самых красивых зданий соцгорода, за которым закрепилось название ?Мадрид?. Относительно его происхождения имеется несколько версий, но, наверное, ближе всего к истине следующая. Когда здание еще строилось, в нем предполагалось разместить гостиницу. Как раз в это время в Испании шла гражданская война и будущей гостинице дали рабочее название - Мадрид?. Но потом вместо гостиницы в новом здании в 1937 году разместилось образцовое женское общежитие, затем, в войну,- эвакогоспиталь, потом снова женское общежитие. Тем не менее, название ?Мадрид? за домом закрепилось и, похоже, навсегда. Теперь, как и задумывалось в тридцатые годы, часть здания занимает гостиница ?Мадрид?.
Дом этот создавался под руководством талантливого уралмашевского архитектора П.В. Оранского, а непосредственно проектировал его архитектор В.В. Безруков. Интересно, что здание ?Мадрида? отмечено эмблемой Уралмаш - завода - буквы ?УЗТМ? в овале. Думается, не будь этого дома, и площадь Первой пятилетки выглядела бы сейчас не столь живописно.
Перед фасадом ?Мадрида? находится мемориал в память об уралмашевцах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны (скульпторы И.И. Симонов и С.П. Романов, архитектор Г.И. Белянкин). Благодаря энтузиастам, прежде всего работникам музея Истории Уралмашзавода, на мраморных плитах мемориала выбиты имена всех погибших заводчан.
Своим названием улица обязана заводскому культурному комплексу, который было намечено построить примерно там, где сейчас находится магазин ?Детский мир?. В комплекс входили Дворец культуры, парк культуры и отдыха, и дальше, к северо-западу, - стадион. Но жизнь внесла свои коррективы: Дворец культуры оказался ближе к площади Первой пятилетки. Им стало переоборудованное здание фабрики-кухни, выдержанное в стиле конструктивизма (архитектор - немецкий коммунист-эмигрант Бэла Шефлер). На старой фотографии 1933 года видно, что на здании нынешнего Дома культуры школьников была раньше надпись ?Ресторан- столовая?. На фасаде бывшей фабрики-кухни до сих пор сохранилась старая эмблема Уралмашзавода: буквы ?УТМ?, а поверх них - буква ?3?. Видимо, этот вариант торговой марки завода некоторое время был в ходу, а затем его заменили более удачным. Сама по себе фабрика-кухня отражала идеологию двадцатых- начала тридцатых годов, когда революционные роман- тики полагали, что при социализме не будет места индивидуальным кухням - все будут питаться в общих столовых. Поэтому в проект соцгорода просто не могли не включить такой объект. Кстати, фабрика - кухня не является характерной только для поселка Уралмаш. В центре Свердловска, на углу улиц Ленина и Луначарского, есть ?городок чекистов?. Выполнен он тоже в стиле конструктивизма и, что характерно, в квартирах чекистов не было кухонь, их заменяла общая столовая. Нет кухонь и в многочисленных, объединенных одним номером домах по улице Ленина, 52. Видимо, в том микрорайоне где-то тоже была своя фабрика-кухня.
Но новшество не привилось, на Уралмаше довольно скоро поняли, что это ?перегиб?. Руководство Уралмашиностроя и Уралмашзавода не очень-то старательно внедряло ?новый быт?. Во всяком случае, в коммунальных квартирах многочисленных каркасных домов, построенных в 1930-1933 годах, кухни существовали изначально. А суперкомфортабельные квартиры ?Дворянского гнезда?, построенные на улице Культуры во второй половине тридцатых, имели не только кухни, но и крохотные комнатки для прислуги.
Кстати, ?Дворянское гнездо? возведено на месте землянок (нор в земле, прикрытых сверху чем-то вроде деревянных шалашей с окнами). Обычно в землянке ютились грабари, подавшиеся на заработки - строительство завода. Рядом с землянкой ставили сарайчик для лошади-кормилицы и навес, под которым хранилась грабарка - одноосная опрокидывающаяся тележка, в которую запрягалась лошадь. С помощью такой вот немудреной ?техники? во время строительства завода переместили десятки тысяч кубометров грунта.
Читатели, наверное, ждут традиционного счастливого продолжения истории - о том, как из землянок люди переехали в очень неплохие даже по нынешнему времени дома ?Дворянского гнезда?. Но нет, в действительности все было иначе - первым жителям квартала всего лишь разрешили выкопать новые землянки, побольше размерами и лучше отделанные, в другом месте - по улице Ворошилова (ныне XXII партсъезда). Совершенно не понятно, как могли люди, проповедовавшие всеобщее равенство, вселяться в такие дома, когда рядом работники завода прозябали в бараках и землянках. Так на глазах уралмашевцев, вынесших неимоверные тяготы при строительстве завода, рушился миф, придуманный большевиками о всеобщем братстве, равенстве и счастье.
Но вернемся к старому заводскому Дворцу культуры. К корпусу фабрики-кухни, выходящему фасадом на бульвар Культуры, с обратной стороны перпендикулярно пристроили зал на 1000 мест, а к тому, в свою очередь, - еще одно здание - клубную часть. Неказистый фасад клубной части Дворца культуры виден со стороны улицы Машиностроителей. Интересно, что при строительстве зала пришлось на полтора метра увеличить высоту здания бывшей фабрики-кухни. Так появился ?Клуб имени Сталина? (обычно его называли проще - ?Клуб Сталина?), очень популярный среди уралмашевцев. При нем действовало немало творческих объединений: народный драматический театр и театр музыкальной комедии, камерный оркестр, фольклорные ансамбли. Здесь начинали свой творческий путь артист Свердловского драмтеатра Николай Майоров, певец Владимир Трошин, скульптор Константин Грюнберг.
В начале 80-х годов, когда был построен новый Дворец культуры машиностроителей, старое здание передали Дому культуры школьников. В нем же расположен музей истории Уралмашзавода - лучший, вне сякого сомнения, из всех заводских музеев Екатеринбурга.
Бульвар Культуры рядом с ДКШ еще недавно был очень необычен: тротуар из бетонных плиток и полированных плит из красного гранита, мемориальные знаки (уралмашевские ордена с текстами указов о награждении, выполненные в бронзе, красивые фонари...)
Так оформили улицу в 1983 году, когда Уралмашзавод отмечал свой юбилей. Мнения по его оформлению разные. Часто говорят - ?деньги девать было некуда!? В этом, наверное, есть какая-то доля правды. Во всяком случае, нелепый монумент, воздвигнутый в честь 50-летия завода, наглядно подтверждает такую точку зрения.
