Чиновники в шоке: семья из Екатеринбурга "сломала стену", согласовав перепланировку через госуслуги

Публикуем лайфхак от первопроходцев: как пройти бюрократический квест и не платить посредникам.

Теперь простую перепланировку, не затрагивающую несущие стены, можно согласовать за 45 дней.

Согласование перепланировок – тема, на которой "кормится" целый отряд больших и малых компаний. Предполагается, что проходить бюрократический квест с собиранием документов и походами в администрацию – это задача не для простых смертных.

"В результате вы потратите на согласование в лучшем случае 4 месяца своей жизни. Стоимость всех накладных расходов, включая проект перепланировки, составляет в районе 12 000 – 15 000 рублей, – пугают на сайте одной из компаний. – Заниматься этим самостоятельно или поручить компетентным специалистам – решать только вам!"

В среднем, за услугу специалисты просят от 20 до 40 тысяч рублей.

Екатеринбуржцы Юлия и Константин решили сломать не только стену, но и систему: предстоящую перепланировку они согласовывают через портал госуслуг.

– Мы переносим кухню в коридор, увеличиваем санузел за счёт коридора, меняем расположение входа в гостевой санузел – рассказывает Юлия. – Это называется переустройство и перепланировка. Изучили законодательство, изменения не противоречат Жилищному кодексу РФ. Заказали проект в проектной организации, его сделали по всем правилам, подступили к главному – перед началом работ проект нужно согласовать в администрации. На сайте госуслуг, которым мы пользуемся, есть такой раздел "Согласование перепланировки и переустройства".

Шаг первый: отправить заявление. Как документ стучался в закрытую дверь

В разделе есть перечень документов, которые нужно отсканировать и приложить, чтобы отправилась заявка. Само заявление в адрес местной администрации формируется автоматически после того, как пользователь заполнит все разделы. Заявка отправлена, и, если всё заполнено верно, приходит подтверждение об отправке в ведомство, в течение пяти дней пользователю приходит приглашение в администрацию, куда нужно принести оригиналы документов. Это, кстати, сразу исключает ещё одну статью расходов – на нотариуса. Ведь оригиналы документов владельцы приносят лично – нотариальная подпись не требуется.

Раздел "Согласование переустройства и перепланировки" на сайте госуслуг.

Вроде бы всё просто. Но в первый же день возникла проблема – оказалось, что отправить документы невозможно. Скрин проекта перепланировки не укладывался в допустимую квоту в 5 мегабайт. 56-страничный документ в формате PDF намного "тяжелее", поэтому пришлось воспользоваться программами, чтобы перезалить его в JPG и уменьшить. Однако, заполнив всё по правилам, Юлия так и не смогла отправить заявку, приходило сообщение "Ошибка отправки в ведомство".

– На сайте госуслуг есть возможность обратиться в техподдержку через мессенджер Telegram, – описывает свои дальнейшие действия Юлия. – Отвечают очень быстро, но, видимо, уровень специалистов в техподдержке довольно поверхностный, рассчитанный на новичков на портале. На вопросы посложнее они ответить не могут, советуют обратиться напрямую в ведомство. Мы обратились, но тоже по электронной почте. Пришёл ответ, что заявка не поступала, и больше никаких комментариев. Мы с мужем решили не сдаваться и всё-таки продолжить попытки получить услугу через электронное правительство.

Очевидно, до настырной Юлии ни одного заявления через систему госуслуг принято не было – они просто не могли пройти.

Юлия продолжила писать и звонить в техподдержку и наконец вышла на компетентного специалиста, который понял суть проблемы. Все проблемы настойчивая горожанка описала в письме, ей пообещали разобраться, но время было предновогоднее, и 31 декабря проблему, так и не решив, закрыли – видимо, чтоб не идти в новый год с долгами и не портить статистику. После каникул девушка снова обратилась со своей проблемой и в конце концов добилась адекватной реакции.

– Мы можем только предполагать, по какой причине была ошибка отправки в ведомство, возможно, 15 моих обращений упирались в неработающий сервер. Я старалась донести техподдержке сайта, что они не почтовый ящик, их задача – донести мою заявку до адресата. Если что-то не доходит, есть проблема в межведомственном взаимодействии, это их задача – решать. Они должны отвечать за всю цепочку – в этом и смысл электронного правительства.

Пользователь заполняет форму – заявление формируется автоматически.

В итоге в администрацию района направили письмо уже от лица электронного правительства, чтобы там настроили приём заявок. 15 февраля, спустя более чем два месяца после первой попытки отправить документы, заявка наконец благополучно ушла в ведомство, на следующий день она была принята. После этого, по правилам, в течение 5 дней нужно принести оригиналы в администрацию.

