Юрий Башмет: "Екатеринбург для меня - флейтовый город"

За пару часов до концерта великий музыкант рассказал о своём ансамбле и восприятии столицы Урала.

Ансамбль "Солисты Москвы" Юрия Башмета существует уже четверть века.

Юрий Башмет регулярно приезжает в Екатеринбург. И вполне предсказуемо, зал в филармонии всегда полный. На этот раз он привёз свой камерный ансамбль "Солисты Москвы". Коллективу исполнилось 25 лет, и по этому поводу Башмет отправился с ансамблем в мировой тур.

За пару часов до концерта Юрий Башмет согласился пообщаться с журналистами. Небольшая комнатка в новом корпусе филармонии, традиционно у него в руках пачка сигарет, а из-за двери доносятся звуки Моцарта – ансамбль репетирует. И Башмет, хоть и старательно отвечает на вопросы, но он уже там. Сразу после беседы он отправится в зал, чтобы уточнить некие штрихи, хоть с ансамблем они эти произведения играли много раз.

– Вы со своим ансамблем сейчас совершаете мировой тур, который посвящён 25-летию коллектива. Если вернуться в то время, то вы уже были сверхуспешным музыкантом, перед вами были открыты все залы мира. Почему вдруг возникла идея создать такой коллектив?

– У меня складывалась счастливая карьера. У меня уже были первые сольные концерты альта в "Карнеги", в "Ла Скала" и в других мировых залах. И вот я сыграл в "Ла Скала", успех. И вот мы договариваемся о следующем концерте в этом зале, программе. Приезжаю через полтора года – снова успех. Вновь садимся договариваться, но в третий раз программу набираю уже с трудом.

Ансамбль "Солисты Москвы" возник во многом благодаря случайности.

И в какой-то момент пришлось признать, что репертуар оригинальный исчерпан. Конечно, сейчас мой репертуар сильно расширился. Если бы так было тогда, то я бы, может быть, и не стал создавать ансамбль. Кроме того, я тогда с ненавистью относился к дирижёрам, с которыми мне тогда приходилось играть. Просто мало кто из них так хорошо знал партитуры, которые я играл. Меня это раздражало, так как я очень хорошо слышал огрехи оркестра.

Свою роль сыграл случай. Во Францию не успел приехать Гергиев. И надо было спасать фестиваль, а потому менеджер уговорил меня встать за пульт. Я долго отказывался, так как никогда этому не учился. И уже после первой репетиции понял, что буду этим заниматься. В итоге через месяц появился оркестр "Солисты Москвы".

– А где вам комфортнее – за пультом или когда альт в руках?

– В каком-то смысле лучше тогда, когда не играешь. Если что-то не то, то оркестр же плохой, а не ты. Но это, конечно, шутка.

Каждый свой концерт Башмет анализирует.

– Ваши музыканты действительно солисты? И как их удаётся превратить в ансамбль?

– Это сложно, поскольку настоящий большой солист должен быть дисциплинированным. У меня любой может выступить в качестве солиста. И мы это делаем, когда играем "Времена года".

Главная моя задача, чтобы их сольные амбиции были подчинены общей идее. Я их сколько лет знаю, но всё-таки характеры у них такие, что даже годы работы не сделали их одинаковыми в понимании музыки. Но зато с ними я могу за 10 минут найти общий язык. Так больше ни с кем не могу.

– У фамилии Башмет уже есть какая-то магия: в любом случае, даже если вы вдруг где-то ошибётесь, то в конце будут овации. А вы как-то себя оцениваете после концертов?

– Ориентироваться на аплодисменты, при всём уважении к публике, нельзя. Хотя, конечно, зависит от того, кто пришёл в зал. Если человек пришёл чисто на имя, но при этом никогда ранее не был на концерте классической музыки, то он просто сойдёт с ума.

У меня водитель, с которым мы давно вместе. Но во время концерта он сидит в машине или артистической. И вот однажды он попросился в зал, послушал симфонию Малера. И теперь его ни на какой концерт не затащишь.

Вообще я после каждого концерта думаю о том, что получилось, что нет. Очень важно не путать понятия "достижение" и "успех". Хорошо, когда они совпадают.

– Позавчера вы были в Хабаровске, вчера в Сургуте, а теперь Екатеринбург. Вы города ещё как-то отличаете, или они смешиваются во что-то единое?

– Конечно, где-то крабы, где-то олень. Для меня Екатеринбург – это филармония. Это не для того, чтобы сделать приятно. Просто тут серьёзное и фанатичное отношение к делу. Вообще, там, где преподают фанаты, то там и школа видна и слышна. В каком-то городе ударники шикарные, в другом – флейта.

– А в Екатеринбурге?

– Колледж у вас более или менее по всем предметам высокого уровня. Но всё равно он для меня флейтовый.

Кстати, летом 2015 года Юрий Башмет был гостем студии E1.RU. Тогда мы с ним поговорили не только о музыке, но и о политике.

Текст: Сергей ПАНИН; Фото: пресс-служба филармонии; Видео: Сергей ПАНИН / facebook.com
2847