Кстати, у основания монумента была заложена так называемая ?капсула времени? - металлический цилиндр с посланием будущим уралмашевцам. В свое время удалось ознакомиться с его текстом - пустые казенные слова, смысл которых, наверное, не поняли бы даже после третьего прочтения потомки нынешних уралмашевцев. Впрочем, никакой капсулы времени там давно уже нет. Дело в том, что после торжественной закладки капсулы прошел сильный ливень, и этот участок бульвара затопило водой - пришлось проводить соответствующие дренажные работы и для этого капсулу временно извлекли наружу. Затем, когда подошло время для бетонных работ, о ней просто забыли. А потом воры украли красивую бронзовую решетку, прикрывавшую сверху ?капсулу времени?, открутили все ордена и буквы, отлитые из бронзы. Исчезли и тротуарные плиты из красного полированного гранита, на которых постоянно скользили и больно ушибались прохожие.
От монумента в честь 50- летия Уралмашзавода хорошо просматривается короткая лица Красных партизан: добротные дома, построенные во второй половине 30-х годов. ). Это западная граница ?Дворянского гнезда?. На перекрестке улиц Красных партизан и Культуры раньше действовал популярный среди уралмашевцев продовольственный магазин, который называли просто ?девяносто третьим?.
В тридцатые и сороковые годы это был еще и закрытый распределитель, в котором с заднего крыльца отоваривались продуктами не только руководители завода, но и рабочие-стахановцы.
А еще, вплоть до реконструкции улицы, на этом перекрестке стояла гипсовая статуя ?Железного Феликса?. Основатель ЧК, обращенный лицом сторону Белой башни, никому не мешал, но, тем не менее, нашлись хулиганы, которые однажды ночью надели ему на голову высокую бетонную урну для мусора. Так что утром вышел конфуз: шедшие на работу уралмашевцы лицезрели статую Феликса Эдмундовича совершенно непотребном головном уборе. Сходу снять урну со статуи не удалось, она казалась слишком высокой. Пришлось вызывать спецмашину из УЖКХ. До сих пор так неизвестно, как же хулиганам удалось водрузить урну на голову статуи без помощи техники.
Да и отличает человека от животного - память и уважение к прошлому.
Уралмаш. Истоки. http://www.1723.ru/photo/uralmash.htm
В 60-е и даже в 70-е годы улица Культуры выглядела совсем иначе. Это был не бульвар, а обычная улица, с проезжей частью посередине. Замыкала ее Белая башня на улице Бакинских комиссаров. Построенное на самой высокой точке соцгорода, это промышленное сооружение было прекрасно видно даже с площади Первой пятилетки, и поэтому башне придали оригинальный архитектурный облик в стиле конструктивизма (потом ее закрыл новый Дворец культуры.
А еще ранее, вплоть до 50-х годов, посреди улицы тянулись железнодорожные пути, которые шли до деревообрабатывающего комбината, действовавшего там, где сейчас расположена школа ?144. Прямо посреди улицы дымили паровозы, тащившие на заводской деревообрабатывающий комбинат вагоны с бревнами.
На эту железнодорожную ветку в 1941-1942 гг. подавались эшелоны с эвакуированными жителями Ленинграда, Брянска, Краматорска, Сталинграда (часть из них впоследствии осталась на Урале). Людей, потерявших в горниле войны все свое имущество, встречал сам директор завода Б.Г. Музруков. Эвакуированных на первое время размещали в подвалах близлежащих домов, где организовали временные жилые помещения с кухнями и туалетами. Потом уже они расселялись по постоянным квартирам. Но новых жителей в соцгороде оказалось так много, что вселить их в имеющийся жилой фонд завода было невозможно. И тогда по улице Культуры стали строить бараки (хотя от этого уже было отказались еще в начале тридцатых годов).
Всего соорудили около 100 бараков, причем последние из них (ближе к ул. Донбасской) снесли только через 30 с лишним лет. Надо отметить, что строились они добротно - из деревянного бруса, с отдельными комнатами. Условия для проживания в этих жилищах были сносными. В барачный микрорайон подвели водопровод, организовали пункты, где можно было получить кипяток, устроили прачечные, сделали деревянные тротуары, провели электрическое освещение.
В конце 50-х годов начался массовый снос бараков по улице Культуры и застройка ее в основном стандартными домами с малогабаритными квартирами. Сейчас их презрительно называют ?хрущобами?, но тогда сотни семей были счастливы, въезжая в них из бараков. Причем темпы строительства были такими, что всю улицу застроили всего за два года. При этом не забыли построить магазины и кафе ?Березка?. В самом начале улицы, на левой стороне расположено одно из самых красивых зданий соцгорода, за которым закрепилось название ?Мадрид?. Относительно его происхождения имеется несколько версий, но, наверное, ближе всего к истине следующая. Когда здание еще строилось, в нем предполагалось разместить гостиницу. Как раз в это время в Испании шла гражданская война и будущей гостинице дали рабочее название - Мадрид?. Но потом вместо гостиницы в новом здании в 1937 году разместилось образцовое женское общежитие, затем, в войну,- эвакогоспиталь, потом снова женское общежитие. Тем не менее, название ?Мадрид? за домом закрепилось и, похоже, навсегда. Теперь, как и задумывалось в тридцатые годы, часть здания занимает гостиница ?Мадрид?.
Дом этот создавался под руководством талантливого уралмашевского архитектора П.В. Оранского, а непосредственно проектировал его архитектор В.В. Безруков. Интересно, что здание ?Мадрида? отмечено эмблемой Уралмаш - завода - буквы ?УЗТМ? в овале. Думается, не будь этого дома, и площадь Первой пятилетки выглядела бы сейчас не столь живописно.
Перед фасадом ?Мадрида? находится мемориал в память об уралмашевцах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны (скульпторы И.И. Симонов и С.П. Романов, архитектор Г.И. Белянкин). Благодаря энтузиастам, прежде всего работникам музея Истории Уралмашзавода, на мраморных плитах мемориала выбиты имена всех погибших заводчан.
