Принципы огрганизации охотничьих угодий. Обсуждение.
I
IL2URAL
Публикуемые ниже Принципы сформулированы инициативной группой охот-ников и охотоведов из разных регионов России. Первоначальный толчок дало об-суждение на Интернет-форуме GUNS.RU проблем доступности охоты в связи с принятием нового Федерального закона «Об охоте…». Разработчики выражают благодарность
форуму, его участникам и рассчитывают на широкое заинтересо-ванное обсуждение публикуемого документа.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХОТНИЧЬИХ УГОДИЙ
ОБОСНОВАНИЕ
Проблема территориальной организации охотничьего хозяйства России всегда была одной из самых острых. В советскую эпоху государством дважды (в 1930-е и 1950-е годы) ставилась задача полного или почти полного закрепления охотничьих угодий («ликвидация обезлички»).
Сейчас, на фоне усиления социального неравенства и распространения кор-рупции, происходит массовый захват финансовой и политической элитой лучших охотничьих угодий, вытеснение рядовых охотников на малопродуктивные терри-тории. Более того, доступ в охотугодья многих общественных объединений часто становится чересчур дорогим для большинства охотников России.
Это ставит под угрозу социальную базу охоты, ее народный характер и сохра-нение как исторического наследия, вызывает негативную реакцию широких слоев охотничьего населения. Наблюдается тенденция к массовому неисполнению норм охотничьего законодательства, в том числе протестному браконьерству, отмечают-ся факты умышленного причинения вреда деятельности частных охотхозяйств, ог-раничивающих или закрывающих доступ местным охотникам.
Все это происходит на фоне заметного ослабления государственных служб управления охраной и использованием животного мира, что подрывает статус го-сударства как собственника животного мира.
Во избежание обострения социальных конфликтов необходимо гарантировать охотничьи права всех слоев охотничьего населения, как городского, так и сельско-го. Одним из средств обеспечения охотничьих прав широких слоев населения явля-ется организация охотничьих угодий общего пользования, не подлежащих предос-тавлению в долгосрочное пользование. Государство обязано принять на себя всю полноту ответственности за научно обоснованное регулирование, контроль и над-зор в таких угодьях.
Идея выделения угодий общего пользования на постоянной основе активно обсуждается в средствах массовой информации. Она, в том или ином виде, апроби-ровалась в некоторых регионах России и закреплена в недавно принятом Феде-ральном законе «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов…».
Предлагаемые нами принципы являются попыткой суммировать, выразить в концентрированном виде накопленный опыт и результаты состоявшихся обсужде-ний. При этом мы стремились исходить из интересов самых широких слоев рос-сийских охотников. Насколько нам удалось отразить мнение большинства, надеем-ся, покажет дальнейшее обсуждение охотничьей общественностью и профессио-нальным сообществом.
ПРИНЦИПЫ И ПОЯСНЕНИЯ
Принцип 1. Организация, всесторонняя поддержка и обеспечение рацио-нального использования угодий общего пользования – важнейшая часть госу-дарственной политики в области охотничьего хозяйства
Пояснения.
Положительное социальное значение охоты является давно доказанным фак-том. Современная охота обеспечивает здоровье и познавательный досуг городского населения, развитие сельских местностей, в том числе самозанятость и самообес-печение местного населения, поддержание традиций и культуры взаимодействия общества и природы, вовлечение в эти традиции молодежи, и т.д.
Организация угодий общего пользования является, с одной стороны, инстру-ментом обеспечения прав граждан, с другой – элементом региональной социальной и экологической политики.
Угодья общего пользования не должны превращаться в зоны беспорядочной, нерегулируемой охоты. Поддержание возможностей полноценной охоты и право-порядка в угодьях общего пользования может служить обобщенным критерием эффективности государственного управления охотничьим хозяйством. Все уровни государственной системы исполнительной власти наделяются контрольно-надзорными функциями в сфере охоты, а федеральные органы государственной власти, кроме того, обеспечиваются эффективными механизмами предупреждения и смягчения возможных перекосов региональной политики.
Существующие и перспективные угодья общего пользования необходимо от-ражать в общих и отраслевых (ресурсных – земельных, лесных, водных и др.) до-кументах территориального планирования.
Управление всеми незакрепленными охотугодьями должно обеспечиваться государством в полном объеме в режиме угодий общего пользования.
Принцип 2. Достаточность и географическая доступность угодий общего пользования
Пояснения.
