Мрачный фоторепортаж: в Оперном "Волшебную флейту" Моцарта превратили в мелодраму в стиле стимпанк

На сцене вращаются огромные шестерёнки и лабиринты из труб, а на экране перед сценой транслируют комиксы.

Впервые в Оперном театре во время постановки на экран перед сценой транслируются комиксы.

В Екатеринбургском театре оперы и балета поставили "Волшебную флейту" Моцарта, и это, пожалуй, самая необычная постановка классической оперы, которую можно только представить. На сцене – огромные вращающиеся шестерёнки, гигантские двери, лестницы и металлические трубы, из которых валит пар, а актёры спускаются с потолка на парашютах и исполняют арии, стоя в клетках. А на полупрозрачный экран перед сценой транслируются отрисованные мультяшные комиксы.

– Моцарту бы понравилось! – говорит солистка Анна Горбачёва, исполняющая роль главной героини Памины. – Я считаю, что стимпанк идеально вписался в музыку "Волшебной флейты", и я не считаю, что мы что-то нарушили, выбрав эту тему. Мне очень нравится мой костюм. Я бы с удовольствием оставила себе сапоги и пиджак.

Анна в последние 10 лет живёт в Великобритании и играет в разных театрах по приглашению. В нашем Оперном, да и вообще в России она играет впервые.

Анна Горбачёва исполняет роль Тамины – сильной девушки, которая борется за свою любовь.

Художественный руководитель театра, придумавший сложные костюмы, рассказал, что на их отрисовку, создание макетов и проработку всех деталей ушло в сумме около месяца работы. Сами актёры признаются – в костюмах поначалу было жарко и неудобно, но пришлось привыкнуть, чтобы на сцене не отвлекаться на эти ощущения и вживаться в роль. С каждой репетицией, говорят они, добавляются новые детали – заклёпки, очки, брошки и подвески.

– Каждую постановку делать страшно, и эту было тоже, – признался режиссёр-постановщик Дэниэль Слэйтер, для которого это первый опыт работы в России. – Но в этом случае мы постарались найти современный способ показать то, что сделал Моцарт 200 лет назад. Он тоже применил все возможные технологии того времени. Оригинальная история – это приключение, я думаю, что стимпанк очень подходит к этому. Мы постарались рассказать эту историю в стиле мрачной сказки.

На сцене трубы, гигантские шестерёнки и клубы пара.

Спектакль играют на двух языках – музыкальные партии исполняются на немецком (на экранах в это время идут русские субтитры), а диалоги говорят на русском.

– Самым сложным для меня были диалоги, – рассказала Анна Горбачёва. – Это абсолютно новый для меня вид искусства. Приходилось общаться с коллегами из Театра драмы, делать упражнения, заниматься, чтобы голос было слышно в зале. А вообще мой педагог, когда посмотрела одну из репетиций, сказала, что я играю саму себя. Иногда Памину изображают такой слабой жертвой, а мы создали такой яркий сильный образ девушки, которая не плачет, борется за свою любовь. У нас с ней есть какие-то схожие черты.

Создать мрачную сказку у режиссёра действительно получилось. Глядя на сцену, не можешь оторваться от декораций и с жадностью следишь за каждой сценой, переживая за судьбу героев. Получится ли у капитана Тамино спасти свою возлюбленную Памину из башни похитившего её Зарастро? Хватит ли сил у Памины отомстить Зарастро за муки своей матери Царицы ночи? Сможет ли балагур-птицелов Папагено найти свою любовь и стать счастливым? И кто, в конце концов, победит в битве двух враждующих государств?

Актёры поют на немецком, а говорят по-русски.
Перед сценой – полупрозрачный экран, на который транслируются анимированные комиксы.
С помощью игры света режиссёры иногда как будто переносят зрителей в кино, а потом возвращают обратно в театр.
На первых минутах спектакля с потолка спускается главный герой на парашюте.
Экран поднимают только через полчаса после начала спектакля, до этого все актёры для зрителей как за стеклом.
Сложные костюмы в стиле стимпанк – особенность этой постановки.
Субтитры идут на русском языке.
Птицелов Папагено появляется на большом велосипеде.
Постановщики умело используют игру света и тени.
Та самая волшебная флейта – подарок Царицы ночи.
Принц Тамино в постановке летает на самолёте, прыгает с парашютом, спасает свою любовь и очень красиво поёт.

Напомним, опера "Волшебная флейта" откроет 105-й театральный сезон в Екатеринбургском театре оперы и балета. Режиссёр ранее рассказывал, что значительно поработал с текстом – он и его команда сократили и переписали диалоги.

Текст: Алёна ХАЗИНУРОВА; Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
7247