Шаг второй: визит в администрацию. Без бумажки иди к начальству

– На следующий день позвонили и попросили прийти с документами, а заодно с согласием от управляющей компании, – продолжает описывать этапы многоходовки хозяйка квартиры. – Я говорю: "Если нужны какие-то дополнительные документы, кроме тех, которые требуются на портале госуслуг, напишите мне об этом в личный кабинет портала". Услугу предоставляет администрация в рамках межведомственного взаимодействия. УК не является участником предоставления этой услуги. А пригласить меня должны через госуслуги, а не по телефону – это важно, потому что именно так должен работать сервис.

В итоге Юле всё-таки прислали приглашение по электронной почте, обозначив дни и часы приёма. Когда она пришла с документами, вопрос с согласованием от УК снова возник, девушка снова отказалась, апеллируя к регламенту (к слову, эта услуга управляющей компании, разумеется, не бесплатная).

В списке документов никакого согласования с управляющей компанией нет. Это регламент.

– Они сказали: "Идите к начальству", я ответила: "Да с удовольствием", записалась на приём к замглавы администрации района, мне очень быстро назначили встречу. Пришла, замглавы района заверил меня, что я действую правильно, госуслуги работают и никаких документов больше не требуется, нужно ждать результата. Я обрадовалась, села уже в машину, собралась уезжать, как мне снова звонок от специалиста – мол, ничего не знаем, несите документ от управляющей компании.

Вспоминая этот момент, Юлия с трудом сдерживает эмоции. Очевидно, что закалка в борьбе с бюрократизмом даётся не сразу. Пришлось вернуться, снова вступать в этот спор, заручившись поддержкой чиновника, с которым только что встречалась. В итоге сошлись на небольшой уступке – дополнительно к проекту и документам нужно принести согласие соседей снизу на перепланировку. С этим владельцы квартиры благодаря отзывчивым соседям быстро справились.

Резюме: 45 дней – фантастика

В итоге долгожданный ответ по всей форме пришёл через портал госуслуг – владельцы квартиры смогли приступить наконец к ремонту. Теперь, после окончания работ, им предстоит новая серия квеста – приёмка.

Первую попытку отправить заявку новосёлы сделали 5 декабря, окончательно удалось отправить документ 15 февраля, положительный ответ пришёл через 45 дней.

Архитекторы говорят, что это космос.

– 45 дней звучит как ненаучно-фантастический факт, – рассказала сотрудница компании, занимающейся перепланировками. – Деньги бывают и более серьёзные, всё зависит от сложности задачи. Меньше полугода – ни разу. Иногда по полтора года ждёшь.

Главное правило: лучше согласовывать план до начала работ и получать разрешение, а по окончанию организовывать приёмку.

По данным портала госуслуг, в соответствии с действующим законодательством, услуга предоставляется бесплатно, её предоставляет муниципалитет. Вероятно, эта семья стала одной из первых, если не первой, в Екатеринбурге, кому удалось это сделать. Кстати, подобная практика давно существует в Москве.

– Мы философски отнеслись к проблеме, мы не связаны какими-то сроками и решили, не торопясь, сделать всё по закону, – резюмирует Юлия. – Хорошо, что существуют госуслуги – нет голословных заявлений, телефонных разговоров, беготни, всё общение чётко по электронной почте. Но везде есть человеческий фактор, и в результате возникают проблемы межведомственного взаимодействия. В нашем проекте не затрагиваются несущие конструкции, нет изменений приборов отопления, и дом – не памятник архитектуры. Советуем сначала согласовывать будущие изменения, а потом приступать к ремонту!

Потратиться придётся на грамотный проект, сделанный в организации, состоящей в СРО, но затраты на это существенно ниже согласования перепланировки через посредника.

В городском Управлении ЖКХ подтвердили, что такой способ – подача заявок и согласование перепланировки через госуслуги – существует.

– Муниципальную услугу "Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений" предоставляет администрация города Екатеринбурга в лице территориальных органов администрации города Екатеринбурга (администраций районов) по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, – прокомментировали в мэрии. – Заявление и документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, заявитель может подать в орган, предоставляющий муниципальную услугу с помощью федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (http://gosuslugi.ru) в форме электронных документов. Приём заявителей для консультирования и приёма заявлений и документов осуществляется также в МКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг муниципального образования "город Екатеринбург" и его отделах приёма и выдачи документов, в государственном бюджетном учреждении Свердловской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" и его филиалах.

Текст: Анастасия РОВНУШКИНА; Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
66525