Площади и расположение угодий общего пользования необходимо привязы-вать к социальным параметрам охотничьего населения, в том числе его численно-сти, плотности, распределению по территории и уровням доходов. Например, по-близости крупных населенных пунктов с большим контингентом охотников должны располагаться крупные массивы угодий общего пользования.
По общему правилу, охотнику предоставляется возможность в течение суток добраться до угодий общего пользования пешком, безмоторными транспортными средствами или общедоступным общественным транспортом, полноценно поохо-титься и вернуться. Отсюда, в частности, следует необходимость выделения угодий общего пользования в каждом муниципальном образовании (административной единице) уровня района (в крупных районах такие охотугодья могут выделяться на уровне муниципальных образований более низкого уровня, в регионах с дробным районированием – путем образования межрайонных угодий общего пользования).
Минимально приемлемым представляется соотношение угодий общего Поль-зования и иных охотугодий «50 на 50»; с учетом расслоения населения по уровню доходов адекватным, вероятно, будет смещение этой пропорции в сторону угодий общего пользования (например, 80 % угодий общего пользования и 20 % иных охотугодий).
При определении допустимости охоты в окрестностях населенных пунктов следует учитывать примеры, свидетельствующие о том, что организация легальной охоты способствует снижению браконьерства и санитарно-эпидемиологических угроз.
Принцип 3. Адекватность конфигурации угодий общего пользования
Пояснения.
Угодья общего пользования должны иметь конфигурацию:
а) обеспечивающую безопасность населения, домашних, а также редких и ис-чезающих видов животных;
б) максимально отвечающую характеристикам экосистемы (функционально единое целое) и охватывающую имеющееся разнообразие природно-ландшафтных комплексов;
в) обеспечивающую полноценное проведение, в первую очередь, массовых и традиционных для данной местности видов охот (в том числе требующих обшир-ных территорий, например, охота с гончими или борзыми);
г) исключающую или минимизирующую проходы через закрепленные охоту-годья, а также непреднамеренные переходы охотников в закрепленные угодья или территории, где охота запрещена;
д) ясно очерченную на местности естественными границами и(или) искусст-венными сооружениями и недвусмысленно описанную в региональных норматив-ных правовых актах (включая конфигурацию водных охотугодий).
Принцип 4. Равнодоступность охоты в угодьях общего пользования
Пояснения.
Предоставление права охоты в угодьях общего пользования – постоянная функция регионального органа государственной власти в отношении неопределен-ного круга лиц. Оказание этой публичной услуги регламентируется законом субъ-екта Российской Федерации на равноправной основе с приоритетом жителей дан-ного субъекта Российской Федерации перед иными гражданами (возможны исклю-чения для жителей смежных регионов). Законом определяется также порядок реги-страции обращений граждан за разрешениями на право охоты и принятых по об-ращениям решений.
Если законодательство субъекта Российской Федерации предусматривает проведение охотхозяйственных конкурсов, победители которых получают пре-имущественное право на охоты повышенного спроса, должна устанавливаться суммарная предельная доля таких разрешений в общих лимитах.
В случаях (в том числе – в кратковременные периоды, например, открытие охоты на водоплавающую дичь), когда единовременная пропускная способность участка угодий общего пользования, определяемая соображениями техники безо-пасности и охотничьей этики, недостаточна, и требуется специальное регулирова-ние охотничьего доступа, органы государственной власти, отвечающие за органи-зацию охоты на угодьях общего пользования, самостоятельно или через официаль-но уполномоченных ими лиц, обеспечивают равноправный доступ на основе слу-чайной выборки и учета очередности.
Принцип 5. Финансовая доступность охоты в угодьях общего пользования
Пояснения.
Органы государственной власти, отвечающие за организацию охоты на угодь-ях общего пользования, муниципалитеты или иные организации (лица), которым делегированы эти полномочия, не вправе устанавливать финансовых (а также иных, могущих иметь денежные эквиваленты, типа трудоучастия) обременений охоты в этих угодьях для жителей данного субъекта Российской Федерации, до-полнительных к установленным на федеральном уровне.
Дополнительные платежи, предназначенные для компенсации затрат на спе-циальное регулирование охотничьего доступа, могут устанавливаться норматив-ными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такие акты, в частности, должны устанавливать предельный (максимальный) суммарный размер всех охотничьих платежей, которые должны быть посильны, не носить запретительный характер для рядовых охотников.
Принцип 6. Публичность, прозрачность, подотчетность охраны и исполь-зования угодий общего пользования
Пояснения.