Своим названием улица обязана заводскому культурному комплексу, который было намечено построить примерно там, где сейчас находится магазин ?Детский мир?. В комплекс входили Дворец культуры, парк культуры и отдыха, и дальше, к северо-западу, - стадион. Но жизнь внесла свои коррективы: Дворец культуры оказался ближе к площади Первой пятилетки. Им стало переоборудованное здание фабрики-кухни, выдержанное в стиле конструктивизма (архитектор - немецкий коммунист-эмигрант Бэла Шефлер). На старой фотографии 1933 года видно, что на здании нынешнего Дома культуры школьников была раньше надпись ?Ресторан- столовая?. На фасаде бывшей фабрики-кухни до сих пор сохранилась старая эмблема Уралмашзавода: буквы ?УТМ?, а поверх них - буква ?3?. Видимо, этот вариант торговой марки завода некоторое время был в ходу, а затем его заменили более удачным. Сама по себе фабрика-кухня отражала идеологию двадцатых- начала тридцатых годов, когда революционные роман- тики полагали, что при социализме не будет места индивидуальным кухням - все будут питаться в общих столовых. Поэтому в проект соцгорода просто не могли не включить такой объект. Кстати, фабрика - кухня не является характерной только для поселка Уралмаш. В центре Свердловска, на углу улиц Ленина и Луначарского, есть ?городок чекистов?. Выполнен он тоже в стиле конструктивизма и, что характерно, в квартирах чекистов не было кухонь, их заменяла общая столовая. Нет кухонь и в многочисленных, объединенных одним номером домах по улице Ленина, 52. Видимо, в том микрорайоне где-то тоже была своя фабрика-кухня.
Но новшество не привилось, на Уралмаше довольно скоро поняли, что это ?перегиб?. Руководство Уралмашиностроя и Уралмашзавода не очень-то старательно внедряло ?новый быт?. Во всяком случае, в коммунальных квартирах многочисленных каркасных домов, построенных в 1930-1933 годах, кухни существовали изначально. А суперкомфортабельные квартиры ?Дворянского гнезда?, построенные на улице Культуры во второй половине тридцатых, имели не только кухни, но и крохотные комнатки для прислуги.
Кстати, ?Дворянское гнездо? возведено на месте землянок (нор в земле, прикрытых сверху чем-то вроде деревянных шалашей с окнами). Обычно в землянке ютились грабари, подавшиеся на заработки - строительство завода. Рядом с землянкой ставили сарайчик для лошади-кормилицы и навес, под которым хранилась грабарка - одноосная опрокидывающаяся тележка, в которую запрягалась лошадь. С помощью такой вот немудреной ?техники? во время строительства завода переместили десятки тысяч кубометров грунта.
Читатели, наверное, ждут традиционного счастливого продолжения истории - о том, как из землянок люди переехали в очень неплохие даже по нынешнему времени дома ?Дворянского гнезда?. Но нет, в действительности все было иначе - первым жителям квартала всего лишь разрешили выкопать новые землянки, побольше размерами и лучше отделанные, в другом месте - по улице Ворошилова (ныне XXII партсъезда). Совершенно не понятно, как могли люди, проповедовавшие всеобщее равенство, вселяться в такие дома, когда рядом работники завода прозябали в бараках и землянках. Так на глазах уралмашевцев, вынесших неимоверные тяготы при строительстве завода, рушился миф, придуманный большевиками о всеобщем братстве, равенстве и счастье.
Но вернемся к старому заводскому Дворцу культуры. К корпусу фабрики-кухни, выходящему фасадом на бульвар Культуры, с обратной стороны перпендикулярно пристроили зал на 1000 мест, а к тому, в свою очередь, - еще одно здание - клубную часть. Неказистый фасад клубной части Дворца культуры виден со стороны улицы Машиностроителей. Интересно, что при строительстве зала пришлось на полтора метра увеличить высоту здания бывшей фабрики-кухни. Так появился ?Клуб имени Сталина? (обычно его называли проще - ?Клуб Сталина?), очень популярный среди уралмашевцев. При нем действовало немало творческих объединений: народный драматический театр и театр музыкальной комедии, камерный оркестр, фольклорные ансамбли. Здесь начинали свой творческий путь артист Свердловского драмтеатра Николай Майоров, певец Владимир Трошин, скульптор Константин Грюнберг.
В начале 80-х годов, когда был построен новый Дворец культуры машиностроителей, старое здание передали Дому культуры школьников. В нем же расположен музей истории Уралмашзавода - лучший, вне сякого сомнения, из всех заводских музеев Екатеринбурга.
Бульвар Культуры рядом с ДКШ еще недавно был очень необычен: тротуар из бетонных плиток и полированных плит из красного гранита, мемориальные знаки (уралмашевские ордена с текстами указов о награждении, выполненные в бронзе, красивые фонари...)
Так оформили улицу в 1983 году, когда Уралмашзавод отмечал свой юбилей. Мнения по его оформлению разные. Часто говорят - ?деньги девать было некуда!? В этом, наверное, есть какая-то доля правды. Во всяком случае, нелепый монумент, воздвигнутый в честь 50-летия завода, наглядно подтверждает такую точку зрения.
Кстати, у основания монумента была заложена так называемая ?капсула времени? - металлический цилиндр с посланием будущим уралмашевцам. В свое время удалось ознакомиться с его текстом - пустые казенные слова, смысл которых, наверное, не поняли бы даже после третьего прочтения потомки нынешних уралмашевцев. Впрочем, никакой капсулы времени там давно уже нет. Дело в том, что после торжественной закладки капсулы прошел сильный ливень, и этот участок бульвара затопило водой - пришлось проводить соответствующие дренажные работы и для этого капсулу временно извлекли наружу. Затем, когда подошло время для бетонных работ, о ней просто забыли. А потом воры украли красивую бронзовую решетку, прикрывавшую сверху ?капсулу времени?, открутили все ордена и буквы, отлитые из бронзы. Исчезли и тротуарные плиты из красного полированного гранита, на которых постоянно скользили и больно ушибались прохожие.
От монумента в честь 50- летия Уралмашзавода хорошо просматривается короткая лица Красных партизан: добротные дома, построенные во второй половине 30-х годов. ). Это западная граница ?Дворянского гнезда?. На перекрестке улиц Красных партизан и Культуры раньше действовал популярный среди уралмашевцев продовольственный магазин, который называли просто ?девяносто третьим?.
В тридцатые и сороковые годы это был еще и закрытый распределитель, в котором с заднего крыльца отоваривались продуктами не только руководители завода, но и рабочие-стахановцы.
А еще, вплоть до реконструкции улицы, на этом перекрестке стояла гипсовая статуя ?Железного Феликса?. Основатель ЧК, обращенный лицом сторону Белой башни, никому не мешал, но, тем не менее, нашлись хулиганы, которые однажды ночью надели ему на голову высокую бетонную урну для мусора. Так что утром вышел конфуз: шедшие на работу уралмашевцы лицезрели статую Феликса Эдмундовича совершенно непотребном головном уборе. Сходу снять урну со статуи не удалось, она казалась слишком высокой. Пришлось вызывать спецмашину из УЖКХ. До сих пор так неизвестно, как же хулиганам удалось водрузить урну на голову статуи без помощи техники.
