Ещё утром я не догадывалась, что этот рабочий день станет самым ярким и позитивным за время работы на E1.RU. На мастер-класс в Екатеринбургский цирк, куда меня отправила редакция, я, честно говоря, шла с неохотой. В цирке я была всего несколько раз, и самое яркое впечатление — как уснула в детстве на выступлении повелителя кошек Юрия Куклачёва. С тех пор полюбить цирк у меня не получалось. До сегодняшнего дня.
Мастер-класс для журналистов в преддверии Всемирного дня цирка, который отмечается 15 апреля, организовали артисты программы династии Филатовых. Они планировали пробыть на гастролях в уральской столице до конца этой недели, но представления с медведями так понравились екатеринбуржцам, что программу продлили до 23 апреля.
Наш мастер-класс начинается с общения с главными героями цирка — животными.
— Медведей, к сожалению, сегодня не будет, — предупреждают журналистов сотрудники цирка. — Весной они непостоянны, могут нервничать.
На выбор нам предлагают подрессировать ламу, пони, дикобраза, носуху и собачек. На экзотику я не решаюсь, поэтому выбираю себе в партнёры последних, а именно — близнецов Жака и Нака, так зовут самоедских лаек династии Филатовых. Они выступают в цирке уже 5 лет вместе с Аллой и Лилией Сычёвыми.
Мне вручают кусочки печенек и предлагают сделать вместе с Жаком и Наком первый трюк: их проход через ногу. Шаг вперёд — и Жак в погоне за печенькой пробегает под моей ногой, шаг второй — и вот уже Нак с другой стороны делает то же самое. Я умиляюсь, и два воздушных волосатых облака запрыгивают на меня, выпрашивая лакомство. Протягиваю им печенье, они довольны.
Затем мне предлагают выполнить следующий трюк: проход по бордюру. Чтобы Жак и Нак выполнили эту команду, мне приходится повторять заветное слово «монт». И вновь всё получается, конечно, не без помощи дрессировщиц Аллы и Лилии.
— Как вы отличаете Жака и Нака, они же на одно лицо? — спрашиваю я у дрессировщиц.
— Это на первый взгляд они похожи, но на самом деле у них и морды, и характеры разные. Жак — он лидер, а Нак мягче, он всегда за Жаком всё повторяет, — объясняет Лилия Сычёва.
Следом за животными на манеж выходят клоуны. Они готовы всем присутствующим сделать грим. Я не решаюсь — после цирка нужно бежать на интервью с чиновником, поэтому соглашаюсь только на клоунский костюм. А вот оператор «4 канала» более решительный. Ему делают яркое и выразительное лицо. Я помогаю ему нарисовать под глазами стрелки, и вот он уже вылитый клоун.
— Сложно быть клоуном? — спрашиваю у артистов.
— Сложно, если зрители не смеются. Бывает, что выкладываешься, а отдачи нет никакой. Когда отдаёшь, хочешь же что-то получить, но, когда не получаешь, внутри опустошение. Такое бывает, если плохая погода или зритель сонный, — отвечает клоун Яков Ермолаев.
— А екатеринбургские зрители весёлые?
— У вас благодарные зрители. Уральцы вообще такие актёры. У нас есть реприза со зрителями, и она всегда здесь очень весело проходит. Многие даже думают, что это подставные актёры, но на самом деле все они — ваши жители. Они иногда такое исполняют, что реально не отрепетировать.
Один из главных атрибутов клоуна — свисток. Раздаётся громкий свист, и Яков Ермолаев превращается в клоуна Яшку.
— Ты клоун Яша, а я клоун Маша, — говорю я и вживаюсь в роль клоунессы.
Мы берёмся за руки и вместе с коллегами импровизируем.
Очередь за жонглёрами. В мои учителя вызвался Ерофей Машуков.
— Сколько времени вам понадобилось, чтобы научиться жонглировать? — интересуюсь у него.
— Я жонглирую уже больше 10 лет, а получаться у меня стало только на днях, — шутит Ерофей.
— Вы такой шутник, вам, наверное, в клоуны нужно было идти.
— Я просто до сих пор учусь жонглировать с большим количеством предметов. Я и вас сейчас научу. Берёте мячик, перекидываете его из руки в руку и ловите — это первое правило. Второе правило — мячи не должны сталкиваться, их нужно бросать крест накрест.
Я беру три мяча в руки и пытаюсь повторить.
— Не перекладывай. Я видел! Халтуришь, — говорит Ерофей.
Я соглашаюсь и начинаю стараться. Раз попытка — шарики разлетаются и падают на пол. Вторая попытка — то же самое. Через несколько десятков попыток у меня всё-таки стало хоть что-то получаться. Счастью нет предела: оказывается, жонглировать — это так увлекательно.
Всё это время за нами наблюдал стоящий рядом мужчина. Он тоже давал мне советы.
— Вы тоже жонглёр? — интересуюсь я.
— Нет, я волшебник! — отвечает мужчина.
— Ух, ты! — всё, шарики больше не интересны, переключаюсь на фокусы.
Фокусник Владимир Максимов показал, как можно сделать так, чтобы игральная карта испарилась в руках. Оказалось, всё просто — ловкость рук. Но у меня, новичка, сделать этот трюк не получилось. Но я не расстроилась, потому что впереди меня ждал полёт под куполом цирка.
Воздушный гимнаст Сергей Золотухин помогает мне надеть на руки ремни, и через несколько секунд я поднимаюсь в воздух и парю над манежем.
Через минуту руки устают, и я прошу опустить меня вниз. После полёта от ремней заболели запястья.
— Я занимаюсь этим с детства, и мои запястья уже к такому привыкли. Кожа огрубела и ничего не чувствует, — признаётся Сергей.
После полётов под куполом цирка я рискнула пройти и по натянутому на высоте 2 метра тросу (кстати, опыт у меня уже был — два года назад меня учил ходить по стропе канатоходец). Чтобы сделать это, сперва мне нужно было забраться на сам трос. Попыталась залезть на него с помощью двух артистов, но ничего не получилось — упала.
В итоге наверх меня подняли с помощью подвешенных под куполом ремней. С их помощью мне удалось пройтись по тросу и не упасть.
Сегодня после посещения цирка было ощущение, что я полдня провела в спортзале: сил не было, а ноги гудели. Зато эмоции просто переполняли. А самое главное, взглянув на цирк изнутри, я его полюбила.
Видео: Максим БУТУСОВ / Е1.RU