Органы государственной власти, отвечающие за организацию охоты на угодь-ях общего пользования, обеспечивают свободный доступ всех граждан к информа-ции об использовании угодий общего пользования, включая:
а) количество обращений, в том числе удовлетворенных;
б) количество и основные параметры выданных разрешений;
в) сведения о численности и добыче охотничьих животных;
г) оценку состояния охотничьих угодий;
д) постоянно обновляемые карты (схемы).
Перед началом каждого сезона ответственные органы государственной власти публикуют (в том числе в сети Интернет) план охоты, а по окончании сезона – отчет по каждому участку угодий общего пользования.
Целесообразно учреждение общественных наблюдательных советов по угодь-ям общего пользования.
Принцип 7. Соблюдение общественных интересов при закреплении охот-ничьих угодий
Пояснения.
Закрепление охотничьих угодий за лицами, которые вправе по своему усмот-рению ограничивать доступ рядовых охотников, рассматривается как предоставле-ние общественных ресурсов для целей индивидуального (узкогруппового) извлече-ния финансовых или нематериальных благ. Поэтому допустимость такого ограни-чения должна всегда быть предметом детального общественного обсуждения и обуславливаться законодательно закрепленными требованиями.
Участки охотничьих угодий, являющиеся или могущие являться местами мас-совых охот населения (например, водно-болотные угодья), могут предоставляться в долгосрочное пользование только в случаях полного удовлетворения охотничьих потребностей жителей данного субъекта Российской Федерации в этих видах охот, начиная с самых удаленных охотничьих угодий. При оценке потребностей учиты-ваются как текущий, так и перспективный охотничий спрос.
Во всех случаях закрепление угодий должно быть обусловлено:
- доступом в эти угодья охотников, постоянно проживающих в населенных пунктах, расположенных в данных угодьях и в непосредственно прилегающих ме-стностях, а также их близких родственников. Необходимо установление процедуры реализации прав таких охотников. Возможно определение нормативов минималь-ной посещаемости закрепленных охотугодий;
- использованием всех видов охотничьих животных, охота на которых являет-ся традиционной для данной местности. Возможно установление нормативов ми-нимальной выдачи видовых (на группу видов) разрешений на охоту;
- внесением платежей, определяемых в соответствии с объемом ограничивае-мых охотничьих прав населения и направляемых на биотехнические и воспроиз-водственные мероприятия в угодьях общего пользования;
- государственным контролем над соблюдением условий закрепления, осо-бенно касающихся охотничьих прав населения (следствием их нарушения должно быть аннулирование закрепления).
Принцип 8. Финансовая обеспеченность угодий общего пользования
Пояснения.
Финансирование государственного управления угодий общего пользования, в том числе обеспечения необременительных процедур получения разрешений на охоту в этих угодьях, содействия воспроизводству охотничьих животных, осуще-ствления контроля и надзора необходимо максимально защитить от сбоев, связан-ных с бюджетным принципом «общего котла».
Одним из методов такой защиты является объединение направляемых на эти цели средств в отдельных статьях бюджета или специальных фондах, за счет кото-рых обеспечиваются сохранение охотничьих ресурсов и организационное обеспе-чение охоты на угодьях общего пользования.
Охота широких слоев населения формирует значительный спрос на профиль-ные и иные товары, транспортные и другие услуги, а также вызывает многочислен-ные нематериальные общественно полезные эффекты (в том числе квалифициро-ванный полевой общественный контроль над состоянием и использованием живот-ного мира в целом). В связи с этим источники формирования специальных охот-ничьих фондов не должны ограничиваться платежами охотников и долгосрочных пользователей.
Контроль над использованием средств таких фондов возлагается на общест-венные наблюдательные советы субъекта Российской Федерации.
Бараусов Д.И., охотник, физик, главный специалист автоторгового предприятия, г. Санкт-Петербург.
Десятов С.В., биолог-охотовед, охотовед районного общества охотников, Иркут-ская область.
Ершов В.В., охотник, инженер-программист, специалист по защите информации, г. Ярославль.
Клюкин И.В., охотник, строитель, экономист, территориальный менеджер по про-дажам, г. Екатеринбург.
Матвейчук С.П., биолог-охотовед, старший научный сотрудник, г. Киров.
Нагорных С.Г., охотник, связист, Томская область.
Попов Д.А., охотник, лингвист, ведущий специалист по эксплуатации информаци-онных технологий, г. Томск.
Сакулин А.С., биолог-охотовед, егерь государственного заказника, Пермский край.
Саранцев Д.Л., охотник, юрист, начальник юридического отдела, г. Саратов.