Что мне вспомнить о впечатлениях от старого Уралмаша? Был мелким, но по рассказам матери и родственников, ЭТО годы тяжёлой и вредной работы, древнее оборудование, строгое начальство, никчёмная техника безопасности и жизнь почти как в тюремной зоне.
Работали до шестидесятых часто по десять часов и с одным выходным, приползали домой, перекусив по минимуму падали в койки - утром гудок. И толпы полупроснувшихся зомби, бредущих по тёмным, занесённым снегом улицам к проходной, в одинаковой одежде, с одинаковыми мыслями и заботами...
В шестидесятые на Уралмаше все знали всех. Как в деревне. Свежепостроенные хрущёвки заселяли цеховыми рабочими и с любого балкона Вася в майке кричал Петру на аллее чтоб он передал бригадиру, что ключ от бытовки у него! Пусть не теряет.
Знали всех детей, потеряться было сложно, где бы не болтался, мать завтра знала пунктиром твой маршрут.
Самая длинная, старая и красивая наша улица Кировоградская. От Кинотеатра Заря до танка у леса..
На ней много разного..
И вот бараки еще живы, хотя именно тот снесли, в котором еще разведчик Кузнецов жил..
И пафосные новые домики..
В СССР про нее пели песни "По Кировграаадскоой улицеее все ходят толькооо парааамиии"
И Она была участком инженеров ННИТяжМАШ на субботнике.
Они сначала долго подметали до магазина с народным названием "бабьи слезы", ныне сохранившего почти историческое название "Алкомаркет "Дамские слезы", там закупались, бодренько мели до лесопарка и под сенью сосен, в бесплатных тогда еще беседках, отмечали это дело..
Работали до шестидесятых часто по десять часов и с одным выходным, приползали домой, перекусив по минимуму падали в койки - утром гудок. И толпы полупроснувшихся зомби, бредущих по тёмным, занесённым снегом улицам к проходной, в одинаковой одежде, с одинаковыми мыслями и заботами...
В шестидесятые на Уралмаше все знали всех. Как в деревне. Свежепостроенные хрущёвки заселяли цеховыми рабочими и с любого балкона Вася в майке кричал Петру на аллее чтоб он передал бригадиру, что ключ от бытовки у него! Пусть не теряет.
Знали всех детей, потеряться было сложно, где бы не болтался, мать завтра знала пунктиром твой маршрут.
Самая длинная, старая и красивая наша улица Кировоградская. От Кинотеатра Заря до танка у леса..
На ней много разного..
И вот бараки еще живы, хотя именно тот снесли, в котором еще разведчик Кузнецов жил..
И пафосные новые домики..
В СССР про нее пели песни "По Кировграаадскоой улицеее все ходят толькооо парааамиии"
И Она была участком инженеров ННИТяжМАШ на субботнике.
Они сначала долго подметали до магазина с народным названием "бабьи слезы", ныне сохранившего почти историческое название "Алкомаркет "Дамские слезы", там закупались, бодренько мели до лесопарка и под сенью сосен, в бесплатных тогда еще беседках, отмечали это дело..
в
волкк
а историю дворовой культуры, противостояния уралмаша и эльмаша, особенно обострившуюся после открытия кинотеатра "заря", новейшую историю создания "опс" проходить будем?
D
ΆDŘ?ŅAŁiN
не осилил..
Собственно история Уралмаша, это и история людей его строивших.
Тому пример и мои родственники.
Бабушка у меня была поповской дочкой, жила где-то под Казанью, знала три языка, дед был сотенным в кавалерийской бригаде и увёз приличную девушку в "счастливое будущее", в тридцатые годы строить Уралмаш. Жили в землянке, нажили восемь детей, моя мать старшей была.
Деда поставили начальником цеха на Уралмаше, ходил на работу по моде а-ля "Берия" хромовые сапоги, галифе, френч, крокодиловый портфель, усики "Гитлером".
При моей уже жизни, в конце 50х, там в Уралмашевской верхушке начались чистки, многих посадили, растреляли но деда обошло, хотя начал пить и помер. Тогда гайки умели затягивать, не пискнешь.
Дома был полный домострой при нём.
Бабушка даже по имени не называла его. Стоило ему появиться во дворе, по дому шел слух - "Сам" пришел! все бежали в тихие места и срочно прибирались. Ибо строг был и непререкаем.
И все дома капитальной постройки заселяли "высокие чины" правления Уралмашзавода. Построенное пленными немцами "дворянское гнездо", полнометражки на нечётной стороне бульвара Культуры до ул. 40летия, чётная сторона ул Машиностроителей и конечно квартал полнометражек сталинского типа на бывшем проспекте Сталина а теперь Орджоникидзе, возглавляемый помпезным домом с таким же помпезным балконом (с которого в шестидесятые выпала старушка) называемый в советское время "Новый гастроном" а теперь там вроде магазин сети "Монетка".
Это всё построили рядом с бараками и даже землянками, что нанесло первый удар по легенде о "равноправии" социалистического строя.
Бараки и коммуналки и сейчас в самом сердце Уралмаша. Грустно...
[Сообщение изменено пользователем 12.12.2011 02:46]
Тому пример и мои родственники.
Бабушка у меня была поповской дочкой, жила где-то под Казанью, знала три языка, дед был сотенным в кавалерийской бригаде и увёз приличную девушку в "счастливое будущее", в тридцатые годы строить Уралмаш. Жили в землянке, нажили восемь детей, моя мать старшей была.
Деда поставили начальником цеха на Уралмаше, ходил на работу по моде а-ля "Берия" хромовые сапоги, галифе, френч, крокодиловый портфель, усики "Гитлером".
При моей уже жизни, в конце 50х, там в Уралмашевской верхушке начались чистки, многих посадили, растреляли но деда обошло, хотя начал пить и помер. Тогда гайки умели затягивать, не пискнешь.
Дома был полный домострой при нём.
Бабушка даже по имени не называла его. Стоило ему появиться во дворе, по дому шел слух - "Сам" пришел! все бежали в тихие места и срочно прибирались. Ибо строг был и непререкаем.
И все дома капитальной постройки заселяли "высокие чины" правления Уралмашзавода. Построенное пленными немцами "дворянское гнездо", полнометражки на нечётной стороне бульвара Культуры до ул. 40летия, чётная сторона ул Машиностроителей и конечно квартал полнометражек сталинского типа на бывшем проспекте Сталина а теперь Орджоникидзе, возглавляемый помпезным домом с таким же помпезным балконом (с которого в шестидесятые выпала старушка) называемый в советское время "Новый гастроном" а теперь там вроде магазин сети "Монетка".
Это всё построили рядом с бараками и даже землянками, что нанесло первый удар по легенде о "равноправии" социалистического строя.
Бараки и коммуналки и сейчас в самом сердце Уралмаша. Грустно...
[Сообщение изменено пользователем 12.12.2011 02:46]
Первые два года моей жизни, прошли в таком бараке, какие стоят на ещё на Кировоградской. Мать рассказывала но я не помню в упор. На пожелтевших фотках - зимний двор, бревенчатая стена и я, карапуз в большой на вырост шубке, шарообразной шапке с ушами, типа тех что с большой резинкой, которая на
голову снизу натягивается, прижимая её к ушам и подбородку. И ремешком подпоясан, маминым, чёрным, лаковым. И большой шарф на шее с концами под ремень.
В таком виде - только стоять, не нагнешься. Разве что сугробы лопаткой стукать. На лице удивление, в меня целятся какой-то щёлкающей штукой с глазом.
Дальше уже помню сознательнее, Культуры 13. Лет с трёх уже там, мать вечно на работе но дворик контролируется знакомыми и мы ребятня возимся в песочнице спокойно. Время было послевоенное, оружия много у бывших фронтовиков и играю настоящим револьвером со снятым барабаном и бойком.
Дед ещё жив, квартиру ему выделили большую, угловую на втором этаже, длинный коридор и я гоняю по нему на трёхколёсном велике.
В дедушкиной комнате бабушкин сундук. Огромный, с выпуклой крышкой, обитый крест на крест металлическими полосками с заклёпками. И облупившейся краской на деревянных стенках.
На нём спит бабушка. Внутри всякие простынки, юбки, платки и другие скучные штуки.
Но есть одна штуковина интересная. Нужно подойти к бабушке и предложить посмотреть БОЛЬШУЮ КНИГУ. Ну ту-то с застёжками...
Баба Даша строго спрашивает чистые ли руки. Тут надо покрутить перед ней ладошками, потерев их об рубашку.
И тогда, бабушка отваливает огромную крышку сундука, кряхтя встаёт на колени и роется в недрах.
Наконец, завёрнутая в большую тряпку, появляется КНИГА.
Бабушка кладёт её на стол и я с коленками залезаю на стул, чтобы лучше видеть. КНИГА самая настоящая. Всем книгам книга. У неё дубовая обложка, тёмно-вишнёвое покрытие сверху вроде старой кожи, тиснение по поверхности с потемневшей позолотой. В центре тёмная, плохо различимая надпись на старо-славянском "Святой Апостол".
Толстая дубовая обложка закрыта двумя бронзовыми защелками на лентах из воловьей кожи.
Чтобы открыть, нужно надавить на обложку и защели падают.
Мы медленно открываем книгу и бабушка читает мне на странном, почти непонятном языке. Его звуки чаруют и обволакивают, возникают в уме странные образы, сопровождающие бабушкино чтение.
Какие-то древние люди, куда-то идут, с кем-то разговаривают, потом говорят с Богом и он обьясняет и поучает.
Каждый параграф, начинается с красивой, красной буквы с вензелями. Они кружат вокруг буквы, обнимают её, ласкают и танцуют как пламя свечи.
Но самое интересное - конечно картинки. Их несколько, на любимой, суровый дядя верхом на коне, глядя осуждающе на меня, копьём пронзает чудовище с рыбьей чешуёй. Из того хлещет кровь.
Бабушка говорит что так надо. Оно носит в себе зло.
Да, пожалуй. Петька из второго подьезда, отобрал у меня совок со звездой и не отдал. Он зло. С копьём конечно перебор, но стукнуть его хорошенько - надо!
Я начинаю клевать носом, мне кажется это Петька на коне гонится за мной.
Бабушка заворачивает КНИГУ в тряпку и бережно погружает в сундук.
Кажется КНИГА изнутри гораздо больше чем снаружи.
Странное чувство...
В таком виде - только стоять, не нагнешься. Разве что сугробы лопаткой стукать. На лице удивление, в меня целятся какой-то щёлкающей штукой с глазом.
Дальше уже помню сознательнее, Культуры 13. Лет с трёх уже там, мать вечно на работе но дворик контролируется знакомыми и мы ребятня возимся в песочнице спокойно. Время было послевоенное, оружия много у бывших фронтовиков и играю настоящим револьвером со снятым барабаном и бойком.
Дед ещё жив, квартиру ему выделили большую, угловую на втором этаже, длинный коридор и я гоняю по нему на трёхколёсном велике.
В дедушкиной комнате бабушкин сундук. Огромный, с выпуклой крышкой, обитый крест на крест металлическими полосками с заклёпками. И облупившейся краской на деревянных стенках.
На нём спит бабушка. Внутри всякие простынки, юбки, платки и другие скучные штуки.
Но есть одна штуковина интересная. Нужно подойти к бабушке и предложить посмотреть БОЛЬШУЮ КНИГУ. Ну ту-то с застёжками...
Баба Даша строго спрашивает чистые ли руки. Тут надо покрутить перед ней ладошками, потерев их об рубашку.
И тогда, бабушка отваливает огромную крышку сундука, кряхтя встаёт на колени и роется в недрах.
Наконец, завёрнутая в большую тряпку, появляется КНИГА.
Бабушка кладёт её на стол и я с коленками залезаю на стул, чтобы лучше видеть. КНИГА самая настоящая. Всем книгам книга. У неё дубовая обложка, тёмно-вишнёвое покрытие сверху вроде старой кожи, тиснение по поверхности с потемневшей позолотой. В центре тёмная, плохо различимая надпись на старо-славянском "Святой Апостол".
Толстая дубовая обложка закрыта двумя бронзовыми защелками на лентах из воловьей кожи.
Чтобы открыть, нужно надавить на обложку и защели падают.
Мы медленно открываем книгу и бабушка читает мне на странном, почти непонятном языке. Его звуки чаруют и обволакивают, возникают в уме странные образы, сопровождающие бабушкино чтение.
Какие-то древние люди, куда-то идут, с кем-то разговаривают, потом говорят с Богом и он обьясняет и поучает.
Каждый параграф, начинается с красивой, красной буквы с вензелями. Они кружат вокруг буквы, обнимают её, ласкают и танцуют как пламя свечи.