Тищенко А.А., охотник, врач, г. Магадан.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХОТНИЧЬИХ УГОДИЙ
ОБОСНОВАНИЕ
Проблема территориальной организации охотничьего хозяйства России всегда была одной из самых острых. В советскую эпоху государством дважды (в 1930-е и 1950-е годы) ставилась задача полного или почти полного закрепления охотничьих угодий («ликвидация обезлички»).
Сейчас, на фоне усиления социального неравенства и распространения кор-рупции, происходит массовый захват финансовой и политической элитой лучших охотничьих угодий, вытеснение рядовых охотников на малопродуктивные терри-тории. Более того, доступ в охотугодья многих общественных объединений часто становится чересчур дорогим для большинства охотников России.
Это ставит под угрозу социальную базу охоты, ее народный характер и сохра-нение как исторического наследия, вызывает негативную реакцию широких слоев охотничьего населения. Наблюдается тенденция к массовому неисполнению норм охотничьего законодательства, в том числе протестному браконьерству, отмечают-ся факты умышленного причинения вреда деятельности частных охотхозяйств, ог-раничивающих или закрывающих доступ местным охотникам.
Все это происходит на фоне заметного ослабления государственных служб управления охраной и использованием животного мира, что подрывает статус го-сударства как собственника животного мира.
Во избежание обострения социальных конфликтов необходимо гарантировать охотничьи права всех слоев охотничьего населения, как городского, так и сельско-го. Одним из средств обеспечения охотничьих прав широких слоев населения явля-ется организация охотничьих угодий общего пользования, не подлежащих предос-тавлению в долгосрочное пользование. Государство обязано принять на себя всю полноту ответственности за научно обоснованное регулирование, контроль и над-зор в таких угодьях.
Идея выделения угодий общего пользования на постоянной основе активно обсуждается в средствах массовой информации. Она, в том или ином виде, апроби-ровалась в некоторых регионах России и закреплена в недавно принятом Феде-ральном законе «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов…».
Предлагаемые нами принципы являются попыткой суммировать, выразить в концентрированном виде накопленный опыт и результаты состоявшихся обсужде-ний. При этом мы стремились исходить из интересов самых широких слоев рос-сийских охотников. Насколько нам удалось отразить мнение большинства, надеем-ся, покажет дальнейшее обсуждение охотничьей общественностью и профессио-нальным сообществом.
ПРИНЦИПЫ И ПОЯСНЕНИЯ
Принцип 1. Организация, всесторонняя поддержка и обеспечение рацио-нального использования угодий общего пользования – важнейшая часть госу-дарственной политики в области охотничьего хозяйства
Пояснения.
Положительное социальное значение охоты является давно доказанным фак-том. Современная охота обеспечивает здоровье и познавательный досуг городского населения, развитие сельских местностей, в том числе самозанятость и самообес-печение местного населения, поддержание традиций и культуры взаимодействия общества и природы, вовлечение в эти традиции молодежи, и т.д.
Организация угодий общего пользования является, с одной стороны, инстру-ментом обеспечения прав граждан, с другой – элементом региональной социальной и экологической политики.
Угодья общего пользования не должны превращаться в зоны беспорядочной, нерегулируемой охоты. Поддержание возможностей полноценной охоты и право-порядка в угодьях общего пользования может служить обобщенным критерием эффективности государственного управления охотничьим хозяйством. Все уровни государственной системы исполнительной власти наделяются контрольно-надзорными функциями в сфере охоты, а федеральные органы государственной власти, кроме того, обеспечиваются эффективными механизмами предупреждения и смягчения возможных перекосов региональной политики.
Существующие и перспективные угодья общего пользования необходимо от-ражать в общих и отраслевых (ресурсных – земельных, лесных, водных и др.) до-кументах территориального планирования.
Управление всеми незакрепленными охотугодьями должно обеспечиваться государством в полном объеме в режиме угодий общего пользования.
Принцип 2. Достаточность и географическая доступность угодий общего пользования
Пояснения.
Площади и расположение угодий общего пользования необходимо привязы-вать к социальным параметрам охотничьего населения, в том числе его численно-сти, плотности, распределению по территории и уровням доходов. Например, по-близости крупных населенных пунктов с большим контингентом охотников должны располагаться крупные массивы угодий общего пользования.