Но самое интересное - конечно картинки. Их несколько, на любимой, суровый дядя верхом на коне, глядя осуждающе на меня, копьём пронзает чудовище с рыбьей чешуёй. Из того хлещет кровь.
Бабушка говорит что так надо. Оно носит в себе зло.
Да, пожалуй. Петька из второго подьезда, отобрал у меня совок со звездой и не отдал. Он зло. С копьём конечно перебор, но стукнуть его хорошенько - надо!
Я начинаю клевать носом, мне кажется это Петька на коне гонится за мной.
Бабушка заворачивает КНИГУ в тряпку и бережно погружает в сундук.
Кажется КНИГА изнутри гораздо больше чем снаружи.
Странное чувство...
По наследству передаётся. Раритет фамильный. Ещё шашка дедовская была и будёновка. Пропали куда-то.
r
r3ban/0n*
и у всех историй сегодня примерно один и тот же финал:
"...а в 2011-м этот дворец культуры был снесён и на его месте построен торгово-развлекательный молл"
"...а в 2010-м этот исторический дом был снесён, и на его месте был построен офисный бизнес-центр"
"...а в 2009-м этот военный госпиталь был снесён и на его месте построен гипермаркет"
и самое странное, что ведь находятся те, кто поддерживают такие обновления, говоря, что вроде как нечего старьё складировать и сидеть в прошлом, мол (молл) в современном мире живём, прогресс, современный дизайн и архитектура, и т.д.
и что им скажешь? они по-своему тоже правы и судить их за это нельзя.
"Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам"
(с)
"...а в 2011-м этот дворец культуры был снесён и на его месте построен торгово-развлекательный молл"
"...а в 2010-м этот исторический дом был снесён, и на его месте был построен офисный бизнес-центр"
"...а в 2009-м этот военный госпиталь был снесён и на его месте построен гипермаркет"
и самое странное, что ведь находятся те, кто поддерживают такие обновления, говоря, что вроде как нечего старьё складировать и сидеть в прошлом, мол (молл) в современном мире живём, прогресс, современный дизайн и архитектура, и т.д.
и что им скажешь? они по-своему тоже правы и судить их за это нельзя.
"Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам"
(с)
М
Матвей Клещёв
гоп-стоп, мы подошли из-за угла ... (с)
S
Shu
чокаво? Не осилил.
Да, ходили до семидесятых трамваи погремушки с дверями - ширмами. Пацаном до остановки никогда не доезжал. Чёткий чувак должен был десантироваться на ходу на повороте или хоть за пять метров до остановки.
А погремушки, потому что стёкла были оконные простые в деревянных рамах без резиновых уплотнителей и потому на ходу дребезжал весь трамвай.
Помню на повороте у тр. кольца на Машиностроителей, выпрыгивали на ходу кучками по 5 - 10 мужиков и парней и это было обязательной программой получения адреналина.
Даже женщины пытались. Но часто падали, не понимая что прыгать нужно лицом по ходу движения, отталкиваясь назад, а не как из стоящего неподвижно.
Эх... Кепочка семиуголочка, воротник рубашки на пиджак, брючки клёш...
[Сообщение изменено пользователем 12.12.2011 10:57]
А погремушки, потому что стёкла были оконные простые в деревянных рамах без резиновых уплотнителей и потому на ходу дребезжал весь трамвай.
Помню на повороте у тр. кольца на Машиностроителей, выпрыгивали на ходу кучками по 5 - 10 мужиков и парней и это было обязательной программой получения адреналина.
Даже женщины пытались. Но часто падали, не понимая что прыгать нужно лицом по ходу движения, отталкиваясь назад, а не как из стоящего неподвижно.
Эх... Кепочка семиуголочка, воротник рубашки на пиджак, брючки клёш...
[Сообщение изменено пользователем 12.12.2011 10:57]
Сам район Уралмаш, был задуман "прихожей" завода. И в этом вся его идеология. Улицы ведущие к проходной со всего района, бомбоубежище под площадью, (это правда не афишировалось), паровоз, ходивший по Космонавтов от радиостанции к воротам завода (там сейчас забор и маленькая роща у автостоянки
напротив к.т. Заря. Я бывал у однокласников дома в бараках, на месте которых сейчас общежития Донбасская 4-6-8. Это были длинные бараки штук пять вроде, с крохотными комнатушками и общим коридором и туалетом. Между ними были дровеники и сарайчики. Мы там бегали и поджигали целулоид от киноплёнки.
А на месте ДК был пустырь заросший бурьяном и извилистая тропинка от конца бульвара по диагонали к баракам.
Там шпана местная тусила и отбирала карманную мелочь у нас первоклашек.
И я пешком ходил по трубе водоводу с друганами из белой башни до площади почти. Садились батарейки в фонарике и приходилось возвращаться до 40летия и вылезать через люк канализации.
А в белой башне, уже неиспользуемой в баке мы видели труп девчёнки. Видимо её изнасиловали и туда скинули. Потом его милиция вытащила.
Вот такие времена были.
Да и сейчас не лучше...
А на месте ДК был пустырь заросший бурьяном и извилистая тропинка от конца бульвара по диагонали к баракам.
Там шпана местная тусила и отбирала карманную мелочь у нас первоклашек.
И я пешком ходил по трубе водоводу с друганами из белой башни до площади почти. Садились батарейки в фонарике и приходилось возвращаться до 40летия и вылезать через люк канализации.
А в белой башне, уже неиспользуемой в баке мы видели труп девчёнки. Видимо её изнасиловали и туда скинули. Потом его милиция вытащила.
Вот такие времена были.
Да и сейчас не лучше...
М
Матвей Клещёв
где истории Хабарова, Куковякина, Роизмана, Кабанова? )))
Дед мой, за два года до смерти лишился глаза. А дело было так: В нашем доме подросло поколение подростков. Парни поколения Высоцкого. И как большенство в то время стали шпаной, хулиганили, дрались, даже вроде киоск ограбили и вот однажды, дед возвращаясь с работы видит группку парней с "поджигом"
такая самодельная, однозарядная стрелялка - пистолет из патрона с приделанной ручкой. Он попытался отнять, началась драка и тот что был с поджигом выстрелил деду в лицо. Порох был самодельный, слабый но глаз выбить выстрела хватило.
Дед как старый фронтовик, дело до конца довёл, отнял поджиг, (он потом на балконе долго валялся в ящике с инструментом) и задержал парня.
Менты копнули эту компанию, нашли кучу эпизодов и по совокупности вся шайка-лейка загремела под фанфары на зону.