По общему правилу, охотнику предоставляется возможность в течение суток добраться до угодий общего пользования пешком, безмоторными транспортными средствами или общедоступным общественным транспортом, полноценно поохо-титься и вернуться. Отсюда, в частности, следует необходимость выделения угодий общего пользования в каждом муниципальном образовании (административной единице) уровня района (в крупных районах такие охотугодья могут выделяться на уровне муниципальных образований более низкого уровня, в регионах с дробным районированием – путем образования межрайонных угодий общего пользования).
Минимально приемлемым представляется соотношение угодий общего Поль-зования и иных охотугодий «50 на 50»; с учетом расслоения населения по уровню доходов адекватным, вероятно, будет смещение этой пропорции в сторону угодий общего пользования (например, 80 % угодий общего пользования и 20 % иных охотугодий).
При определении допустимости охоты в окрестностях населенных пунктов следует учитывать примеры, свидетельствующие о том, что организация легальной охоты способствует снижению браконьерства и санитарно-эпидемиологических угроз.
Принцип 3. Адекватность конфигурации угодий общего пользования
Пояснения.
Угодья общего пользования должны иметь конфигурацию:
а) обеспечивающую безопасность населения, домашних, а также редких и ис-чезающих видов животных;
б) максимально отвечающую характеристикам экосистемы (функционально единое целое) и охватывающую имеющееся разнообразие природно-ландшафтных комплексов;
в) обеспечивающую полноценное проведение, в первую очередь, массовых и традиционных для данной местности видов охот (в том числе требующих обшир-ных территорий, например, охота с гончими или борзыми);
г) исключающую или минимизирующую проходы через закрепленные охоту-годья, а также непреднамеренные переходы охотников в закрепленные угодья или территории, где охота запрещена;
д) ясно очерченную на местности естественными границами и(или) искусст-венными сооружениями и недвусмысленно описанную в региональных норматив-ных правовых актах (включая конфигурацию водных охотугодий).
Принцип 4. Равнодоступность охоты в угодьях общего пользования
Пояснения.
Предоставление права охоты в угодьях общего пользования – постоянная функция регионального органа государственной власти в отношении неопределен-ного круга лиц. Оказание этой публичной услуги регламентируется законом субъ-екта Российской Федерации на равноправной основе с приоритетом жителей дан-ного субъекта Российской Федерации перед иными гражданами (возможны исклю-чения для жителей смежных регионов). Законом определяется также порядок реги-страции обращений граждан за разрешениями на право охоты и принятых по об-ращениям решений.
Если законодательство субъекта Российской Федерации предусматривает проведение охотхозяйственных конкурсов, победители которых получают пре-имущественное право на охоты повышенного спроса, должна устанавливаться суммарная предельная доля таких разрешений в общих лимитах.
В случаях (в том числе – в кратковременные периоды, например, открытие охоты на водоплавающую дичь), когда единовременная пропускная способность участка угодий общего пользования, определяемая соображениями техники безо-пасности и охотничьей этики, недостаточна, и требуется специальное регулирова-ние охотничьего доступа, органы государственной власти, отвечающие за органи-зацию охоты на угодьях общего пользования, самостоятельно или через официаль-но уполномоченных ими лиц, обеспечивают равноправный доступ на основе слу-чайной выборки и учета очередности.
Принцип 5. Финансовая доступность охоты в угодьях общего пользования
Пояснения.
Органы государственной власти, отвечающие за организацию охоты на угодь-ях общего пользования, муниципалитеты или иные организации (лица), которым делегированы эти полномочия, не вправе устанавливать финансовых (а также иных, могущих иметь денежные эквиваленты, типа трудоучастия) обременений охоты в этих угодьях для жителей данного субъекта Российской Федерации, до-полнительных к установленным на федеральном уровне.
Дополнительные платежи, предназначенные для компенсации затрат на спе-циальное регулирование охотничьего доступа, могут устанавливаться норматив-ными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такие акты, в частности, должны устанавливать предельный (максимальный) суммарный размер всех охотничьих платежей, которые должны быть посильны, не носить запретительный характер для рядовых охотников.
Принцип 6. Публичность, прозрачность, подотчетность охраны и исполь-зования угодий общего пользования
Пояснения.
Органы государственной власти, отвечающие за организацию охоты на угодь-ях общего пользования, обеспечивают свободный доступ всех граждан к информа-ции об использовании угодий общего пользования, включая:
а) количество обращений, в том числе удовлетворенных;
б) количество и основные параметры выданных разрешений;
в) сведения о численности и добыче охотничьих животных;
г) оценку состояния охотничьих угодий;
д) постоянно обновляемые карты (схемы).
Перед началом каждого сезона ответственные органы государственной власти публикуют (в том числе в сети Интернет) план охоты, а по окончании сезона – отчет по каждому участку угодий общего пользования.
Целесообразно учреждение общественных наблюдательных советов по угодь-ям общего пользования.
Принцип 7. Соблюдение общественных интересов при закреплении охот-ничьих угодий
Пояснения.
Закрепление охотничьих угодий за лицами, которые вправе по своему усмот-рению ограничивать доступ рядовых охотников, рассматривается как предоставле-ние общественных ресурсов для целей индивидуального (узкогруппового) извлече-ния финансовых или нематериальных благ. Поэтому допустимость такого ограни-чения должна всегда быть предметом детального общественного обсуждения и обуславливаться законодательно закрепленными требованиями.
Участки охотничьих угодий, являющиеся или могущие являться местами мас-совых охот населения (например, водно-болотные угодья), могут предоставляться в долгосрочное пользование только в случаях полного удовлетворения охотничьих потребностей жителей данного субъекта Российской Федерации в этих видах охот, начиная с самых удаленных охотничьих угодий. При оценке потребностей учиты-ваются как текущий, так и перспективный охотничий спрос.
Во всех случаях закрепление угодий должно быть обусловлено:
- доступом в эти угодья охотников, постоянно проживающих в населенных пунктах, расположенных в данных угодьях и в непосредственно прилегающих ме-стностях, а также их близких родственников. Необходимо установление процедуры реализации прав таких охотников. Возможно определение нормативов минималь-ной посещаемости закрепленных охотугодий;
- использованием всех видов охотничьих животных, охота на которых являет-ся традиционной для данной местности. Возможно установление нормативов ми-нимальной выдачи видовых (на группу видов) разрешений на охоту;
- внесением платежей, определяемых в соответствии с объемом ограничивае-мых охотничьих прав населения и направляемых на биотехнические и воспроиз-водственные мероприятия в угодьях общего пользования;
- государственным контролем над соблюдением условий закрепления, осо-бенно касающихся охотничьих прав населения (следствием их нарушения должно быть аннулирование закрепления).
Принцип 8. Финансовая обеспеченность угодий общего пользования
Пояснения.
Финансирование государственного управления угодий общего пользования, в том числе обеспечения необременительных процедур получения разрешений на охоту в этих угодьях, содействия воспроизводству охотничьих животных, осуще-ствления контроля и надзора необходимо максимально защитить от сбоев, связан-ных с бюджетным принципом «общего котла».
Одним из методов такой защиты является объединение направляемых на эти цели средств в отдельных статьях бюджета или специальных фондах, за счет кото-рых обеспечиваются сохранение охотничьих ресурсов и организационное обеспе-чение охоты на угодьях общего пользования.
Охота широких слоев населения формирует значительный спрос на профиль-ные и иные товары, транспортные и другие услуги, а также вызывает многочислен-ные нематериальные общественно полезные эффекты (в том числе квалифициро-ванный полевой общественный контроль над состоянием и использованием живот-ного мира в целом). В связи с этим источники формирования специальных охот-ничьих фондов не должны ограничиваться платежами охотников и долгосрочных пользователей.
Контроль над использованием средств таких фондов возлагается на общест-венные наблюдательные советы субъекта Российской Федерации.
Бараусов Д.И., охотник, физик, главный специалист автоторгового предприятия, г. Санкт-Петербург.
Десятов С.В., биолог-охотовед, охотовед районного общества охотников, Иркут-ская область.
Ершов В.В., охотник, инженер-программист, специалист по защите информации, г. Ярославль.
Клюкин И.В., охотник, строитель, экономист, территориальный менеджер по про-дажам, г. Екатеринбург.
Матвейчук С.П., биолог-охотовед, старший научный сотрудник, г. Киров.
Нагорных С.Г., охотник, связист, Томская область.
Попов Д.А., охотник, лингвист, ведущий специалист по эксплуатации информаци-онных технологий, г. Томск.
Сакулин А.С., биолог-охотовед, егерь государственного заказника, Пермский край.
Саранцев Д.Л., охотник, юрист, начальник юридического отдела, г. Саратов.
Тищенко А.А., охотник, врач, г. Магадан.
l
loz
Одним из методов такой защиты является объединение направляемых на эти цели средств в отдельных статьях бюджета или специальных фондах,
вот это объясни Илья, плиз,честно читал, но не понял
и к чему это все?
Л
Лёха66
Илья - газета с этой статьей у меня есть. Приезжай - забирай
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в дискуссии.