Мы, мелочь пузатая, первоклашки всех подробностей не знали, а только стало вдруг свободно во дворе. Пришло наше время. Играли где хотели и как хотели.
Помню был дворовый кот Борька. Огромный, тигрового окраса и видимо очень старый.
Он всегда лежал на столе во дворе, свесив передние лапы с одного края стола а задние с другого. Мы его таскали у кого были силы, ибо весил килограмм пятнадцать. Он не сопротивлялся. Просто обвисал и расслаблялся. Можно было делать что угодно, щекотать, дёргать за уши, лапы, хвост, котяра мастерски изображал труп.
Мы его устав бросали и он с достоинством снова шел на стол. Там играли мужики после смены. Резались в домино. Борька снова ложился на стол и засыпал богатырским сном под стук костяшек.
Будил Борькино ухо только крик - Рыба!!! Ухо напрягалось, (остальное спит) сканировало зону вокруг стола и поняв что тревога ложная и рыбы не будет, замирало расслабившись.
А ещё у нас был дворовый театр. Кто научил мне было неинтересно, но видимо женщины, потому что задействовались простыни и покрывала, куча одежды из шкафов и комодов. Это было девчачье царство, нарядиться, накраситься, повилять ещё не появившейся попкой, театрально пострадать в незамысловатой пьессе сорвать аплодисменты родителей, которые притаскивали стулья из дома и ставили их прямо на дороге перед домом.
Пьессы были из "старых времён" барышни, гусары, прислуга и хулиган, который всем мешал (подозреваю что этот герой был добавлен в пьессы для занятия делом Петьки, откровенного хулигана "по призванию")
А ещё была игра на фонетическое внимание, тоже из прошлых дореволюционных видимо времён, судя по невероятно "вкусному" слогу. Видимо в неё играли в пажеских корпусах юные кавалергарды и молодые барышни в пансионах благородных девиц.
- "Вам барыня прислали, в туалете сто рублей, что хотите - то берите, "да" и "нет" не говорите, чёрно с белым не берите, что покажется смешно - вам смеяться не должно!"
И далее следовали провокационные вопросы, вынуждающие ответить в запрещённом формой игры ключе.
Торчали до сумерек на улице, дел было невпроворот и в Чапаева поиграть и змея попускать...
Пока матери с готовым ужином не зазывали по домам с балконов в приказном порядке.
[Сообщение изменено пользователем 12.12.2011 11:09]
Дед как старый фронтовик, дело до конца довёл, отнял поджиг, (он потом на балконе долго валялся в ящике с инструментом) и задержал парня.
Менты копнули эту компанию, нашли кучу эпизодов и по совокупности вся шайка-лейка загремела под фанфары на зону.
Мы, мелочь пузатая, первоклашки всех подробностей не знали, а только стало вдруг свободно во дворе. Пришло наше время. Играли где хотели и как хотели.
Помню был дворовый кот Борька. Огромный, тигрового окраса и видимо очень старый.
Он всегда лежал на столе во дворе, свесив передние лапы с одного края стола а задние с другого. Мы его таскали у кого были силы, ибо весил килограмм пятнадцать. Он не сопротивлялся. Просто обвисал и расслаблялся. Можно было делать что угодно, щекотать, дёргать за уши, лапы, хвост, котяра мастерски изображал труп.
Мы его устав бросали и он с достоинством снова шел на стол. Там играли мужики после смены. Резались в домино. Борька снова ложился на стол и засыпал богатырским сном под стук костяшек.
Будил Борькино ухо только крик - Рыба!!! Ухо напрягалось, (остальное спит) сканировало зону вокруг стола и поняв что тревога ложная и рыбы не будет, замирало расслабившись.
А ещё у нас был дворовый театр. Кто научил мне было неинтересно, но видимо женщины, потому что задействовались простыни и покрывала, куча одежды из шкафов и комодов. Это было девчачье царство, нарядиться, накраситься, повилять ещё не появившейся попкой, театрально пострадать в незамысловатой пьессе сорвать аплодисменты родителей, которые притаскивали стулья из дома и ставили их прямо на дороге перед домом.
Пьессы были из "старых времён" барышни, гусары, прислуга и хулиган, который всем мешал (подозреваю что этот герой был добавлен в пьессы для занятия делом Петьки, откровенного хулигана "по призванию")
А ещё была игра на фонетическое внимание, тоже из прошлых дореволюционных видимо времён, судя по невероятно "вкусному" слогу. Видимо в неё играли в пажеских корпусах юные кавалергарды и молодые барышни в пансионах благородных девиц.
- "Вам барыня прислали, в туалете сто рублей, что хотите - то берите, "да" и "нет" не говорите, чёрно с белым не берите, что покажется смешно - вам смеяться не должно!"
И далее следовали провокационные вопросы, вынуждающие ответить в запрещённом формой игры ключе.
Торчали до сумерек на улице, дел было невпроворот и в Чапаева поиграть и змея попускать...
Пока матери с готовым ужином не зазывали по домам с балконов в приказном порядке.
[Сообщение изменено пользователем 12.12.2011 11:09]
Малоизвестный факт. Когда начинали строить Завод, то лес возили по монорельсовой дороге. Стояли столбы, поверх буквой П бревно, на нем (рельса?) и вагонетки перевернутой буквой W. Машинист перед началом поездки уравновешивал поезд гоняя людей справо-налево и обратно. Ещё до Великой Отечественной
(надо бы проверить год) её разобрали и построили обычную железку до Красного. Из бревен той монорельсовой дороги дед построил дом. Он до сих пор стоит на пригорке около "нового" сельсовета.
Насчет "всех знали", так и было. Люди на вопрос "кто ты" отвечали из какого они цеха. Большая деревня этот ваш Уралмаш.
Насчет "всех знали", так и было. Люди на вопрос "кто ты" отвечали из какого они цеха. Большая деревня этот ваш Уралмаш.
где истории Хабарова, Куковякина, Роизмана, Кабанова? )))
Они в те времена играли в песочек под грибком. Под присмотром бабушек.
М
Матвей Клещёв
грибком
потом вход под грибок стал "платным" - жвачка, значки, вкладыши и понеслось / поехало ))
Очень интересно. А про уралмашевских детей могу сказать на примере папы - все тогда знали всех, как мне показалось
Помню я когда была совсем маленькая, года 3 было, пошла играть в чужом дворе пока мама была в гостях, познакомилась с какой-то девочке и ушла к ней в гости, думала не так поздно еще, а потом прибежала мама в эту неизвестную квартиру и забрала меня, сказала, что 9 вечера - для меня это уже поздно. Вот так терялись дети, все равно находились, как меня нашли не знаю, но видимо маме показали куда и с кем я пошла. Щас конечно такого уже нет.
Еще лет 5 назад удивлялась зачем родители за детьми в школу ходят, дети же сами могут дойти. А щас понимаю, потому как и правда щас обстановочка уже не та, да и дети стали менее самостоятельными.
Уралмаш был не такой большой еще тогда и даже щас взрослые уже мужики когда вдруг кого встретят начинают вспоминать кто где и как щас, такое ощущение, что и ОПСовцев все знали и
знают, и что кому как перепало, кто смог остановиться, кто нет, кого нет в живых, кто сбежал......Помню я когда была совсем маленькая, года 3 было, пошла играть в чужом дворе пока мама была в гостях, познакомилась с какой-то девочке и ушла к ней в гости, думала не так поздно еще, а потом прибежала мама в эту неизвестную квартиру и забрала меня, сказала, что 9 вечера - для меня это уже поздно. Вот так терялись дети, все равно находились, как меня нашли не знаю, но видимо маме показали куда и с кем я пошла. Щас конечно такого уже нет.
Еще лет 5 назад удивлялась зачем родители за детьми в школу ходят, дети же сами могут дойти. А щас понимаю, потому как и правда щас обстановочка уже не та, да и дети стали менее самостоятельными.
М
Матвей Клещёв
Еще лет 5 назад удивлялась зачем родители за детьми в школу ходят, дети же сами могут дойти.
а у вас свои есть?
и это: с какого раена будешь? )))
Это самая интересная тема на форуме за последние лет 5
Автор, выражаю Вам своё уважение и благодарность за написаное!
Автор, выражаю Вам своё уважение и благодарность за написаное!
Звездой моей молодости был самокат. Нам их делал отец Вовки Буданцева, плотник и токарь. На первом этаже, где жили Буданцевы, был подпол на кухне и в нём столярка. Всегда пахло стружкой, она там была везде, золотистая, кудряшками и мы пацаны сидели на ней в углу, глядя как Вовкин отец строгает и
пилит светло-желтые доски.
Всё было просто. Две доски, у каждой пропил с торца под колесо. Вместо колёс - большие подшипники(естественно стыренные с отцовской работы). От черенка метлы отпиливались три куска, два в ладонь длинной, один вдвое длиннее. Коротие вставлялись как оси подшипников и приколачивались с торца досок а длинный с другого торца и был рулём. Оставалось приколотить деревянный треугольник с уключиной от двери как узел поворота и чудовищный аппарат для пыток соседей готов.
Как гремел такой самокат - не передать. Это нужно слышать. Мало того, что "голый" стальной подшипник по асфальту уже шум, так доски его усиливали как дека усиливает звук струны гитары многократно.
И когда банда в шесть голов на этих аппаратах носилась наперегонки вокруг дома патрулируя "свою территорию", грохот стоял, как от взлетающего звена реактивных истребителей!
Был правда "пришелец" из соседнего дома на настоящем самокате, с колёсами дутиками и даже маленьким сиденьем над задним колесом, но "барчука" мы гоняли, ибо нефик выделяться!
И носились дружно грохоча своими монстрами...
Удивительное свойство человеческой психики, когда сам шумишь, то звук не раздражает и этот грохот нам даже нравился!
Одна беда, когда в начале пятидесятых вокруг дома положили асфальт, по нему свежему, проехал гусеничный трактор. Алкаш за рычагами и не подозревал, что испортит детство нескольким поколениям детей на десятки лет, на асфальте остались следы грунтозацепов гусениц.
Они и сейчас там, перед подьездами 13 дома по бульвару Культуры, тянется цепочка следов трактора. По которым так плохо было ехать нашим самокатам.
Тот трактор давно переплавили, тракторист давно умер и единственное что он оставил в этом мире - загубленный асфальт. Я живу теперь недалеко от дома детства и каждый раз проходя мимо родного двора, с сожалением смотрю на эти следы.
Конечно они помельчали, прикатались, уже не так рельефны и кое-где закрыты новым асфальтом но это одна из смешных потерь детства...
Всё было просто. Две доски, у каждой пропил с торца под колесо. Вместо колёс - большие подшипники(естественно стыренные с отцовской работы). От черенка метлы отпиливались три куска, два в ладонь длинной, один вдвое длиннее. Коротие вставлялись как оси подшипников и приколачивались с торца досок а длинный с другого торца и был рулём. Оставалось приколотить деревянный треугольник с уключиной от двери как узел поворота и чудовищный аппарат для пыток соседей готов.
Как гремел такой самокат - не передать. Это нужно слышать. Мало того, что "голый" стальной подшипник по асфальту уже шум, так доски его усиливали как дека усиливает звук струны гитары многократно.
И когда банда в шесть голов на этих аппаратах носилась наперегонки вокруг дома патрулируя "свою территорию", грохот стоял, как от взлетающего звена реактивных истребителей!
Был правда "пришелец" из соседнего дома на настоящем самокате, с колёсами дутиками и даже маленьким сиденьем над задним колесом, но "барчука" мы гоняли, ибо нефик выделяться!
И носились дружно грохоча своими монстрами...
Удивительное свойство человеческой психики, когда сам шумишь, то звук не раздражает и этот грохот нам даже нравился!
Одна беда, когда в начале пятидесятых вокруг дома положили асфальт, по нему свежему, проехал гусеничный трактор. Алкаш за рычагами и не подозревал, что испортит детство нескольким поколениям детей на десятки лет, на асфальте остались следы грунтозацепов гусениц.
Они и сейчас там, перед подьездами 13 дома по бульвару Культуры, тянется цепочка следов трактора. По которым так плохо было ехать нашим самокатам.
Тот трактор давно переплавили, тракторист давно умер и единственное что он оставил в этом мире - загубленный асфальт. Я живу теперь недалеко от дома детства и каждый раз проходя мимо родного двора, с сожалением смотрю на эти следы.
Конечно они помельчали, прикатались, уже не так рельефны и кое-где закрыты новым асфальтом но это одна из смешных потерь детства...
А моя бабушка жила долгое время на Ильича 2, это на площади почти, напротив там находится трамвайное кольцо, да и раньше оно там было. Так вот когда она утром выдела людей, идущих на работу пешком - значит трамваи опять не ходили и она выходила пораньше, укутывалась, потому как было холоднее чем щас
и шла также пешком на работу, по Космонавтов, в район Короленко. Щас трамваи всеже от холода не стоят. Да и народ уже не ходит в самые морозы по часу до работы, и слава богу
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.